Завершающие упражнения

Рекомендуется в конце каждого тренинга проводить только одно из указанных в данном разделе завершающих упражнений. В большинстве случаев эффективнее проводить одно и то же упражнение в конце каждого тренинга.

«Подарок» (3-5 минут)

Цель: формирование положительного эмоционального климата, завершение тренинга.

Ход игры/упражнения:

Участники встают в круг. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем делать подарки друг другу». Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-либо предмет и передаёт его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.д.).

«Спасибо за приятное занятие» (2-3 минуты)

Цель: формирование положительного эмоционального климата, завершение тренинга.

Ход игры/упражнения:

Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом. Один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: “Спасибо за приятное занятие!” Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берёт за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: “Спасибо за приятное занятие!” Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук».

 «Подарки группе» (2-3 минуты)

Цель: формирование положительного эмоционального климата, завершение тренинга.

Ход игры/упражнения:

Участники встают в тесный круг, кладут руки соседям на плечи. Ведущий в этом же кругу начинает медленно раскачивать всех участников вправо-влево, рассказывая: «Представим себе, что наш тренинг проходил на корабле. Нас обдувает легкий морской бриз, под ногами мягко покачивается палуба. Корабль приближается к порту – скоро наш тренинг завершится, мы сойдем с палубы на берег и отправимся каждый своим путем. Но сейчас, пока мы ещё все вместе, на корабле, давайте подумаем, что мы могли бы друг другу подарить, чтобы наша дальнейшая жизнь была интереснее, легче, успешнее, креативнее. Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и уверенность в себе...» Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Понятно, что речь здесь идет о нематериальных подарках: качествах личности, жизненных позициях, разного рода пожеланиях. Когда обмен подарками завершен, ведущий продолжает: «Ну вот, наш корабль успешно прибыл в порт. Сейчас мы сойдем на берег – из тренинга в реальную жизнь. Но прежде чем сделать этот шаг, давайте скажем друг другу “спасибо”, пожелаем успехов и наградим себя за успешное плаванье аплодисментами!»

«Аплодисменты по кругу» (2-3 минуты)

Цель: формирование положительного эмоционального климата, завершение тренинга.

Ход игры/упражнения:

Ведущий говорит: «Мы хорошо поработали, и мне хочется закончить тренинг на положительной ноте. Сейчас я начну хлопать в ладоши и подойду к кому-то из вас. Этот человек тоже начнет хлопать вместе со мной и подойдет к кому-то ещё. И так, пока мы не начнем хлопать все вместе».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа. После этого ведущий говорит: «Отлично, спасибо!» – и на этом объявляется окончание тренинга.

«Клубок» (2-3 минуты)

Доп. материалы: клубок ниток (любой).

Цель: формирование положительного эмоционального климата, завершение тренинга.

Ход игры/упражнения:

Участники группы находятся в кругу. Ведущий держит кончик нити. Он говорит какое-либо пожелание для группы, к примеру: «Желаю группе хорошего настроения» (или пожелание своему соседу справа или слева). После этого ведущий передаёт клубок соседнему участнику и предлагает ему так же сказать какое-либо пожелание и передать клубок. Подобным образом клубок обходит весь круг, участники держат некоторое время нить, и тренинг завершается.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном пособии были рассмотрены основные методические рекомендации, касающиеся организации личностного развития старших подростков и формирования коллективов, приведен вариант практического решения данных задач.

Подводя итог, можно сказать, что личностное развитие в старшем подростковом возрасте можно организовывать как для решения каких-либо частных проблем, так и для облегчения процесса решения подростками основных возрастных задач: профессионального и нравственного самоопределения. Во втором случае, развивающую работу рекомендуется направлять на совершенствование мягких навыков участников, так как они позволяют решать больший спектр проблем и задач, нежели узкоспециальные навыки. Такими надпрофессиональными навыками являются: творческое, системное мышление, коммуникативная компетентность, умение взаимодействовать с другими людьми в процессе командной работы, умение организовывать самостоятельную деятельность, навыки самопознания, самопрезентации и т.д.

Наиболее экономичной и эффективной формой организации личностного развития считается групповая тренинговая работа. Тренинг как форма активного обучения и развития имеет определённые особенности: реализация определённых тренинговых принципов, применение активных методов работы, атмосфера психологической безопасности, расположение участников в кругу и т.д. Тренинговую работу эффективно использовать для направленного развития способности подростков работать в коллективе, решать межличностные конфликты, понимать способы повышения эффективности совместной деятельности.

Пособие было подготовлено на основе трудов отечественных и зарубежных психологов, различных интернет-ресурсов, предлагающих различные игровые и развивающие упражнения, и личного опыта авторов.

Вопрос личностного развития взрослеющих людей видится нам очень важным как в аспекте самоопределения подростков, так и в целом для качественного улучшения жизни молодого поколения. На основе этого, надеемся, что настоящее пособие будет полезно людям, заинтересованным в организации развивающей работы с подростками.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007.

2. Белбин, Р.М. Типы ролей в командах менеджеров. – Пер. с англ. – М.: HIPPO, 2003.

3. Бизнес-психолог.рф. Интернет-журнал. Команда строит башню (деловая игра) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://brainmod.ru/magazine/article-team-tower, свободный. – Загл. с экрана.

4. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 1999.

5. Грецов, А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008.

6. Гриценко, В.В. Тренинг повышения эффективности социально-психологической адаптации детей вынужденных мигрантов: Учебно-методическое пособие / В.В. Гриценко, Н.Е. Шустова. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

7. Гузенко, А.С. Игра для оценки команд «Воздушный шар» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://hrtime.ru/material/igra-dlia-otsenki-komand-vozdushnyy-shar-13217, свободный. – Загл. с экрана.

8. Игра «Данетки»: описание, правила игры. Интересные «Данетки» с ответами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://super-positive.ru/interesnye-danetki-s-otvetami, свободный. – Загл. с экрана.

9. Игры на вторичное знакомство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lektsii.org/16-83411.html, свободный. – Загл. с экрана.

10. Инфоурок. Психологические игры на завершение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/psihologicheskie-igri-na-zavershenie-2935829.html, свободный. – Загл. с экрана.

11. Инфоурок. Театры-экспромты для детей и взрослых. Сценарии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/teatri-ekspromti-dlya-detey-i-vzroslih-scenarii-2015409.html, свободный. – Загл. с экрана.

12. Канчер, В. Тренинг на командообразование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://velereya.ru/trening-na-komandoobrazovanie, свободный. – Загл. с экрана.

13. Летний лагерь. МетодВики для вожатых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://summercamp.ru, свободный. – Загл. с экрана.

14. Макшанов, С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. – СПб.: Образование, 1997.

15. Павленко, Г. Подборка упражнений по самомотивации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gennadij.pavlenko.name/about/motivations, свободный. – Загл. с экрана.

16. Петрова, Н.В. Игры на сплочение коллектива для подростков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog65030/sbornik-igr-na-splochenie-verevochnyi-kurs.html, свободный. – Загл. с экрана.

17. САЛИД. Как создать условия для развития личности подростка? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://salid.ru/stati/kak-sozdat-usloviya-dlya-razvitiya-lichnosti-podrostka, свободный. – Загл. с экрана.

18. Серпантин идей. Лучшие сказки-экспромт для корпоративных и дружеских вечеринок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://serpantinidey.ru/post/207/luchshie-skazki-ekspromt-dlya-korporativnih-i-drujeskih-vecherinok, свободный. – Загл. с экрана.

19. Технология тренинга. Командные роли по Белбину [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://trainingtechnology.ru/komandnye-roli-po-belbinu, свободный. – Загл. с экрана.

20. Тренинг конфликтной компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2164624, свободный. – Загл. с экрана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: