Природа общества - проявляется в представлениях и чувствах индивида, поскольку «человеческое сознание социально, а общество - сознательно».
«Социальное я» - представление о самом себе как о члене общества.
· Чувство я оформляется и развивается благодаря опыту.
· Между чувством я и целенаправленной деятельностью человека существует взаимность - это чувство направляет деятельность человека
Чарльс Хортон Кули (1864-1929)
ü Тело отождествляется с Я, когда оно приобретает социальную функцию или значимость.
ü Из общения с другими - черпаются представления или система представлений, которые сознание человека воспринимает как свои собственные.
ü Не существует такого значения «Я», которое не имело бы смысловой соотнесенности с Ты, или Они.
«Социальное Я - это просто представление или система представлений, почерпнутая из общения с другими людьми, которые сознание воспринимает как свои собственные»
Отраженное (зеркальное) Я - ссылка на других осуществляется таким образом, что человек более или менее отчетливо представляет себе, как его я, т.е. любая идея, которую он считает своей, воспринимается другим сознанием.
|
|
Три основных элемента зеркального «Я» Ч.Х. Кули:
1) Представление о том, как мы выглядим в глазах другого человека (Наверное, она думает, что я хороший студент);
2) Представление о том, как он судит об этом нашем образе (Она думает, что я хороший студент и что я получу 5 на экзамене. Она оценивает меня положительно);
3) Некое чувство, вроде гордости или стыда (Я горжусь этим).
Вопрос 49. Этапы формирования самости по Дж. Г. Миду.
Самость - это диалектически связанная с разумом способность человека быть одновременно субъектом и объектом - это наши идеи по поводу собственных качеств, способностей и поведения
Самость - не биологическая данность, она развивается в процессе взаимодействия человека с другими людьми.
Существует два аспекта САМОСТИ:
I:
I - индивидуалистическая ипостась личности (в современных трактатах-индивидуальное "Я").
1) Представляет непосредственную реакцию индивида на других.
2) Это непредсказуемый и в то же время творческий элемент личности каждого человека.
3) I отражает индивидуальность и своеобразие человека.
4) Все проявления самовыражения
5) Креативный и не просчитываемый аспект самости
6) Реакция человека на ситуацию, не носящую определенный характер
7) Неповторимый ответ уникального биоорганизма и внутреннего мира индивида на установки других людей в организованном сообществе
ME:
Me - традиционная часть личности "общепринятый привычный индивид".
1) Совокупность установок, ценностей и норм, которыми руководствуется человек.
|
|
2) Этот набор усваивается человеком в процессе принятия роли обобщенных других.
3) Это осознанные, принятые на веру правила поведения в том или другом сообществе.
4) Me гарантирует устойчивость и стабильность в обществе, обеспечивая соблюдение общепринятых, ожидаемых норм поведения.
5) Отражает сущность «Я» как объекта
6) Производное от «I», которое возникает только после того, как человек совершает активные действия в отношении других.
Стадии генезиса (процесса полного развития) самости по Дж. Миду:
1. Самость конституируется организацией отдельных установок других индивидов по отношению к самому человеку и друг к другу в рамках специфических социальных действий, в которых он вместе с ним участвует
Виды деятельности: игра и соревнование
Игра - "изображение другого".
В процессе игры - люди учатся примерять отношения других людей к себе и на себя.
Ролевая игра - игра не во что-нибудь, а игра во что-то (точнее в кого-то).
Отличие ролевой игры от соревнования – участвующий в соревновании должен быть готов принять установку любого другого участника этого соревнования, а различные роли должны находится в определенной взаимосвязи друг с другом.
Коллективная игра – дает способность действовать в организованной группе и определять свои будущие действия в пределах конкретной группы.
Когда ребенок становится членом сообщества, он начинает руководствоваться общими для этого сообщества установками, которое называется понятием «обобщённый другой»
2. Суть и завершение второй стадии полного развития самости
– восприятие индивидом не только организации отдельных установок по отношению к нему и друг к другу, но также социальных установок «обобщенного другого» или социальной группы, к которой он принадлежит, как некоего целого
«Обобщенный другой» - играет решающую роль для собственного разума человека.
Только принимая отношение «обобщенного другого» к своему «Я» индивид может мыслить в категориях абстрактных символов, которые конструируют рациональный взрослый ум.
«Индивид является индивидуальностью, поскольку принадлежит к конкретному обществу и перенимает в собственном поведении установления этого общества, принимая его язык, как средство, благодаря которому обретает свою индивидуальность, а затем принимаю различные роли, которыми снабжает его это общество, он обретает установку членов этого общества»