Вопрос 48. Концепция зеркального «Я» Ч.Х. Кули

Природа общества - проявляется в представлениях и чувствах индивида, поскольку «человеческое сознание социально, а общество - сознательно».

«Социальное я» - представление о самом себе как о члене общества.

· Чувство я оформляется и развивается благодаря опыту.

· Между чувством я и целенаправленной деятельностью человека существует взаимность - это чувство направляет деятельность человека

Чарльс Хортон Кули (1864-1929)

ü Тело отождествляется с Я, когда оно приобретает социальную функцию или значимость.

ü Из общения с другими - черпаются представления или система представлений, которые сознание человека воспринимает как свои собственные.

ü Не существует такого значения «Я», которое не имело бы смысловой соотнесенности с Ты, или Они.

«Социальное Я - это просто представление или система представлений, почерпнутая из общения с другими людьми, которые сознание воспринимает как свои собственные»

Отраженное (зеркальное) Я - ссылка на других осуществляется таким образом, что человек более или менее отчетливо представляет себе, как его я, т.е. любая идея, которую он считает своей, воспринимается другим сознанием.

Три основных элемента зеркального «Я» Ч.Х. Кули:

1) Представление о том, как мы выглядим в глазах другого человека (Наверное, она думает, что я хороший студент);

2) Представление о том, как он судит об этом нашем образе (Она думает, что я хороший студент и что я получу 5 на экзамене. Она оценивает меня положительно);

3) Некое чувство, вроде гордости или стыда (Я горжусь этим).

Вопрос 49. Этапы формирования самости по Дж. Г. Миду.

Самость - это диалектически связанная с разумом способность человека быть одновременно субъектом и объектом - это наши идеи по поводу собственных качеств, способностей и поведения

Самость - не биологическая данность, она развивается в процессе взаимодействия человека с другими людьми.

Существует два аспекта САМОСТИ:

I:

I - индивидуалистическая ипостась личности (в современных трактатах-индивидуальное "Я").

1) Представляет непосредственную реакцию индивида на других.

2) Это непредсказуемый и в то же время творческий элемент личности каждого человека.

3) I отражает индивидуальность и своеобразие человека.

4) Все проявления самовыражения

5) Креативный и не просчитываемый аспект самости

6) Реакция человека на ситуацию, не носящую определенный характер

7) Неповторимый ответ уникального биоорганизма и внутреннего мира индивида на установки других людей в организованном сообществе

ME:

Me - традиционная часть личности "общепринятый привычный индивид".

1) Совокупность установок, ценностей и норм, которыми руководствуется человек.

2) Этот набор усваивается человеком в процессе принятия роли обобщенных других.

3) Это осознанные, принятые на веру правила поведения в том или другом сообществе.

4) Me гарантирует устойчивость и стабильность в обществе, обеспечивая соблюдение общепринятых, ожидаемых норм поведения.

5) Отражает сущность «Я» как объекта

6) Производное от «I», которое возникает только после того, как человек совершает активные действия в отношении других.

Стадии генезиса (процесса полного развития) самости по Дж. Миду:

1. Самость конституируется организацией отдельных установок других индивидов по отношению к самому человеку и друг к другу в рамках специфических социальных действий, в которых он вместе с ним участвует

Виды деятельности: игра и соревнование

Игра - "изображение другого".

В процессе игры - люди учатся примерять отношения других людей к себе и на себя.

Ролевая игра - игра не во что-нибудь, а игра во что-то (точнее в кого-то).

Отличие ролевой игры от соревнования – участвующий в соревновании должен быть готов принять установку любого другого участника этого соревнования, а различные роли должны находится в определенной взаимосвязи друг с другом.

Коллективная игра – дает способность действовать в организованной группе и определять свои будущие действия в пределах конкретной группы.

Когда ребенок становится членом сообщества, он начинает руководствоваться общими для этого сообщества установками, которое называется понятием «обобщённый другой»

2. Суть и завершение второй стадии полного развития самости

 – восприятие индивидом не только организации отдельных установок по отношению к нему и друг к другу, но также социальных установок «обобщенного другого» или социальной группы, к которой он принадлежит, как некоего целого

«Обобщенный другой» - играет решающую роль для собственного разума человека.

Только принимая отношение «обобщенного другого» к своему «Я» индивид может мыслить в категориях абстрактных символов, которые конструируют рациональный взрослый ум.

«Индивид является индивидуальностью, поскольку принадлежит к конкретному обществу и перенимает в собственном поведении установления этого общества, принимая его язык, как средство, благодаря которому обретает свою индивидуальность, а затем принимаю различные роли, которыми снабжает его это общество, он обретает установку членов этого общества»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: