I группа теорий- массовая коммуникация- средство политического контроля
1 подгруппа:
· Теория массового общества (Парето): положения о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества. СМИ интегрированы в эти институты и могут манипулировать общественным мнением
· Г. Мердок и П. Гоулдинг. Политико-экономическая теория. Ведущие факторы, определяющие функции СМИ – экономические факторы.
· Критическая теория. Теория реализовывает неомарксистский подход к анализу социальных процессов в обществе. СМИ очень хорошее подручное средство буржуазии, которое позволяет ей управлять мнением рабочего класса. Макс Хо́ркхаймер, Адорно
2 подгруппа:
· Теория гегемонии (Н. Пулантзас и Л. Альтюссер). Положение о самодостаточности идеологических факторов как социальных стимулов развития общества, зависящих не столько от экономических или структурных критериев, сколько от механизмов воздействия на сознание масс.
· Теория массовой коммуникации как вида социального общения (Б.А. Грушин и Б.М. Фирсов). Положение о том, что массовая коммуникация реализуется лишь тогда, когда люди обладают выраженной общностью социальных чувств и общим социальным опытом.
|
|
II группа теорий-теории, разработанные на основе методологии структурного функционализма.
Толкотт Парсонс (1902-1979) и Роберт Мертон (1930-2003)
Доминирующая функция массовой коммуникации- функция опосредованного духовного контроля.
o СМИ – самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсистема, функционирующая в пределах установленных правил.
III группа теорий -социокультурный подход к пониманию массовой коммуникации и роли в ней СМИ.
Абраам Антуан Моль (1930-1992)
ü Франкфуртская школа во второй период своей деятельности.
ü Прежде, чем изучать реакцию представителей различных социальных групп на информацию, передаваемую СМИ- необходимо провести тщательный анализ положения, которое та или иная группа занимает в культурном наследии данного общества.
ü Анализ воздействий (стереотипов), которые оказывают СМИ на личность.
IV группа теорий – теории информационного общества, в которых сформировались следующие постулаты:
Пол Лазарсфельд (1901-1976)
1. Информация – главный источник и средство производства, а также его продукт.
2. СМИ – мощный стимул для потребления информации и ее оценки, стимулируют коммуникативные технологии.
3. Изменения в обществе – не за счет содержания информации, а за счет способов и средств передачи и дальнейшего применения информации.
Какое воздействие СМИ оказывают на аудиторию?
§ Модель «селективного влияния» - воздействие средств массовой коммуникации опосредуется «промежуточными переменными» (индивидуальными различиями, социокультурными особенностями, социальными взаимоотношениями).
|
|
§ Модель «социального конструктивизма» - СМИ оказывают мощное влияние, конструируя социальную реальность. (не только СМИ, но и люди вообще-то в процессе обмена, например)
§ «Авторитарная» модель - максимальное ограничение свободы информации.
§ Модель «медиатизации общества» - наши нынешние «миры» являются «медиатизированными», возрастающее «посредничество масс-медиа» влияет на наше повседневное бытие и построение сообщества.