Вопрос 54. Категория социальной коммуникации. Линейная модель коммуникативного процесса Г. Лассуэлла

Коммуникация – передача информации от источника (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством определенного канала.

· Коммуникация – это процесс передачи информации, идей, эмоций, навыков и т.п. посредством символов – слов, картин, графиков и др.

· Коммуникация – это процесс, связывающий отдельные части мира друг с другом.

· Коммуникация – это процесс, который делает общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких.

· Коммуникация – это механизм, посредством которого реализуется власть.

Необходимый элемент социального взаимодействия, в процессе которого осуществляется передача информации, чувств, ценностей, значений и тд – социальная коммуникация.

Линейная модель коммуникативного процесса Г.Лассуэлла

Кто?

Коммуникатор

|

Что?

Сообщение

|

Как?

Канал

|

Кому?

Аудитория

|

С каким эффектом?

Эффективность

!!!Каждый из элементов указанной схемы стал объектом многочисленных исследований.

Вопрос 55. Виды и способы социальной коммуникации.

Формальная                                                         Неформальная

(официальные сообщения)                                    (слухи)

Институциональная                                            Стихийная

(оформленная, регулярная) (сообщение, передающееся произвольно)

Односторонняя                                           Двух(много)-сторонняя

(радио)

Виды (способы) социальной коммуникации (основание – характер участвующих объектов):

1. Автокоммуникация (общение с самим собой)

2. Межличностная коммуникация

3. Групповая коммуникация

4. Массовая коммуникация

Межличностная коммуникация – непосредственный контакт «лицом к лицу».

Три взаимосвязанных стороны межличностной коммуникации:

1. Коммуникативная – обмен информацией между партнерами по общению, передача и прием мнений и чувств.

2. Интерактивная (от «интеракция» - взаимодействие) – обмен действиями между взаимодействующими сторонами

3. Перцептивная затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений.

Групповая коммуникация – возникает в тех ситуациях, когда люди вступают в общение в малых группах (от 3 до 30 человек). В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, которые присущи межличностной коммуникации.

Специфические для данного типа коммуникации феномены:

§ Лидерство и руководство в группе (процесс влияния)

§ Процесс принятия группового решения

§ Структура коммуникации в группе (появляются лидеры мнений, которые влияют на мнение и поведение группы)

Лидеры мнений – значимые для индивидов лица.

Вопрос 56. Массовая коммуникация и ее особенности.

Массовая коммуникация – разновидность социальной коммуникации, при которой в качестве получателя информации выступает неструктурированный по типологическим критериям совокупный объект.

Особенности массовой коммуникации:

v ярко выраженная социальная направленность (всегда сообщение не для одного человека, а для больших социальных групп)

v организованный характер, связанный с использованием особых технических средств

v институциональный характер (средства массовой коммуникации выступают в качестве автономных социальных институтов, которые в конечном счёте реализуют интересы определенных социальных групп)

v коллективный характер коммуникатора (выступает от имени группы)

v универсальность, социальная актуальность и периодичность сообщений.

Вопрос 57. Системы средств массовой коммуникации.

Специальные средства массовой коммуникации (которые передают информацию сразу большим группам людей) – системы средств массовой коммуникации (ССМК):

Ø ССМК-1 – массовые действия карнавального типа, народные демонстрации, народный театр, обрядовые действия (условно «карнавал»).

Ø ССМК-2 – современный театр, митинги, собрания формальных и неформальных групп, церковная служба как действие и т.д. (условно «собрание»).

Ø ССМК-3 – библиотеки, выставки, музеи, наглядная агитация (условно «книга»).

Ø ССМК-4 – кинематограф, телевидение, радио, печать (условно «фильм»), в дальнейшем получившие обозначения «средств массовой коммуникации» (СМИ). В настоящее время также добавились интернет СМИ, интернет-ресурсы и глобальные виртуальные среды.

Вопрос 58. Функции массовой коммуникации посредством СМИ.

1. Информационная функция (Состоит в информировании членов общества о происходящих событиях, распространении сведений о наиболее важных и интересных для граждан событий в стране и мире)

2. Познавательно-просветительская или образовательная функция (Заключается в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать сведения, которые получаются от СМИ, и вообще правильно ориентироваться в сложном потоке информации. Благодаря этой функции человек получает знания и расширяет свои познавательные и оценочные возможности)

3. Функция социализации (Предполагает усвоение человеком норм, ценностей и образцов поведения, которые во многом транслируются СМИ)

4. Функция критики и контроля (Основывается на авторитете общественного мнения. Дают моральную оценку лицам, событиям и формируют общественное мнение)

5. Мобилизационная функция (Выражается в побуждении людей к определенным действиям или же вообще к сознательному бездействию (идти/не идти на выборы))

6. Развлекательная функция (Когда СМИ выступают в качестве средства, которое позволяет разнообразить человеку жизнь, развлечь его или доставить ему удовольствие)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: