Основные элементы китайского подхода

1. Теоретическое устрашение.

2. Противостояние информационных потенциалов.

3. Конкуренция информационных стратегий.

4. Повышение информатизации войск (искусственный интеллект).

5. Экономическая информационная агрессия.

6. Культурная информационная агрессия.

7. Информационная война умов:

! мирное устрашение — главный метод,! психология — главный объект.

Элемент неизбежности будущего геополитического противоборства с США требовал от китайского руковод­ства необходимости тщательно подготовиться к инфор­мационным операциям в современных условиях.

И китайцы взяли на вооружение информационную концепцию начальника Генерального штаба Вооружен­ных Сил СССР маршала Н. В. Огаркова (она не была воспринята в СССР). Они связали ее с теоретическими взглядами Конфуция и Сунь-Цзы.

Следует подчеркнуть, что сфера информационной гео­политики является наиболее засекреченной в Китае, и очень трудно добыть сведения из открытых источников о реальном положении дел в этой сфере.

Китай уделяет много внимания развитию СМИ. Еже­годно издается более 2,5 млрд. экземпляров журналов, а общий тираж выпускаемых газет составляет около 20 млрд. экземплров. Всем этим занимаются 538 изда­тельств. В Китае около 1,5 тысячи радиопередающих станций. Число пользователей сети Интернет достигло в 2005 году 103 млн. человек.

Китайский Интернет сейчас развивается стремитель­ными темпами. В июле 2005 года местные власти сооб­щили, что число пользователей сети достигло в стране 103 млн. человек (всего пять лет назад число пользовате­лей было в 20 раз меньше!). По этому показателю Китай уступает только США (там сейчас около 170 млн. поль­зователей).


216


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


20 сентября 1987 года профессор Цянь Тяньбай отпра­вил из Китая первое китайское E-Mail с заглавием: «Через Великую стену — доступ к миру», чем было положено нача­ло использования Интернета китайцами. Проект Интернет CANETа (Chinese Academic Network), за который отвечал профессор Цянь Тяньбай, являлся научно-исследователь­ским проектом, осуществляемым Пекинским научно-иссле­довательским институтом вычислительных машин в 1986 году. Его партнером в этом проекте был Университет Karlsruhe в ФРГ. В мае 1989 года китайская исследователь­ская сеть (CRN) реализовала контакт с исследовательской сетью ФРГ. CRN смогла предоставить сервис E-Mail в пе­редаче документов, каталогов и т.д. и посредством герман­ской сети DECnet смогла связаться с Интернетом. 3 июня 1997 года Академия наук создала Китайский информаци­онный сетевой центр Интернета (CNNIC) в сетевом инфор­мационном центре вычислительной машины при Академии наук, исполняющий обязанности государственного инфор­мационного центра Интернет. В тот же день был создан ра­бочий комитет CNNIC. В ноябре 1997 года CNNIC опубли­ковала первый «Статистический отчет о развитии Интерне­та в Китае». К 31 октября 1997 года в Китае насчитывалось более 290 тысяч PCs, соединяющихся с Интернетом, и 620 тысяч пользователей Интернета, 4066 зарегистрированных имен домена CNа, 1500 сайтов WWW шириной полосы ме­ждународного выхода 18,64 Mbps.

Рост популярности Интернета в Китае не оставляет равнодушными многие западные компании. 11 августа 2005 года американская Интернет-компания Yahoo! Inc. подписала соглашение о долгосрочном стратегическом партнерстве с китайской компанией Alibaba. com, специа­лизирующейся на электронной торговле. Стоимость этого партнерства была оценена в 1 млрд. долл. — именно столько Yahoo! согласилась выложить за 40% акций Alibaba. com, в том числе 35% голосующих. Новый совет директоров возглавит председатель Alibaba. com Джэк Ма. Известно, что в него также войдет основатель Yahoo! Джерри Ян. «По завершении сделки полная стоимость Alibaba. com, включая китайские активы Yahoo!, превы­сит 4 млрд. долл.», — заявил в интервью Интерфаксу-Ки-


ГЛАВА 13. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЕОПОЛИТИКА


217


тай вице-президент Alibaba. com по корпоративному мар­кетингу Портер Эрисман.

Alibaba. com известен как крупнейший в Китае сайт по продаже различных товаров в режиме реального вре­мени. Компания владеет крупным Интернет-аукционом Taobao. com. Союз Yahoo! и Alibaba. com станет крупней­шим проектом в китайской отрасли сетевых технологий, и, по обещаниям его участников, уже есть все основания говорить о лидирующих позициях на рынке.

Китайские теоретики информационной войны сделали вывод о том, что результаты «холодной войны» полно­стью подтвердили правильность китайского подхода. В последние годы Китай добился блестящих результатов в ходе информационного противоборства с США.

По неофициальным данным, около половины населе­ния Китая полуграмотно. Тем не менее китайцам удалось создать эффективную систему информационного обеспе­чения, то есть доведения до населения позиции государ­ства. Наиболее наглядно это было продемонстрировано после студенческих волнений на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, когда через СМИ до простого обывателя была доведена информация, что в Пекине, Шанхае и некото­рых других крупных городах действовали небольшие группы экстремистов и уголовников. Лидеры Китая убе­дили народ в том, что беспорядки инспирировались США. Китайцы тогда одержали первую победу в инфор­мационной войне против США. Большую роль в победе сыграло эффективное информационное воздействие на китайскую диаспору в США и Западной Европе.

Следующий крупный геополитический успех — это бесконфликтное присоединение Гонконга в 1997 году. Этот успех был достигнут прежде всего путем проведения эффективных стратегических информационных операций против политических элит Великобритании и США.

Китай активно развивает концепцию Сетевых сил (во­инские подразделения численностью до батальона), кото­рые должны состоять из высококлассных компьютерных экспертов, обученных в государственных университетах, академиях и специальных учебных центрах. Основной акцент делается на привлечение активной молодежи, пре-


218


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


жде всего из числа пользователей сети Интернет. (Китай занимает сейчас второе место в мире после США по чис­лу пользователей.) Проведено уже несколько крупномас­штабных учений этих сил по отработке концепции ин­формационной войны.

После инцидента весной 2001 года в Тайваньском проливе с американским разведывательным самолетом американцы оказались неспособными противостоять аг­рессивной китайской информационной политике. Китай стратегически переиграл США.

Атаки китайских хакеров на системы минобороны США в период кризиса, вызванного инцидентом с разведыватель­ным самолетом на острове Хайнань, оказались достаточно эффективными. Согласно ряду заявлений сотрудников ад­министрации США, созданная национальная система ин­формационной безопасности оказалась слишком тяжело­весной и неповоротливой. В ряде случаев процесс доведе­ния информации тормозился в силу бюрократических проволочек, что приводило к неприятным последствиям.

***

В Китае создана мощная тайная государственная сис­тема ведения информационного противоборства, которая позволяет осуществлять массированное применение сил и средств в нужное время.

Ядром системы являются исследовательское бюро при госсовете кнр и системно-аналитический центр мини­стерства государственной безопасности.

Принципиальное отличие китайской системы от со­ветской заключается в том, что не Центральный Комитет компартии Китая является ядром системы информацион­ного противоборства. Компартия Китая ведет идеологи­ческое противоборство.

Китайская система ведения информационного проти­воборства наиболее эффективно действует в финансовой сфере. Она получает информацию от китайских диаспор стран тихоокеанского региона и разведки. Осуществляет­ся тотальный контроль за СМИ стран тихоокеанского ре­гиона. Значительное число газет, теле- и радиоканалов


ГЛАВА 13. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЕОПОЛИТИКА


219


контролируется сотрудниками китайской разведки. По­средством управляемых СМИ осуществляются активные комплексные информационно-психологические операции. МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КИТАЯ помогает выехать из страны «нужным» людям с хорошим образованием, дает средства на обустройство на новом месте жительства. Секрет такой щедрости прост: че­рез огромные китайские диаспоры разведка КНР проника­ет в государственный аппарат, средства массовой инфор­мации и органы власти многих стран. Такое проникнове­ние происходит и на российской территории. И на будущих федеральных выборах (парламентских 2007 г. и президентских выборах 2008 г.) Китай будет, по нашему мнению, впервые активно влиять на исход голосования.

Феноменальным успехом китайских спецслужб явля­ется установление контроля над крупнейшими банками азиатского региона (прежде всего в Малайзии и Сингапу­ре). В Индонезии 4 млн. переселенцев из Китая контро­лируют три четверти частного бизнеса страны.

Значительны успехи китайских спецслужб на терри­тории США. Основная часть легальной китайской диас­поры в Америке сосредоточена на Тихоокеанском побере­жье, где китайская разведка имеет настолько сильные по­зиции, что американские спецслужбы не в состоянии полностью контролировать китайскую активность в та­ких городах, как Сиэтл, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Хьюстон. Своеобразным предупреждением США стало избрание этнического китайца Ло Цзяхуэя губернатором штата Вашингтон (столица штата Сиэтл является основ­ными воротами китайской эмиграции в Америку). Не ис­ключено, что массовые беспорядки в Сиэтле, связанные с проведением в этом городе в конце 1999 года форума ВТО, были инспирированы китайскими спецслужбами.

А вот еще один интересный факт. Американская газе­та «ВАШИНГТОН ПОСТ» 3 августа 2000 года написала о том, что «хакеры, возможно работавшие на правительст­венные учреждения в Пекине», взломали компьютерную систему американской атомной лаборатории в Лос-Ала­мосе и похитили большое количество информации, в том числе и документы, связанные с ядерным оружием.


220


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


В мае 1999 года министры обороны Китая и Кубы подписали соглашение о создании на острове Свободы китайского центра радиоперехвата и слежения за амери­канскими спутниками. Не исключено, что, после того как в 2002 году Россия добровольно закрыла разведыватель­ный центр ГРУ и ФАПСИ в Лурдесе, на нашем месте вскоре окажутся китайцы.

Благодаря организованному китайской разведкой мощному китайскому лобби КНР решает на территории США ряд стратегических задач: обеспечивает продвиже­ние дешевых китайских товаров (сегодня около 50% то­варов, покупаемых американцами, — китайские), стиму­лирует рост китайской диаспоры за счет эмиграции из материкового Китая, добывает для китайской промыш­ленности передовые технологии и научные разработки.

По данным еженедельника «АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ», ¹ 41 от 9 октября 2002 года, на территории США прожи­вают 17 млн. китайских эмигрантов. Это очень большая диаспора на территории США. Предположительно уже через двадцать пять лет количество китайцев на террито­рии США будет больше количества афроамериканцев.

Все это делает для Соединенных Штатов проблема­тичным открытое столкновение с КНР из-за наличия на территории США мощной «пятой колонны».

Успешную стратегическую информационную опера­цию против США провели китайцы в июле 2005 года. «Если американцы ударят ракетами по целям на террито­рии Китая, мы ответим ядерным оружием», — пообещал Чжу Чэнху, декан факультета оборонных исследований Университета национальной обороны Народной освобо­дительной армии КНР (НОАК). Чжу Чэнху подчеркнул, что выступает от своего лица. Все мировые СМИ не­сколько недель цитировали заявления китайского генера­ла. Он особо отметил, что под «китайской территорией» он имеет в виду не только саму территорию КНР, но и во­енные корабли, и самолеты, которые могут принять уча­стие в «военной операции по воссоединению Китая с Тай­ванем». «Все военные объекты Китая являются частью его суверенной территории», — заявил Чжу Чэнху. «Мы, китайцы, готовы к тому, что в результате ответной атаки


ГЛАВА 13. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЕОПОЛИТИКА


221


будут разрушены все города к востоку от Сианя (древняя столица Китая, расположенная в центре страны. — Прим. авт.), но и американцы должны быть готовы к тому, что сто или двести американских городов будут разрушены китайским оружием», — добавил он. Чжу Чэнху пояснил, что такая ситуация возникнет из-за очевидного превос­ходства США в обычных вооружениях. «Логика войны подсказывает, что слабейшая сторона будет использовать все возможные средства для своей защиты», — заявил он. «Если мы не будем использовать все средства, нас ожида­ет поражение. У КНР не хватит сил для того, чтобы сра­жаться против американцев с помощью конвенционного оружия, поэтому нам придется прибегнуть к ядерно­му», — подчеркнул генерал-майор НОАК. При этом, по словам китайского военного, КНР бессмысленно устраи­вать с США «гонку вооружений». «Мы видим опыт СССР, который развалился во многом из-за того, что втя­нулся в эту гонку, а Китай сегодня не сильнее экономиче­ски, чем когда-то был Советский Союз», — заявил он.

***

Таким образом, стратегический курс на развитие кон­цепции эффективного использования стратегии ИНФОР­МАЦИОННОЙ ВОЙНЫ при достижении важнейших поли­тических и экономических целей остается приоритетным в Китае.

России необходимо определить стратегию своего по­ведения в условиях геополитического конфликта между США и КНР. Это должна быть стратегия БАЛАНСИРО­ВАНИЯ И РАВНОУДАЛЕНИЯ.




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: