Лекция 2. История политической мысли

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«ПРИАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ

РАБОТЫ

 

ПОЛИТОЛОГИЯ

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

                 

 

 

МАРИУПОЛЬ – 2012

 

 

УДК

 

Политология. Конспект лекций для студентов технических специальностей / ПГТУ, кафедра социологии и социальной работы. Мариуполь, 2012. - 104с.

 

Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов и имеет целью оказание теоретической и практической помощи студентам дневного и заочного отделений в изучении данной дисциплины.

 

Составитель                                                         Л.М Овчарова,

                                                             доц., к. филос. н.

 

 

Рецензент:                                                          Л.А.Москвичева,

                                                             доц., к. филос. н

 

 

Ответственный за выпуск:                                       В.В. Харабет,

                                                                доц., к. пед. н.,

                                                    зав. каф социологии и

                                                       социальной работы.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры социологии

 и социальной работы

                                       протокол № 17 от 29. 04 2012г.

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО

                                                 Методическим советом

инженерно-педагогического факультета

                                       протокол № 6 от 14. 05 2012г.

 

 

Лекция 1.                  Политология как наука.

План.

 

1. Понятие, методы, функции политологии.

2. Политология в системе общественных наук.

 

1. Принято считать, что возникновение политологии как самостоя­тельной отрасли научных знаний и академической дисциплины связано с основанием в 1857 году в Колумбийском колледже (позже - университете) в США Ф. Либером кафедры истории и политической науки. По­степенно политическая наука стала преподаваться в университетах и колледжах в Европе и США, выступать неотъемлемым элементом западной культуры, фактором обеспечения стабильности органов государственной власти и эффективности институтов гражданского общества.

В 1948 году по инициативе ЮНЕСКО в Париже был проведен меж­дународный коллоквиум по проблемам политической науки, кото­рый собрал всех ведущих политологов Европы и Америки. На нем договорились употреблять термин «политическая наука» в единст­венном числе,

В понимании предмета политологии нет единства мнений. Условно можно выделить два подхода относительно того, что изучает по­литическая наука:

Первый подход: политология - наука о государстве, его институтах и формах их деятельности. В этом случае предмет политической науки трактуется узко. Эта традиция была заложена Аристотелем.

Второй подход: политология - наука о власти во всех ее проявле­ниях. В этом случае предмет политологии трактуется в широком смысле.

Общепринятым считается определение политологии как науки об устройстве, распределении и осуществлении власти в политиче­ском сообществе, осуществляемом через взаимодействие институ­тов публичной власти, общества и индивида.

Политические явления и процессы познаются с помощью различ­ных методов (греч. methodos — путь исследования). Под методом понимается совокупность логических операций, позволяющих раскрывать содержание предмета исследования. Одним из первых в политологии стал использоваться ценност­но-нормативный подход, согласно которому:

- политические явления и процессы рассматриваются с точки зрения их соответствия нормам морали, справедливости, общего блага;

-  вырабатывается модель идеального политического поряд­ка, а затем подводится под нее реально существующие отно­шения.

В рамках исторического метода политика рассматривается с точки зрения возможности использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем.

 Большое влияние на развитие политической науки оказал социоло­гический метод, с помощью которого можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права, влияние общества на государство.  

Революцию в политической науке совершил бихевиористский ме­тод, возникший в 20-30-х годах XX века как альтернатива юриди­ческому методу, в рамках которого политика анализировалась пу­тем изучения государственно-правовых и политических институ­тов, их формальной структуры, процедур их деятельности. Бихе­виористский метод позволил изучать политическое поведение личности или групп. Он знаменовал собой попытку измерить полити­ку качественно и количественно.

В условиях нарастающей глобализации весьма актуален сравни­тельный метод. Его сущность заключается в сопоставлении одно­типных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Это позволяет использовать положительный политический опыт других стран для создания правового государства и демократических ин­ститутов в странах, стремящихся к демократии.

Политическая наука выполняет в обществе ряд социально значи­мых функций (от лат. functio — исполнение, осуществление). Их эф­фективная реализация способствует стабильному развитию обще­ства, достижению гражданского мира и согласия. К числу функций политологии относятся:

- теоретико-познавательная - выявление природы властных отно­шений, государства, накопление знаний о политических явлениях и процессах, обоснование эффективных форм развития общества. Обобщая мировой и национальный опыт создания политических институтов, политическая наука помогает найти оптимальный по­литический курс, сформулировать научно обоснованные цели и средства их достижения;

- практическая - предварительное диагностирование реального со­стояния общества, выявление существующих групп интересов и согласование их с тенденциями социального прогресса;

- прогностическая — заблаговременное определение эффективности предполагаемых политических решений на основе знания миро­вых тенденций политического развития и их соотнесение с суще­ствующими в обществе группами интересов. Наличие предвари­тельной экспертизы помогает застраховать общество от негатив­ных последствий и неэффективных действий;

- культурная функция - давать гражданам знания о том, как форми­руется власть, каковы принципы взаимоотношений государства и общества; какими правами и возможностями они располагают для изменения несправедливого политического порядка или влияния на власть. Передавая индивиду политические знания, политология помогает понять логику социальных изменений, выработать ра­циональные и эффективные пути сознательного участия в полити­ческой жизни. Тем самым политическая наука вооружает его по­литическим опытом, политической культурой, формирует как соз­нательного и самостоятельного субъекта исторического процесса.

2. Политику, политическое по-своему исследуют не только политология, но и другие науки. Сначала рассмотрим соотношение политологии с науками, носящими более общий характер, предварительное изучение которых создает общетеоретическую и методологическую базу для изучения проблематики политологии. Поэтому и соотношение между этими науками определяется, прежде всего, тем, что предмет, законы и категории философии и социологии значительно шире, нежели предмет, законы и категории политологии, а также тем, что знание законов и категорий более общего порядка является важнейшим условием правильного подхода к изучению явлений и процессов более частного порядка.

Политология, философия, и социология.

Философия и социология не могут не исследовать политическую жизнь, поскольку она представляет собой неотъемлемую и важную составную часть как всего мироздания, так  и общества как целого. Но подход этих наук, а также политологии к изучению политического мира далеко не одинаков. И это определяется своеобразием предмета каждой из этих самостоятельных наук. Рассмотрим соотношение политологии с политической философией и политической социологией как составными частями соответственно философии и социологии, наиболее тесно примыкающими к политологии.

Политическая философия непосредственно изучает политику, политическую реальность не как таковые, взятые сами по себе, как это делает политология, а как составные части, элементы, формы проявления мира в целом и их взаимоотношения с экономической, социальной и духовной реальностями. Непосредственным предметом политической философии являются не законы политики, не законы организации, функционирования и развития политической жизни общества, а особенности проявления и действия значительно более общих, философских законов в сфере политического. В политической философии находит свое выражение общемировоззренческий подход и уровень изучения политики и политического, включая выяснение соотношения здесь объективного и субъективного бытия и сознания; причинно-следственных связей, источника движения и развития и т.д. Но поскольку сущность и содержание законов одной из областей общественной жизни далеко не сводится лишь к специфическому проявлению в ней философских по своей природе законов, поскольку политическая философия не подменяет и не поглощает другие политические науки, в частности, политическую социологию и политологию.

Менее общей, чем политическая философия, но вместе с тем более широкой наукой, чем политология, выступает социология и ее составная часть - политическая социология. Она изучает политическую жизнь под углом зрения проявления в ней социальных законов развития общества как целого. В центре внимания политической социологии находятся проблемы взаимосвязи политического и социального, особенно социальной обусловленности политической власти, отражение в ней интересов различных социальных групп, политических отношений в связи с их социальным статусом, ролью и сознанием личности и социальных групп, социального содержания в политике и властвования, влияние социальных конфликтов на политическую жизнь и пути достижения социально-политического согласия и порядка и др. Все это и многое другое составляет суть и содержание социологического подхода, уровня изучения политики, который особенно близок к собственно политологическому, ибо правильное изучение политических явлений и процессов просто невозможно вне исследования органично связанных с ними соответствующих социальных явлений и процессов. Тем более, что политическое нередко выступает как специфическое проявление социального в широком смысле.

Такая тесная связь между политологией и политической социологией обусловлена рядом моментов. Во-первых, личности, социальные группы, общности институты и организации являются важнейшими субъектами и объектами политики. Во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности людей и их объединений, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе. В-третьих, политика как специфическое социальное явление не только определяет функционирование и развитие одной (политической) из сфер общественной жизни, но и обладает особым свойством глубокого проникновения и серьезного влияния на другие сферы жизни общества - экономическую, социальную и духовную - и тем самым во многом определять жизнь общества в целом.

Но смежный характер и особо тесная связь социологии, включая политическую социологию, и политологии не означает их отождествления. Одно дело теснейшее взаимодействие и даже взаимопроникновение этих наук, опора на общие категории и их совместное широкое использование, а другое - стирание граней между предметами этих наук. Так, понятие "гражданское общество" - общая, стыковая категория обеих наук, но это не означает, что они одинаково исследуют и используют ее. Социология изучает проблему гражданского общества в связи с исследованием социальной реальности, а политология – в аспекте изучения политической деятельности. Можно сказать, что социология идет от общества к государству, политической власти, а политология - от государства, политической власти к обществу. Для социологии важно выяснить социальную структуру гражданского общества, социальный статус личности, социальных групп и общностей, их взаимодействие в нем и т.д. В отличие от этого, политологию при изучении гражданского общества интересует, прежде всего, политическая система такого общества, политический статус личности, права, свободы и обязанности граждан, их политическая ориентация и активность, соотношение и уровень развития управления и самоуправления, место, роль и функции политических институтов, организаций и их взаимоотношения и т.д.

Итак, философия, изучающая мир в целом, и социология, изучающая общество как целостный социальный организм, выступают как науки более высокой степени общности, чем политология (как одна из многих частных или специальных наук, исследующих ту или иную часть, сферу, область, сторону окружающего мира и общества). Они играют роль общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. Вместе с тем развитие политологии расширяет и углубляет связь философии и социологии с жизнью, содействует проверке правильности их широких и общих положений и выводов, способствует накоплению теоретического и эмпирического материала, необходимого для философских и социологических общностей.

Политология и история.

Соотношение политологии и исторической науки - это соотношение теории и истории, теории общественно-политического развития и его истории. С одной стороны, политология опирается на исторический опыт политической жизни и осуществления политики, включает в себя соответствующий раздел, посвященный истории политической мысли. А с другой, представляя собой теоретическое обобщение политической истории, политология способствует более глубокому политическому анализу исторических фактов и исторического процесса, в котором политические субъекты играют далеко не последнюю роль. В этом находит свое выражение взаимосвязь и взаимодействие политологии и истории.

Вместе с тем между этими науками есть и немало различий. Главное из них состоит в подходе к изучению даже одних и тех же явлений. История по самой своей природе не может отображать исторические события и процессы вне конкретно-хронологического хода и неповторимо индивидуального своеобразия их развития. Политология, как общая теория политики и политической жизни, наоборот, абстрагируется и от конкретной хронологии событий, и от их персоналий, и от неповторимых исторических особенностей. Задача политологии - научно-теоретическое обобщение исторического прошлого, выделение повторяющегося, сущностного, типического, закономерного в ряду политических событий.

Политология отличается от истории и в ряде других отношений. История охватывает изучение развития всего общества, а политология - лишь его политическую сторону. И в этом смысле объект политологии уже, чем истории. Другое отличие связано с тем, что история изучает только то, что уже свершилось и вошло в историю, в то время как политология переносит центр тяжести на изучение современной, текущей политической жизни и, кроме того, включает в качестве своего необходимого элемента политическое планирование и прогнозирование.

Политологии и частные политические науки.

Теперь рассмотрим кратко основы соотношения и взаимодействия политологии и большого числа более частных или специальных политических наук, среди которых можно выделить государствоведение и правоведение, политическую антропологию, политическую психологию, политическую географию. В принципе, здесь имеет место такое же соотношение, как и между общеэкономической теорией и другими, частными отраслевыми экономическими науками, между общей социологией и специальными социологиями, между теорией государства и права и другими, сравнительно частными юридическими науками (например, государственным, административным, уголовным, гражданским и иным правом). Главное здесь состоит в том, что политология, как наука более общего порядка, выполняет роль общетеоретической и методологической основы для частных политических наук, изучающих мир политики не как целое, а ту или иную его часть или сторону. Так, даже такая достаточно широкая политическая наука, как теория государства и права, выступает по отношению к политологии как сравнительно более частная политическая наука, ибо она призвана исследовать не всеобщие, универсальные формы проявления политического, а лишь его государственные и правовые формы.

Политическая психология также изучает не всю политику, а только ее психологические основы (место и роль убеждений, установок, чувств, ориентации и мотиваций в политической деятельности и политическом поведении и пр.).

Очевидно, что необходимым условием успешного изучения этих и других частных проблем в указанных науках является овладение достижениями политологии. С другой стороны, развитие специальных политических наук служит надежной основой творческой разработки общей теории политики и политологии.

Вопросы для самоконтроля:

1. В какой стране политология оформилась как самостоятельная отрасль

знаний?

2. Какие функции выполняет политология?

3. Какие методы применяются в политологических исследованиях?

 

Лекция 2.                            История политической мысли.

 

План.

 

1. Политическая мысль Древнего мира.

2. Политические идеи Средних веков и Нового

времени.

3. Из истории политической мысли Украины.

 

1. Первые представления о власти, государстве, политике относятся к глубокой древности. Несмотря на известные различия в разных странах, для них характерны общие черты. Они были одной из ранних попыток человека определить смысл своего бытия, найти цивилизованные формы совместного существова­ния людей в рамках общества. Не будучи политическими идеями в строгом смысле слова, они представляли собой мечтания об идеальном государстве, поучения инаставле­ния о справедливом правлении и законопослушном поведении. Как правило, эти представления органично переплетались с верованиями, традициями, обычаями. Эти идеи составили фундамент современной политической науки и практики.

Дошедшие до нас сведения о цивилизациях Древнего Востока (Древ­него Египта, Вавилона, Индии и Китая) сохранили фрагментарные суждения об устройстве государства, искусстве правления. Сущест­вовавшие тогда представления об общественном порядке при неко­торых особенностях и различиях исходили из тезиса о божественном характере власти и государства как составной части мирового космического порядка. Ирригационная система земледелия, связанная с необходимостью принудительной организации больших масс лю­дей для рытья каналов, проведения посевных и уборочных работ, обусловила господство деспотических форм правления. Не случайно размышления древних мыслителей об устройстве общества имели характер наставлений для повседневной жизни и больше акценти­ровали внимание на обязанностях подданных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: