4.2.1 Нормы нагрузки тоннажа
Технической нормой нагрузки грузового судна является его загрузка или, что то же самое, эксплуатационная грузоподъемность – Qэ, т, по грузу с учетом условий плавания на всем пути следования судна.
Определяющими норму нагрузки факторами являются следующие:
а) Минимальная (гарантированная) глубина судового хода:
Qэ1=Qp(Тэ-То)/(Тр-То)=Qр[(hг-h0)-То]/(Тр-То) т, (22)
где Тэ – эксплуатационная осадка судна, м;
Qp – регистровая грузоподъемность судна, т;
hг – гарантированная глубина судового хода, м;
h0– минимально необходимый запас воды под днищем, обеспечивающий безопасность плавания, м.
б) Полезная площадь палубы:
Qэ2=k*Fпл.*hгаб/ w гт, (23)
где k - коэффициент использования габарита по высоте. При перевозке
насыпных и навалочных грузов k = 0,5;
для 0,9
Fпл. – площадь палубы, м2;
hгаб.- высота штабеля груза на палубе судна – площадки, м,
принимаем равным 4,9 м;
w г– удельный погрузочный объем груза; м3/т;(для угля – w г= 1,1 м2/т., для контейнеров и иных грузов = 1,7 м²/т
|
|
Окончательная норма нагрузки грузового судна устанавливается из условия:
Qэ = min {Qp; Qэ1; Qэ2} т, (24)
Таблица 10 Норма нагрузки тоннажа грузовых судов при перевозке грузов в Туруханский район
Род груза | wг м3/т | Тип судна | ||||||||
Пр. Р-29 | Пр. Р-56 | Пр.562Д | ||||||||
Qэ1,т | Qэ2,т | Qэ,т | Qэ1,т | Qэ3,т | Qэ,т | Qэ ,т | Qэ .т | Qэ,т | ||
Уголь | 1,1 | 8100 | 2618 | 2618 | 7650 | 5350 | 2800 | 1456 | 1370 | 800 |
Генер. грузы | 1,7 | 7471 | 2972 | 2972 | 3155 | 2800 | 2800 | 800 | 1597 | 800 |
Грузовой теплоход пр. ТУЗ-100А | ||||||||||
Qэ ,т | Qэ ,т | Qэ,т | ||||||||
Генер. грузы | 1,7 |
1000 |
3756 |
1000 |
Устанавливаем норму нагрузки тоннажа следующую:
для барж проекта № Р56 Qэ = 2800,0 т;
проекта № Р-29 Qэ = 2618,0 т.
Проекта 562Д Qэ = 800,0 т;
Для грузового теплохода проекта № ТУЗ-100А Qэ = 1000,0 т.
4.2.2 Обоснование оптимальной скорости буксирного судна
Оптимальной для буксирных судов проектов № 1741, № 758, № Р-14А при движении с несамоходными суднами проекта № Р-29,проекта № Р56, проекта № 562Д соответственно, будет такая скорость, при которой обеспечивается минимум ходовой ставки себестоимости перевозок.
Ходовая ставка себестоимости перевозок при движении состава с грузом вниз определится по формуле:
Вх.i=(С`+Cх*R`э/Fг.i)/(Qэ*(Vi+Wвн))руб./ткм, (25)
где F`i – приведенная сила тяги на гаке буксирного судна при текущем (i-том)
|
|
значении скорости относительно воды, кгс2 /м 2;
R`э – приведенное сопротивление воды движению одного несамоходного судна при его эксплуатационной загрузке;
R`э=R`о+(R`р-R`о)(Тэ-То)/(Тр-То)кгсс2/м2, (26)
где Тэ – эксплуатационная осадка судна, м;
То – осадка судна порожнем, м;
Тр – полная (регистровая) осадка судна, м.
Для судна проекта № Р-29 --- R`э = 443,0 кгсс2/м2;
Для судна проекта № Р56 --- R’э =398,0 кгсс2/м2;
Для судна проекта № 562Д --- Rэ = 233,0 кгсс²/м².
Wвн – приращение скорости движения, км/ч;
Vi – скорость судна относительно воды, км/ч.
Так как грузопоток направлен вниз, минимум ходовой ставки будет при слишком малой скорости движения. По этому этот критерий основным быть не может.
В качестве основного критерия, необходимого для целочисленного решения задачи (т.е. установления целого числа барж в составе), принимается максимум тяговой мощности. Для этого производится исследования на экстремум функции Nm=f(V), что даёт оптимальную скорость буксирного судна по максимуму тяговой мощности:
VNm=1,2*(-В±√В2–3АС)/А (27)
где А, В, С – коэффициенты тяговой характеристики.
А =3,6/Vn[3,6*Fшв/Vл– 12,9Nm/((Vл – Vn)Vn)], кгс2/м2; (28)
В = - (3,6*Fшв/Vл–А*Vл/3,6), кгс/м; (29)
С = Fшв, кг. (30)
Таблица 11 Коэффициенты тяговой характеристики
Коэффициенты | Буксир-толкач Пр.№1741 | Буксир-толкач Пр. 758А | Буксир Пр.Р-14А | Буксир-толкач Пр. № 81355 |
А | -148,2 | -353,7 | -283,4 | -148,2 |
В | -525,9 | -248,9 | 89,4 | -525,9 |
С | 8700 | 12300 | 5200 | 7800 |
VNm, км/ч | 11,41 | 11,44 | 10,7 | 11,1 |
Таким образом, в результате расчета, получены следующие значения скорости (таб. №9):
Проект №1741 VNm = 11,41 км/ч;
Проект №758 VNm = 11,44 км/ч;
Проект №Р-14А V = 10,7 км/ч;
Проект №81355 V = 11,1 км/ч
Тогда приведенная сила тяги на гаке составит:
Проект №1741 F’гNm = 520,3 кгс2/м2; Проект №758 F’гNm = 715,0 кгс2/м2; Проект № Р-14А Fr =342,2 кгс²/м²; Проект №81355 Fr =501,1 кгс²/м².