Нотные Портреты» в учебно-воспитательном процессе школы. Формы работы на уроке. Формы работы в дополнительном образовании

Музыкальное прочтение творчества русских поэтов, представленное в «Нотных портретах», может быть использовано в различных направлениях учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы, обогащая его разнообразными формами работы.

    Определим пути и формы использования «Нотных Портретов» в общеобразовательной школе.

         В начальной школе песни могут быть введены на уроках «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство».

         Функция песен на уроке различна:

1. песни как музыкальная иллюстрация к теме урока;

2. песни как музыкальная пауза в процессе урока;

3. песни как художественная кульминация или художественное обобщение урока.

    Формы работы с использованием «Нотных Портретов»:

1. слушание песен;

2. вокальное исполнение;

3. инсценировки, пантомимы, игры;

4. образы песен дети передают в рисунках (задание на творческое воображение и перенос литературно-музыкальных образов в изобразительные);

5. сравнение песен с другими музыкальными и поэтическими произведениями;

6. музыкальный ряд к изобразительному ряду урока.

7. сочинение собственной музыки к стихам.

    «Окружающий мир»

    1. Песни, посвященные различным образам природы, становятся музыкальной иллюстрацией к урокам о природе.

    2. Изучение на уроке зверей, животных, птиц иллюстрируется песнями о них. Песни слушаются, поются (они быстро и легко запоминаются), можно поставить маленькие инсценировки-пантомимы.

    3. Уроки, посвященные человеку, также иллюстрируются различными песнями. Песни отбираются соответственно теме и задачам урока.

    «Литературное чтение»

    1. Песни отбираются соответственно теме урока. Например, стихи о природе.

    2. Песни отбираются соответственно творчеству поэта. Например, знакомство с каким-либо стихотворением С.Маршака или К.Чуковского и слушание, пение, или инсценировка песни-стихотворения из «Нотного Портрета» С.Маршака или «Нотного Портрета» К.Чуковского.

    3. Сравнение одного и того же стихотворения, прочитанного и «распетого».

    «Музыка»

         1. Слушание песен.

    2. Разучивание и исполнение песен.

    3. Сравнение песен с другими музыкальными произведениями на одну тему.

    4. Интонационный анализ мелодии в сравнении с поэтической интонацией.

    5. Инсценировки песен.

6. Сочинение собственных музыкальных версий к стихам.

    «Изобразительное искусство»

    1. Звучание песен в качестве музыкального ряда.

    2. Музыкальный эпиграф к уроку.

    3. Литературно-музыкальный сюжет для практической работы.       

 

    Внеклассная работа

    1. Проведение литературно-музыкального концерта по стихам какого-либо детского поэта. Привлечение родителей к подготовке выступления детей (костюмы, декорации и т.д.)

         2. В группе продленного дня предложить детям слушать песни и в рисунке передать их содержание, образы. Сделать инсценировки песен.

    3. Провести конкурс на лучшее исполнение песен, на лучший рисунок, или инсценировку.

    4. Предложить детям сначала самим «распеть» небольшие стихи, а потом послушать, как эти же стихи «распел» композитор. Это поможет активизировать внимание детей на выразительные средства в музыке.

         5. Дети поют и импровизируют аккомпанемент на детских музыкальных инструментах.

    В средней и старшей школе песни могут быть введены на уроках «Литература», «Мировая художественная культура», «История», «Музыка», «Изобразительное искусство».

         Функция песен на уроке различна:

1. песни как музыкальная иллюстрация к теме урока;

2. песни как музыкальная пауза в процессе урока;

3. песни как художественная кульминация, или художественное обобщение урока.

4. песня как эпиграф к уроку.

5. материал для интегрированных уроков по литературе и музыке.

6. музыкальный переход к новому разделу урока, посвященному поэзии;

7. рассмотрение диалога культур (время создания поэзии и время создания музыки);

8. подбор песенных стихов к изобразительному ряду и наоборот.

 

    Формы работы с использованием «Нотных Портретов»:

1. слушание песен;

2. вокальное исполнение;

3. инсценировки, пантомимы;

4. образы песен учащиеся передают в рисунках (задание на творческое воображение и перенос литературно-музыкальных образов в изобразительные);

5. сравнение песен с другими музыкальными и поэтическими произведениями;

6. музыкальный ряд к изобразительному ряду урока.

7. тема для сочинений, эссе и других творческих работ.

8. сочинение собственных музыкальных версий к стихам.

    «Литература»

         В соответствии с учебной программой по литературе выбирается «Нотный Портрет» поэта.

    1. Знакомство со стихами данного поэта, затем прослушивание песен, созданных на основе его творчества. Сравнительный анализ.

    2. Сравнение одного и того же стихотворения, прочитанного и «распетого». Обсуждение, анализ выразительных средств.

    3. Песни являются музыкальной иллюстрацией к теме урока.

    4. Учащиеся готовят самостоятельные выступления, доклады с разбором поэзии и её музыкального воплощения.

    5. «Нотные Портреты» становятся основой для литературно-музыкальных композиций, к которым учащиеся дописывают литературные вставки, освещающие жизненный и творческий путь поэта. Исполнение композиций на обобщающих уроках, литературных вечерах и т. д.

    6. «Нотные Портреты» становятся целью собрания литературного кружка для беседы о творчестве поэта.

    7. По выбору учащихся песни могут быть выучены и исполнены.

    8. Песни из «Нотных Портретов» становятся поводом для написания сочинений, эссе и других творческих работ.

    9. Количество песен для различных форм работы определяется самостоятельно учителем.

     10. Создание самостоятельно новых «Нотных Портретов» на базе существующих песен данного поэта или из написанных самими учениками.

 

    «Мировая художественная культура»

Поэзия является обязательной частью многих тем в программах по «Мировой художественной культуре».

    1. Знакомство со стихами нескольких поэтов одной эпохи и прослушивание песен из «Нотных Портретов». Сравнительный анализ поэзии и музыки.

    2. Музыкальный ряд к уроку по соответствующей поэтической теме.

    3. Диалог культур: поэзия и современная песня.

    4. Учащиеся готовят доклады с разбором поэзии и её различных музыкальных воплощений.

    5. Литературно-музыкальные композиции, посвященные жизненному и творческому пути поэта. Исполнение композиций на обобщающих уроках, литературных вечерах.

6. Песни из «Нотных Портретов» – литературно-музыкальная тема для сочинений, эссе и других творческих работ.

«История»

         На уроках истории «Нотные Портреты» используются в темах, посвященных обзору культуры конкретной эпохи. Соответственно теме отбирается литературно-музыкальный материал.

1. Знакомство со стихами нескольких поэтов одной эпохи и прослушивание песен из «Нотных Портретов». Сравнительный анализ поэзии и музыки.

2. Музыкальный ряд к уроку.

3. Доклады учащихся с разбором поэзии и прослушиванием песен.

4. Литературно-музыкальные композиции, посвященные поэзии данной эпохи.

5. Освещение культурно-исторических тем: поэт и время, поэзия и власть, отношение поэта к войне, события века, уклад жизни, развлечения, театр и т.д.,

        

    «Музыка» (средние классы)

         1. Обращение к «Нотным Портретам» в теме «Литература и музыка». Сравнение различных романсов, песен на стихи одного поэта, или одной эпохи.

    2. Уроки, посвященные музыкальной интонации. Сравнение песен и романсов. 

    3. Урок, посвященный песенным циклам. Сравнение подходов и выяснение их различий к песенным циклам, например, циклы Ф.Шуберта и «Нотные портреты».

    4. Обращение к «Нотным Портретам» на уроках, посвященных проблеме соотношения стиха и музыки, мелодекламации и песенной мелодики.

    5. «Нотные портреты» в теме «Современная песня».

     6. Сочинение собственных «Нотных Портретов».

    «Изобразительное искусство и художественный труд» (средние классы)

    1. Музыкально-поэтический эпиграф к уроку.

    2. При изучении темы «Портрет»; аналогии между изобразительным и литературно-музыкальным «Нотным Портретом».

    3. Музыкальный ряд в различных темах.

    4. Литературно-музыкальный сюжет для практической работы.       

        

Внеклассная работа

    1. Проведение литературно-музыкального концерта, вечера, посвященного творчеству данного поэта. 

    2. Конкурс на лучшее исполнение песен.

    3. Творческий конкурс: «Мои песни на стихи...…»

 

Работа учащихся дома

    1. Знакомство с «Нотным Портретом». Выбор стихотворения. Заучивание его как стихотворение или как песню.

    2. Дальнейшее знакомство и изучение творчества поэта.

    3. Творчество учащихся – «распеть» стихи, сочинить песню, романс и т.д.

«Нотные П ортреты» в дополнительном образовании

    1. Театральный кружок – литературно-музыкальная основа для этюдов, инсценировок, спектаклей.  

    2. Литературный кружок – темы для исследований, бесед, вечеров, концертов.

    3. Изостудия – темы для работ по воображению.

    4. Музыкальный кружок – исполнение песен, литературно-музыкальных композиций, сочинение песен на стихи известных поэтов.

 

    «Нотные П ортреты» в цикле бесед

1. Истории развития песни и романса в русской музыке.

2. Поэтический текст и музыка в песнях и романсах.

3. Мастерство композитора в вокальных жанрах.

4. Исполнительские особенности песен на стихи русских поэтов. Интонирование, звукопись текста.

5. Жизнь и творчество поэта... с использованием «Нотных Портретов» (прослушивание песенных циклов).

6. Концертные программы или литературно-музыкальные спектакли для вечеров школьной самодеятельности (возможно в стилизованных костюмах).

7. Дискуссии, посвященные творчеству данного поэта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: