Произведения русских композиторов XIX-XX веков

    М.Глинка «Патриотическая песня». П.Чайковский – Шестая симфония 1-я часть, «Сентиментальный вальс», «Итальянское каприччио» и другие произведения.

    «Нотные Портреты»: используются по желанию педагога в зависимости от темы, цели и задач урока.

 

    Тема второго полугодия:  «В чем сила музыки».

    Фрагменты из музыкального материала:

    Песни: «Баллада о солдате» В.Соловьев-Седой, М.Матусовский. «Ты слышишь, море» А.Зацепин, М.Пляцковский и др.

Произведения русских композиторов XIX-XX веков.

П.Чайковский «Я ли в поле да не травушка была» (стихи И.Сурикова). С.Рахманинов «Весенние воды» (Стихи Ф.Тютчева) и другие произведения (оперы, симфоническая музыка).  «Нотные Портреты»: по желанию педагога могут быть использованы любые, это зависит от темы, цели и задач урока.

 

                       Седьмой класс

    Тема первого полугодия: « Музыкальный образ».

Фрагменты из музыкального материала: «Островок» С.Рахманинов, К.Бальмонт. С.Рахманинов, Ф.Тютчев «Весенние воды».

«Нотные Портреты»: Ф.Тютчев, К.Бальмонт и др.

    Тема второго полугодия: «Музыкальная драматургия».

    Понятие «драматургии» связано с развитием музыки. Многие песни из «Нотных Портретов» имеют свободную форму и подчиняются развитию – драматургии стиха и всего сюжета «Нотного Портрета». Поэтому они могут быть использованы в этом аспекте как примеры следования музыкальной драматургии за развитием содержания стихов.

 

              Восьмой класс

    Первая четверть: « Что значит современность в музыке?».

В этой теме «Нотные Портреты» могут быть развернуты весьма оригинально, т.к. музыка предлагает современное «прочтение» стихов, созданных в разные исторические эпохи.

    Вторая четверть: «Музыка серьезная» и «Музыка легкая».

Песенные стихи в «Нотных Портретах» могут быть причислены к разным    направлениям – это решается в каждом конкретном случае. Песня может быть и «легкой» и «серьезной».

    Третья четверть: «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки».

    В этой теме использование различных «Нотных Портретов» также может вывести на серьезные размышления в зависимости от выбора песни.

    Четвертая четверть: «Великие наши «современники».

    В программе рассматриваются три великих композитора – Л.Бетховен, М.Мусоргский, С.Прокофьев – как любимые композиторы нашей эпохи (ХХ-ХХI в.в.) и поэтому наши «современники». Такой подход может быть и к любым поэтам, в которых школьники видят своих «современников». Так осуществляется тематическая связь программы по музыке с «Нотными Портретами».

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»

    Программа, написанная коллективом авторов под руководством и редакцией Б.М.Неменского.

 

    В отличие от программ по литературе и музыке в данной программе происходит обращение к произведениям, созданным практически во все эпохи человеческой цивилизации: от древнего мира до наших дней. Поэтому введение на уроках «Нотных портретов» возможно в связи с обращением к общечеловеческим темам: человек, общество, природа и различным аспектам их раскрытия. При этом следует отметить, что каждый педагог при творческом подходе, учитывая общую тему года, тему четверти, тему урока, зрительный ряд, может определить «Нотные портреты» в музыкальном ряду урока. Безусловно, наиболее яркие связи обнаруживаются при обращении к образу человека и природы.

                       Пятый класс

          Общая тема: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».

«Нотные Портреты» выбираются соответственно теме урока (песни о деревенском быте, народных художниках, шитье, вязании и т.д.)

        

                  Шестой класс

      Общая тема: «Изобразительное искусство в жизни человека».

 

    Тема 1. «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка».

    Отметим некоторые произведения зрительного ряда:

А.Фонвизин «Портрет Д.Зеркаловой», Борисов-Мусатов «Куст орешника», Леонардо да Винчи «Автопортрет», Микеланджело «Восстающий раб». М.Врубель «Автопортрет, 1904г.», В.Серов «Портрет балерины Т.Карсавиной», А.Матисс «Женщина с распущенными волосами», Леонардо да Винчи «Автопортрет», Ж.Гудон «Статуя Вольтера». Ф.Малявин «Две бабы», А.Архипов «Девушка с кувшином», А.Рябушкин «Московская девушка», В.Серов «Портрет Л.Гиршман».

    «Нотные Портреты» подбираются в соответствии с изобразительным рядом - содержанием картин, общим настроением.

 

    Тема 3: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве».

- Образ человека – главная тема в искусстве.

    - Портрет в скульптуре.

    - Портрет в живописи.

    - Великие портретисты.

    «Нотные Портреты» подбираются в соответствии с изобразительным рядом – содержанием картин, общим настроением.

 

Седьмой класс

     Общая тема: «Изобразительное искусство в жизни людей».

    Тема 1. «Поэзия повседневности и видение мира»

    - Изображение фигуры человека.

    - Поэзия повседневной жизни в истории искусств.

    - Сюжет и содержание в картине.

    - Умение видеть жизнь вокруг себя.

    Тема 2. «Великие темы жизни».

    - Библейские темы в изобразительном искусстве

    «Нотные портреты» подбираются в соответствии с изобразительным рядом - содержанием картин, общим настроением.

 

Восьмой класс

    Общая тема: «Архитектура и дизайн в жизни человека».

    «Нотные Портреты» подбираются в соответствии с архитектурой зданий, фрагментов зданий. Например: М.Волошин и др.

 

Девятый класс

    Общая тема: «Изображение в синтетических искусствах».

Тема 1. «Эволюция изобразительного искусства»

- Синтетические искусства и изображения»»

- Роль и место изображения в синтетическом искусстве.

- Театр и экран – две грани изобразительного искусства.

- Фотопортрет.

- Натюрморт и пейзаж как объект съёмки

- Событийная, репортажная съёмка.

 

    Тема 2. «Азбука экранного искусства».

    - Сценарий в кино.

    Тема 3. «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание экранного искусства».

- Кино – синтетическое искусство. Драматургическая роль звука в фильме.

    Тема 4. «Фильм – искусство и технология».

    - Звук в любительском видеофильме.

    «Нотные Портреты» могут служить основой литературно-музыкального сценария, выполнять определенную роль в драматургии фильма. Например: И.Северянин и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: