Чтение и начальное литературное образование

         Программа Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой

    Первый класс

    Тематика чтения: «Попрыгать, поиграть», «Наш дом», «Ребятам о зверятах», «Маленькие открытия»,

    Авторы-поэты: А.Барто, Я.Аким, С.Маршак, В.Берестов, Ю.Мориц, И.Токмакова, Б.Заходер, С.Михалков.

    «Нотные Портреты»: А.Пушкин, К.Бальмонт, К.Чуковский, С.Маршак, В.Берестов, А.Барто, Б.Заходер, С.Михалков.

 

    Второй класс

    Программа Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого

    А.Пушкин, В.Жуковский, Ф.Тютчев, И.Крылов, А.Фет, А.Толстой, К.Чуковский, С.Маршак, С.Михалков, А.Барто, Э.Успенский, В.Берестов, С.Есенин, А.Твардовский, Н.Рубцов, Б.Заходер, Д.Хармс.

    Программа Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой

П.Ершов, А.Пушкин, М.Цветаева, Б.Заходер, С.Маршак, Б.Заходер, А.Прокофьев, Л.Квитко, Ю.Мориц, Г.Сапгир.

    «Нотные Портреты»: все кроме А.Прокопьева, Л.Квитко, Э.Успенского, Г.Сапгира.                  

 

    Третий класс

    Программа Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого

Ф.Тютчев, А.Фет, А.Толстой, А.Майков, И.Никитин, А.Плещеев, С.Дрожжин, Н.Некрасов, К.Бальмонт, И.Бунин, С.Черный, А.Блок, С.Есенин, С.Маршак, С.Михалков, Е.Благинина, А.Пушкин, И.Крылов, М.Лермонтов.

    Программа Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой

Б.Заходер, К.Бальмонт, С.Есенин, И.Бунин, Б.Пастернак, А.Пушкин, Ф.Тютчев, Д.Самойлов, В.Берестов, С.Маршак, В.Высоцкий, И.Бродский, Ю.Мориц, О.Мандельштам, А.Блок, В.Маяковский, С.Черный, Б.Окуджава, А.Макаревич, А.Твардовский.

«Нотные Портреты»: все кроме Е.Благининой, А.Макаревича.

    Четвертый класс

    Программа Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого

         В.Жуковский, П.Ершов, А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А.Фет, И.Козлов, К.Рылеев, В.Бенедиктов, Е.Баратынский, И.Никитин, А.Плещеев, Н.Некрасов, А.Апухтин, С.Дрожжин, К.Бальмонт, И.Бунин, А.Кольцов, И.Суриков, Я.Полонский, В.Брюсов, А.Ахматова, Б.Пастернак, С.Клычков, А.Прокофьев, Д.Кедрин, Б.Слуцкий, А.Жигулин, Н.Рубцов, Н.Гумилев, М.Цветаева, С.Есенин, В.Тушнова, Н.Рубцов.

    Программа Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой

         Г.Сапгир, И.Токмакова, Ю.Мориц, И.Крылов, А.Пушкин, В.Жуковский, Ф.Тютчев, А.Майков, Н.Некрасов, Д.Хармс, А.Введенский, К.Чуковский, В.Маяковский, А.Барто, Е.Благинина, Б.Заходер, Э.Мошковская, Г.Горбовский, Э.Успенский, Н.Матвеева.

«Нотные Портреты»: все кроме А.Прокофьева, Г.Сапгира, И.Токмаковой, А.Введенского, Е.Благининой, Э.Успенского, Э.Мошковской.

 

    «МУЗЫКА»

    П рограмма коллектива авторов, под руководством и редакцией Д.Б.Кабалевского

    1 класс. 1. «Три кита» в музыке – песня, танец, марш». 2. «О чём говорит музыка».

3. «Куда ведут нас три кита». 4. «Что такое музыкальная речь».

    2 класс. 1. «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость». 2. «Интонация» 3. «Развитие музыки». 4. «Построение музыки».

    3 класс. 1. «Музыка моего народа». 2. «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непроходимых границ».

    В новой редакции Программы Д.Б.Кабалевского одна большая тема 1 класса: «Как можно услышать музыку».

    «Нотные Портреты» используются по желанию педагога в зависимости от темы, цели и задач урока.

 

    Программа авторского коллектива под научным руководством Ю.Б.Алиева.

    1 класс. «Музыка рассказывает о жизни». « Школа», «Музыкальные портреты школьников», «Природа и музыка», «Музыка о доме», «Музыкальные портреты», «Детские игры и танцы», «Музыка о животных», «Сказка в музыке».

    2 класс. «Выразительные возможности музыки». «Музыка изобразительная», «Музыка выразительная», «Кто исполняет музыку?» (музыкальные инструменты, оркестры), «Кто исполняет музыку?» (певцы, хоры).

    3 класс. «Музыкальные формы и жанры». «Малые формы инструментальной и вокальной музыки». «Симфоническая музыка. Симфонический оркестр, группы его инструментов», «Музыка в балете», «Опера. Оперные голоса».

    4 класс. «Русская народная музыка» и «Музыкальная жизнь России». «Русская народная песня», «Оркестр русских народных инструментов», «Музыкальная жизнь России».

    «Нотные Портреты» используются по желанию педагога в соответствии с темой и задачами урока.

 

Программа В.О.Усачевой, Л.В.Школяр, В.А.Школяр.

    1 класс. «Истоки возникновения музыки», «Содержание и формы бытования музыки», «Язык музыки».

    2 класс. «Всеобщее в жизни и в музыке», «Музыка – искусство интонируемого смысла», «Тема» и «Развитие» - жизнь художественного образа», «Развитие как становление художественной формы”.

    3 класс «Характерные черты русской музыки», «Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской «интонационности», «Истоки русского классического романса», «Композиторская музыка для церкви», «Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре».

    4 класс «Многоцветие музыкальной картины», «Музыка мира сквозь «призму русской классики», «Музыкальное общение без границ», «Искусство слышать музыку».

    «Нотные Портреты» используются по желанию педагога в соответствии с темой и задачами урока.

         Содержание тем в разных программах по музыке показывает возможность введения песенных стихов из «Нотных Портретов» в большинство из перечисленных тем.

   

    Сопоставление некоторых музыкальных произведений из программ с “Нотными портретами”. Песни-стихи могут быть музыкальной параллелью к произведениям композиторов-классиков, что позволит сравнить музыкальные воплощения одних и тех же сюжетов и образов.

М.Мусоргский: Цикл «Картинки с выставки» («Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» и др.)

П.Чайковский: Пьесы из цикла «Времена года».

Д.Кабалевский: Пьесы («Новелла», «Прелюдии», «Три подружки»)

В.Салманов: «Утро в лесу», «Вечер».

С.Майкапар: «Эхо в горах».

С.Прокофьев: «Детская музыка» («Утро», «Вечер», «Ходит месяц над лугами», «Дождь и радуга» и др.)

Д.Шостакович: «Детский альбом» («Медведь», «Марш», «Вальс-шутка» и др.)

А.Хачатурян: «Адажио».

Ж.Рамо: «Тамбурин».

Г.Гендель: Старинные танцы (Пассакалия).

Ф.Гайдн: Старинные танцы (Менуэт).

В.Моцарт: Менуэт; соната № 11 (1, 3 части).

Л.Бетховен: «Весело. Грустно». «Марш». «Вальс». «Багатели».

Р.Шуман: «Альбом для юношества» (“Смелый наездник”, «Дед Мороз», «Веселый крестьянин» и др.).

Э.Григ: «Лирические пьесы» («Весной», «Халлинг»).

К.Сен-Санс: Цикл «Карнавал животных» («Кукушка в глубине леса», «Куры и петухи», «Королевский марш львов».

...и другие фортепьянные пьесы.

 

Ф.Шуберт: «Форель». «В путь». «Куда». «Мельник и ручей» и др.

А.Варламов: «Белеет парус».

П.Булахов: «Колокольчики мои».

М.Глинка: «Жаворонок».

А.Лядов: «Кисанька».

П.Чайковский: «Детская песенка» («Мой Лизочек»). «Травка зеленеет».

В.Калинников: «Тень-тень».

... и другие детские песни композиторов классиков.

К.Дебюсси «Ящик с игрушками».

М.Коваль: «Волк и семеро козлят».

М.Красев: «Муха-Цокотуха».

В.Герчик: «Стрекоза».

Г.Гладков: «Голубой щенок».

Ю.Антонов: “Приключения кузнечика Кузи”

 

    «Нотные Портреты» могут быть музыкальной основой для детских опер, инсценировок, мимического изображения содержания песен.

 

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

    Приведем некоторые темы из программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (авторский коллектив под научным руководством Б.М..Неменского), в которых может быть использован музыкальный материал из «Нотных портретов».

 

    1 класс. Темы уроков: «Мир природы полон украшений». В качестве музыкального ряда рекомендуется: «детские или народные песни с ярко выраженным игровым, декоративным моментом». «Красоту надо уметь замечать», «Мастера» помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его».

    2 класс. Темы уроков: «Выразительность материалов для работы в объеме». (Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.) «Изображение и фантазия», «Выражение характера изображаемых животных», «Изображение и фантазия», «Изображение природы в разных состояниях», «Как говорит искусство».

    3 класс. Темы уроков: «Твои игрушки», «Твои книжки», «Театральные маски», «Театральные маски», «Театр кукол».

    4 класс. Темы уроков: «Пейзаж родной земли», «Образ красоты человека», «Все народы воспевают материнство», «Сопереживание – великая тема искусства».

    Содержание многих тем показывает возможность введения на уроках песенных стихов из «Нотных Портретов». Педагоги самостоятельно, по желанию выбирают конкретные песни из предложенных аудиокассет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: