Примерная схема продленного дня учащихся 1-8 классов

Средней школы №2 г.Тырныауза в 1998-99 учебном году.

№№

п/п

Виды деятельности

                             В р е м я

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

5 кл

6 кл

7 кл

8 кл
1.

Прогулка

30

30

30

-

 

 

 

 

2.

Обед

30

30

30

30

30

30

30

30

3.

Спортивный час

1.30

1.30

1

1.30

1

1

45

45

4.

Самоподготовка

1

1.30

2

2

2.30

2.30

3

3

5.

Клубный час

1

1

1

1

1

1

45

45

6.

Прогулка

30

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

5

5

5

5

5

5

5

5

                                     

 

Суть проекта, предложенный школой: если в ГПД взамен сложившегося традиционного принципа комплектования по возрасту, самоподготовки, клубного часа организовать группы на разновозрастной основе по интересам и доминирующими в работе сделать обучение в парах сменного состава и дискуссионные собрания, то значительно улучшится устная речь учащихся, их умение выделять главное, задавать вопросы; неформальное объедение детей приведет к сотрудничеству между ними и учителями, появиться мотивация для достижения положительных результатов в учебе, каждый из учащихся обретет уверенность в себе, причем все это произойдет без ухудшения здоровья детей и других существенных отрицательных эффектов. Нелепо же делить жизнь ученика на учебную и не учебную.

И тогда взрослые решили: пусть ученик превратится на время в учителя. Так в учебный процесс (правда, только во второй половине дня) была введена методика коллективного способа обучения (КСО), придуманная в двадцатых годах нынешнего столетия Александром Григорьевичем Ривиным. От воспитателя требуется, чтобы он только организовал работу групп, а не вел всех за собой. Первое, с чего начинается работа, - ребята делятся на группы примерно по пять человек. Каждый выбирает, чем будет заниматься: кто-то – литературой, кто-то – историей, кто-то – математикой. Если в предметной группе собираются ребята из разных классов, - каждый делает свое задание. А потом спрашивают друг друга, проверяя, кто что понял. Дальше происходит то, что Ривин называл организованным диалогом. Один представитель от группы сообщает свое знание, приобретенное в математике, другой группе, например географической. А они в обмен – свое. Так все группы делятся информацией друг с другом. Для того чтобы было легче объяснять, ребята составляют конспекты своих выступлений. А у воспитателя есть специальная тетрадь, в которой фиксируются продвижение каждого ребенка в освоении материала, скорость и объем работы. А потом, после приготовленного таким образом домашнего задания и спортивного часа, каждый занимается любимым делом в одном из многочисленных школьных клубов. Два раза в неделю все собираются вместе на дискуссионные собрания, где каждый высказывает свое отношение к какой-нибудь возникшей проблеме. Воспитатель вместе со всеми садится в круг, но никогда его слово не бывает решающим. Постепенно к взаимному обучению стали подключатся ученики начальной школы, спрашивая, например, друг у друга таблицу умножения или диктуя и проверяя словарные диктанты. Переходы эти во время уроков требуют координации работы педагогов и оптимизируют учебный процесс. Сами клубы стали со временем многопрофильными. А состав их ежегодно меняется. Инновационность нашей идеи состояла в том, что мы предложили идею коллективных способов обучения перенести на вторую половину дня, на воспитательную работу, придав ей деятельностный характер. Коллективные способы деятельности рассматриваются нами, как деятельность направленная не только на усвоение знаний, но и на построение отношений, форм сотрудничества и общения. Сотрудничество и общение рассматриваются в качестве ведущего, побуждающего фактора учения на всех этапах образования. Эти преобразования открыли широкие возможности построения более рациональной и эффективной системы внеурочной деятельности учащихся и всего режима работы школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: