Глава 1. В начале пути

У подножия Эльбруса

Тырныауз

В 2005 году Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №2 г. Тырныауза» является одним из соисполнителей Государственного контракта № 432 от 28.06.05. (на основании решения конкурсной комиссии (протокол №3 /Ф291 от 29.04.05) о победителе открытого конкурса №Ф291 «Разработка и апробация моделей деятельности образовательных учреждений и организаций в рамках сетевого взаимодействия инновационных экспериментальных площадок» (в рамках приоритетного направления 1 «Совершенствование структуры и содержания образования», мероприятия 2 «Совершенствование структуры и общего образования» Федеральной программы развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ по подстатье 226 «Прочие услуги» экономической классификации расходов бюджетов РФ))

 

 

Содержание

 

 

1. Введение

2. Глава 1. В начале пути

3. Глава 2. Клубная работа

4. Глава 3. Влюбленным можешь ты не быть, но толерантным быть …

5. Глава 4. Дискуссионные собрания

6. Глава 5. Управление

7. Глава 6. Помощники школы

8. Глава 7. Мониторинг образовательной деятельности

9. Глава 8. Как же ты уча других, не учишь себя самого?

10. Приложения

11. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Введение

                                                                                                  «… создание в России

                                                                                                   свободного общества

                                                                                                   свободных людей – это

                                                                                                   самая главная наша задача».

                                                                                                          В.В. Путин

Для западного человека все дороги ведут в Рим, для русского – в Византию, для кавказца – к Эльбрусу.

Здесь земля легко и радостно возносится к небу двумя вершинами Эльбруса, и свод небесный легко опускается ей навстречу. Здесь все полно завершенным покоем, достигнутой мерой, свободой в законе, бесконечностью, замкнутой в круг. Великий балкарский поэт Кайсын Кулиев когда его спросили почему горцы не строили больших зданий отвечал, что рядом с горами они выглядели бы комично.

Одно из преданий о происхождении мира, которое передается из уст в уста гласит: Богиня – лебедь, нырнув в воды мирового моря, достала со дна землю, которая, разбухая, превратилась в мировую гору (Эльбрус по карачаево-балкарски Минги Тау – «Вечная гора»). Вместе с землей она достала со дна раковину, из которой появились два первочеловека – Адам и Хауа. У них было 25 девочек и 25 мальчиков. Они и положили начало человеческому роду.

Жизнь в горах накладывает свой отпечаток на формирование характера человека.

Мы сегодня предлагаем вам вместе с нами совершить восхождение на Эльбрус. Восхождение – это способ самовыражения. Разные люди поднимаются на одну и ту же вершину, которая их объединяет. Работая командой, они добиваются выдающихся результатов, коллективизм одна из главных ценностей живущих на Кавказе, людей влюбленных в горы.

Это контакт с живой природой, преодоление трудностей. Человек, уходя в горы, отключается от обычной жизни, политических и экономических стрессов. Горы объединяют всех кто с ними соприкасается.

В горах человек свободен. «Никто не может заставить меня быть счастливым на свой манер… но каждый может искать счастье путем, какой представляется ему самому», - писал немецкий философ Э. Кант. 

Люди покоряют гору или гора покоряет их? Покоряет величием и простотой своей красоты, покоряет тем, что дает возможность каждому обратившему на них свой взгляд насладиться неповторимостью и глобальностью масштабов. Горы требуют от человека, чтобы он был лидером, вел за собой чувствовал бы ответственность за себя и за других.

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош, -

 

Парня в горы тяня, рискни,

Не бросай одного его.

Пусть он в связке одной с тобой,

Там поймешь, кто такой…

                   В. Высоцкий

Альпинизм и педагогика имеют много общего: и альпинист, и учитель выступают в роли тех, кто идет по неизвестному маршруту, за которыми идут люди, за которых они ответственны. И альпинист, и учитель могут предпринять восхождение одни, в паре, в группе, в отряде, оба не имеют права трусить, паниковать, ссориться, предавать… И для них важно не покорить вершину, а важна дорога к ней.

Эта книга не о главных событиях жизни небольшой городской школы, на окраине маленького горняцкого города Тырныауза, что находится в Кабардино-Балкарии, и не рассказ о жизни в хронологическом порядке, а это попытка понять наше сегодняшнее состояние, попробовать посмотреть на себя со стороны. Ведь школа наша на протяжении последних лет формировала становящиеся общественные потребности и строилась как ответ на заказ гражданского общества.

Такие как:

- обеспечение экономического роста (удвоение ВВП)

- социальная стабильность

- развитие институтов гражданского общества

- сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года основными целями развития образования определила повышение его качества, доступности и эффективности.

Система образования становится важным фактором обеспечения национальной безопасности России и роста благосостояния ее граждан. Ключевой проблемой на нынешнем этапе становится «проблема становления институциональных механизмов, обеспечивающих связь развития человеческого капитала с ростом благосостояния граждан страны», а это возможно только при повышении качества образования.

 «… а для этого создание управленческих механизмов, позволяющих это новое качество образования определять для каждой конкретной школы, мобильно конкретизировать его основные компоненты в зависимости от имеющихся условий.

В Кабардино-Балкарии в этом плане интересен опыт Культурно-образовательного центра на базе школы №2 Эльбрусского района в г. Тырныаузе. Школа смогла создать такие образовательные условия, которые позволили максимально мобильно и интересно для учеников обустроить их личную образовательную траекторию. В школе удалось соединить возможности общего и дополнительного образования. На основе использования методик коллективного способа обучения и коммунарского движения получилось создать такое образовательное пространство, где каждый ученик может находить личностно значимое, интересное для себя. При такой работе, по мнению директора школы Ханафи Гулиева, и проявляется новое качество: коммуникативные умения, способности понимания, выслушивания других и т. п.

Но упаси Боже эти компоненты делать всеобще обязательными и по поводу них выстраивать систему мониторинга! Управленческая задача в другом: обеспечить условия, чтобы, каждая школа могла выбрать свой подход, путь к новому качеству образования. Но для этого нужна реформа системы управления».

И. М. Реморенко, «Разное управление для разного образования».

Район «Камук», где размещается школа, считается одним из самых неблагополучных микрорайонов в городе горняков: удаленность от центра, ветхое жилье до – или послевоенной постройки, соседство с обогатительной фабрикой, райбольницей и кладбищем повлияло и на социальный состав жителей. 80% детей в школе относятся к категории малообеспеченных, многодетных семей, много неполных семей. СОШ №2 г. Тырныауза также является Федеральной экспериментальной площадкой с 1999 г., Авторской экспериментальной площадкой с 2002 г., многократный лауреат конкурсов «Школа года», «Знак качества».

Школа в которой мы работаем стала уютной и красивой. Привлекли к этой работе, профессиональных художников и самих детей, некоторые кабинеты и уголки разрисовали сами дети. Привычный бетонный забор раскрасили в яркие цвета. На фасаде здания мозаика с изображением «Золотого сечения» Леонардо и формулы. Поднимающегося на второй этаж школы встречает девиз школы, принадлежавшие Августину Блаженному: «В главном - единство, в спорном - свобода, во всем - любовь». Яркие витражи вместо окон делают здание похожим на храм. В аудиториях и коридорах школы настоящие картины, а одна из рекреаций украшена библейскими сюжетами. Главный вопрос, который волнует человека в любом возрасте: «Любят ли его?». И от ответа на этот вопрос зависит оптимизм мировосприятия и успешность развития. Организуя деятельность детей, мы пытаемся проецировать моменты проявления детьми деятельностной любви к окружающему миру – предметам, природе, людям. Каждое утро большинство наших детишек спешат в школу для того, чтобы обнять любимую учительницу, подругу, друга. Стержнем всей этой деятельности является принесение добра другим людям. Вот любимая притча о любви к ближнему пророка Магомета:

«Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала до тех пор, пока Бог, чтобы укрепить ее, не поставил на нее гор. Тогда ангелы спросили:

- О Боже, изо всего созданного тобою есть ли что-нибудь крепче гор?

И Бог отвечал:

- Железо крепче гор, ибо оно разбивает их.

- А есть что-нибудь из твоих созданий крепче железа?

- Да, огонь крепче железа, ибо железо плавится в огне.

- Есть ли что-нибудь из твоих созданий крепче железа?

- Да, огонь крепче железа, ибо железо плавится в огне.

- Есть ли что-нибудь из твоих созданий сильнее огня?

- Да, вода, ибо она тушит огонь.

- О Господи, есть ли что-нибудь из твоих созданий сильнее воды?

- Да, ветер, ибо он преодолевает воду и приводит ее в движение.

- О Вседержитель наш! Есть ли какое-нибудь из твоих творений сильнее ветра?

- Да, добрый человек, дающий милостыню; если он дает правою рукою так, чтобы не видела левая, то он преодолевает все».

По определению пророка любовь обнимает обширный круг милосердия. «Каждое доброе дело – есть любовь. Ваша улыбка перед лицом брата вашего есть любовь; если увещеваете своего ближнего к доброжелательной жизни, то это все равно, что даете ему милостыню; если вы указываете дорогу заблудившемуся путнику, то это тоже любовь; ваша помощь слепому – тоже любовь; убирание с дороги камней, терний и других препятствий – тоже любовь, напоить жаждущего – тоже любовь».

После событий в г. Нальчике, 13 октября, когда боевики напали на мирных жителей и правоохранительные органы, стали серьезно говорить о противодействии религиозному экстремизму.

Причины событий в Нальчике «нужно искать в сфере экономики» считает президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков.

По его словам «безработица, безденежье, невозможность открыть свое дело без связей во властных структурах привели к тому, что идеология ваххабизма получила отклик среди части молодых людей».

 «В многонациональной Кабардино-Балкарии есть совершенно уникальная школа. Здесь ребят учат основам одновременно четырех религий – иудаизма, христианства, ислама и      буддизма. (…)

Здесь не навязывается вера юным душам, здесь религия – предмет истории, культуры. А к какой вере потянется душа школьника или, быть может, ей ближе станет атеизм – не важно. Важно, что относиться к людям любой религии эти в последствии будут уважительно и дружелюбно. Сегодня это не просто слова, а факт, потому что многие выпускники уже стали активными членами общества и людьми, уважающими чужую веру и чужие взгляды». (из газеты «Аргументы и факты» 2002г.) 

 

Глава 1. В начале пути

 

В нашей школе проект «Организация разновозрастных клубов по интересам с использованием коллективных способов деятельности» наряду с классно-урочной (лекционно-семинарской) системой обучения предполагает проведение коллективных разновозрастных занятий на принципах всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи.

Индивидуальный темп изучения учебных дисциплин, рациональная смена напряженного учения и преподавания, учения, отдыха и труда непосредственно в ходе педагогического процесса позволяет достигнуть завершенности в обучении и воспитании. Все участники самостоятельно, без предварительного объяснения и инструктажа педагога изучают одновременно разные темы, выполняют разные функции. В зависимости от конкретных тем (материала) педагог сам решает, где необходим его объяснение, инструктаж, комментарии, а где и лекционное изложение.

Совместная работа, взаимообучение, выполнение функций преподавания и воспитания ведет к педагогизации деятельности всех членов группы. Главнейшей функцией профессионального педагога становится обучение всех участников занятий искусству преподавания и воспитания.

Большинство нестандартных уроков на первое место выдвигают личность самого учителя, его способность к импровизации, творчеству, артистизму, насколько целенаправленно и осмысленно он ведет урок. Урок даже если учитель не произносит ни одного слова всегда остается театром одного актера. Но ведь центральное место на уроке должен занимать ученик, его личность, его умение общаться, его умение сотворить, сопереживать, очень часто сострадать, сорадоваться. Участники различных семинаров, проводимых в школе, подходили ко мне благодарили за прием и восклицали: «Какие у Вас работают замечательные учителя!», а я отвечал вопросом «Дети наши как работали?» «Ниче».

Воспитать социально ответственную личность, научить её общению, предоставить возможность проявить ей свои уникальные качества – вот те задачи, решение которых стало актуальным в 21 веке. Каждый учащийся должен нести ответственность за собственный труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей.

В группах продленного дня чаще всего работает предметник-воспитатель, который в силу известных причин вынужден дорабатывать и прирабатывать, то что не успел в первой половине дня. Анализ работы групп показывал, что они превращаются в дополнительные уроки с использованием всего арсенала свойственных им методических приемов. Клубные часы из-за того, что собраны дети одного класса или одного возраста сводились к чтению книг, беседам на темы воспитания или в часы подготовки к общешкольным мероприятиям.

Все это приводило к высокой утомляемости детей, их нервному перенапряжению. Искажалась сама идея продленного дня.

Если раньше она способствовала привлечению к производительному труду большого числа женщин-матерей, то теперь в условиях безработицы, полного обнищания многих семей ГПД единственная бесплатная возможность занять ребенка во второй половине дня, организовать его обучение и воспитание с учетом его возраста, индивидуальных особенностей и интересов. Особенность нашей школы состояла в том, что дети никуда не уходили из школы, потому что им было некуда идти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: