Получение правдивой информации о латентных процессах, скрытых механизмах социальных отношений для реконструкции сферы неформальных отношений, существующих между людьми, привел нас к методу case – study – исследовательской стратегии направленной на глубокий, полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая). Метод позволяет обеспечить лучшее понимание социальной реальности, уникальность каждого объекта, и в тоже время выделить общие черты для дальнейшего обобщения. В хорошей ситуации описываются реальные люди в момент принятия важного решения, сталкивающиеся с необходимостью предпринимать какие-то действия и нести ответственность за последствия.
Важно то, что эти кейсы описывают реальные события, которые в условиях дефицита ресурсов, не поддаются однозначно правильному решению. Кейсы состоят из:
5. Введение
· постановка задачи
· название учреждения, имена и должности главных персонажей
· название услуг предоставляемых учреждением
|
|
6. Проблема
· краткое описание проблемы (как она видится разными участниками событий)
· описание структуры проблемной ситуации
7. Материалы для решения
· история учреждения с важными моментами в ее развитии
· описание внешней среды (если требуется): история отрасли, в которой учреждение (организация) действует, и главные силы, вызывающие изменения; описание состояния рынка в данной области (услуги, потребители, распределение и т. п.); разбор главных конкурентов (их стратегии, позиции на рынке, политики маркетинга и распределения)
· расширенное описание ситуации по проблеме или решению: общее состояние дел в учреждении (организации), её слабые и сильные стороны; партнеры; управленческая стратегия; организационные отношения; ключевые фигуры в управленческой группе; услуги и процессы; финансовое положение учреждения; маркетинговая информация; взаимодействие работников
· схемы, таблицы, статистика, финансовая отчетность, фотографии персонажей и др.
8. Сценарий решения кейса
· Возможные альтернативы в решении проблемы
Методика проведения.
Условие: принцип триангуляции.
· Исследовательская триангуляция выражается в том, каждую ситуацию наблюдают и описывают несколько исследователей
· Методологическая триангуляция означает использование различных методов в изучении каждой конкретной ситуации (наблюдение, интервью, анализ документов)
· Временная триангуляция осуществляется благодаря том, что исследуемые процессы отслеживались в течение определенного времени
· Пространственная триангуляция заключается в том, что кейс может проводиться в нескольких подобных учреждениях. Смысл заключается в систематическом обмене информацией о ходе исследования.
|
|
Эти кейсы – попытка проследить новые тенденции в работе школьного коллектива, который стремится идти не по пути ужесточения правил поведения и требования к ученику, а, наоборот, полной реализации идеи свободы самовыражения учеников и воспитания на либерально-демократических принципах. Это попытка решения проблемы институализации проектной деятельности – появление новых норм, правил и механизмов их появления.
Проект исследования хамства.
Не только в обычной школе, но, и в элитной, и даже в Государственной Думе, иногда, происходят конфликты, про которые лучше не знать, но значение и частота их имеют, на наш взгляд, крайне важное значение при анализе образовательной деятельности.
Инцидент в инновационной школе
Перемена. Шум. Дети переходят из кабинета в кабинет, кто-то бежит в столовую. Вдруг раздаётся взрыв на лестничной площадке. Дети радостно смеются. Завхоз школы Л. Т. останавливает 9-ти классников, происходит словесная перепалка с одним из учеников, который произносит нецензурную брань в её адрес.
Ситуация определяется несколькими обстоятельствами.
Во-первых, произошло это в маленькой школе, где учатся всего 260 учащихся, где все знают друг друга и живут в одном районе. Школа является федеральной экспериментальной площадкой МО РФ, реализующей проект «Организация клубов по интересам с использованием коллективных способов деятельности». Суть эксперимента не в ужесточении правил поведения и требований к ученикам, а наоборот, в наиболее полно (из возможного в школе) реализованной идее свободы самовыражения учеников (в том числе и в поведении) и в воспитании на либерально-демократических принципах. Ученики в первой половине дня учатся в классах, а после обеда в клубах делают вместе домашнее задания, занимаются в микрокружках, а два раза в неделю собираются на дискуссионные собрания, где обсуждаются самые наболевшие вопросы, волнующие школьников. В школе нет проблем с дисциплиной, нет дежурных, нет «линеек - судилищ», ученики имеют такие же права как и взрослые. Если опаздывает учитель, может опоздать и ученик, если учитель не готов к уроку, то может не подготовиться и ученик и т.д. Коллектив школы пытается наряду с подготовкой к жизни в обществе помочь детям стать независимыми личностями. Победа, успех в любой сфере каждого учащегося, независимо от того в какой сфере это произошло, приветствуется всем коллективом.
Мы пытаемся создать школу, где дети имели бы право быть самими собой, где не было бы страха, а дети росли бы сильными, смелыми и свободными. Конечно не все педагоги разделяют такую точку зрения.
Во-вторых, участники конфликта были представителями разных национальностей, и произошло это в районе, где очень сильны национальные традиции и представители коренных народов до сих пор придерживаются традиционного уклада жизни.