Глава 7. Мониторинг образовательной деятельности

  Сегодня когда статус ФЭП стал брендом, в лучшем смысле этого слова. Стали обращаться, приезжать из самых отдаленных уголков директора школ, методисты, с просьбой рассказать, показать, что они хотели бы тоже заниматься инновационной экспериментальной деятельностью, получить статус ФЭП. Когда начинаешь интересоваться: «Зачем?» И большинство отвечает: «Просто, мы так хотим. Нам это интересно!», «Для нас это престижно».

 Спрашиваю: «А у Вас в школе, что плохо, что Вам в ней не нравится»

- У нас все нормально. Все хорошо. Мы передовая школа.

- Тогда Вам с нами делать нечего. С нами только те, кто хочет строить другую Школу, на других основаниях и отношениях. С нами те, кто чувствует свою греховность, свою вину и хочет изменить себя, свое отношение к собственной деятельности, к тем кто рядом.

Важным моментом в процессе мониторинга стало отслеживание изменения позиции педагогов и развитие их содержательной активности в рамках проектной проблематики. Очень интересно наблюдать как большинство педагогов школы, в том числе люди, проработавшие в школе многие десятилетия осваивают принципиально новые методики преподавания (например, обучение по методу жестов: когда событие описывается пятью- шестью предложениями, выделяется опорное слово, под это опорное слово придумывается жест и всё это многократно повторяется), социальное проектирование и научно- исследовательская деятельность, а самое главное новый стиль отношений с администрацией, учащимися, родителями.

Работа в группе существенно влияет на первую половину дня. Ориентация на формирование личности ответственной и самостоятельной вступает в противоречие «со скрытым содержанием» традиционной методики: организацией классных занятий, способами доминирования и подчинения и т.п., системой контроля за качеством образования. Это привело и к изменению продолжительности отдельных этапов урока, продолжительность некоторых увеличивается за счет сокращения других:

 

Традиционный урок

Д.З.
З.
О.Н.
П.Д.З.
О.М.
I.

                           2 м           15 м                          20 м                     5 м        3 м    

             
О.М.М.
 
О.Н.
 
З.
 
Д.З.


П.Д.З.
II.

                          2 м           5 м                         25 м                     10 м         3 м  

                 
О.М.М.
 
П.Д.З.
 
О.Н.
 
З.
 
Д.З.




III.

          10 м.            0 м.                      25 м.                      0 м.         10 м.

Условные обозначения:

О.М.                       – организационный момент;

П.Д.З.                    – проверка домашнего задания;

О.Н.                       – объяснение нового;

З.                            – закрепление;

Д.З.                        – домашнее задание.

Со временем эта тенденция увеличивается. Объем дачи письменных работ тоже должен уменьшиться, уступая место творческой и устной работе.

Ситуация продуктивного учебного взаимодействия позволила реализовать не только познавательные мотивы учения, но и мотивы самоутверждения и самосовершенствования.

Анализ этапа информации учащихся о домашнем задании показал, что почти 80% учителей-предметников дает его после звонка, без учета объема и сложности материала. Отсутствует инструктаж, не известны цели и способы выполнения. Порой материал урока не закрепляется. И все это выявляется в ходе самоподготовки, поэтому встала задача согласования объема домашних заданий с другими учителями класса, необходимость исключения перегрузки, особенно слабо успевающих учеников. Пришли к идее единого расписания домашних заданий за неделю, для корректировки и дозировки задаваемого материала. Это помогло нам и в индивидуализации домашних заданий, доля которых растет.

В едином расписании учителя (не всегда охотно) отмечают тему урока, сложность его, объем и количество заданного. Материал по домашнему заданию собирает координатор, а заместитель по учебной работе и воспитатели цветным маркером отражают перегруженность по дням недели и завышенность материала.

Домашнее задание можно с определенной долей условности разделить на 3 уровня:

1. Задания по составлению копий учебной информации (запись правил, определений терминов, перенос рисунков и схем из учебников в тетрадь, письменные ответы на вопросы из учебника).

2. Задания по составлению частичного оригинала учебной информации (дополнение и изменение планов, схем, конспектов, заполнение таблиц и др.).

3. Задания по составлению новой учебной информации (составление конспектов, рефератов, докладов и др.)

Таблица сбора данных эффективности дачи домашнего задания.

1. Когда задается домашнее задание?

- во время урока

- на перемене

2. Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

3. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке и объемом работы, заданной на дом.

- 1/3 от объема классной работы

- больше классной работы.

4. Характер домашнего задания

- 1 уровень;

- 2 уровень;

- 3 уровень.

5. Кому дано домашнее задание?

- индивидуально;

- паре;

- группе.

6. Посильность домашнего задания

- сможет выполнить сам;

- сможет с помощью…

- не сможет;

                                         сумма всех оценок

К э. Д/з = Σ n1n = ----------------------------------------------

                            5-х (количество выбранных параметров)

«5» - если все параметры реализованы полностью.

«4» - частично;

«3» - не реализованы.

К (0,8 – 1) – высокий уровень дачи домашнего задания.

К (0,6 – 0,8) – достаточный уровень

К < 0,6 – низкий уровень.

Однако со временем идея единого расписания домашнего задания отпала, потому что многие учителя отказались от дачи домашнего задания.

Умение посмотреть на себя со стороны, чужим взглядом, попытаться посмотреть на себя глазами ученика на наш взгляд одно из важных умений или компетенций профессионала в любой области. Мы предложили нашим учителям в течении нескольких дней проанализировать себя, себя в уроке при помощи накопления данных по некоторым критериям на которые раньше при анализе учебного занятия не обращалось особого внимания. Предлагаемая форма фиксации очень проста. Не надо вести записи, достаточно после каждого занятия поставить на заранее заготовленном листе бумаги крестик.

1. Передвижение по аудитории

§ Сижу на одном месте

§ Стою на одном месте

§ Двигаюсь по всей площади

2. Взгляд

§ Смотрю на пол

§ Смотрю на потолок

§ Смотрю в глаза

3. Мой голос

§ Тихий

§ Средний

§ Громкий

4. На уроке задаю вопросов

§ Мало 1 – 5

§ Средне 5 – 10

§ Много 10 – 20

5. Перебиваю учащихся

§ Редко

§ Часто

§ Не перебиваю

6. В классе у меня шумно

§ Дети с увлечением работают

§ Дети потеряли интерес к теме

§ Всегда тишина

7. На уроке организован диалог – монолог

§ Диалог продуктивный

§ Диалог беспорядочный

§ Монолог беспорядочный

8. Задание даю детям во время урока

§ Всегда

§ Не всегда

§ Редко

Как оценивать результат урока учитель может определить для себя сам, но посмотрев на графики, многие смогли увидеть для себя кое-какие закономерности. Даже то как задается домашнее задание в условиях работы полный день имеет колоссальное значение. Вот схема того, как относились и относятся учителя – предметники к даче домашнего задания:

 

 


Претерпевает значительные изменения классно-урочная система. Знаменитая пятичленка в условиях работы полный день потеряла в первой половине такие этапы как:

§ Проверка домашнего задания;

§ Закрепление.

Увеличились по времени такие этапы, как организационный момент – во время которого идет планирование работы на день, формирование пар, групп, дача домашнего задания – тенденция к отказу от домашнего задания, многие педагоги выбирают проектные задания для групповой, парной, индивидуальной работы в течении длительного времени.

Техника чтения.

Проверялось 136 учащихся.

                              Норма:                Больше нормы:              Меньше нормы:

84 человека                30 человек                       22 человека

61, 7 %                        22 %                                 16,1 %

Развитие речи один из важных составляющих развития школьника, отслеживаемый воспитателями во время собраний. Известно, что за 10 лет обучения в школе ребенка знакомят с 2000 терминов, в то время как бытовой язык содержит 200-400 слов, т.е. за десять лет ребенок должен выучить до 50 новых языков. Он бы выучил, если бы ему давали на этих языках говорить, а вот говорить-то в школе и не дают. Подсчитано, что в течение дня школьники говорят 1,5-2 минуты. Обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

 

 


Для проверки устной монологической речи мы взяли методику изучения речевой деятельности Н.В.Нечаевой. Получили такие результаты:

4 уровень – 46,3%

3 уровень – 33%

2 уровень – 15,4%

1 уровень – 5,1%

При оценке связности устной речи оценивались типичные единицы высказывания и развернутость характеристики объекта или явления, соответствующее четырем уровням.

 4 – й уровень - ученик говорит связными распространенными предложениями, может дать развернутую характеристику объекту или явлению;

 3 – й уровень - речь в основном состоит из простых нераспространенных предложений, характеристика объекта или явления дается неполно, с нарушением логических связей;

 2 – й уровень - речь состоит из простых предложений, характеристика объекта или явления дается бессвязно, по несущественным признакам;

 1 – й уровень – предложения мало используются в речи, характеристика объекта или явления невозможна.   

По инициативе учителей и учеников, ввели единое расписание домашних заданий за неделю, для корректировки и дозировки задаваемого материала. Это помогло нам и в индивидуализации домашних заданий, для которых растет:

Расход времени на выполнение домашней работы, по сравнению с инструктивными требованиями имеет устойчивую тенденцию к сокращению.

Количество детей, посещающих библиотеку систематически увеличилось в двое по сравнению с 2000 годом.

Активно используются и возможности информационного центра.

Благодаря стимулированию заинтересованного активного отношения к учебному труду, созданию ситуации успешности, веры в свои возможности впервые за 10 лет мы смогли не только остановить отрицательную динамику обучаемости в средней школе, но и придать ей положительную динамику.

Метод само – или взаимооценки знаний учащимися не приводит к завышенным оценкам. Во время зимних каникул мы пригласили детей в школу, желающих улучшить четвертную оценку. Учителя выступали в роли консультантов, а ученики в роли учеников и учителей. 36,9 % учеников смогли улучшить по 1 – 2 предметам оценку.

«Я хотела бы учиться в школе, где Вы – директор, но работать у Вас учителем я бы не хотела» - заявила одна из учителей школы.

Фирменным знаком школы является метод жестов. «Опыт доказал, что, когда дети имеют возможность совершать физические действия, которые дают выход их естественным импульсам, посещение школы становится радостью, управление – менее обременительным, а учение протекает легче». (Дьюи. Демократия и образование, с 183).

 Мы провели анкетирование по теме: «Какой Вы видите идеальную школу?» среди учащихся 5-9 кл. 64 % детей отметили, что таковой они считают свою школу.

 

«Познаем в той мере, в какой любим»

Августин

Проблема существования двух пространств в образовательном учреждении, по разному нормативно устроенных. Нормы эти по-разному удерживаемы: для одного пространства – юридически подкреплены, для другого – только как ценности, личностно удерживаемы (без правовой базы). Ситуация выглядит так: разные личности, с двумя разными судьбами пытаются ужиться в одном теле. С психологической точки зрения – шизофрения. Как объяснить тот странный факт, что человеческое поведение, человеческая воля и отношения между людьми подчинены не одному, а двум разным законодательствам, которые… расходятся между собой», порождая счисленные, порой трагические конфликты и недоразумения в человеческой жизни. (Франк С.Л. «Духовные основы общества. С. 161-162)

Одна ценность (одно нормативное пространство) начинает подавлять другую, и инновационное и традиционное пространство могут оказаться в роли подавляемого, таки в роли подавляющего. Необходимо понимать, что инноватику можно увидеть тогда когда есть нормативно работающая традиционная деятельность (белое нельзя увидеть без черного, инноватику нельзя увидеть без традиции). Инновационная деятельность – деятельность по преодолению существующего (через критику, через построение иного отношения), следовательно, при отсутствии нормы нет и возможности построения новых отношений. Продумывая проблему соотношения нравственности и права, Франк приходит к выводу, что, поскольку мы мыслим обычно эти начала в виде «конкретного (юридического) закона» и «культурной (бытовой) нормы», мы не способы установить логически ясного различия не только между ними, но и – что самое главное – внутри этих сфер гражданской, человеческой жизни. Без этого в лучшем случае здесь обнаруживается различие лишь количественное, по степени: некоторые нормы нам будут казаться в большей мере нравственными, чем правовыми, и наоборот. Действительное же различие может быть найдено только в том случае, если мы выйдем за пределы конкретной нормы и конкретного эмпирического закона и будем мыслить из закона и нормы как «чистой формы». Лишь на этом уровне и на этом пути открывается выход к общечеловеческим началам культуры.

«Общечеловеческое» может существовать в правовом отношении в виде развитии гражданского демократического общества.

Н. Кузанский: «Великое дело - быть в состоянии твердо укрепиться в единении противоположностей».

Над силой той, что естество связует,

себя преодолевший торжествует

Гете

Самоопределение – осуществимо только через самоопределение (Франк).

С познавательной интенцией с самого начала связана интенция «чувства» и «хотения», интенция «интереса». «Мы не только «познаем» предмет, но и «чувствуем» и «хотим» его, «интересуемся» им – даже и в отрицательной форме «избегания» его, «отталкивания» от него; и по большей части познавательная интенция сама практически руководима этой конкретной эмоционально – волевой интенцией». (Франк С.344) В силу этой последней интенции вещи становятся для нас «важными», приобретают «значение» и лишь здесь появляется смысл «действительности».

«Это явление встречи с «ты» именно и есть место, в котором впервые в подлинном смысле возникает само «Я» - модель, событие (Франк С.355)

Мониторинг проектной деятельности осуществляется на интерпретации противоречия лежащего между двумя разными нормами: традиционной и инновационной. Решением этого противоречия является институализация инновационной деятельности, что становится предметностью развития проекта. Эврика предлагает определить формой институализации: сетевую образовательную программу, сетевую образовательную программу, инновационный центр повышения квалификации, сайт, книгу, мониторинг.

Составляющей частью мониторинга инновационной образовательной деятельности является анализ модельного события как средства адекватного, способного отразить проект в структурных взаимосвязях и перспективах. Анализ модельного события может производиться либо ретроспективно либо проектным способом.

Ретроспективный анализ образовательного события состоит:

· реально произошедшее событие выделяется из школьной жизни как наиболее характерное или значимое для участников проекта

· Выявляется взаимосвязь с осуществляемой в школе экспериментальной программой.

· Выявляется образовательный эффект данного события для различных участников (позиционирование участников производится по разным основаниям: дети, учителя, родители; лидеры, организаторы, участники, зрители и т.п.

· Анализ динамики содержательных процессов, характеризующих образовательную программу, отразившейся в модельном событии (проявлении новой деятельности, проявление новой предметности, возникновение новых форм активности участников, выявление новых форм активности участников, выявление новых позиций участников, социальный эффект и т.п.).

· Фиксация неожиданных эффектов, не предполагаемых изначально в ходе создания и реализации образовательной программы, и анализ их взаимосвязи с содержательной стороной проекта.

Модельное событие имеет двойную функцию: с одной стороны она является отражением предшествующей деятельности, с другой началом или отражением последующей деятельности. Поэтому по нему можно строить сценарии развития будущего. Событием можно назвать особую организацию человеческих отношений, где в одной точке встречается и прошлое и будущее.

Человек может заблуждаться и принять за подлинное событие мнимое. Л. Толстой

«Смертная казнь принадлежит к числу тех явлений, действительность которых совсем не убеждает меня в их возможности» (к религии).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: