Стратегическая привлекательность внутреннего рынка

Рис. 6. Матрица «стратегическая привлекательность экспорта и внутрен­него рынка».

Сначала отдельно для внутреннего и внешнего рынков конструируются стратегические позиции продуктов по методике матрицы «Шелл». Затем стро-

53

ится сводная матрица, в которой на оси У откладываются значения интеграль­ного индекса стратегической привлекательности экспорта, полученного произ­ведением индекса привлекательности рынка и силы позиции бизнеса на зару­бежных рынках сбыта, на оси X - аналогичная оценка для внутреннего рынка. Такой подход к формированию стратегии оптимизации товарного портфеля, основанный на анализе стратегических альтернатив в трех матрицах (двух — для внутреннего и внешнего рынков - и одной сводной), позволяет получить более емкое представление о возможных стратегиях.

Учитывая современные тенденции в деятельности НГХК РТ (реализацию масштабной инновационной программы, активный поиск новых направлений деятельности, продуктов-«звезд» и новых рынков), представляет практическую ценность и такой инструмент разработки базисных стратегий, как матрица «то­вары-рынки» (матрица Ансоффа) (рис. 7).

Имеющиеся рынки


Новые рынки

 

Имеющиеся продукты

Новые продукты


 

Расширение при­сутствия на освоен­ных рынках Развитие новых рынков
Развитие продукта Углубление перера­ботки, Диверсификация


Рис. 7. Базисные стратегии развития. Матрица «продукты-рынки».

Данный инструмент позволяет выделить следующие стратегии в процессе оптимизации товарного портфеля регионального НГХК:

1. Стратегия расширения присутствия на освоенных рынках. Это базисная стратегия роста путем увеличения объема продаж существующих продуктов на освоенных сегментах рынка, например, путем снижения цен, привлечения по­требителей, которые ранее приобретали продукцию конкурентов. Последнее может быть применено для продукции, по которой у предприятий НГХК РТ

54

имеются технологические или производственные преимущества, что позволит им увеличить долю рынка за счет конкурентов. Данная стратегия обычно тре­бует высоких затрат, так как помимо вложения в технологию и производство сопровождается установлением относительно низких по сравнению с конкурен­том цен.

2. Стратегия развития продукта - базисная стратегия роста путем пред­
ложения усовершенствованных или новых продуктов на освоенных сегментах
рынка. Реализация такой стратегии прежде всего предполагает наличие разви­
той научно-исследовательской и конструкторской базы и персонала, мотивиро­
ванного на поиск и освоение новых идей. Применение данной стратегии закон­
чится неудачей, если конкурент может легко скопировать продукт, сэкономив
на НИОКР, освоении производства и сбыте.

3. Стратегия развития новых рынков - базисная стратегия роста путем вы­
явления и освоения новых рынков для имеющихся в региональном НГХК про­
дуктов. Такими рынками могут быть зарубежные рынки, новые внутренние ре­
гиональные рынки. Данная стратегия предполагает значительные инвестиции в
новые рынки и, как правило, носит агрессивный характер.

4. Стратегии диверсификации и углубления переработки. Стратегия дивер­
сификации
предполагает расширение деятельности за рамки существующих
продуктов и рынков. Характеризует современные тенденции развития произ­
водственно-коммерческой деятельности, противодействующие росту риска и
непредсказуемости рыночной ситуации. Такая стратегия требует значительных
инвестиций, проводить ее по силам только крупным компаниям. Выделяют
подвиды стратегии диверсификации (концентрическая, горизонтальная, конг­
ломератная). Следует отметить, что для предприятий современного нефтехими­
ческого комплекса Республики Татарстан наименее актуально использование
конгломератной диверсификации в силу необходимости для этого очень высо­
ких финансовых ресурсов - в случае конгломератной диверсификации ищутся
совершенно новые направления деятельности, не связанные с традиционными
для компании технологиями, продуктами и рынками. Стратегия концентриче-

55

ской диверсификации предполагает выпуск новой продукции, для производства которой максимально используются существующие производственные мощно­сти, а для продвижения на рынки - существующая маркетинговая сеть. Она ис­пользуется в НГХК чаще всего, в частности в случае, когда выпускается новая марка продукта (полиэтилена, каучука) или новый продукт в числе других, от­носящихся к одному технологическому переделу (например, полистирол, поли­пропилен, полиэтилен), связанные с действующими технологиями, потребите­лями и комплексом маркетинга в целом.

Стратегия горизонтальной диверсификации, суть которой заключается в поиске новых продуктов, которые можно поставлять существующим потреби­телям, но которые не связаны с технологией действующих производственных линий, не используются в силу отраслевой специфики, поскольку, если дивер­сификация не конгломератная, то любой новый продукт должен быть так или иначе связан с существующими нефтехимическими продуктами, технологиями и потребителями. В этом заключается одна из характерных особенностей неф­техимического производства. Именно поэтому в числе стратегий, которые со­ответствуют стратегическому полю «новые продукты — новые рынки», должна находиться специфическая для нефтехимии стратегия углубления переработки - речь идет о создании нового продукта на основе дальнейшей переработки су­ществующего. Можно говорить о таком подвиде стратегии углубления перера­ботки как углубление переработки по вертикали, которая предполагает, что но­вый продукт будет производиться из продукта предыдущего технологического передела (стирол - полистирол, этилен-полиэтилен и т.д.) на собственном или ином предприятии (процессинг или покупка собственности). Это наиболее рас­пространенная стратегия. Вторым подвидом стратегии является стратегия уг­лубления переработки по горизонтали, которая предполагает внедрение новой технологии или усовершенствование существующей по переработке в основ­ном сырьевого продукта, позволяющей извлекать из него больше, чем прежде, ценных «выходов» (например, при переработке нефти и некоторых нефтепро-

56

дуктов возможна разная глубина переработки, предполагающая соответственно различный товарный ряд «выходов»).

Безусловно, стратегия углубления переработки имеющейся продукции должна стать основной для НГХК РТ, поскольку он сегодня имеет мощные ин­тегрированные комплексы производств, но многие технологические цепочки заканчиваются продуктом-мономером без выхода на более перспективные про­дукты - полимеры и изделия из них, которые аккумулируют высокую добав­ленную стоимость. Однако решение об углублении переработки должно быть глубоко обоснованным, поскольку специфика современных нефтехимических и химических рынков такова, что ситуация в короткий отрезок времени может резко изменяться, и уже входит в правило волнообразное развитие в пользу различных «переделов», а кроме того, существует проблема поиска перспек­тивного продукта из нескольких альтернативных, которые могут производиться из одного и того же исходного сырья. Все это требует комплексной интеграль­ной оценки стратегических перспектив развития производств продукции раз­личных технологических переделов. Для расчета рейтинговой оценки можно применять те же индексы привлекательности рынка и силы позиции бизнеса, о которых говорилось выше.

Таким образом, проведенные исследования позволяют обоснованно реко­мендовать для использования в процессе формирования стратегии развития ре­гионального НГХК такие методы стратегического анализа, как ретроспектив­ный анализ, анализ потенциала НГХК (внутренней среды), анализ макро-, мезо-и микровнешней среды комплекса, а также методы, объединяющие результаты использования вышеперечисленных методов (SWOT-анализ). При этом SWOT-метод целесообразно, по нашему мнению, применять не только для системати­зации полученной «стратегической» информации о факторах, влияющих на функционирование регионального НГХК, но также и на следующем этапе — при разработке стратегических направлений его развития.

При формировании стратегии оптимизации товарного портфеля комплекса с успехом могут быть использованы инструменты портфельного анализа, в ча-

57

стности, матрица «БКГ» и «Шелл». При этом необходимо учесть ряд моментов: при анализе отдельного продукта не следует «объединять» однотипную про­дукцию, производимую на нескольких предприятиях НГХК, что позволит фор­мировать и обшую (для отраслевого комплекса), и индивидуальные (для от­дельной корпорации) стратегии «развития продукта»; целесообразно также включать в исследование как существующую, так и перспективную продукцию; кроме того, представляется необходимым проведение анализа в трех матрицах -отдельно для укрупненных сегментов рынка (внутренний и внешний рынки) и сводной, - что позволяет получить более емкое представление о возможных стратегиях сбыта и «развития продукта».

Очевидно, представляет практический интерес в контексте необходимости «инновационного совершенствования» НГХК такой инструмент определения стратегических направлений оптимизации его товарного портфеля, как матрица «продукты-рынки», а также специфическая для комплекса стратегия углубле­ния переработки, реализация которой будет способствовать наращиванию кон­курентных преимуществ как отдельных компаний, так и регионального НГХК в целом, а также увеличению объемов добавленной стоимости в границах регио­нальной экономики.

58

Глава 2. Анализ региональных факторов формирования стратегии разви­тия нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан

2.1. Региональные особенности государственного и отраслевого регулиро­вания деятельности НГХК РТ в условиях переходной экономики.

Важнейшим этапом процесса формирования стратегии развития регио­нального нефтегазохимического комплекса в соответствии с предложенным нами методическими рекомендациями является ретроспективный анализ его развития и прежде всего исследование региональных факторов, способствую­щих сохранению потенциала и эффективной перестройке комплекса в условиях системного кризиса российской экономики, а также описание и общая оценка сформировавшейся в постсоюзной экономике региональной модели управления развитием комплекса.

Несомненно, региональный опыт регулирования процессов адаптации эко­номики и промышленности к новым условиям хозяйствования, их структурной перестройки заслуживает особого внимания. Вообще осуществление структур­ной трансформации экономики является важнейшей функцией государства (по классификации ряда исследователей — «системоутверждающей»), поскольку ее реализация должна обеспечить «необратимость процесса трансформации одной хозяйственной системы в другую» [51, с. 85]. При этом «на региональном уров­не объективная необходимость структурной трансформации обусловливается самим фактом превращения региона в полноправного субъекта рыночных от­ношений, субъекта жесткой конкурентной борьбы. В этих условиях конкурен­тоспособность и устойчивость региональной экономики в существенной мере зависят от качества ее структурного потенциала с точки зрения его соответст­вия закономерностям и тенденциям функционирования внутреннего и внешне­го рынков» [51, с. 86].

Центральное место в структурной политике государства занимает про­мышленность, являющаяся основной отраслью специализации экономики Рос­сии и большинства регионов, источником создания ВВП, товаров и услуг, не­обходимых для внутреннего потребления и экспорта. Смена ориентации в раз-

59

витии экономики России, развитие федерализма и многообразие форм собст­венности внесли существенные изменения в процесс управления региональным развитием производства.

При этом, по мнению Васильева М.Г., к числу важнейших изменений фак­торов и критериев рациональной территориальной организации производства, специализации регионов в условиях трансформации следует отнести[28, с. 208]:

■ усиление влияния региональных органов управления и корпорационных
структур на размещение производства;

■ усиление значимости транспортного и энергетического факторов в развитии
и размещении предприятий и производств;

■ существенные изменения в территориальной структуре производства под
воздействием рыночных механизмов;

■ повышение роли местных источников сырьевых ресурсов в территориальной
организации производства, его диверсификации, обусловленное необходимо­
стью более комплексного использования сырья, увеличения глубины его пе­
реработки и др.

Региональное регулирование развития отраслей промышленности имело в условиях трансформации хотя и не определяющее, однако, весомое значение для сохранения и развития их потенциала. По сути можно говорить о формиро­вании в постсоветском пространстве различных региональных подходов к трансформации промышленности региона.

Как известно, в Республике Татарстан была принята стратегия «мягкого вхождения» в рынок, что позволило сгладить последствия «шоковой терапии» и сохранить производственно-технологический и кадровый потенциал основ­ных отраслей экономики и в целом социально-политическую стабильность. Стратегической целью стало достижение общественной самодостаточности ре­гиона. Под самодостаточностью при этом понимается «способность к автоном­ному (самостоятельному) воспроизводству материальных, энергетических, фи­нансовых, информационных, кадровых, организационных и иных ресурсов, как минимум равному потребностям субъекта, как максимум - опережающему их

60

рост» [134]. Безусловно, следует охарактеризовать собственную «поведенче­скую линию» Татарстана, как созидательную, поскольку применяемые регули­рующие механизмы были адекватны сложившимся внешним кризисным усло­виям, не приводили к радикальным разрушающим хозяйственную систему по­следствиям и «стали способом самостоятельного формирования базы для раз­вития и постепенного введения в практику управления новых механизмов, *    адаптивных к рыночной экономике» [134].

Нефтегазохимический комплекс, обладающий в условиях трансформаци­онной экономики относительно других отраслей промышленности Татарстана значительными возможностями ускоренного выхода на внутренний и мировой рынки, занял особое место в структурной промышленной политике республики.

Учитывая высокий «рыночный» потенциал НГХК, в Татарстане был реа­лизован ряд стратегических государственных решений, направленных на мак­симальное содействие развитию комплекса в переходный период: на сохране­ние его производственно - технологического и кадрового потенциала, создание условий для последующего устойчивого роста и повышения конкурентоспо­собности, формирование, в итоге, высоких инвестиционных возможностей и определение бюджетообразующей роли с тем, чтобы впоследствии это объек­тивно привело к позитивным структурным сдвигам в других сферах региональ­ной экономики.

Прежде всего дадим краткую характеристику комплекса. Нефтегазохими­
ческий комплекс является базовым сектором татарстанской промышленности —
это 54,5% общего объёма выпуска (рис. 8), 78% прибыли, 72% добавленной
стоимости, порядка 28% численности занятых, а также 60% налоговых отчис­
лений промышленности в бюджеты всех уровней. Комплекс играет опреде-
ь      ляющую роль во внешней торговле, обеспечивая до 85% в объеме экспорта

Республики Татарстан1.

1 Рассчитано на основе данных Госкомстата РТ, 2001г.

61

 

  Прочие      
Пищевая 5,6%

 

8,4%  

N.

Химия и
/ \ \

 

нефтехимия
Электроэнер- /ч^ гетика  / \ 1

\

19,9%
7%      L»  

нгхк \

 
    54,5% 1    
  /

I

Попливная
МашиностроХ /

J

34,6%
ение  -\ ч     /

 

-
24,4%  

 

 

































Рис. 8. Структура промышленного производства Республики Татарстан, 2001г.

Нефтегазохимический комплекс Татарстана объединяет порядка 20 круп­ных и средних предприятий (табл. 8), сфера деятельности которых лежит в об­ласти добычи природного сырья (нефти, попутных газов), его переработки, производства нефтехимической и химической продукции, а также продукции конечной переработки. Четыре предприятия республики - ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез» и ОАО «Нижнекамск-шина» - производят 94,5% всего стоимостного объема продукции в НГХК и яв­ляются бюджето- и градообразующими предприятиями Татарстана. Данные предприятия относятся к крупнейшим компаниям России, а по отдельным ви­дам продукции - и Европы.

Ниже представлен анализ соответствующих регулирующих мер в отноше­нии отраслей НГХК, предпринятых в условиях трансформации в Республике Татарстан.

Прежде всего рассмотрим меры, касающиеся управления развитием неф­тяной промышленности республики. После распада СССР объёмы добычи неф­ти в России ежегодно сокращались: с 1990г. по 1999г. добыча снизилась почти

62

Таблица 8. Характеристика крупных и средних предприятий НГХК РТ

(2001г.)1

Предприятие Основные виды продукции Объём произв-ва в 2001г., млн. руб. Доля в объёме произв-ва НГХК в 2001г.,%
1. АО «Татнефть» Нефтедобыча, добыча попутных га­зов и производство ШФЛУ, шинный и газоперерабатыв. комплексы 64 912 62,6%
2. АО «Нижнекамск-нефтехим» Базовые мономеры, нефтехим. про­дукция, синтетические каучуки 17 869 17,2%
3. АО «Нижнекамск-шина» Шины для легкового, грузового, с/х транспорта 7 906 7,6%
4. АО «Казаньорг-синтез» Полиэтилен (ПЭВД, ПЭНД), органи­ческие продукты, фенол, ацетон 7 184 6,9%

Суммарно по крупным предприятиям

97 872 94,5%
5. АО «Нэфис» Синт. моющие средства 1 350 1,3%
6. АО «Казанский за­вод СК» Синт. каучуки специального назна­чения, резино-технические изделия 667 0,64%
7. АО «Татнефте-пром» Нефтедобыча, нефтепереработка 643 0,62%
8. АО «КВАРТ» Резино-технич. изделия 638 0,62%
9. АО «Нижнекамск-техуглерод» Технический углерод 577 0,56%
10. АО «Миннибаев-ский ГПЗ» Переработка ШФЛУ инефтяных га­зов 553 0,53%
П.АООТ«Сэвилен» Полиэтилен (ПЭВД), сэвилен, ком­позиции сэвилена 494 0,48%
12. АО «Химзавод им. Карпова» Промышл. химия (технич., фармако­пея, реактивы), бытовая химия 362 0,35%
13. АО «Хитон» Бытовая химия (эмали, краски, синт. моющие средства, аэрозоли) 286 0,28%
14. АО «Тасма-холдинг» Плёночная продукция, хим. прод., товары нар. потребления 171 0,16%

Суммарно по средним предприятиям

5 741 5,5%

Итого

103 613 100%

в 2 раза (табл. 9). Падение было вызвано прежде всего нехваткой финансирова­ния для замены оборудования и внедрения новых технологий, значительным

1 Сформировано и рассчитано на основе данных предприятий НГХК РТ, ОАО «Татнефтехи-минвест-холдинг», Госкомстата РТ.

63

снижением геологоразведочных работ. Общеэкономическая и политическая не­стабильность в стране препятствовали притоку инвестиций в отрасль. Таблица 9. Добыча нефти в России и в Татарстане1

млн. тонн

  1990 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Россия 516,3 354 318 307 301 306 303,5 295 315 348,1
РТ 35 26 24 25,5 25,6 25,5 25,5 26,3 27,2 28,3

В Татарстане добыча нефти также имела тенденцию к снижению, но пик спада приходится не на 1999г., как в целом по России, а на 1994г., когда добыча составила 24 млн. т. Кроме причин, характерных для всей нефтедобывающей отрасли России, падение было вызвано истощением запасов крупнейших ме­сторождений Татарстана.

Но уже с 1995г. в опережение других регионов страны в республике отме­чается ежегодный прирост объемов добычи нефти. Это связано прежде всего с тем, что Правительством Татарстана было принято решение о предоставлении ОАО «Татнефть» налоговых льгот в части отчислений в бюджет и внебюджет­ные фонды республики на добычу нефти из нерентабельных и убыточных скважин за счёт применения методов повышения нефтеотдачи пластов, а также из новых месторождений. Льготы в разное время заключались в снижении ставки акциза, освобождении от налога на добавленную стоимость, налога на имущество, от платы за недра и отчислений в фонд воспроизводства запасов минеральных ресурсов РТ.

Результативность данных мер подтвердилась в полной мере, причем они были отмечены и на федеральном уровне. Так, в Основных концептуальных положениях развития нефтегазового комплекса России было подчеркнуто, что налоговый эксперимент, проведенный в Татарстане, показал, что применение даже на региональном уровне дифференцированного налогообложения ведет к получению высоких социально - экономических эффектов и для региона, и для Федерации: существенному росту добычи нефти, сохранению занятости (с

Составлено на основе данных Госкомстата РТ и РФ.

64

получением работниками зарплаты, а не пособия по безработице), увеличению налоговых поступлений и других мультипликативных эффектов [129, с. 97-98]. В целом за период эксперимента (1995-1998гг.) принятые меры позволили дополнительно добыть в республике порядка 24 млн. т нефти, сохранить 18,5 тыс. рабочих мест, обеспечить дополнительные отчисления в бюджеты разных уровней порядка 3,8 млрд. рублей (табл. 10).

Таблица 10. Результаты налогового эксперимента для нефтедобывающей отрасли в Татарстане за 1995-1998гг.[129, с. 98]

 

Добыто дополнительно нефти, в т.ч. 24 млн.т (25,5% от общей добычи)
-из нерентабельных и убыточных скважин 20,1 млн. т

Дополнительные налоговые поступления

- в бюджет РФ 0,7 млрд. руб.
- в бюджет РТ 3,1 млрд. руб.

Удалось сохранить

- скважин Свыше 10 тыс.
- рабочих мест 18,5 тыс.

Экономия

- в размере затрат на бурение 4000 новых скважин на тот же объём добычи 10 млрд. руб.

- плюс в размере затрат на создание новых рабочих мест, переквалификацию персонала и т.п.

В числе других мер, которые были предприняты в Татарстане для рефор­мирования и развития нефтяной отрасли, следует в частности отметить приня­тие Госсоветом Татарстана в апреле 1997г. Закона РТ «О нефти и газе», в кото­ром уже тогда предусматривалась работа по соглашениям о разделе продукции.

Кроме того, 12 февраля 1997г. был подписан Указ Президента РТ «О мерах по увеличению нефтедобычи в Республике Татарстан», которым признавалась целесообразность создания малых нефтедобывающих компаний для разработки новых нефтяных месторождений с привлечением инвесторов. Данная мера бы­ла направлена на увеличение добычи нефти в республике и создавала конку­рентную среду в нефтедобывающем секторе Татарстана. Новые компании были призваны обеспечить ввод в эксплуатацию мелких и нерентабельных месторо­ждений с трудноизвлекаемыми запасами, которые были малоинтересны круп­ной компании, а следовательно «выпадали» из производственного оборота рее-

65

публики. При этом малые компании в целях достижения прибыльности своей деятельности нацелены на изыскание максимально возможных способов увели­чения рентабельности месторождений с трудноизвлекаемыми запасами и сни­жения издержек. В значительной степени именно на базе малых компаний про­исходит апробация новых технологий и химических материалов для совершен­ствования нефтеотдачи. К преимуществам данного сектора нефтедобычи мож­но отнести и меньшие внепроизводственные расходы, а также гибкость и опе­ративность в принятии решений в зависимости от изменения внешней ситуа­ции. В последние годы малыми нефтяными компаниями Татарстана добывается порядка 10%-12% от общих объёмов добываемой нефти в республике. В пер­спективе в Татарстане планируется стабилизировать добычу нефти на уровне 30 млн. т, причём не за счёт ОАО «Татнефть», задача которого стабилизировать годовые объёмы добычи на уровне 23-24 млн. т, а именно за счёт независимых нефтяных компаний и совместных предприятий.

Таким образом по результатам краткого анализа особенностей управления развитием нефтяной отрасли можно сделать вывод, что предпринятые в усло­виях переходного периода меры позволили максимально истребовать природ­ный ресурсный потенциал Татарстана, способствовали созданию конкурентной среды в секторе нефтегазодобычи, а также повышению конкурентоспособности бюджето- и градообразующей компании республики - ОАО «Татнефть». Так, например, уже в 1996г. «Татнефть» первой из российских нефтяных компаний осуществила выход на международный фондовый рынок — акции компании во­шли в листинг Лондонской фондовой биржи.

Будущее крупнейшей татарстанской нефтедобывающей компании, по на­шему мнению, должно быть связано с формированием агрессивной конкурент­ной стратегии, ориентированной на диверсификацию деятельности, расшире­ние производственно-сбытовых сетей в России и странах СНГ, а также выход на новые нефтяные месторождения за пределы региона и страны. Тем более, что в период с 3 кв. 2001г. и в начале 2002г. в состоянии нефтедобывающего сектора республики наметился ряд негативных тенденций, связанных прежде

66

всего с ухудшением конъюнктуры на мировых рынках нефти. Кроме того, с 2002г. в России введен единый налог на добычу полезных ископаемых, не учи­тывающий горно-геологические условия добычи. А как известно, в Татарстане преобладает доля трудноизвлекаемых запасов нефти.

Кроме того, высока доля высокосернистых нефтей в структуре добычи: доля карбоновых нефтей в общем объеме добычи в республике, по прогнозам ТатНИПИнефть, к 2005г. будет составлять порядка 60%, по малым компаниям -до 80%. А между тем в России в 2003г. предполагается введение Банка качества нефти - системы, при которой производители «плохой» нефти будут компенси­ровать другим нефтяным компаниям снижение качества нефти в общем трубо­проводе. В результате положение нефтяных компаний Татарстана как крупной, а тем более малых, резко усугубится. В этой связи основными направлениями, определяющими стратегию развития нефтяной отрасли республики в данных условиях, должны быть следующие:

- Осуществление оценки экономической эффективности разработки имею­
щихся на территории республики месторождений в условиях предполагаемого
введения банка качества нефти.

- Дальнейшее развитие межрегионального сотрудничества по переработке
татарстанской нефти с предприятиями Украины (Кременчугский НПЗ), Баш­
кортостана (Уфимский НПЗ), Москвы (Московский НПЗ).

- Активизация работы ОАО «Татнефть» по разведке и разработке нефтяных,
газовых и газоконденсатных месторождений легких, малосернистых нефтей на
территории России (Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Иркутская область)
и за рубежом (Иран, Ирак, др.).

- Участие малых нефтяных компаний РТ в конкурсах (аукционах) на геоло­
гическое изучение и разработку нефтяных месторождений на территории РФ
(Оренбургская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, Республика Ко­
ми и др.).

- Объединение на базе ЗАО «Нефтеконсорциум» малых нефтяных компаний
Республики Татарстан с участием государства (в собственности Республики Та-

67

тарстан - 25% плюс одна акция от уставного капитала ЗАО «Нефтеконсорци-ум»).

- Строительство (в модульном исполнении) в Нурлатском районе завода по переработке тяжелых нефтей, добываемых независимыми нефтяными компа­ниями Республики Татарстан.

Несомненно, стратегия развития нефтедобывающей отрасли должна пред­полагать и соблюдение региональных интересов в виде достаточного и ста­бильного сырьевого обеспечения нефтехимического комплекса Татарстана. Та­кая мера уже реализуется в Татарстане на протяжении всего кризисного перио­да, причем источником сырья для нефтехимии служат именно дополнительные объёмы нефти, добытые в республике за счет региональной поддержки нефтя­ной отрасли. В Программе развития нефтегазохимического комплекса РТ на 1999-2003гг. данной мере был придан характер стратегии внутриреспубликаы-ской интеграции предприятий НГХК.

Далее рассмотрим особенности управления развитием нефтехимического и химического комплекса Татарстана. Как уже отмечалось выше, реформы, нача­тые в 90-х годах в России, процессы структурной перестройки экономики, ос­нованные на упразднении планово-распределительной системы управления при неразвитости механизмов и регуляторов рыночного характера, явились исклю­чительно сложными для всех отраслей народного хозяйства страны, в том числе для химической индустрии.

Систематизируя результаты исследований состояния химической про­мышленности СССР и России (в постсоюзный период), можно выделить сле­дующие ее основные «трансформационные» проблемы:

1. Необходимость переориентации производственной деятельности пред­приятий применительно к жестким требованиям рынка в условиях резкого со­кращения объема инвестиций в техническое развитие производства обострило влияние развивающихся на протяжении многих лет негативных тенденций и прежде всего нарастающего отставания технического, экологического и эконо-

68

мического уровня химических производств от соответствующих показателей развитых стран.

2. Существенные потери понесла отрасль в результате начавшихся в 90-х
годах процессов дезинтеграции экономики в пространстве бывшего СССР, что
крайне негативно отразилось на функционировании многих химических пред­
приятий и производств из-за разрыва производственно-технологических связей
[28, с. 132].

3. В бывшем СССР химические и нефтехимические предприятия функцио­
нировали в границах единого экономического и технологического пространст­
ва, обеспеченного существовавшей централизованной системой управления,
жёстко контролировавшей все аспекты хозяйственной деятельности каждого
конкретного предприятия. До 1988г. предприятия, выпускающие химическую и
нефтехимическую продукцию, находились в ведении Министерства нефтепере­
рабатывающей и нефтехимической промышленности и Министерства химиче­
ской промышленности, которые в последствии были объединены; кроме того,
существовало Министерство минеральных удобрений. После распада СССР
прежняя система была полностью разрушена, а попытки реформировать струк­
туру управления химической и нефтехимической отраслями, периодически
предпринимаемые с начала 90-х гг., не привели к однозначно положительным
результатам [ 18, с. 15].

4. Одной из основных «трансформационных» проблем нефтехимической
промышленности в нашей стране явилась проблема недостатка сырья. Нефте­
добывающие компании России при сокращении объемов нефтедобычи выбрали
в качестве своей рыночной стратегии экспорт, что поощрялось также и госу­
дарством, бюджет которого имеет критическую зависимость от экспорта нефти
и других сырьевых продуктов. В результате, нефтехимическая промышлен­
ность была обречена на медленное угасание. То есть решить «сырьевую» про­
блему нефтехимии, доверившись силам «стихийного рынка» на начальной ста­
дии трансформации, оказалось просто невозможно, поскольку именно такой

69

«рынок» «зацементировал» сырьевую направленность производства НГХК Рос­сии.

На деятельность нефтехимического комплекса в переходной экономике неблагоприятное влияние оказали и общеэкономические факторы [28, с. 133-134]:

1. Неэффективные схемы и механизмы приватизации.

2. Неконтролируемая либерализация цен на продукцию и услуги естественных
монополий.

3. Налоговая и кредитно-финансовая политика, не отвечающая в полной мере
задачам поддержки и развития реального сектора экономики.

4. Неэффективные меры защиты и поддержки отечественных производителей.

5. Недостаточно четкое разграничение прав и ответственности между цен­
тральными и региональными структурами управления в сфере развития про­
мышленности, особенно в части обеспечения внутриотраслевой сырьевой
сбалансированности работы химических предприятий и т.д.

Безусловно, требуют комплексного изучения и оценки меры, которые были предприняты в Республике Татарстан для регулирования деятельности ком­плекса и содействия решению его «трансформационных» проблем.

Прежде всего отметим экономический эксперимент 1996-1997гг. (установ­ление фиксированных цен на газ и энергоресурсы для предприятий НГХК РТ). Одной из важнейших проблем отрасли стала ускоренная либерализация цен на продукцию и услуги естественных монополий. В частности, неконтролируемый рост тарифов на энергоресурсы привёл к тому, что цены на продукцию пред­приятий нефтехимии РТ в 1995-1996гг. оказались существенно выше, чем ми­ровые, соответственно, продукция перестала быть конкурентоспособной на за­рубежных рынках сбыта. Например, тарифы на электроэнергию для промыш­ленных потребителей достигли мирового уровня уже в августе 1995г. и соста­вили 230 руб. за кВт/ч (для сравнения: в США - 4,2 цента (231 руб.), в Канаде -3,9 цента (214 руб.) за кВт/ч). За период с 1990г. и на начало 1996г. цены на электроэнергию и теплоэнергию выросли соответственно в 14,6 тыс. раз и 15,2

70

тыс. раз. При этом цены на самую энергоёмкую экспортоориентированную продукцию - СКИ и ПВД -только в 7 тыс. раз и в 7,8 тыс. раз соответственно (рис. 9). Экспорт, как единственный источник пополнения оборотных средств, оказался убыточным. Спрос на внутреннем рынке вследствие общеэкономиче­ского спада резко снизился, а имеющийся сбыт осуществлялся не за «живые» деньги.


СКИ-3 ПВД

-■и — электроэнергия ~ теплоэнергия


 












































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: