Производство химич6ско1

И нефтехимической продукции

•о


В РФ


В % к уровню 1990г.

50

90 92 94 96 98 99 2000 2001 90 92 94 96 98 99 2000 2001

Рис.14. Динамика объемов производства отраслей НГХК России и Татар­стана в 1991-2001гг., в % к уровню 1990г.1

Отдельно остановимся на анализе развития химической и нефтехимиче­ской промышленности региона. Так, в течение 1991-1994гг. в нефтехимическом и химическом комплексе РТ преобладала тенденция к спаду, однако его темпы были ниже, чем в целом в нефтехимической и химической промышленности

1 Построено на основе данных Госкомстата РТ и РФ.

I                                                                                                                                                                                                                                    93

i          России: в 1994г. объёмы производства в нефтехимии и химии РТ составляли

50% от уровня 1990г., в нефтехимии и химии РФ - 42%. Кроме того, перелом­
ным в сторону увеличения как промышленного, так и нефтехимического про-
;          изводства в Татарстане явился 1995г., тогда как в России только 1999-й, когда

внешняя экономическая ситуация изменилась коренным образом в лучшую
сторону. В 1995г. и 1997г. наблюдалось непродолжительное и слабое улучше-
**        ние конъюнктуры рынков, которое тем не менее не оказало кардинального

влияния на общую динамику российского нефтехимического производства. В
результате в 1998г. объём производства химической продукции в России со­
ставлял лишь немногим более 40% от уровня 1990г. В Татарстане за период с
,          1995г. по 1998г. меры государственного регулирования и поддержки НГХК

'          способствовали «сглаживанию» последствий кризисов (1996г., 1998г.) и более

эффективному использованию кратковременных улучшений конъюнктуры
!         рынков (1995г., 1997г.). В 1998г. в РТ производилось порядка 58% нефтехими-

|          ческой и химической продукции от уровня 1990г. В 2001г. объёмы производст-

ва в нефтехимическом и химическом комплексе РФ достигли 60%-ой отметки по отношению к 1990г., в РТ - 77,2%. Это в значительной степени предопреде­лено предыдущими стабильными темпами роста, а также мерами, предприня­тыми в 1999-2001гг. в рамках реализации Программы развития нефтегазохими-ческого комплекса РТ, которые позволили комплексу наиболее эффективно воспользоваться благоприятной ситуацией на рынках.

В динамике производства таких видов нефтехимической и химической
продукции РТ, как этилен, полиэтилен, синтетические каучуки, шины, являю­
щихся продуктами-лидерами, в Татарстане с 1991г. по 1994г. наблюдался спад,
сменившийся в 1995г. тенденцией к практически ежегодному приращению
Ь      производства (рис. 15). Наибольший спад имел место в производстве каучуков,

выпуск которых по отношению к 1990г. составлял в 1994г. лишь 32%, в 1998г. -42,4%. Данный сектор оказался наиболее уязвим с точки зрения сырьевого обеспечения. Если в рамках внутриреспубликанской интеграции удавалось

94

500 450 400 350 300 250 200 150 100 50


 

шт

тыс. т

14000

12000

10000

8000

6000

4000

2000

199019911992 1993 19941995 19961997 19981999 2000 2001

• Этилен (НКНХ) ■Полиэтилен (КОС)

■Каучук (НКНХ)

-Шины (НКШ) (правая шкала)

Рис. 15. Динамика производства основных видов химической и нефтехи­мической продукции в РТ в 1990-2001гг.

практически полностью решать проблемы загрузки нефтяным сырьём этилено­вых производств ОАО «Нижнекамскнефтехим», в результате чего объёмы вы­пуска этилена в 2001г. составляли уже 118,2% от уровня 1990г., то ресурсы уг­леводородного сырья для каучуковой зоны компании в республике были объек­тивно ограничены. Тем не менее предпринятые в регионе меры способствовали дополнительному обеспечению углеводородным сырьём каучуковых произ­водств. В результате в 2001г. удалось преодолеть 55%-ую отметку в производ­стве синтетических каучуков по отношению к 1990г. Наименьший спад (78,6% в 1994г. в сравнении с 1990г.) отмечен в выпуске полиэтилена, а в 2001г. произ­водство данного продукта уже превысило уровень 1990г. на 14,2%. Производ­ство шинной продукции, столкнувшееся с теми же проблемами общеэкономи­ческого порядка, что и остальные, снизилось к 1994г. в сравнении с 1990г. на 39%, но к 2001г. вышло на 80%-ый уровень по отношению к 1990г.

В качестве важного дополнения к вышеприведенному анализу нами пред­лагается провести позиционирование компаний нефтехимического и химиче­ского комплекса России в двухкритериальной матрице (являющейся по сути интерпретацией матрицы БКГ) «темп роста производства в 2001г. по сравне­нию с 1990г. - доля в общероссийском производстве в 2001г.» по выделенным

95

продуктам-лидерам (этилен, полиэтилен, синтетические каучуки, шины) (рис. 16). Очевидно, что татарстанские компании позиционируются как лидеры, дос­тигшие высоких темпов роста производства в долгосрочном периоде при со­хранении наибольших значений по доле в общероссийском производстве. Дан­ная оценка характеризует сравнительно более высокую конкурентоспособность нефтехимического и химического комплекса РТ по итогам 10 лет реформиро­вания в условиях переходного периода в экономике России.


140 -,















120 -

100 ->

80 -

во

40

20


Твил роста производства, 2001 г./1990г., %

Сибур-Жиипрои (Пермь)

Уфаоргсимтез Этанол (Самара)




Этилен

Ставролвн

ill

Ангарская НХК

ибур-нефт Фхии


10


15


СалаватНОС



НижнакаискНХ

I Казамьоргсинтез

Доля ■ общ «росс.

производстве ■

2001г., %

20

25



Полиэтилен

Т*ип роста производства, 2001 г./1990г., %

Тртавролвн

140 1 130 -120 -110 -

СалааатНОС

100...©.

Уфаорфинтез

90 80 -70 -80

Анаарская НХК

20

30

10


Каааньорасинт в*

Доля ■ обвдеросс.

производств* в


Г., К

50

40

 

             
 
     


35

 

 

Синт. каучуки

00, Тзип роста

Каучук (Ст*рлитам*к)

90 - производства.    
  2001 гЛ 990г., К    
80 -      
70 - Стврлита- ВоронежСК И ижнвкамскНХ
во - Щнакск. НХЗ    
    Тольяттикаучук | ар
50 -      
40 - © Казанский СК    
30 - ^Омский СК    
20 -   еекий СК  
  Красноярск   Доля в общ ер о се.
10 - СК   производстве а
0 -     2001г., %

30

10

15

20

25


100 -|         Волтайр,

90 80 70 -60 -50 -40 -30 -20

Волаоарадск. обл. Московский 0\

Кировский ШЗ Барнаульский ШЗ


М......

(^Уральский ШЗ Воронежский ШЗ

10



Шины

ЯрославскШЗ

Оыскшина

15      20



Нижнекаискшина

Доля в общ «росс.

Производства а

2001г.. %

30

25

Рис.16. Позиционирование предприятий нефтехимии и химии РФ в матри­це «темпы роста производства (2001г. по сравнению с 1990г.) - доля в общероссийском производстве (в 2001г.)» по основным продуктам.

Другой важной количественной характеристикой эффективности регио­нальной экономической политики в НГХК является тенденция сохранения доли нефтехимического и химического комплекса в структуре промышленности на

96

уровне не ниже 1990г. - порядка 20% (приложение 5). При этом «вес» нефтяной промышленности увеличился за период 1990-2001гг. с 6,7% до 34,6%, что и не­удивительно - именно данная отрасль стала «локомотивом» региональной эко­номики на начальной стадии трансформации. В этих условиях нефтехимия, учитывая сырьевой голод и множество «переходных» проблем, свойственных перерабатывающей промышленности, могла не стать объектом активных ре­форм и поддержки, или данные меры могли оказаться низкоэффективными, что и наблюдалось во многих других регионах, в том числе и не лишенных собст­венных нефтяных ресурсов. Поэтому тем более положительно можно охаракте­ризовать региональную политику, направленную на достижение сбалансиро­ванного равномерного развития как нефтедобывающего, так и нефтехимиче­ского секторов НГХК. Это позволило региону сделать реальные шаги к опти­мизации структуры комплекса за счет развития как «нефтяной составляющей», так и, что особенно важно, высокотехнологичных и более высокоорганизован­ных с точки зрения инженерно-технического сопровождения и производствен­но-технологического процесса нефтехимических производств и производств продукции высокой степени передела.

Показательно также стабильное увеличение доли малого бизнеса в струк­туре производства нефтехимической отрасли республики — с 1999г. она вырос­ла с 1,6% до 5,5% (1 полуг. 2002г), при этом доля «малой» нефтехимии в объе­ме продукции, созданной субъектами малого бизнеса промышленности РТ, увеличилась за этот период с 4,3% до 19,4% (рис. 17). Это свидетельствует о значительном потенциале НГХК с точки зрения предпосылок развития малого и среднего бизнеса, который, во-многом, уже удалось реализовать в регионе, но дальнейшее развитие сектора будет возможно, на наш взгляд, только в случае концентрации усилий «большой» химии и государства на создании комплекс­ных инвестиционно-инновационных механизмов стимулирования его развития.

6. Сравнительный анализ моделей управления развитием региональных НГХК. Анализ особенностей воздействия на процессы развития современных

97

19,4%

9,6%

4,3%


4,9%

 

1999




2000



2001


 1 полуг. 2002

Рис. 17. Динамика доли предприятий «малой» нефтехимии и химии РТ в объеме продукции, произведенной субъектами малого бизнеса промыш­ленности РТ, %.

региональных НГХК государства (региональной власти) как субъекта управле­ния в регионе вообще и как собственника в частности, степени интегрирован-ности компаний внутри НГХК, а также инициаторов интеграции позволил нам выделить три региональные модели управления развитием НГХК (табл. 12), а именно: 1. региональный комплекс как совокупность нескольких самостоятель­ных компаний и корпораций при «умеренном» участии государства в их собст­венности (не более 20%), когда региональный центр принятия решений взаимо­действует в процессе управления развитием НГХК с многими корпоративными центрами принятия решений, создавая для них особые режимы функциониро­вания и регулируя некоторые интеграционные связи между ними (модель Та­тарстана); 2. региональный комплекс как единая корпорация при доминирую­щей доле государства в собственности (более 75%), когда корпоративный и ре­гиональный центры принятия решений в комплексе объединены (модель Баш­кортостана); 3. региональный комплекс как единая корпорация, входящая в со­став крупных российских межрегиональных корпораций и холдингов, при до­минирующей доле частного капитала в собственности, когда корпоративный центр принятия решений в комплексе находится за пределами региона (модель Самарской, Нижегородской, Пермской и др. областей и регионов).

98


Таблица 12. Общая характеристика моделей управления развитием

Региональных НГХК

 

  Участие государства Характер взаимодействия предприятий НГХК в рамках модели
Первая мо­дель (при­мер - Та­тарстан) Доля государ­ства - до 20%, тенденция к ее снижению Действует модель внутрирегионального взаимодействия в НГХК, одним из принципов которой является сохранение само­стоятельности компаний. Параллельно апробируется модель интеграции ряда компаний вокруг ОАО «Татнефть», таких, как ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Техуглерод», ОАО «Миннибаевский ГПЗ» и других пред­приятий, находящихся за пределами Татарстана. Приоритет в стратегии отдается присоединению компаний вне региона.
Вторая мо­дель (при­мер - Баш­кортостан) Доля государ­ства — более 75% Действует модель внутрирегиональной вертикальной инте­грации предприятий НГХК, создание которой инициировало го­сударство, которое и осуществляет стратегическое и тактическое управление комплексом.
Третья мо­дель (меж­региональ­ная) Доля государ­ства миними­зирована или передана в доверитель­ное управле­ние Реализуется стратегия классической вертикальной интегра­ции «вперед». Инициаторами интеграции выступают сырьевые компании, приобретающие нефтегазоперерабатывающие и нефте­химические предприятия, находящиеся на последующих стадиях технологической цепочки переработки нефтяного и газового сы­рья. Представляет собой совокупность производственно-территориальных комплексов (ПТК), каждый из которых распо­ложен в границах отдельного региона.

Результаты сравнительного анализа моделей с выявлением их основных преимуществ и недостатков обобщены в таблице 13. Подробная характеристика татарстанской модели была представлена выше, остановимся на описании и оценке других моделей.

Модель Башкортостана основана на высокой доле государственной собст­венности в НГХК и объединении компаний по сути в единый производственно-сбытовой комплекс. Так, Министерство имущественных отношений Республи­ки Башкортостан владеет 100% акций ОАО «Башкирская топливная компания» и 99,2% акций ОАО «Башнефтехим». В свою очередь, БТК принадлежит 63,7% акций ОАО «Башнефть», 32% ОАО «Башкирэнерго» и 24,5% акций ОАО «Ура­ло-Сибирские магистральные нефтепроводы». В состав ОАО «Башнефтехим» входят четыре нефтеперерабатывающих и нефтехимических завода - ОАО «Но­во-Уфимский НПЗ» (85,4%), ОАО «Уфимский НПЗ» (74,9%), ОАО «Уфанефте-хим» (60,6%) и ОАО «Уфаоргсинтез» (71,8%). В состав холдинга также входят

99

         
   


Таблица 13. Анализ сильных и слабых сторон моделей управления развитием региональных НГХК


ОАО «Башкирнефтепродукт» (57,4%), ОАО «Башнефтехимторг» (20%) и ОАО «Нефтехимремстрой» (26%). Переработка и нефтехимия республики представ-

Основные преимущества модели

Первая модель (пример - Татарстан)

1.решается проблема сырьевого обеспечения
нефтехимии посредством внутриреспубли-
канской интеграции предприятий НГХК РТ;
2.создаются особые региональные режимы
поддержки (налоговые льготы, низкие цены
на сырье и др.) с одновременным контролем
эффективности их использования;
3.сохраняется самостоятельность компаний
нефтехимии и химии с целью создания в ре­
гионе нескольких крупных компаний; 4. дей­
ствует эффект опыта, обусловленный тем, что
комплексу удалось сохранить потенциал в
условиях переходного периода; 5.управление
осуществляется в рамках единой стратегии
развития НГХК, разработанной совместно
государством и бизнесом                        ___

Вторая модель (пример - Башкортостан)

1. осуществляется гибкое регулирование то­
варно-сырьевых потоков между предпри­
ятиями НГХК региона (комплекс представля­
ет собой по сути единую корпорацию), фор­
мируется единая инвестиционная, инноваци­
онная,         маркетинговая       политика;
2.обеспечивается устойчивость внутри моде­
ли, поскольку минимизированы противоре­
чия среди субъектов НГХК, а следовательно
минимизированы издержки этих противоре­
чий; 3.действует эффект опыта.

Третья модель (межрегиональная)

1.осуществляется гибкое регулирование то­
варно-сырьевых потоков внутри производст­
венно-территориальных комплексов (ПТК) и
между ними в масштабе страны в соответст­
вии с технологич. целесообразностью и спро­
сом, достигается стабильное сырьевое обес­
печение ПТК; 2. осуществляется регулирова­
ние цен на сырье между звеньями технологи­
ческой цепочки с целью оптимизации затрат­
ного механизма; 3.обеспечивается относи­
тельно более высокий уровень инвестиций; 4.
формируется единая инвестиционная, инно­
вационная, маркетинговая политика; 5. име­
ется возможность лоббирования интересов
ПТК на общероссийском уровне.________


Основные недостатки модели

1. региональные меры поддержки создают вре­менные «переходные» преимущества для пред­приятий НГХК, что в случае прекращения их действия, если сами производители «не успеют» укрепить собственные конкурентные преимуще­ства, может привести к потере их конкурентных позиций; 2.иногда возникающие противоречия внутри НГХК, обусловленные несовпадением интересов субъектов НГХК, требуют длительно­го договорного процесса и согласований, что за­трудняет принятие стратегических решений и за­медляет их реализацию

1.имеет место закрытость НГХК для интеграции с компаниями из-за пределов региона в целях пере­работки нефти и газа в РБ, получения в собствен­ность действующих (или недействующих) мощ­ностей и вложения инвестиций; 2. полностью от­сутствует конкуренция внутри комплекса; 3. эко­номика региона критически зависима от состоя­ния одной корпорации; 4. комплекс несет чрез­мерное «бремя расходов» на поддержку социаль­ной сферы, административного и политического ресурса региональной власти

1.чрезмерный масштаб интеграции предприятий внутри страны и «ограничение» доступа к сырью остальных компаний ведет к минимизации кон­куренции; 2. восстановление или строительство новых комплексов при уже имеющихся анало­гичных производственных мощностях в государ­стве приводят к неоправданно долговременному отвлечению средств; 3. эффекты масштаба и сни­жения цен на сырье в границах технологической цепочки минимизируются в связи с высокими транспортными затратами, поскольку ПТК раз­мещены по всей стране; 4. зачастую игнорируют­ся социально-экономические цели развития ре­гионов, в которых расположены ПТК.







































100

лены также ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», госпакет акций которого (53,9%) передан в доверительное управление ОАО «Газпром» [9, 33].

К основным преимуществам данной модели можно отнести частичное ре­шение проблем сырьевого обеспечения нефтехимии; устойчивость внутри мо­дели, поскольку минимизированы противоречия среди компаний, входящих в НГХК (они по сути действуют как единая компания), а следовательно, миними­зированы издержки этих противоречий; эффект опыта (как и в татарстанской модели), который применительно к трансформационным условиям можно трак­товать как обеспечение эффективности сегодняшней деятельности в силу со­хранения потенциала на достаточно высоком уровне в переходный период, ко­гда в российском НГХК нарастали процессы упадка и деградации производств. Так, как было показано на рис. 16, предприятия НГХК РБ занимают преимуще­ственно вторые после предприятий НГХК РТ стратегические позиции в россий­ской нефтехимической и химической промышленности по результатам дея­тельности за 1990-2001гг.

Вместе с тем функционирование нефтегазохимического комплекса как единой корпорации при доминирующей роли государства имеет ряд серьезных недостатков. Во-первых, невозможен приход инвесторов из-за пределов регио­на, заинтересованных в покупке части собственности в НГХК РБ, во-вторых, сами компании НГХК РБ не могут стать инициаторами интеграционных про­цессов за пределами региона и в целом не имеют свободы в осуществлении са­мостоятельной производственно-сбытовой и инвестиционной деятельности (они действуют как цеховые структуры), в-третьих, государство, управляя НГХК в качестве собственника, как правило, максимально «выжимает» из ком­плекса средства на содержание социальной сферы, обслуживание администра­тивного ресурса и решение политических задач в то время, когда сам комплекс, все более «стареющий», нуждается в значительных инвестициях на техниче­ское перевооружение и реконструкцию. Кроме того, и само благополучие ре­гиона становится критически зависимым от состояния одной корпорации, по­скольку НГХК является важнейшей структурообразующей отраслью региона.

101

Следствием вышеперечисленных причин на фоне снижения собственной неф­тедобычи в Башкортостане стало то, что к 1998-1999гг. загрузка имеющихся в республике перерабатывающих мощностей снизилась по сравнению с 1990г. более чем на 50%, при этом более 40 установок было выведено из эксплуатации и «законсервировано».

А между тем Татарстан, например, располагает значительными объемами добычи нефти, и переработка данной нефти на башкирских заводах является предпочтительной в сравнении с другими НПЗ России, поскольку мощности нефтепереработки в Башкортостане позволяют перерабатывать высокосерни­стые нефти Татарстана, а получаемый при этом прямогонный бензин имеет наиболее приемлемые для ОАО «Нижнекамскнефтехим» качественные харак­теристики. Однако сотрудничество НГХК Татарстана и Башкортостана в форме долговременной аренды нефтеперерабатывающих установок в Башкортостане с возможностью их последующего выкупа так и не нашло развития, что в значи­тельной степени связано с системой управления башкирскими нефтеперераба­тывающими и нефтехимическими компаниями. Кроме того, следует отметить и в целом достаточно низкий уровень капитализации компаний ОАО «Башнефте-хим», что также ограничивает возможности более тесного взаимодействия та-тарстанской нефтедобывающей компании с башкирскими нефтеперерабаты­вающими заводами. Например, возможность обмена акциями данных компаний с целью создания вертикально-интегрированного холдинга сдерживается преж­де всего значительной разницей в их рыночной стоимости. Достаточно сказать, что акции ОАО «Татнефть» в отличие от ОАО «Башнефтехим» и отдельных его компаний «раскручены» и котируются на фондовых рынках не только России, но и мира.

Таким образом, в то время как, например, в Татарстане были предприняты все меры для максимальной загрузки имеющихся производственных мощно­стей на перерабатывающих и нефтехимических предприятиях, в Башкортостане собственность «работала» менее эффективно со всеми вытекающими отсюда последствиями для региональной экономики. Данная модель — хорошая иллю-

102

страция того, как специфика управления развитием регионального НГХК мо­жет препятствовать интеграционным процессам в отрасли, содействующим привлечению для ее совершенствования крупных внешних инвестиций и соот­ветственно встраиванию в экономику региона рыночных механизмов функцио­нирования.

Исследование других региональных НГХК свидетельствует о том, что они развивались в условиях переходной экономики (1990-1998гг.) гораздо менее успешно, чем в Татарстане и Башкортостане, что обусловлено общеэкономиче­скими «переходными» проблемами, а также недостаточной эффективностью региональных моделей управления. Хотя составляющей многих региональных концепций развития отраслей промышленности (в частности, самарской) явля­лось «сохранение на перспективу широкой гаммы нефтехимических произ­водств» за счет такого фактора, как «взаимоувязанное развитие нефтеперера­ботки и нефтехимии для стабилизации обеспечения сырьем и налаживания свя­зей меду предприятиями химии и нефтехимии, для более полного использова­ния сырья и полупродуктов» [154, с. 142], однако, далеко не всем регионам и не в той степени это удалось, как Татарстану.

Так, например, нефтехимический комплекс Самары, выстроенный изна­чально как единая технологическая цепочка — от нефтяной скважины до гото­вой продукции - в середине 90-х распался на отдельные звенья: нефтедобыча и нефтепереработка были «отданы» «Юкосу», а Новокуйбышевская нефтехими­ческая компания и ОАО «Тольяттикаучук» - сначала московской группе «Мак­сим», а затем самарской управляющей компании «Волгопромгаз». Совокупные усилия собственников нефтехимического и химического комплекса региона не принесли положительных результатов - «предприятия влезли в долги, переста­ли расплачиваться с поставщиками за сырье, «подсели» на бартер и потеряли рычаги влияния на рынок» [132]. Ситуация стала меняться только после их вхождения в состав ОАО «Сибур», однако, пока еще речь идет только о тен­денциях достижения первых «докризисных рубежей», поскольку падение объе­мов производства было весьма значительным. Кроме того, ситуация до сих пор

103

нестабильна в связи со сложностями, которые возникли у «дочек» ОАО «Си-бур» в 2001-2002гг. в силу дестабилизации работы «новой» материнской ком­пании.

Как уже отмечалось, нефтехимический и химический комплекс России в постсоюзный период находился в состоянии глубокого «сырьевого голода», обусловленного разрушением прежних вертикальных производственно-технологических связей, а также незаинтересованностью нефтяных компаний строить новые схемы взаимодействия с нефтехимией, что было связано как с резким сокращением нефтедобычи, так и с преимущественной экспортной ори­ентацией нефтепоставок. Именно в этой ситуации в 1999г. АК «Сибур», под­контрольное ОАО «Газпром», монополизировавшее рынки такого сырья для нефтехимии, как продукты переработки природных и попутных нефтяных га­зов, начало скупку (по весьма низкой цене) российских нефтехимических ком­паний и выстраивание единого вертикально-интегрированного нефтехимиче­ского холдинга. В течение 1999-2001гг. процессы интеграции предприятий нефтехимии и химии в состав нефтехимических холдингов и сырьевых компа­ний («Сибур», «Лукойл», «Юкос» и др.) в целом завершились, и сформирова­лась новая производственно-территориальная организация деятельности регио­нальных компаний НГХК.

Так, в 2000г. в АК «Сибур» началась реструктуризация с целью создания производственно-территориальных комплексов. Помимо АО «Сибур-Тюмень», с которого начиналось формирование холдинга, были созданы АО «Сибур-Волжский» (г. Волжский, Волгоградская обл.), АО «Сибур-Самара» (г. Самара), АО «Сибур-Химпром» (г. Пермь) и АО «Сибур-Западная Сибирь» (г. Кемеро­во). Вместе с предприятиями, объединенными по географическому признаку, компания контролировала целый ряд крупных предприятий отрасли. В течение 2000г. было практически завершено формирование производственно-территориальных комплексов (ПТК) АК «Сибур». В 2001г. компания строила амбициозные планы роста капитализации и занятия позиции в десятке мировых лидеров отрасли [18, 32, 67, 89, 127, 137, 187].

104

В 2002г. ситуация несколько изменилась в связи с возбуждением основ­ным акционером АК «Сибур», ОАО «Газпром», процедуры банкротства против «дочки» на основании «вывода активов из материнской компании» [26, 62, 68] и накопления крупного долга. В настоящее время процессы реструктуризации компании не завершены. Однако, независимо от того, как сложится судьба дан­ного холдинга, следует констатировать - новая модель управления развитием региональных НГХК, находящихся в составе межрегиональных вертикально-интегрированных холдингов и компаний в России, оформилась.

Она имеет свои сильные и слабые стороны. К преимуществам модели сле­дует отнести прежде всего решение основных проблем предприятий нефтехи­мии и химии с сырьевым обеспечением - его доступность и «трансфертная» це­на позволяют обеспечить бесперебойный выпуск продукции на имеющихся мощностях. Однако разбросанность предприятий ПТК по всем регионам Рос­сии «съедает» конкурентное преимущество по цене (в силу высоких транспорт­ных затрат). В то время как регулирование цен на сырье для нефтехимии и хи­мии в рамках татарстанской модели управления обеспечило значительный вы­игрыш в доходности компаний комплекса. Так, например, в 2000г. при том, что оборот АК «Сибур» в 1,7 раза превышал, например, оборот ОАО «Нижнекам-скнефтехим», прибыли им было получено в 1,9 раза меньше (рис. 18). В 2001г. НКНХ получил уже порядка 2 млрд. рублей чистой прибыли, АК «Сибур» — столько же чистого убытка. Очевидно, что именно материальные затраты «тя­нут вниз» АК «Сибур» (рис. 19). Причем отсутствие прибыли едва ли можно объяснить желанием ее «сокрытия», поскольку на стадии становления и стрем­ления к лидерству на рынке и активной информационной кампании о планах инвестиционного развития, необходимо доверие общественности и инвесторов, которое не в последнюю очередь зависит от рентабельности и капитализации компании.

Естественно, к положительным сторонам межрегиональной модели отно­сится возможность координировать финансовые и товарные потоки между

105



 

 

 

 

4UUUV -

8179 >y

  3221»  
30000-      
20000-   19178  

\

 

       
        Z716  
«m>.       Ш;;•;■  
......M..     ■■■:■::::{:::■:-■    

6000

3000

:«K-:-™;











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: