На основе изложенных в параграфе 2.1. результатов проведенного исследования нами сделан вывод, что в Татарстане в условиях трансформационной экономики была сформирована особая по сути уникальная в постсоюзном пространстве модель управления развитием НГХК (рис. 13). Ниже представим ее комплексный анализ.
Участие в Совете директоров |
Предприятия НГХКРТ |
Внутриреспубликанская интеграция предприятий НГХКРТ
Президент РТ
Кабинет Министров РТ
Проекты
Пост ан овлен ий,
Указов, экспертные
Совет директоров «Татнефтехим инвест холдинг» |
Решения СД, рабочих групп, совещаний |
Заключения по вопросам стратегии и тактики п/п НГХК
Основные области
взаимодействия;
•сырье;
•инвестиционные проекты;
•согласование цен;
•развитие науки;
•привлечение
Зарубежных
инноваций;
•энерго-
и ресрсосбережение;
•экология;
•кадровая политика;
•развитие
малого бизнеса;
•промышленная
безопасность;
•внедрение
систем качества;
|
|
•сбытовая политика;
•формирование
Стратегии развития
НГХК РТ.
Рис. 13. Модель управления развитием НГХК РТ.
1. Субъекты взаимодействия в НГХК РТ. Субъектами взаимодействия в НГХК РТ являются предприятия НГХК РТ, относящиеся к различным отраслям, - нефтедобыча, нефтепереработка, нефтехимия и химия; ОАО «Татнефте-химинвест-холдинг» - «ядро» модели, созданное в целях координации деятельности НГХК РТ, - является по сути проводником интересов государства и центром согласования интересов компаний; собственно государство (региональный уровень), рассматривающее комплекс как базовую ключевую отрасль экономики и создающее соответствующие условия для сохранения его потенциала в период переходной кризисной экономики и последующего ускоренного развития.
90
2. Основные функциональные области взаимодействия субъектов региональной модели включают, как видно на схеме (рис. 13), широкий спектр вопросов: от сырьевого обеспечения, инвестиционного и инновационного развития до формирования отраслевой стратегии. Один из основных вопросов на первом этапе развития комплекса — сырьевое обеспечение в рамках внутрирес-публиканской интеграции.
^ 3. Процесс взаимодействия. Осуществляется преимущественно посредст-
вом выработки участниками модели совместных решений на советах директоров и совещаниях в ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», кроме того, на советах директоров предприятий с участием государственных представителей, а также на общереспубликанских совещаниях министерств и ведомств.
4. Принципы принятия управленческих решений в рамках модели управ
ления развитием НГХК РТ: а. принцип согласованности, заключающийся в том,
что решение проблем развития НГХК должно осуществляться таким образом,
чтобы достигался баланс интересов всех субъектов взаимодействия, решение
, принимается на основе согласования их позиций; б. принцип сохранения само-
|
|
стоятелъности компаний, означающий, во-первых, стремление к сохранению самостоятельности компаний от контроля со стороны корпораций из-за пределов региона, во-вторых, ограничение на слияния и поглощения компаний внутри региона, в-третьих, поощрение интеграции в случае если ее инициируют
i
I предприятия НГХК РТ, получающие контроль над «внешними» компаниями.
| То есть наиболее желательной стратегической целью является создание на тер-
ритории региона не единой, а нескольких крупных и сильнейших в России
| компаний НГХК; в. принцип приоритета развития химии и нефтехимии и уг-
лубления переработки, заключающийся в стремлении создать эффективную
j
^ структуру НГХК РТ, то есть постепенный уход от его «сырьевой» направлен-
i ности и создание более технологичных и высокоорганизованных нефтехимиче-
ских производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию с высокой
I долей овеществленного труда и добавленной стоимости; г. принцип инноваци-
онности, предполагающий, что любое стратегическое решение должно учиты-
91
вать инновационный фактор, основываться на внедрении в НГХК РТ новейших зарубежных и отечественных технологий; д. принцип социальной ориентированности решений, означающий, что любое решение должно учитывать социальные последствия, ориентироваться на обеспечение экологичности и промышленной безопасности; е. принцип многоуровневого стратегического планирования, заключающийся в том, что неотъемлемым элементом управления развитием НГХК РТ в настоящее время должно быть формирование взаимообусловленных стратегий отдельных компаний и стратегии комплекса в целом.
Можно сделать вывод, что по сути компании НГХК РТ действуют в рамках модели как стратегический альянс или союз, в котором участвует и региональная власть. Сохранение самостоятельности крупнейших компаний химии и нефтехимии, по нашему мнению, содействует развитию конкуренции как внутри комплекса, так и на российском рынке, а следовательно благоприятствует процессам совершенствования компаний. При этом можно сделать парадоксальный вывод - по сути нерыночные меры в рамках татарстанской модели управления развитием НГХК больше способствовали развитию конкуренции, нежели классическая «рыночная» стратегия интеграции, реализация которой в 1999-2001гг. (имеется в виду экспансия ОАО «Сибур» и др. «сырьевых» компаний) чуть было не привела к чрезмерной монополизации российского нефтехимического рынка и сворачиванию внутренней конкуренции на нем.
Как уже отмечалось, стратегия интеграции в РТ также реализуется параллельно с внутриреспубликанской интеграцией - на базе ОАО «Татнефть» — ему в доверительное управление с учетом инвестиционных обязательств были пе-реданы государственные пакеты акций ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Ниж-некамсктехуглерод» и ОАО «Миннибаевский ГПЗ». Однако, учитывая недостаточный период апробации данной меры, преимущества уже действующих мер в рамках региональной модели, высокие недиверсифицированные риски превращения всего НГХК региона в единую компанию, а следовательно возможную потерю устойчивости экономики в целом, дальнейшие интеграционные процес-
92
сы в республике, по нашему мнению, следует ограничить (прежде всего в интересах ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Казаньоргсинтез»).
|
|
5. Оценка основных мер, предпринятых в республике в рамках модели управления развитием НГХК РТ. Как уже отмечалось нами в методических рекомендациях, в целях получения объективной оценки результатов региональной отраслевой политики наиболее важны временные сравнения и сравнения с отраслью в масштабе страны, отдельных регионов, а также с отдельными региональными предприятиями. Анализ показал, что в целом принятые в республике меры по поддержке отраслей НГХК позволили обеспечить их более высокую динамику производства в условиях трансформации по сравнению со среднеотраслевым российским уровнем (рис. 14). Причем «перелом» в сторону ежегодного прироста производства отмечен уже с 1995г., тогда как в нефтедобывающей, нефтехимической и химической отраслях России только с 1999г.
Добыча нефти |
100
S -