Модель управления развитием НГХК РТ в условиях переходной экономики

На основе изложенных в параграфе 2.1. результатов проведенного иссле­дования нами сделан вывод, что в Татарстане в условиях трансформационной экономики была сформирована особая по сути уникальная в постсоюзном про­странстве модель управления развитием НГХК (рис. 13). Ниже представим ее комплексный анализ.


Участие в Совете дирек­торов

Предприятия НГХКРТ



Внутриреспубликанская интеграция предприятий НГХКРТ



Президент РТ

Кабинет Министров РТ

Проекты

Пост ан овлен ий,

Указов, экспертные

 

Совет директоров

«Татнефтехим инвест

холдинг»


Решения СД, рабочих групп, совещаний


Заключения по вопросам стратегии и тактики п/п НГХК



Основные области

взаимодействия;

•сырье;

•инвестиционные проекты;

•согласование цен;

•развитие науки;

•привлечение

Зарубежных

инноваций;

•энерго-

и ресрсосбережение;

•экология;

•кадровая политика;

•развитие

малого бизнеса;

•промышленная

безопасность;

•внедрение

систем качества;

•сбытовая политика;

•формирование

Стратегии развития

НГХК РТ.

Рис. 13. Модель управления развитием НГХК РТ.

1. Субъекты взаимодействия в НГХК РТ. Субъектами взаимодействия в НГХК РТ являются предприятия НГХК РТ, относящиеся к различным отрас­лям, - нефтедобыча, нефтепереработка, нефтехимия и химия; ОАО «Татнефте-химинвест-холдинг» - «ядро» модели, созданное в целях координации деятель­ности НГХК РТ, - является по сути проводником интересов государства и цен­тром согласования интересов компаний; собственно государство (региональ­ный уровень), рассматривающее комплекс как базовую ключевую отрасль эко­номики и создающее соответствующие условия для сохранения его потенциала в период переходной кризисной экономики и последующего ускоренного раз­вития.

90

2. Основные функциональные области взаимодействия субъектов регио­нальной модели включают, как видно на схеме (рис. 13), широкий спектр во­просов: от сырьевого обеспечения, инвестиционного и инновационного разви­тия до формирования отраслевой стратегии. Один из основных вопросов на первом этапе развития комплекса — сырьевое обеспечение в рамках внутрирес-публиканской интеграции.

^             3. Процесс взаимодействия. Осуществляется преимущественно посредст-

вом выработки участниками модели совместных решений на советах директо­ров и совещаниях в ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», кроме того, на сове­тах директоров предприятий с участием государственных представителей, а также на общереспубликанских совещаниях министерств и ведомств.

4. Принципы принятия управленческих решений в рамках модели управ­
ления развитием НГХК РТ: а. принцип согласованности, заключающийся в том,
что решение проблем развития НГХК должно осуществляться таким образом,
чтобы достигался баланс интересов всех субъектов взаимодействия, решение
,          принимается на основе согласования их позиций; б. принцип сохранения само-

стоятелъности компаний, означающий, во-первых, стремление к сохранению самостоятельности компаний от контроля со стороны корпораций из-за преде­лов региона, во-вторых, ограничение на слияния и поглощения компаний внут­ри региона, в-третьих, поощрение интеграции в случае если ее инициируют

i

I          предприятия НГХК РТ, получающие контроль над «внешними» компаниями.

|          То есть наиболее желательной стратегической целью является создание на тер-

ритории региона не единой, а нескольких крупных и сильнейших в России

|          компаний НГХК; в. принцип приоритета развития химии и нефтехимии и уг-

лубления переработки, заключающийся в стремлении создать эффективную

j

^       структуру НГХК РТ, то есть постепенный уход от его «сырьевой» направлен-

i          ности и создание более технологичных и высокоорганизованных нефтехимиче-

ских производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию с высокой
I          долей овеществленного труда и добавленной стоимости; г. принцип инноваци-

онности, предполагающий, что любое стратегическое решение должно учиты-

91

вать инновационный фактор, основываться на внедрении в НГХК РТ новейших зарубежных и отечественных технологий; д. принцип социальной ориентиро­ванности решений, означающий, что любое решение должно учитывать соци­альные последствия, ориентироваться на обеспечение экологичности и про­мышленной безопасности; е. принцип многоуровневого стратегического плани­рования, заключающийся в том, что неотъемлемым элементом управления раз­витием НГХК РТ в настоящее время должно быть формирование взаимообу­словленных стратегий отдельных компаний и стратегии комплекса в целом.

Можно сделать вывод, что по сути компании НГХК РТ действуют в рам­ках модели как стратегический альянс или союз, в котором участвует и регио­нальная власть. Сохранение самостоятельности крупнейших компаний химии и нефтехимии, по нашему мнению, содействует развитию конкуренции как внут­ри комплекса, так и на российском рынке, а следовательно благоприятствует процессам совершенствования компаний. При этом можно сделать парадок­сальный вывод - по сути нерыночные меры в рамках татарстанской модели управления развитием НГХК больше способствовали развитию конкуренции, нежели классическая «рыночная» стратегия интеграции, реализация которой в 1999-2001гг. (имеется в виду экспансия ОАО «Сибур» и др. «сырьевых» компа­ний) чуть было не привела к чрезмерной монополизации российского нефтехи­мического рынка и сворачиванию внутренней конкуренции на нем.

Как уже отмечалось, стратегия интеграции в РТ также реализуется парал­лельно с внутриреспубликанской интеграцией - на базе ОАО «Татнефть» — ему в доверительное управление с учетом инвестиционных обязательств были пе-реданы государственные пакеты акций ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Ниж-некамсктехуглерод» и ОАО «Миннибаевский ГПЗ». Однако, учитывая недоста­точный период апробации данной меры, преимущества уже действующих мер в рамках региональной модели, высокие недиверсифицированные риски превра­щения всего НГХК региона в единую компанию, а следовательно возможную потерю устойчивости экономики в целом, дальнейшие интеграционные процес-

92

сы в республике, по нашему мнению, следует ограничить (прежде всего в инте­ресах ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Казаньоргсинтез»).

5. Оценка основных мер, предпринятых в республике в рамках модели управления развитием НГХК РТ. Как уже отмечалось нами в методических ре­комендациях, в целях получения объективной оценки результатов региональ­ной отраслевой политики наиболее важны временные сравнения и сравнения с отраслью в масштабе страны, отдельных регионов, а также с отдельными ре­гиональными предприятиями. Анализ показал, что в целом принятые в респуб­лике меры по поддержке отраслей НГХК позволили обеспечить их более высо­кую динамику производства в условиях трансформации по сравнению со сред­неотраслевым российским уровнем (рис. 14). Причем «перелом» в сторону еже­годного прироста производства отмечен уже с 1995г., тогда как в нефтедобы­вающей, нефтехимической и химической отраслях России только с 1999г.


Добыча нефти

100







S -






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: