(до Пост.) (после Пост.)
Рис. 9. Тенденции увеличения цен на энергоресурсы и основные виды химической продукции за период 1990-1997гг. (база - январь 1990г.)1.
В результате наблюдалось падение объёмов производства. Загрузка производственных мощностей, например, по таким видам продукции, как этилен и каучуки, в 1996г. составляла соответственно 64,8% и 33%. В этих условиях Постановлением КМ РТ в целях создания условий для эффективной работы предприятий НГХК и повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции для них устанавливались фиксированные цены на газ и энергоресурсы, кроме того, предприятия «Таттрансгаз» освобождались с 1 марта 1996г. от уплаты акциза на природный газ. Эксперимент действовал в течение 1996-1997гг.
1 Рассчитано на основе данных Министерства экономики и промышленности РТ, ОАО «Тат-нефтехиминвест-холдинг»
71
Данная мера позволила «облегчить» себестоимость продукции нефтехимических предприятий РТ. Так, доля затрат на электроэнергию и топливо в структуре себестоимости сократилась с 40,1% в 1995г. до 25,1% - в 1996г. (рис. 10).
|
|
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
Рис. 10. Динамика затрат на энергоресурсы в структуре себестоимости нефтехимических предприятий-участников экономического эксперимента за 1990-1997ГГ.1
Причем следует подчеркнуть, что в России такой эксперимент был проведён впервые. Татарстану удалось в этот сложный период, когда предприятия оказались на грани остановки производства, сохранить их потенциал, а учитывая, что они являются градообразующими, избежать серьёзных социальных последствий, связанных с сокращением численности работающих. Как показал анализ, в результате проведения эксперимента ряд предприятий перешли в состояние стабильности и подъёма производства, отмечен рост загрузки мощностей по товарам-лидерам, увеличился экспорт товаров, что подтверждает эффективность мировых рынков сбыта, получены дополнительные поступления в бюджет и внебюджетные фонды республики. В других регионах в тот период аналогичные предприятия (в Омске, Нижнем Новгороде, Губахе, Новомосковске, Ставрополье, Ангарске, Томске и др.) значительно растеряли свой потенциал.
1 Рассчитано на основе данных предприятий НГХК РТ, ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг».
72
Однако, эта мера - пример «точечного» подхода к поддержке НГХК. Пред
ставляет научный и практический интерес анализ комплексных мер к решению
проблем отрасли, что обусловлено системным характером кризиса в россий
ской экономике. В этой ситуации в Татарстане были предприняты шаги по
формированию целостной стратегии развития НГХК РТ и создания механизмов
гибкого регулирования деятельности комплекса со стороны государства. Среди
* них особо следует выделить создание в 1993г. Указом Президента РТ специа-
|
|
лизированной региональной управленческой структуры ОАО «Татнефтехимин-вест-холдинг» (ТНХИ-Х) в целях обеспечения устойчивого развития ключевого сектора экономики республики, осуществления его структурной перестройки, повышения эффективности и конкурентоспособности (рис. 11). Холдинг имеет в своём уставном капитале 50% доли Правительства РТ, другие 50% распределены между предприятиями НГХК. По нашему мнению, это обеспечивает наилучшую связь между государством и акционерными компаниями, подконтрольность и управляемость всего нефтегазохимического комплекса, а в конеч-
u ном итоге, баланс интересов всех участников регионального рынка.
Щ
Очевидно, что ТНХИ-Х — это оптимальная для переходного периода организационно-правовая форма регулирования деятельности регионального НГХК, адаптированная к меняющимся условиям рынка, способная оперативно, гибко и демократично решать возникающие производственные проблемы на макро- и микроуровнях. Эта управленческая структура - продукт переходного периода и инструмент для успешного решения задач с учетом трансформационного подхода, который «порождает не «власть над», а скорее «власть совместно» — слияние лидерства с дозволенным равенством, когда лидерство связано с функцией и «фокусировкой энергии»1. С одной стороны, ТНХИ-Х непосред-
Ь ственно заинтересован в коммерческих результатах деятельности предприятий,
с другой, - выполняет роль проводника интересов государства. В республике нет другой структуры, накопившей столь значительный опыт отраслевого регулирования и координации деятельности предприятий НГХК.
1 Corinne McLaughlin. «Лидерство: необходимость синтеза иерархии и демократии», 1999.
73
Президент РТ
Кабинет Министров РТ
ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»
Доля государства - 50%
Основные задачи:
координация деятельности предприятий НГХК РТ; ц
повышение их эффективности и конкурентоспособно- И
сти; ||
осуществление структурной перестройки НГХК; ц
углубление использования углеводородного и мине- И рального сырья;
более полная реализация производственного и научно- ||
II |
технического потенциала отраслей НГХК;
развитие малого и среднего бизнеса;
разработка стратегических планов развития НГХК. II
Создано согласно Указу Президента РТ ['
№УП-623 от 01.11.93г. \
1 | |||
| |||
Предприятия НГХК РТ |
| ||
| |||
Рис. 11. Структура регулирования деятельности НГХК РТ
Поэтому закономерным следует считать, что именно данной структурой по заданию Президента РТ была разработана Программа развития нефтегазохи-мического комплекса Республики Татарстан на 1999-2003гг. (далее - Программа). С принятием Программы было положено начало многоуровневому стратегическому планированию в НГХК РТ. Показательно, что татарстанская Программа была принята раньше, чем аналогичная российская - «Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России до 2005 года». При этом в Программе удалось предопределить тенденции развития нефтехимического и химического комплекса России, она органично согласуется с российской и в постановочном, и в содержательном плане, лишь с учётом регио-
74
нальной специфики. Все меры, которые будут показаны ниже, предприняты в рамках Программы и за счет реализации ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» своих координирующих и регулирующих функций.
В частности, первым этапом Программы было определено развитие внут-риреспубликанской интеграции предприятий НГХК РТ в целях сырьевого обеспечения нефтехимического и химического комплекса региона. Проблема «недостаточности сырья» - одна из основных «трансформационных» проблем нефтехимической и химической промышленности. Рассмотрим специфику данной проблемы применительно к двум крупнейшим предприятиям комплекса - ОАО «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ) и ОАО «Казаньоргсинтез» (КОС).
|
|
Строительство ОАО «Нижнекамскнефтехим» осуществлялось по схеме переработки нефти и ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов). В составе предприятия были введены в действие две производственные зоны: на первой размещены крупнейшие в России мощности по выпуску синтетических каучуков, в состав второй зоны вошли первичная переработка нефти, завод по выпуску продукции органического синтеза и мощности по производству широкого спектра нефтехимической продукции. Предполагаемые при строительстве технологические схемы в условиях постсоюзной трансформационной экономики претерпели значительные коррективы. В связи с падением объёмов нефтедобычи в Российской Федерации и Республике Татарстан произошло резкое снижение поставок углеводородного сырья (нефти и ШФЛУ) для загрузки производств НКНХ. В Татарстане уровень добычи нефти за 35 лет снизился со 100 до 24-26 млн. т в год, соответственно снизилась выработка ШФЛУ. Кроме того, сократились поставки ШФЛУ из Западной Сибири, а также из Оренбургской области. В результате, поставки сырья в ОАО «Нижнекамскнефтехим» в 1996-1998гг. «упали» по сравнению с уровнем 1990г. более чем наполовину (приложение 2). Предприятие было вынуждено изменить структуру потребляемого сырья. Взамен значительных по объёмам поставок базового сырья (нефть, ШФЛУ и др.) НКНХ перешёл на использование прямогонного бензина, а для загрузки первой зоны в настоящее время в основном используются индивиду-
75
альные углеводороды и смеси углеводородов. Многие установки были выведены из эксплуатации.
|
|
Сырьевая база ОАО «Казаньоргсинтез» формируется из этана (для загрузки 3 и 4 очередей завода «Этилен»), пропан-бутана (для 1 и 2 очередей завода «Этилен»), покупного этилена, а также бензола, поставляемых газодобывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами ОАО «Газпром», Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Оренбургской, Тюменской, Самарской, Пермской, Ярославской, Псковской и Московской областей. Производственный потенциал ОАО «Казаньоргсинтез» (производство продукции органического синтеза и пластмасс) определяется обеспеченностью этиленом. С начала 90-х гг. обеспеченность производственных потребностей КОС в этилене (как за счёт собственного производства, так и за счёт поставок со стороны) имела тенденцию к снижению, пик которого пришёлся на 1994г. (рис. 12), когда обеспеченность этиленом снизилась более чем на 30% по сравнению с уровнем 1990г. Это было обусловлено как сокращением выпуска продукции в связи со сложностями ее сбыта, обусловленными общеэкономическим кризисом в стране, так и с проблемами сырьевого обеспечения ОАО «Казаньоргсинтез».
600
500 --
400
300
200
100
115
330
\
69
336
V
63
296
59
299
48
257
/
70
282
94
263
114
289
149
* - 4 258
100
318
106
320
r40,1
525
0 ■'■"■* "
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2005
I Этилен - собственное производство
О Этилен - со стороны
Рис. 12. Динамика обеспеченности этиленом ОАО «Казаньоргсинтез» в 1990-2000гг. и прогноз на 2005г.
76
Основным поставщиком сырья (этана) на ОАО «Казаньоргсинтез» является Оренбургский гелиевый завод (ОАО «Оренбурггазпром»). Начиная с 1995г. поставки от ОАО «Оренбурггазпром» стабилизировались на уровне 280-290 тыс. т этана в год. Однако, следует обратить внимание на 1998г., когда собственная выработка этилена на предприятии составляла столько же, сколько и в кризисном 1994г., что потребовало принятия Правительством РТ соответствующих мер поддержки в рамках внутриреспубликанской и межрегиональной интеграции.
Остановимся на анализе основных мер внутриреспубликанской интеграции. Ее предпосылкой явилось наличие в Татарстане собственной сырьевой базы (республика находится в центре Волго-Уральской нефтегазоносной провинции) и крупных нефтехимических комплексов, технологический характер которых предопределяет их взаимозависимость. Причем одним из основных принципов внутриреспубликанской интеграции является развитие в равной степени и нефтяного, и нефтехимического секторов, а также обеспечение баланса интересов всех предприятий нефтехимии и химии, включая и тех, отдача от которых не ожидалась в ближайшей перспективе.
Основные направления внутриреспубликанской и межрегиональной интеграции в 1999г. определены значимым для развития НГХК РТ Протоколом совещания у Президента РТ от 22 января 1999г. Базовая схема внутиреспубликан-ской интеграции в 1999г. представлена нами в приложении 3. В 2000г. и 2001г. данная стратегия нашла свое дальнейшее развитие в соответствующих Постановлениях Кабинета Министров Республики Татарстан, определяющих меры по эффективному использованию республиканских сырьевых ресурсов (схема взаимодействия компаний - в приложении 4).
Среди конкретных направлений внутриреспубликанской интеграции отметим следующие. Центральным является пункт о поставке от 5 до 7 млн. т нефти для обеспечения ОАО «Нижнекамскнефтехим» прямогонным бензином. Структура пиролизного сырья для компании была также сбалансирована за счет поставок с других НПЗ, прежде всего из Башкортостана. В результате за счёт рее-
77
публиканских ресурсов потребность ОАО «Нижнекамскнефтехим» в сырье для пиролиза - прямогонном бензине и гексане - практически полностью была удовлетворена. Это позволило ОАО «Нижнекамскнефтехим» сохранить лидирующие позиции в общероссийском производстве этилена (порядка 22,5%). Стабильно осуществлялись и поставки «газового» сырья с целью обеспечения продуктами его переработки компаний нефтехимии и химии республики.
Данные мероприятия в свою очередь позволили выполнять и другие обязательства в рамках внутриреспубликанской интеграции, напрямую определяющие экономику таких предприятий, как ОАО «Казаньоргсинтез» (поставка этилена с НКНХ), ОАО «Нижнекамскшина» (поставка каучука СКИ-3 и бутадиена с НКНХ, техуглерода - с ОАО «Нижнекамсктехуглерод»), ОАО «Казанский завод СК» (поставка бутадиена с НКНХ), ОАО «Нижнекамсктехуглерод» (поставка пиролизной смолы с НКНХ).
В ходе анализа мер по внутриреспубликанской интеграции за 2000-2001гг. нами были выявлены также и проблемные моменты, связанные с дефицитными товарными позициями. В частности, возникли новые факторы, связанные с процессами дальнейшего реформирования структуры управления НГХК Татарстана (ОАО «Татнефть» получило контроль над ОАО «Миннибаевский ГПЗ», над 34,59% акций ОАО «Нижнекамскшина» и 77,06% акций ОАО «Нижнекамсктехуглерод»). Соответственно претерпели коррективы и сырьевые поставки в рамках внутриреспубликанской интеграции. Так, в 2000г. ОАО «Татнефть» переориентировало ряд поставок на ОАО «Ефремовский завод СК» в целях последующего обеспечения ОАО «Нижнекамскшина» каучуком СКД-К (приложение 4). Однако при этом обозначился дефицит по ряду сырьевых позиций для других предприятий республики, прежде всего бутадиена и пропан-бутана. Например, в 2000г. фактическая поставка бутадиена в ОАО «Казанский завод СК» составила 63% от плана, в ОАО «Кварт» - только 11%. В результате, в 2001г. первоначальные заявки предприятий НГХК РТ на бутадиен были сокращены. И хотя план поставок был выполнен полностью, данная сырьевая позиция остается одной из самых дефицитных в республике. Кроме того, другая схема товаро-
78
обмена, которую стала реализовывать ОАО «Татнефть» в целях обеспечения ОАО «Нижнекамскшина» каучуками через ООО «Ставролен» и, далее, стерли-тамакский и тольяттинский заводы синтетического каучука (приложение 4), привела к прекращению поставок исходного сырья (пропан-бутана) в ОАО «Казаньоргсинтез».
Таким образом, очевидно, что внутриреспубликанская интеграция - «тонкий инструмент», и малейшая переориентация товарно-сырьевых потоков влечет за собой изменение сырьевого баланса в целом по комплексу, обозначает дефицит по ряду позиций. В этой связи необходим поиск новых технических и технологических решений для получения дефицитных сырьевых позиций с участием всех субъектов экономических отношений в нефтегазохимическом комплексе. При этом внутриреспубликанская интеграция может стать своего рода «импульсом» к развитию технологической базы НГХК. В частности, на советах директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» неоднократно обсуждались сырьевые, технические и технологические вопросы для решения ряда «сырьевых» проблем предприятий комплекса.
Другое важное направление внутриреспубликанской интеграции, которое следует активно развивать в перспективе, — это включение в нее все новых предприятий-участников и ресурсов. Как показал анализ, уже в 2000-2001гг. ее «состав» расширился за счет таких предприятий, как ОАО «Кварт», ОАО «Хитон», ОАО «Нэфис», ОАО «Сэвилен», ОАО «Тасма», ОАО «Полистром», ООО «Эгида», ОАО «Декафом», предприятия других отраслей, такие, например, как ОАО «Камаз», ООО «Елаз-Сит», ОАО «Завод им. Серго», ОАО «Завод микролитражных автомобилей», ОАО «Элекон», ОАО «Тимер» и другие (приложение 4). Получают развитие малые и средние производства изделий из полиэтилена и лапролов. Это свидетельствует об углублении переработки нефтехимической продукции в республике и развитии импортозамещающих производств, что согласно Программе является безусловным приоритетом.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что внутриреспубликанская интеграция в целом позволила обеспечить основные потребности в сырье та-
79
тарстанских нефтехимических и химических предприятий и значительно расширить число предприятий - участников интеграции, в том числе за счет малых и средних, а также содействовала повышению эффективности использования сырьевых ресурсов, задействованных в ней. В результате, в 1999-2001гг. ОАО «Нижнекамскнефтехим» порядка 60% сырья закупалось в Республике Татарстан. ОАО «Казаньоргсинтез» в рамках внутриреспубликанской интеграции получало этилен, этан и пропан-бутановую фракцию, однако, доля республиканского сырья здесь значительно ниже - порядка 28% в 2000г.
Своевременность внутриреспубликанской интеграции обусловливается также тем обстоятельством, что именно в 1999г. начинается активная экспансия на нефтехимические рынки холдинговой компании ОАО «Сибур», подконтрольной ОАО «Газпром». Монополизация рынка продуктов переработки природных и попутных нефтяных газов в ситуации «сырьевого» кризиса на большинстве российских нефтехимических и химических предприятий привела их к попаданию под полный или частичный контроль ОАО «Сибур» и ОАО «Газпром». В рамках внутриреспубликанской интеграции в Татарстане гарантировались поставки сырья нефтехимикам и химикам республики за счёт республиканских ресурсов, при этом сохранялась независимость предприятий комплекса от контроля со стороны любых ресурсных компаний.
В дальнейшем по мере инновационного развития предприятий НГХК РТ, расширения их мощностей, организации выпуска новой продукции, перспективной для последующего передела, внутриреспубликанская интеграция в рамках татарстанской модели управления развитием в НГХК должна быть, несомненно, расширена, причем как в количественном, так и качественном измерении.
Вместе с тем следует отметить, что резервы внутриреспубликанской интеграции объективно ограничены, что потребовало выбора наиболее приемлемых схем взаимодействия в рамках межрегиональной интеграции. Основные поставки в рамках внутриреспубликанской и межрегиональной интеграции в ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Казаньоргсинтез» отражены в табл. 11.
80
Таблица 11. Основные поставки сырьевых ресурсов в рамках внутриреспубликанской и межрегиональной интеграции
Тыс. т
Поставляемое Сырьё | Внутриреспубликанская интеграция | Межрегиональная Кооперация | ||||
1999 | 2000 | 2001 | 1999 | 2000 | 2001 | |
ОАО «Нижнекамскнефтехим» | ||||||
Прямогонный бензин, |
|
| ||||
С ЭЛОУ-АВТ-7 | 817,4 | 812 | 832 |
| ||
С др. НПЗ (через Татнефть) |
| 360 | 371 | 298 | ||
Углеводородное Сырьё |
| Поставки с ОАО «Газпром» | ||||
Изобутан | 33,7 | 36 | 36 | 93,9 | 150 | 147 |
СГБ+гексан | 68,6 | 167 | 217 | - | - | - |
ШФЛУ | 140 | - | - | - | - | - |
Бутан-пропан, фр. | - | - | - | 2,6 | 300 | 80 |
Бутан | - | - | - | 32 | - | 130 |
Пентан. Фр | - | - | - | 2,2 | 150 | 9 |
Изопентан | - | - | - | - | - | 10 |
Пентан-гексан. фр. | - | - | - | - | - | 75 |
Бензиновая фр. | - | - | - | - | 300 | - |
Метанол | - | - | - | - | 120 | - |
ОАО «Казаньоргсинтез» | ||||||
Этан | - | 84 | 85 | 309,6 | 320 | 312 |
Пропан-бутан | - | 55 | 18 | 145 | 200 | 140 |
Этилен | 37 | 35 | 59,8 | 89,3 | 80 | 56 |
В развитии межрегиональной интеграции по сырьевому обеспечению можно выделить два основных направления. Первое — это взаимодействие с Башкортостаном по переработке татарстанской нефти и поставкам в Татарстан сырья для нефтехимических предприятий. Основные сырьевые поставки из Башкортостана - это прямогонный бензин для ОАО «Нижнекамскнефтехим» (с ОАО «Башнефтехим»), а также этилен для ОАО «Казаньоргсинтез» (с ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»). При содействии Правительства республики взаимоотношения с Республикой Башкортостан в 1999-2001гг. осуществлялись достаточно стабильно. Второе направление межрегиональной интеграции - это взаимодействие с ОАО «Газпром» и подконтрольными ему структурами, прежде всего ОАО «Сибур». Правительство Татарстана активно способствовало рас-
81
ширению сотрудничества с «Газпромом» и «Сибуром» в плане обеспечения дополнительных поставок углеводородного сырья для ОАО «Казаньоргсинтез» и ОАО «Нижнекамскнефтехим». Данный пункт был включен в протокол от 22 января 1999г. В 2000г. и 2001г. перечень ресурсов расширился, и объёмы поставок увеличились.
Важнейшей мерой, обеспечивающей конкурентные преимущества татар-станской нефтехимии и химии, стало также регулирование цен на сырьевые ресурсы для нефтехимии в рамках внутриреспубликанской интеграции. Постановлениями КМ РТ по вопросу сырьевого обеспечения, о которых было сказано выше, была введена и практика законодательного регулирования цен на ключевые виды сырья для нефтехимических и химических предприятий Татарстана. В частности, осуществлялось регулирование цены на прямогонный бензин, поставляемый ОАО «Татнефть» в ОАО «Нижнекамскнефтехим». В частности, в 4кв. 2000г. и 1 полуг. 2001г. устанавливалась цена на прямогонный бензин с применением коэффициента 0,9 к цене нефти, реализуемой ОАО «Татнефть» на рынке РФ, в 3 кв. 2001г. в целях дальнейшего приведения цен к уровню рыночных — с коэффициентом 1,1.
Заметим, что прямогонный бензин, вырабатываемый из нефти, - основное сырьё для производства широкого спектра нефтехимических продуктов в ОАО «Нижнекамскнефтехим». Соответственно его цена — индикатор конкурентоспособности и доходности продукции по всей технологической цепочке НГХК до продуктов высокой степени переработки. В условиях более динамичного роста цен на нефть по сравнению с ценами на нефтехимическую продукцию поставка прямогонного бензина по свободным ценам естественно привела бы к существенному снижению конкурентоспособности и рентабельности нефтехимического производства, которые и так существенно ниже, чем у нефтяного бизнеса.
Нами был проведен комплексный анализ по вопросу регулирования цены на прямогонный бензин, основанный на изучении тенденций на российском и мировом рынках нефти и нефтепродуктов; калькулировании себестоимости товарных нефтепродуктов; оценке эффективности корзины нефтепродуктов на
82
ЭЛОУ-АВТ-7 до реконструкции и с учетом ввода установок ОАО «Нижнекамский НПЗ»; прогнозе развития ОАО «Нижнекамскнефтехим» в зависимости от цены на прямогонный бензин, а также соответствующих отчислений в бюджет республики нефтяной и нефтехимической компаниями. Расчеты были проведены в соответствии с Инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях (утверждена и введена в действие с 1 января 1999г. приказом Минтопэнерго России №371 от 17.11.98г. и является обязательной для применения всеми нефтеперерабатывающими, нефтехимическими и нефтяными компаниями). Проведенные расчеты показали, что соотношение рыночной цены нефти на рынке РФ к цене прямогонного бензина (рассчитанной согласно Инструкции) находится в границах 1:1,1, 1:1,3. На соотношение, не превышающее 1:1,3, указывает и устойчивая мировая практика последних четырех лет. Кроме того, подобный коэффициент складывается во взаимоотношениях ОАО «Татнефть» и ОАО «Башнефтехим», где перерабатывается часть татарстанской нефти для поставок прямогонного бензина в ОАО «Нижнекамскнефтехим».
Таким образом, анализ показал в сложившейся сегодня общеэкономической и рыночной ситуации целесообразность сохранения регионального государственного регулирования «трансфертной» цены на прямогонный бензин, не выходя при этом за коэффициент 1,3. Тем более, что ускоренными темпами осуществляется реконструкция ОАО «Нижнекамский НПЗ», в результате которой эффективность корзины нефтепродуктов, а следовательно рентабельность нефтепереработки, должна еще увеличиться.
Данная мера адекватна, по нашему мнению, переходному периоду развития комплекса, а как известно, российская трансформационная экономика по сути очень глубоко «больна», поэтому отношение государства к отдельным ее секторам должно быть особым. В этой связи регулирование цены на прямогонный бензин в республике - это специальная мера, преследующая целью содействовать сбалансированному развитию нефтедобывающих и нефтехимических предприятий НГХК, имеющих объективно различный потенциал адаптации в
83
новых условиях хозяйствования. В конечном счете достигается равномерное развитие данных секторов, впоследствии они могут стать основой кластера конкурентоспособных отраслей региона. Поэтому регулирование цен можно рассматривать как меру временную, обеспечивающую «переходные» конкурентные преимущества отрасли, которую впоследствии необходимо будет устранить, но только после того, как будут созданы устойчивые собственные конкурентные преимущества нефтехимического комплекса.
Показательна, на наш взгляд, иллюстрация действия данной меры «наоборот», то есть когда в соответствии с принципом баланса интересов, лежащим в основе внутриреспубликанской интеграции, обеспечивалась поддержка нефтяной отрасли в сложный для нее период. Так, в 1 кв.2002г. ОАО «Нижнекамск-нефтехим» имело возможность в условиях переизбытка нефти на внутреннем рынке и снижения цен покупать дешевый прямогонный бензин в любых объемах на российском рынке. Однако, «центрами принятия решений в отрасли» (региональной властью, ТНХИ-Х и компаниями) было принято согласованное решение о сохранении действующего коэффициента к цене нефти «не в пользу» нефтехимической компании, в соответствии с которым цена пиролизного сырья оказывалась выше рыночной. Но в итоге достигалась та же цель — равномерное развитие всех отраслей НГХК. Это позволяет сглаживать последствия резких колебаний конъюнктуры рынка и поддерживать отрасли, оказавшиеся в наихудшем положении.
Следует отметить, что соответствующее регулирование цен в 1999-2000гг. осуществлялось и в отношении такой продукции, как пиролизная смола и кау-чуки, а также химсырье для их производства. Данные меры были направлены на поддержку ОАО «Нижнекамскшина». Так, на протяжении 2000г. параллельно с Постановлением по сырьевому обеспечению действовало специальное Постановление КМ РТ «О мерах по обеспечению рентабельности работы ОАО «Нижнекамскшина». Оно регулировало цены на изопреновый каучук, техугле-род, пиролизную смолу, изобутан, нестабильный газовый бензин, что обеспе-
84
чивало конкурентоспособность татарстанских шин и стабилизировало работу предприятия в этот период.
Как продолжение интеграционных процессов в отрасли следует рассматривать и развитие межрегионального взаимодействия нефтехимических комплексов регионов в границах Приволжского федерального округа. В 2000г. в Татарстане начали разрабатываться предложения по развитию нефтехимии в границах Приволжского Федерального округа. Сегодня данная проблема рассматривается на федеральном уровне. За период 2000-2002гг. было проведено несколько окружных совещаний, касающихся таких актуальных вопросов для региональных НГХК, входящих в округ, как развитие производств полимерных материалов в границах Приволжского федерального округа; оценка последствий для нефтехимии при вступлении России в ВТО; рассмотрение Стратегии развития нефтехимического комплекса России до 20 Юг, разработанной Министерством промышленности и науки РФ, а также решение многих современных проблем развития отечественной нефтехимии и химии.
Анализ данных мероприятий показал, что постепенно в округе получают развитие идеи о необходимости объединения усилий и кооперации нефтехимии в границах Приволжского федерального округа в целях повышения конкурентоспособности комплекса в условиях обострения конкуренции со стороны зарубежных компаний. В частности, было предложено создание региональной ассоциации (союза) нефтехимиков в ПФО, в функции которой должны будут войти разработка рекомендаций по организации и координации взаимодействия предприятий по важнейшим для отрасли проблемам, защита прав и общих интересов участников, урегулирование противоречий между ними, подготовка в случае необходимости предложений по нормативным актам, представление нефтехимического комплекса в государственных и иных учреждениях. Таким образом, по сути речь шла о той модели взаимодействия предприятий и региональной власти, которая уже действует в течение многих лет в Республике Татарстан.
85
Кроме того, приняты решения о необходимости доработки проекта Стратегии развития нефтехимического комплекса России до 2010г. с учетом стратегий региональных нефтехимических комплексов, а также о необходимости разработки программы конкретных мер по реализации данной стратегии. По нашему мнению, учитывая уже имеющийся опыт формирования стратегии на уровне страны, а также в различных регионах и в ПФО, необходимо придать процессу стратегического планирования в отрасли системный, многоуровневый и постоянный характер, причем в полной мере использовать принцип согласованности, то есть с помощью различных социально-экономических механизмов осуществлять согласование интересов и действий основных «центров экономических решений» и на этой основе формировать согласованные стратегии развития отраслей. Это будет способствовать ускорению трансформационных процессов, сбалансированному развитию экономики, повышению конкурентоспособности и производительности, а также наилучшему удовлетворению потребностей общества.
Исследование региональных особенностей управления развитием НГХК РТ не будет полным без анализа мер стимулирования развития малого предпринимательства в нефтегазохимическом комплексе. В рамках внутриреспуб-ликанской интеграции в НГХК РТ начато содействие развитию малых предприятий - переработчиков продукции «большой» химии. Как было показано выше, они ежегодно получают квоту на имеющиеся в регионе сырьевые ресурсы. В 2001г. данное направление было еще более актуализировано в связи с принятием Указа Президента РТ «О мерах по стимулированию развития малого предпринимательства в нефтехимическом комплексе РТ». Реализация Указа осуществляется под руководством ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», с участием Министерства экономики и промышленности РТ, татарстанских ученых, инновационно-технологических центров, инвестиционных компаний, компаний «большой» химии и нефтехимии, самих малых предприятий и других заинтересованных организаций.
86
В ходе выполнения данного Указа уже были приняты такие меры, как разработка концепции «Малое предпринимательство в нефтехимическом комплексе Республики Татарстан»; сырьевое обеспечение субъектов малого бизнеса; создание Фонда инновационных (венчурных) проектов в НГХК РТ при ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»; разработка законодательных актов «О финансовой поддержке инновационных и инвестиционных проектов», «Об отборе на конкурсной основе инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства в нефтехимическом комплексе РТ и о создании специализированного Экспертного совета для отбора инвестиционных проектов». Кроме того, проведен анализ наличия на республиканских предприятиях «большой» нефтехимии и машиностроения свободных производственных площадей с целью их возможного использования для развития малого предпринимательства в нефтехимическом комплексе (создание технопарков, бизнес-инкубаторов), исследован рынок незадействованного оборудования по переработке пластмасс в республике (термопластавтоматы, проч.). На основе полученной информации созданы базы данных. Кроме того, субъекты малого и среднего бизнеса становятся постоянными участниками форумов, выставок и совещаний, посвященных вопросам энергосбережения, инновационно-технологического развития, а также привлечения инвестиций в данный сектор.
К важнейшим мерам, которые дадут импульс к укоренному развитию малого и среднего бизнеса в республике, следует отнести принятие ряда принципиальных решений о строительстве в Татарстане производств полипропилена и полистирола (в 2001-2004гг.). Данные полимеры создадут ценную сырьевую базу для организации перерабатывающих производств на предприятиях среднего и малого бизнеса. При этом еще до создания данных производств начат поиск и анализ перспективных инвестиционных проектов по переработке полимерных материалов в РТ, планируемых к реализации силами среднего и малого бизнеса НГХК РТ.
Кроме того, следует выделить и ряд мер, которые были реализованы в республике в ходе исполнения Указа Президента РТ «О содействии развитию ча-
87
стного бизнеса и поддержке предпринимательства в Республике Татарстан». В частности, создано Агентство по поддержке малого предпринимательства в Республике Татарстан, координирующее решение вопросов развития данного сектора экономики. Организована система регистрации субъектов малого бизнеса и недвижимого имущества по принципу «одного окна», в результате чего этот процесс сократился с нескольких месяцев до нескольких дней. Следует отметить, что Татарстан является первым в России, реализовавшим данную схему.
Несомненно, для развития малого предпринимательства в НГХК РТ в настоящее время сложились достаточно благоприятные условия: сектор «большой» нефтехимии в целом обрел устойчивость, и для дальнейшей оптимизации структуры экономики Татарстана и экономического роста необходимо ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, ориентированных прежде всего на создание продукта для потребительского рынка. При этом следует отметить, что данный сектор производства, находясь «на конце» технологических цепочек НГХК, является по сути стабильным рынком сбыта для «большой» нефтехимии, что служит важной предпосылкой к ее «заинтересованному» участию в его развитии.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить следующие особенности регионального и отраслевого воздействия на процессы развития НГХК РТ в условиях переходной экономики: активное влияние региональной власти на процессы развития комплекса посредством применения таких методов, как создание для них особых налоговых режимов функционирования, а также регулирование стоимости услуг естественных монополий и цен на сырье; содействие решению основных сырьевых проблем нефтехимического и химического комплекса в рамках внутриреспубликанской интеграции компаний НГХК, регулируемой государством; создание специализированной структуры управления в НГХК, являющейся разработчиком и координатором реализации стратегии его развития - Программы развития НГХК РТ на 1999-2003гг., а также содействие развитию инновационной деятельности и малого и среднего
88
бизнеса и др. При этом очевидно, что управление развитием НГХК РТ носит ярко выраженный характер консолидации усилий всех участников взаимодействия в комплексе и стремления к достижению баланса их интересов.
Следует отметить, что автор, являясь участником рабочих и аналитических групп, подготовивших предложения для принятия ряда изложенных выше мер (разработка Программы развития НГХК РТ, меры внутриреспубликанской интеграции, содействие развитию малого и среднего бизнеса), в данном параграфе сделал попытку обобщить и представить их в качестве системы необходимых мер для «выживания» и укоренного преодоления трансформационного периода в региональной экономике. Предложил их как совокупность эффективных решений, предпринятых для сохранения в условиях переходного периода всего потенциала регионального НГХК, перестройки его в новую систему отношений, обеспечивающую поступательное развитие. В последующих главах анализ будет продолжен и предложены рекомендации по развитию данных направлений.
89