Янв 90 янв 91 янв 92 янв 93 янв 94 янв 95 янв. 96 янв. 97

(до Пост.) (после Пост.)

Рис. 9. Тенденции увеличения цен на энергоресурсы и основные виды химической продукции за период 1990-1997гг. (база - январь 1990г.)1.

В результате наблюдалось падение объёмов производства. Загрузка произ­водственных мощностей, например, по таким видам продукции, как этилен и каучуки, в 1996г. составляла соответственно 64,8% и 33%. В этих условиях По­становлением КМ РТ в целях создания условий для эффективной работы пред­приятий НГХК и повышения конкурентоспособности выпускаемой ими про­дукции для них устанавливались фиксированные цены на газ и энергоресурсы, кроме того, предприятия «Таттрансгаз» освобождались с 1 марта 1996г. от уп­латы акциза на природный газ. Эксперимент действовал в течение 1996-1997гг.

1 Рассчитано на основе данных Министерства экономики и промышленности РТ, ОАО «Тат-нефтехиминвест-холдинг»

71

Данная мера позволила «облегчить» себестоимость продукции нефтехими­ческих предприятий РТ. Так, доля затрат на электроэнергию и топливо в струк­туре себестоимости сократилась с 40,1% в 1995г. до 25,1% - в 1996г. (рис. 10).


 

 

1991


1992


1993


1994


1995


1996


1997

Рис. 10. Динамика затрат на энергоресурсы в структуре себестоимости нефтехимических предприятий-участников экономического эксперимента за 1990-1997ГГ.1

Причем следует подчеркнуть, что в России такой эксперимент был прове­дён впервые. Татарстану удалось в этот сложный период, когда предприятия оказались на грани остановки производства, сохранить их потенциал, а учиты­вая, что они являются градообразующими, избежать серьёзных социальных по­следствий, связанных с сокращением численности работающих. Как показал анализ, в результате проведения эксперимента ряд предприятий перешли в со­стояние стабильности и подъёма производства, отмечен рост загрузки мощно­стей по товарам-лидерам, увеличился экспорт товаров, что подтверждает эф­фективность мировых рынков сбыта, получены дополнительные поступления в бюджет и внебюджетные фонды республики. В других регионах в тот период аналогичные предприятия (в Омске, Нижнем Новгороде, Губахе, Новомосков­ске, Ставрополье, Ангарске, Томске и др.) значительно растеряли свой потен­циал.

1 Рассчитано на основе данных предприятий НГХК РТ, ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг».

72

Однако, эта мера - пример «точечного» подхода к поддержке НГХК. Пред­
ставляет научный и практический интерес анализ комплексных мер к решению
проблем отрасли, что обусловлено системным характером кризиса в россий­
ской экономике. В этой ситуации в Татарстане были предприняты шаги по
формированию целостной стратегии развития НГХК РТ и создания механизмов
гибкого регулирования деятельности комплекса со стороны государства. Среди
*     них особо следует выделить создание в 1993г. Указом Президента РТ специа-

лизированной региональной управленческой структуры ОАО «Татнефтехимин-вест-холдинг» (ТНХИ-Х) в целях обеспечения устойчивого развития ключевого сектора экономики республики, осуществления его структурной перестройки, повышения эффективности и конкурентоспособности (рис. 11). Холдинг имеет в своём уставном капитале 50% доли Правительства РТ, другие 50% распреде­лены между предприятиями НГХК. По нашему мнению, это обеспечивает наи­лучшую связь между государством и акционерными компаниями, подкон­трольность и управляемость всего нефтегазохимического комплекса, а в конеч-

u     ном итоге, баланс интересов всех участников регионального рынка.

Щ

Очевидно, что ТНХИ-Х — это оптимальная для переходного периода орга­низационно-правовая форма регулирования деятельности регионального НГХК, адаптированная к меняющимся условиям рынка, способная оперативно, гибко и демократично решать возникающие производственные проблемы на макро- и микроуровнях. Эта управленческая структура - продукт переходного периода и инструмент для успешного решения задач с учетом трансформаци­онного подхода, который «порождает не «власть над», а скорее «власть совме­стно» — слияние лидерства с дозволенным равенством, когда лидерство связано с функцией и «фокусировкой энергии»1. С одной стороны, ТНХИ-Х непосред-

Ь      ственно заинтересован в коммерческих результатах деятельности предприятий,

с другой, - выполняет роль проводника интересов государства. В республике нет другой структуры, накопившей столь значительный опыт отраслевого регу­лирования и координации деятельности предприятий НГХК.

1 Corinne McLaughlin. «Лидерство: необходимость синтеза иерархии и демократии», 1999.

73

Президент РТ

Кабинет Министров РТ

ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»

Доля государства - 50%

 


Основные задачи:

координация деятельности предприятий НГХК РТ; ц
повышение их эффективности и конкурентоспособно- И
сти;                                                                                     ||

осуществление структурной перестройки НГХК;      ц

углубление использования углеводородного и мине- И рального сырья;

более полная реализация производственного и научно- ||

II

технического потенциала отраслей НГХК;

развитие малого и среднего бизнеса;

разработка стратегических планов развития НГХК.   II

Создано согласно Указу Президента РТ ['

№УП-623 от 01.11.93г. \


 

 

 

 

 

1

 
   

 

Предприятия НГХК РТ

 

 
 

 

   

Рис. 11. Структура регулирования деятельности НГХК РТ

Поэтому закономерным следует считать, что именно данной структурой по заданию Президента РТ была разработана Программа развития нефтегазохи-мического комплекса Республики Татарстан на 1999-2003гг. (далее - Програм­ма). С принятием Программы было положено начало многоуровневому страте­гическому планированию в НГХК РТ. Показательно, что татарстанская Про­грамма была принята раньше, чем аналогичная российская - «Стратегия разви­тия химической и нефтехимической промышленности России до 2005 года». При этом в Программе удалось предопределить тенденции развития нефтехи­мического и химического комплекса России, она органично согласуется с рос­сийской и в постановочном, и в содержательном плане, лишь с учётом регио-

74

нальной специфики. Все меры, которые будут показаны ниже, предприняты в рамках Программы и за счет реализации ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» своих координирующих и регулирующих функций.

В частности, первым этапом Программы было определено развитие внут-риреспубликанской интеграции предприятий НГХК РТ в целях сырьевого обес­печения нефтехимического и химического комплекса региона. Проблема «не­достаточности сырья» - одна из основных «трансформационных» проблем неф­техимической и химической промышленности. Рассмотрим специфику данной проблемы применительно к двум крупнейшим предприятиям комплекса - ОАО «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ) и ОАО «Казаньоргсинтез» (КОС).

Строительство ОАО «Нижнекамскнефтехим» осуществлялось по схеме переработки нефти и ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов). В со­ставе предприятия были введены в действие две производственные зоны: на первой размещены крупнейшие в России мощности по выпуску синтетических каучуков, в состав второй зоны вошли первичная переработка нефти, завод по выпуску продукции органического синтеза и мощности по производству широ­кого спектра нефтехимической продукции. Предполагаемые при строительстве технологические схемы в условиях постсоюзной трансформационной экономи­ки претерпели значительные коррективы. В связи с падением объёмов нефтедо­бычи в Российской Федерации и Республике Татарстан произошло резкое сни­жение поставок углеводородного сырья (нефти и ШФЛУ) для загрузки произ­водств НКНХ. В Татарстане уровень добычи нефти за 35 лет снизился со 100 до 24-26 млн. т в год, соответственно снизилась выработка ШФЛУ. Кроме того, сократились поставки ШФЛУ из Западной Сибири, а также из Оренбургской области. В результате, поставки сырья в ОАО «Нижнекамскнефтехим» в 1996-1998гг. «упали» по сравнению с уровнем 1990г. более чем наполовину (прило­жение 2). Предприятие было вынуждено изменить структуру потребляемого сырья. Взамен значительных по объёмам поставок базового сырья (нефть, ШФЛУ и др.) НКНХ перешёл на использование прямогонного бензина, а для загрузки первой зоны в настоящее время в основном используются индивиду-

75

альные углеводороды и смеси углеводородов. Многие установки были выведе­ны из эксплуатации.

Сырьевая база ОАО «Казаньоргсинтез» формируется из этана (для загруз­ки 3 и 4 очередей завода «Этилен»), пропан-бутана (для 1 и 2 очередей завода «Этилен»), покупного этилена, а также бензола, поставляемых газодобываю­щими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами ОАО «Газ­пром», Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Оренбургской, Тю­менской, Самарской, Пермской, Ярославской, Псковской и Московской облас­тей. Производственный потенциал ОАО «Казаньоргсинтез» (производство про­дукции органического синтеза и пластмасс) определяется обеспеченностью этиленом. С начала 90-х гг. обеспеченность производственных потребностей КОС в этилене (как за счёт собственного производства, так и за счёт поставок со стороны) имела тенденцию к снижению, пик которого пришёлся на 1994г. (рис. 12), когда обеспеченность этиленом снизилась более чем на 30% по срав­нению с уровнем 1990г. Это было обусловлено как сокращением выпуска про­дукции в связи со сложностями ее сбыта, обусловленными общеэкономическим кризисом в стране, так и с проблемами сырьевого обеспечения ОАО «Казань­оргсинтез».

600

500 --

400

300

200

100


115

330


\


69

336


V


63

296


59

299


48

257


/


70

282


94

263


114

289


149

* - 4 258


100

318


106

320


r40,1

525

0 ■'■"■* "

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2005

I Этилен - собственное производство


О Этилен - со стороны

Рис. 12. Динамика обеспеченности этиленом ОАО «Казаньоргсинтез» в 1990-2000гг. и прогноз на 2005г.

76

Основным поставщиком сырья (этана) на ОАО «Казаньоргсинтез» являет­ся Оренбургский гелиевый завод (ОАО «Оренбурггазпром»). Начиная с 1995г. поставки от ОАО «Оренбурггазпром» стабилизировались на уровне 280-290 тыс. т этана в год. Однако, следует обратить внимание на 1998г., когда собст­венная выработка этилена на предприятии составляла столько же, сколько и в кризисном 1994г., что потребовало принятия Правительством РТ соответст­вующих мер поддержки в рамках внутриреспубликанской и межрегиональной интеграции.

Остановимся на анализе основных мер внутриреспубликанской интегра­ции. Ее предпосылкой явилось наличие в Татарстане собственной сырьевой ба­зы (республика находится в центре Волго-Уральской нефтегазоносной провин­ции) и крупных нефтехимических комплексов, технологический характер кото­рых предопределяет их взаимозависимость. Причем одним из основных прин­ципов внутриреспубликанской интеграции является развитие в равной степени и нефтяного, и нефтехимического секторов, а также обеспечение баланса инте­ресов всех предприятий нефтехимии и химии, включая и тех, отдача от которых не ожидалась в ближайшей перспективе.

Основные направления внутриреспубликанской и межрегиональной инте­грации в 1999г. определены значимым для развития НГХК РТ Протоколом со­вещания у Президента РТ от 22 января 1999г. Базовая схема внутиреспубликан-ской интеграции в 1999г. представлена нами в приложении 3. В 2000г. и 2001г. данная стратегия нашла свое дальнейшее развитие в соответствующих Поста­новлениях Кабинета Министров Республики Татарстан, определяющих меры по эффективному использованию республиканских сырьевых ресурсов (схема взаимодействия компаний - в приложении 4).

Среди конкретных направлений внутриреспубликанской интеграции отме­тим следующие. Центральным является пункт о поставке от 5 до 7 млн. т нефти для обеспечения ОАО «Нижнекамскнефтехим» прямогонным бензином. Струк­тура пиролизного сырья для компании была также сбалансирована за счет по­ставок с других НПЗ, прежде всего из Башкортостана. В результате за счёт рее-

77

публиканских ресурсов потребность ОАО «Нижнекамскнефтехим» в сырье для пиролиза - прямогонном бензине и гексане - практически полностью была удовлетворена. Это позволило ОАО «Нижнекамскнефтехим» сохранить лиди­рующие позиции в общероссийском производстве этилена (порядка 22,5%). Стабильно осуществлялись и поставки «газового» сырья с целью обеспечения продуктами его переработки компаний нефтехимии и химии республики.

Данные мероприятия в свою очередь позволили выполнять и другие обяза­тельства в рамках внутриреспубликанской интеграции, напрямую определяю­щие экономику таких предприятий, как ОАО «Казаньоргсинтез» (поставка эти­лена с НКНХ), ОАО «Нижнекамскшина» (поставка каучука СКИ-3 и бутадиена с НКНХ, техуглерода - с ОАО «Нижнекамсктехуглерод»), ОАО «Казанский за­вод СК» (поставка бутадиена с НКНХ), ОАО «Нижнекамсктехуглерод» (по­ставка пиролизной смолы с НКНХ).

В ходе анализа мер по внутриреспубликанской интеграции за 2000-2001гг. нами были выявлены также и проблемные моменты, связанные с дефицитными товарными позициями. В частности, возникли новые факторы, связанные с процессами дальнейшего реформирования структуры управления НГХК Татар­стана (ОАО «Татнефть» получило контроль над ОАО «Миннибаевский ГПЗ», над 34,59% акций ОАО «Нижнекамскшина» и 77,06% акций ОАО «Нижнекам­сктехуглерод»). Соответственно претерпели коррективы и сырьевые поставки в рамках внутриреспубликанской интеграции. Так, в 2000г. ОАО «Татнефть» пе­реориентировало ряд поставок на ОАО «Ефремовский завод СК» в целях по­следующего обеспечения ОАО «Нижнекамскшина» каучуком СКД-К (прило­жение 4). Однако при этом обозначился дефицит по ряду сырьевых позиций для других предприятий республики, прежде всего бутадиена и пропан-бутана. На­пример, в 2000г. фактическая поставка бутадиена в ОАО «Казанский завод СК» составила 63% от плана, в ОАО «Кварт» - только 11%. В результате, в 2001г. первоначальные заявки предприятий НГХК РТ на бутадиен были сокращены. И хотя план поставок был выполнен полностью, данная сырьевая позиция остает­ся одной из самых дефицитных в республике. Кроме того, другая схема товаро-

78

обмена, которую стала реализовывать ОАО «Татнефть» в целях обеспечения ОАО «Нижнекамскшина» каучуками через ООО «Ставролен» и, далее, стерли-тамакский и тольяттинский заводы синтетического каучука (приложение 4), привела к прекращению поставок исходного сырья (пропан-бутана) в ОАО «Казаньоргсинтез».

Таким образом, очевидно, что внутриреспубликанская интеграция - «тон­кий инструмент», и малейшая переориентация товарно-сырьевых потоков вле­чет за собой изменение сырьевого баланса в целом по комплексу, обозначает дефицит по ряду позиций. В этой связи необходим поиск новых технических и технологических решений для получения дефицитных сырьевых позиций с участием всех субъектов экономических отношений в нефтегазохимическом комплексе. При этом внутриреспубликанская интеграция может стать своего рода «импульсом» к развитию технологической базы НГХК. В частности, на советах директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» неоднократно обсуж­дались сырьевые, технические и технологические вопросы для решения ряда «сырьевых» проблем предприятий комплекса.

Другое важное направление внутриреспубликанской интеграции, которое следует активно развивать в перспективе, — это включение в нее все новых предприятий-участников и ресурсов. Как показал анализ, уже в 2000-2001гг. ее «состав» расширился за счет таких предприятий, как ОАО «Кварт», ОАО «Хи­тон», ОАО «Нэфис», ОАО «Сэвилен», ОАО «Тасма», ОАО «Полистром», ООО «Эгида», ОАО «Декафом», предприятия других отраслей, такие, например, как ОАО «Камаз», ООО «Елаз-Сит», ОАО «Завод им. Серго», ОАО «Завод микро­литражных автомобилей», ОАО «Элекон», ОАО «Тимер» и другие (приложе­ние 4). Получают развитие малые и средние производства изделий из полиэти­лена и лапролов. Это свидетельствует об углублении переработки нефтехими­ческой продукции в республике и развитии импортозамещающих производств, что согласно Программе является безусловным приоритетом.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что внутриреспубликанская интеграция в целом позволила обеспечить основные потребности в сырье та-

79

тарстанских нефтехимических и химических предприятий и значительно рас­ширить число предприятий - участников интеграции, в том числе за счет малых и средних, а также содействовала повышению эффективности использования сырьевых ресурсов, задействованных в ней. В результате, в 1999-2001гг. ОАО «Нижнекамскнефтехим» порядка 60% сырья закупалось в Республике Татар­стан. ОАО «Казаньоргсинтез» в рамках внутриреспубликанской интеграции получало этилен, этан и пропан-бутановую фракцию, однако, доля республи­канского сырья здесь значительно ниже - порядка 28% в 2000г.

Своевременность внутриреспубликанской интеграции обусловливается также тем обстоятельством, что именно в 1999г. начинается активная экспансия на нефтехимические рынки холдинговой компании ОАО «Сибур», подкон­трольной ОАО «Газпром». Монополизация рынка продуктов переработки при­родных и попутных нефтяных газов в ситуации «сырьевого» кризиса на боль­шинстве российских нефтехимических и химических предприятий привела их к попаданию под полный или частичный контроль ОАО «Сибур» и ОАО «Газ­пром». В рамках внутриреспубликанской интеграции в Татарстане гарантиро­вались поставки сырья нефтехимикам и химикам республики за счёт республи­канских ресурсов, при этом сохранялась независимость предприятий комплекса от контроля со стороны любых ресурсных компаний.

В дальнейшем по мере инновационного развития предприятий НГХК РТ, расширения их мощностей, организации выпуска новой продукции, перспек­тивной для последующего передела, внутриреспубликанская интеграция в рам­ках татарстанской модели управления развитием в НГХК должна быть, несо­мненно, расширена, причем как в количественном, так и качественном измере­нии.

Вместе с тем следует отметить, что резервы внутриреспубликанской инте­грации объективно ограничены, что потребовало выбора наиболее приемлемых схем взаимодействия в рамках межрегиональной интеграции. Основные по­ставки в рамках внутриреспубликанской и межрегиональной интеграции в ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Казаньоргсинтез» отражены в табл. 11.

80


































Таблица 11. Основные поставки сырьевых ресурсов в рамках внутриреспубликанской и межрегиональной интеграции

Тыс. т

 

Поставляемое Сырьё

Внутриреспубликанская интеграция

Межрегиональная Кооперация

1999 2000 2001 1999 2000 2001

ОАО «Нижнекамскнефтехим»

Прямогонный бензин,

 

 

С ЭЛОУ-АВТ-7 817,4 812 832

 

С др. НПЗ (через Татнефть)

 

360 371 298
Углеводородное Сырьё

 

Поставки с ОАО «Газпром»

Изобутан 33,7 36 36 93,9 150 147
СГБ+гексан 68,6 167 217 - - -
ШФЛУ 140 - - - - -
Бутан-пропан, фр. - - - 2,6 300 80
Бутан - - - 32 - 130
Пентан. Фр - - - 2,2 150 9
Изопентан - - - - - 10
Пентан-гексан. фр. - - - - - 75
Бензиновая фр. - - - - 300 -
Метанол - - - - 120 -

ОАО «Казаньоргсинтез»

Этан - 84 85 309,6 320 312
Пропан-бутан - 55 18 145 200 140
Этилен 37 35 59,8 89,3 80 56

В развитии межрегиональной интеграции по сырьевому обеспечению можно выделить два основных направления. Первое — это взаимодействие с Башкортостаном по переработке татарстанской нефти и поставкам в Татарстан сырья для нефтехимических предприятий. Основные сырьевые поставки из Башкортостана - это прямогонный бензин для ОАО «Нижнекамскнефтехим» (с ОАО «Башнефтехим»), а также этилен для ОАО «Казаньоргсинтез» (с ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»). При содействии Правительства республики взаимо­отношения с Республикой Башкортостан в 1999-2001гг. осуществлялись доста­точно стабильно. Второе направление межрегиональной интеграции - это взаи­модействие с ОАО «Газпром» и подконтрольными ему структурами, прежде всего ОАО «Сибур». Правительство Татарстана активно способствовало рас-

81

ширению сотрудничества с «Газпромом» и «Сибуром» в плане обеспечения до­полнительных поставок углеводородного сырья для ОАО «Казаньоргсинтез» и ОАО «Нижнекамскнефтехим». Данный пункт был включен в протокол от 22 января 1999г. В 2000г. и 2001г. перечень ресурсов расширился, и объёмы по­ставок увеличились.

Важнейшей мерой, обеспечивающей конкурентные преимущества татар-станской нефтехимии и химии, стало также регулирование цен на сырьевые ре­сурсы для нефтехимии в рамках внутриреспубликанской интеграции. Поста­новлениями КМ РТ по вопросу сырьевого обеспечения, о которых было сказано выше, была введена и практика законодательного регулирования цен на ключе­вые виды сырья для нефтехимических и химических предприятий Татарстана. В частности, осуществлялось регулирование цены на прямогонный бензин, по­ставляемый ОАО «Татнефть» в ОАО «Нижнекамскнефтехим». В частности, в 4кв. 2000г. и 1 полуг. 2001г. устанавливалась цена на прямогонный бензин с применением коэффициента 0,9 к цене нефти, реализуемой ОАО «Татнефть» на рынке РФ, в 3 кв. 2001г. в целях дальнейшего приведения цен к уровню рыноч­ных — с коэффициентом 1,1.

Заметим, что прямогонный бензин, вырабатываемый из нефти, - основное сырьё для производства широкого спектра нефтехимических продуктов в ОАО «Нижнекамскнефтехим». Соответственно его цена — индикатор конкурентоспо­собности и доходности продукции по всей технологической цепочке НГХК до продуктов высокой степени переработки. В условиях более динамичного роста цен на нефть по сравнению с ценами на нефтехимическую продукцию поставка прямогонного бензина по свободным ценам естественно привела бы к сущест­венному снижению конкурентоспособности и рентабельности нефтехимическо­го производства, которые и так существенно ниже, чем у нефтяного бизнеса.

Нами был проведен комплексный анализ по вопросу регулирования цены на прямогонный бензин, основанный на изучении тенденций на российском и мировом рынках нефти и нефтепродуктов; калькулировании себестоимости то­варных нефтепродуктов; оценке эффективности корзины нефтепродуктов на

82

ЭЛОУ-АВТ-7 до реконструкции и с учетом ввода установок ОАО «Нижнекам­ский НПЗ»; прогнозе развития ОАО «Нижнекамскнефтехим» в зависимости от цены на прямогонный бензин, а также соответствующих отчислений в бюджет республики нефтяной и нефтехимической компаниями. Расчеты были проведе­ны в соответствии с Инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях (утверждена и введена в действие с 1 января 1999г. приказом Минтопэнерго России №371 от 17.11.98г. и является обязательной для приме­нения всеми нефтеперерабатывающими, нефтехимическими и нефтяными ком­паниями). Проведенные расчеты показали, что соотношение рыночной цены нефти на рынке РФ к цене прямогонного бензина (рассчитанной согласно Ин­струкции) находится в границах 1:1,1, 1:1,3. На соотношение, не превышающее 1:1,3, указывает и устойчивая мировая практика последних четырех лет. Кроме того, подобный коэффициент складывается во взаимоотношениях ОАО «Тат­нефть» и ОАО «Башнефтехим», где перерабатывается часть татарстанской неф­ти для поставок прямогонного бензина в ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Таким образом, анализ показал в сложившейся сегодня общеэкономиче­ской и рыночной ситуации целесообразность сохранения регионального госу­дарственного регулирования «трансфертной» цены на прямогонный бензин, не выходя при этом за коэффициент 1,3. Тем более, что ускоренными темпами осуществляется реконструкция ОАО «Нижнекамский НПЗ», в результате кото­рой эффективность корзины нефтепродуктов, а следовательно рентабельность нефтепереработки, должна еще увеличиться.

Данная мера адекватна, по нашему мнению, переходному периоду разви­тия комплекса, а как известно, российская трансформационная экономика по сути очень глубоко «больна», поэтому отношение государства к отдельным ее секторам должно быть особым. В этой связи регулирование цены на прямогон­ный бензин в республике - это специальная мера, преследующая целью содей­ствовать сбалансированному развитию нефтедобывающих и нефтехимических предприятий НГХК, имеющих объективно различный потенциал адаптации в

83

новых условиях хозяйствования. В конечном счете достигается равномерное развитие данных секторов, впоследствии они могут стать основой кластера конкурентоспособных отраслей региона. Поэтому регулирование цен можно рассматривать как меру временную, обеспечивающую «переходные» конку­рентные преимущества отрасли, которую впоследствии необходимо будет уст­ранить, но только после того, как будут созданы устойчивые собственные кон­курентные преимущества нефтехимического комплекса.

Показательна, на наш взгляд, иллюстрация действия данной меры «наобо­рот», то есть когда в соответствии с принципом баланса интересов, лежащим в основе внутриреспубликанской интеграции, обеспечивалась поддержка нефтя­ной отрасли в сложный для нее период. Так, в 1 кв.2002г. ОАО «Нижнекамск-нефтехим» имело возможность в условиях переизбытка нефти на внутреннем рынке и снижения цен покупать дешевый прямогонный бензин в любых объе­мах на российском рынке. Однако, «центрами принятия решений в отрасли» (региональной властью, ТНХИ-Х и компаниями) было принято согласованное решение о сохранении действующего коэффициента к цене нефти «не в пользу» нефтехимической компании, в соответствии с которым цена пиролизного сырья оказывалась выше рыночной. Но в итоге достигалась та же цель — равномерное развитие всех отраслей НГХК. Это позволяет сглаживать последствия резких колебаний конъюнктуры рынка и поддерживать отрасли, оказавшиеся в наи­худшем положении.

Следует отметить, что соответствующее регулирование цен в 1999-2000гг. осуществлялось и в отношении такой продукции, как пиролизная смола и кау-чуки, а также химсырье для их производства. Данные меры были направлены на поддержку ОАО «Нижнекамскшина». Так, на протяжении 2000г. параллель­но с Постановлением по сырьевому обеспечению действовало специальное По­становление КМ РТ «О мерах по обеспечению рентабельности работы ОАО «Нижнекамскшина». Оно регулировало цены на изопреновый каучук, техугле-род, пиролизную смолу, изобутан, нестабильный газовый бензин, что обеспе-

84

чивало конкурентоспособность татарстанских шин и стабилизировало работу предприятия в этот период.

Как продолжение интеграционных процессов в отрасли следует рассмат­ривать и развитие межрегионального взаимодействия нефтехимических ком­плексов регионов в границах Приволжского федерального округа. В 2000г. в Та­тарстане начали разрабатываться предложения по развитию нефтехимии в гра­ницах Приволжского Федерального округа. Сегодня данная проблема рассмат­ривается на федеральном уровне. За период 2000-2002гг. было проведено не­сколько окружных совещаний, касающихся таких актуальных вопросов для ре­гиональных НГХК, входящих в округ, как развитие производств полимерных материалов в границах Приволжского федерального округа; оценка последст­вий для нефтехимии при вступлении России в ВТО; рассмотрение Стратегии развития нефтехимического комплекса России до 20 Юг, разработанной Мини­стерством промышленности и науки РФ, а также решение многих современных проблем развития отечественной нефтехимии и химии.

Анализ данных мероприятий показал, что постепенно в округе получают развитие идеи о необходимости объединения усилий и кооперации нефтехимии в границах Приволжского федерального округа в целях повышения конкурен­тоспособности комплекса в условиях обострения конкуренции со стороны за­рубежных компаний. В частности, было предложено создание региональной ас­социации (союза) нефтехимиков в ПФО, в функции которой должны будут вой­ти разработка рекомендаций по организации и координации взаимодействия предприятий по важнейшим для отрасли проблемам, защита прав и общих ин­тересов участников, урегулирование противоречий между ними, подготовка в случае необходимости предложений по нормативным актам, представление нефтехимического комплекса в государственных и иных учреждениях. Таким образом, по сути речь шла о той модели взаимодействия предприятий и регио­нальной власти, которая уже действует в течение многих лет в Республике Та­тарстан.

85

Кроме того, приняты решения о необходимости доработки проекта Страте­гии развития нефтехимического комплекса России до 2010г. с учетом стратегий региональных нефтехимических комплексов, а также о необходимости разра­ботки программы конкретных мер по реализации данной стратегии. По нашему мнению, учитывая уже имеющийся опыт формирования стратегии на уровне страны, а также в различных регионах и в ПФО, необходимо придать процессу стратегического планирования в отрасли системный, многоуровневый и посто­янный характер, причем в полной мере использовать принцип согласованности, то есть с помощью различных социально-экономических механизмов осущест­влять согласование интересов и действий основных «центров экономических решений» и на этой основе формировать согласованные стратегии развития от­раслей. Это будет способствовать ускорению трансформационных процессов, сбалансированному развитию экономики, повышению конкурентоспособности и производительности, а также наилучшему удовлетворению потребностей об­щества.

Исследование региональных особенностей управления развитием НГХК РТ не будет полным без анализа мер стимулирования развития малого пред­принимательства в нефтегазохимическом комплексе. В рамках внутриреспуб-ликанской интеграции в НГХК РТ начато содействие развитию малых предпри­ятий - переработчиков продукции «большой» химии. Как было показано выше, они ежегодно получают квоту на имеющиеся в регионе сырьевые ресурсы. В 2001г. данное направление было еще более актуализировано в связи с приняти­ем Указа Президента РТ «О мерах по стимулированию развития малого пред­принимательства в нефтехимическом комплексе РТ». Реализация Указа осуще­ствляется под руководством ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», с участием Министерства экономики и промышленности РТ, татарстанских ученых, инно­вационно-технологических центров, инвестиционных компаний, компаний «большой» химии и нефтехимии, самих малых предприятий и других заинтере­сованных организаций.

86

В ходе выполнения данного Указа уже были приняты такие меры, как раз­работка концепции «Малое предпринимательство в нефтехимическом комплек­се Республики Татарстан»; сырьевое обеспечение субъектов малого бизнеса; создание Фонда инновационных (венчурных) проектов в НГХК РТ при ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»; разработка законодательных актов «О финан­совой поддержке инновационных и инвестиционных проектов», «Об отборе на конкурсной основе инвестиционных проектов субъектов малого предпринима­тельства в нефтехимическом комплексе РТ и о создании специализированного Экспертного совета для отбора инвестиционных проектов». Кроме того, прове­ден анализ наличия на республиканских предприятиях «большой» нефтехимии и машиностроения свободных производственных площадей с целью их воз­можного использования для развития малого предпринимательства в нефтехи­мическом комплексе (создание технопарков, бизнес-инкубаторов), исследован рынок незадействованного оборудования по переработке пластмасс в респуб­лике (термопластавтоматы, проч.). На основе полученной информации созданы базы данных. Кроме того, субъекты малого и среднего бизнеса становятся по­стоянными участниками форумов, выставок и совещаний, посвященных вопро­сам энергосбережения, инновационно-технологического развития, а также при­влечения инвестиций в данный сектор.

К важнейшим мерам, которые дадут импульс к укоренному развитию ма­лого и среднего бизнеса в республике, следует отнести принятие ряда принци­пиальных решений о строительстве в Татарстане производств полипропилена и полистирола (в 2001-2004гг.). Данные полимеры создадут ценную сырьевую базу для организации перерабатывающих производств на предприятиях средне­го и малого бизнеса. При этом еще до создания данных производств начат по­иск и анализ перспективных инвестиционных проектов по переработке поли­мерных материалов в РТ, планируемых к реализации силами среднего и малого бизнеса НГХК РТ.

Кроме того, следует выделить и ряд мер, которые были реализованы в рес­публике в ходе исполнения Указа Президента РТ «О содействии развитию ча-

87

стного бизнеса и поддержке предпринимательства в Республике Татарстан». В частности, создано Агентство по поддержке малого предпринимательства в Республике Татарстан, координирующее решение вопросов развития данного сектора экономики. Организована система регистрации субъектов малого биз­неса и недвижимого имущества по принципу «одного окна», в результате чего этот процесс сократился с нескольких месяцев до нескольких дней. Следует отметить, что Татарстан является первым в России, реализовавшим данную схему.

Несомненно, для развития малого предпринимательства в НГХК РТ в на­стоящее время сложились достаточно благоприятные условия: сектор «боль­шой» нефтехимии в целом обрел устойчивость, и для дальнейшей оптимизации структуры экономики Татарстана и экономического роста необходимо уско­ренное развитие малого и среднего бизнеса, ориентированных прежде всего на создание продукта для потребительского рынка. При этом следует отметить, что данный сектор производства, находясь «на конце» технологических цепо­чек НГХК, является по сути стабильным рынком сбыта для «большой» нефте­химии, что служит важной предпосылкой к ее «заинтересованному» участию в его развитии.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить следующие особенности регионального и отраслевого воздействия на процессы развития НГХК РТ в условиях переходной экономики: активное влияние региональной власти на процессы развития комплекса посредством применения таких мето­дов, как создание для них особых налоговых режимов функционирования, а также регулирование стоимости услуг естественных монополий и цен на сырье; содействие решению основных сырьевых проблем нефтехимического и хими­ческого комплекса в рамках внутриреспубликанской интеграции компаний НГХК, регулируемой государством; создание специализированной структуры управления в НГХК, являющейся разработчиком и координатором реализации стратегии его развития - Программы развития НГХК РТ на 1999-2003гг., а так­же содействие развитию инновационной деятельности и малого и среднего

88

бизнеса и др. При этом очевидно, что управление развитием НГХК РТ носит ярко выраженный характер консолидации усилий всех участников взаимодей­ствия в комплексе и стремления к достижению баланса их интересов.

Следует отметить, что автор, являясь участником рабочих и аналитических групп, подготовивших предложения для принятия ряда изложенных выше мер (разработка Программы развития НГХК РТ, меры внутриреспубликанской ин­теграции, содействие развитию малого и среднего бизнеса), в данном параграфе сделал попытку обобщить и представить их в качестве системы необходимых мер для «выживания» и укоренного преодоления трансформационного периода в региональной экономике. Предложил их как совокупность эффективных ре­шений, предпринятых для сохранения в условиях переходного периода всего потенциала регионального НГХК, перестройки его в новую систему отноше­ний, обеспечивающую поступательное развитие. В последующих главах анализ будет продолжен и предложены рекомендации по развитию данных направле­ний.

89


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: