СИ Выручка (левая шкала)

-Прибыль баланс, (правая шкала)


100%

75% -

50%

25%


97,1%


70,5%






DПрочие

 Амортизация

D Оплата труда с

П Материальные

.-;•;-■ затраты Щ;: ™:а

 

нкнх



Сибур


СИБУР


НКНХ

 

Рис 18. Объемы реализации и прибыли ОАО «НКНХ» и ОАО «Сибур» в 2000г., тыс. руб.1


Рис 19. Структура себестоимости ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Сибур» в 2000г.1

в зависимости от конъюнктуры рынка готовой продукции, цен на углеводород­ное сырье, загруженности производственных мощностей. Координируется так­же сбытовая и маркетинговая деятельность, что позволяет получать синергети-ческий эффект. Однако и здесь можно выделить минусы. Так, в настоящее вре­мя появляется все больше недовольства региональных компаний, вошедших в состав сибуровского холдинга, относительно невозможности влиять на сбыто­вую политику и в целом на товарно-денежные потоки собственной компании.

Например, специалисты ОАО «Волтайр», вошедшего в ОАО «Сибур» в со­ставе волжского нефтехимического холдинга (5 предприятий г.Волгограда и г.Волжский), отмечают, что «весьма сомнительной выглядит целесообразность московской маркетинговой политики «Сибура». Так как в результате сделок по купле-продаже сырья и автошин между АК «Сибур» и «Волтайром» с мая по декабрь 2001г. последний недополучил прибыли на сумму 42 325 тыс. рублей. А это, конечно, также является одной из причин роста кредиторской задолжен­ности «Волтайра» перед АК «Сибур»... Как обстоят дела у завода сегодня?

1 Рассчитано на основе данных отчета о прибылях и убытках, форм статистической отчетно­сти ОАО «Нижнекамскнефтехим», отчета о прибылях и убытках и информации с сайта Ин­тернет ОАО «Сибур».

106

Цифры неумолимо говорят, что дебиторская задолженность «Волтайра» на 01.06.02 составляет 40 674 тыс.рублей. Что же, как видим, завод живет в кре­дит. Такая огромная разница тянет предприятие на дно. Сейчас будущее завода покрыто мраком. Среди активов, заложенных «Сибуром» под взятый ранее кредит, федеральные СМИ называют акции АО «Волтайр». Неужели нам с ва­ми придется стать печальными свидетелями гибели некогда сильного, перспек­тивного, конкурентоспособного и бюджетообразующего предприятия Волго­градской области?...» [62]. Таким образом, не следует торопиться с выводами относительно эффективности стратегии встраивания регионального НГХК в межрегиональные интегрированные холдинги, как, собственно, и с обратными выводами - прошло еще недостаточно времени.

Следует также отметить, что в качестве основного минуса модели можно рассматривать недостаточную заинтересованность находящихся за пределы ре­гиона субъектов управления в ПТК к решению социально-экономических, эко­логических и инфраструктурных проблем развития региона. Очевидно, что процесс управления развитием регионального отраслевого комплекса по типу данной модели потребует больших усилий для согласования позиций и страте­гий всех центров принятия решений, а также для осуществления контроля и анализа результатов реализации совместной стратегии развития комплекса, особенно в части оценки эффективности предоставленных льготных режимов со стороны государства. Следует также иметь в виду, что значительная часть добавленной стоимости будет «выводиться» за пределы региона.

Развитие комплекса по типу данной модели имеет серьезные минусы и для экономики всего государства. Среди них следует отметить существенное огра­ничение внутренней конкуренции на российском нефтехимическом и химиче­ском рынке в случае чрезмерных масштабов интеграции, а следовательно и снижение стимулов для развития отечественной промышленности. Одним из следствий такой стратегии является монополизация российского «сырьевого» рынка для нефтехимической и химической промышленности. Специфика от­расли такова, что предприятия одновременно могут быть поставщиками сырья

107

и конкурентами на рынках готовой продукции, поскольку продукция каждого технологического передела может быть реализована как товарная или перера­ботана дальше на собственном предприятии. Так, например, происходит с АК «Сибур» и ОАО «Газпром». Являясь монополистами на рынках продуктов пе­реработки попутных нефтяных и природных газов, они создают неравные кон­курентные условия, поскольку в заведомо невыгодной ситуации находятся  компании, не вошедшие в структуру монополии. Для них устанавливаются эко­номически невыгодные давальческие схемы взаимодействия и ценовые условия сделок: неподконтрольные ОАО «Сибур» и ОАО «Газпром» нефтехимические и химические компании довольствуются лишь платой за процессинг, кроме то­го, им диктуются завышенные цены на сырьё, что приводит к снижению конку­рентоспособности, а также рентабельности их деятельности.

Например, это серьезно отражается на деятельности ОАО «Казаньоргсин-тез», которое получает порядка 70-75% сырья от ОАО «Газпром». Так, в 2001г. были достигнуты договорённости с ОАО «Газпром» относительно объёмов по- ставок сырья, однако, экономические условия договоров заметно ухудшились: цена процессинга уменьшилась на 7%, а цена этана возросла на 21,6%, бутана -на 44% в сравнении с договором 2000г. Причём ОАО «Сибур», получающее на условиях процессинга 45% казанского полиэтилена, поставляя его на россий­ский рынок, откровенно демпингует. В условиях демпинга и общего падения цен на рынке полиэтилена в 2001г., вызванного его затовариванием (в 2000г. рынок был растущим, и цены на полиэтилен были на 5-10% выше мировых), ОАО «Казаньоргсинтез» вынуждено снижать цены и в целом сокращать вы­пуск.

Для другого нефтехимического предприятия Татарстана - ОАО «Нижне- камскнефтехим» наиболее объемной сырьевой позицией, получаемой от ОАО «Сибур», является изобутан. От обеспеченности данным видом сырья зависит выпуск каучука СКИ. При этом данная позиция постоянно находится под «уг­розой» либо недопоставки, либо установления высокой цены. Например, в 2001г. ГУЛ «ВНИИУС» прогнозировал, что в связи с введением в действие

108

мощностей по производству каучука СКИ на ОАО «Волжский каучук», входя­щем в ОАО «Сибур», существуют опасения переориентации ресурсов изобута-на на данное предприятие, что практически полностью лишает сырья ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Здесь уместно отметить также, что межрегиональные отраслевые корпора­ции препятствуют развитию конкурирующих российских компаний не только в результате чрезмерной «сырьевой» монополизации, но и через организацию строительства аналогичных уже действующих на последних производств. Каза­лось бы, такое стремление к наращиванию конкурентных преимуществ и вы­теснению конкурентов следовало бы приветствовать. Однако, очевидно, что с рынка могут уйти совсем не аутсайдеры, а сегодняшние лидеры, и не в услови­ях равной конкурентной борьбы, а в условиях неработающего в России анти­монопольного законодательства, будучи лишенными и сырья, и возможностей развития. Необходимо также учесть, что при этом будут отвлечены крупные долгосрочные инвестиции, которые, учитывая вышесказанное, могли бы с большей пользой быть обращены в развитие отрасли и страны в целом.

Проведенный анализ моделей позволяет нам сделать вывод, что, признавая положительные стороны второй и третьей моделей и выделяя их недостатки, следует особо отметить в числе последних несбалансированность моделей в плане учета интересов всех участников процесса управления в региональном НГХК (региональной власти и компаний): вторая модель в значительной степе­ни ориентирована на достижение социально-политических целей региональных властей, зачастую в ущерб целям экономическим; в третьей модели корпора­тивные интересы межрегиональных корпораций и холдингов в основном доми­нируют над региональными.

В ходе анализа первой модели было выявлено, что она способствовала со­хранению потенциала основных предприятий НГХК РТ, ускоренному выведе­нию его из состояния стагнации и обеспечила динамичное развитие. На протя­жении всего переходного периода НГХК РТ занимал лидирующие позиции среди российских производителей, подъем начался уже с 1995г., тогда как в




109

других регионах только с 1999г., и на момент анализа высокие позиции нефте­химических и химических компаний сохранены, несмотря на активные восста­новительные процессы в конкурирующих региональных отраслевых комплек­сах. Несомненную пользу получил и сам регион. Сбалансированное развитие нефтедобывающего и нефтехимического комплексов (при сохранении само­стоятельности последнего) способствовало обеспечению устойчивости регио­нальной экономики, ее «защищенности» в условиях нестабильной ситуации на рынках, особенно нефтяных. Как показывают результаты экономического раз­вития Татарстана и НГХК, стабильность экономике республики придает имен­но ее «диверсифицированность» - ставка не только на нефтедобывающие, но и на самостоятельные нефтехимические компании. Это в итоге способствует по­вышению экономической безопасности региона.

Дальнейшее движение в данном направлении, несомненно, будет гаранти­ровать отечественной экономике уход от статуса сырьевого придатка для дру­гих государств, предпочитающих высокотехнологичные и экологически чистые производства и возвращающих в Россию уже готовые изделия. Представляется, что методы достижения этой направленности и скорость движения должны оп­ределяться в зависимости от объективных условий, складывающихся в россий­ской и мировой экономике, и определение этой промышленной политики в гра­ницах региональной экономики в значительной степени должно быть свобод­ным от корпоративных интересов лишь одной компании.

Государство, особенно в границах региональной экономики, являясь рав­ноправным участником социально-экономических отношений и будучи ответ­ственным за социальное развитие и экономическую безопасность, не только не может быть свободным от координации деятельности промышленных предпри­ятий, но должно использовать весь экономический и административный ресурс для создания условий их эффективной деятельности. Это особенно актуально в условиях переходной экономики. Вместе с тем вмешательство государства не должно быть чрезмерным ни как субъекта управления регионом, ни как собст­венника - оно не может полностью заменить корпоративное управление (даже

no

будучи стопроцентным собственником) или полностью лишить компании не­обходимости наращивания собственных конкурентных преимуществ (приняв множество протекционистских мер). Меры государства должны быть нацелены на обеспечение условий для полноценного и равномерного вхождения различ­ных субъектов НГХК в рыночную модель хозяйствования. Очевидно, что при этом повышается значимость согласованности действий региональной власти и бизнеса в интересах развития отраслей и региона в целом.

Таким образом, проведенный анализ модели управления развитием НГХК РТ показал положительные тенденции развития как самого НГХК, так и пози­тивное влияние данных процессов на развитие региона в целом, что позволяет сделать вывод о сохраняющейся ее актуальности. Однако, как любая категория, находящаяся в состоянии развития, данная модель требует постоянной коррек­ции своей стратегии и поиска наиболее выверенных подходов к процессам уг­лубления и ускорения преобразований в бюджетообразующем секторе эконо­мики, консолидации новых экономических интересов субъектов взаимодейст­вия в НГХК, представляющих различные формы собственности. При этом в бо­лее удаленной перспективе многие методы воздействия на процессы развития НГХК РТ, носящие «переходный» временный характер, должны уступить ме­сто новым, адекватным движению к рыночным отношениям. Предпосылкой к этому должно стать существенное повышение конкурентоспособности ком­плекса, что не в последнюю очередь будет зависеть от эффективности страте­гии его развития.

Ill

Глава 3. Формирование стратегии развития нефтегазохимического ком­плекса Республики Татарстан

3.1. Основные стратегические направления развития нефтегазохимическо­го комплекса Республики Татарстан1.

Стратегическими целями развития нефтегазохимического комплекса рес­публики являются рост конкурентоспособности и доходности, улучшение со­циальной и экологической обстановки, увеличение добавленной стоимости, вносящие максимальный вклад в общерегиональное развитие. Конкурентоспо­собность - емкая многоаспектная категория, означающая «свойство товара, ус­луги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутст­вующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъ­ектами рыночных отношений» [21, с. 261] или «стабильное удержание сегмента рынка продукции и услуг хозяйствующим субъектом за счет повышения эко­номической эффективности или лоббирования и господдержки» [51, с. 707]. Конкурентоспособность, достигнутая за счет лоббирования и господдержки, является относительной, то есть она имеет место только при условии действия данных факторов. В случае, когда они перестают действовать, объект может быть вытеснен с рынка другими аналогичными объектами, обладающими абсо­лютными конкурентными преимуществами.

Очевидно, что в условиях российской переходной экономики меры госу­дарства, обеспечивающие относительные преимущества производителям, как мы отмечали ранее, являются необходимыми, поскольку создание абсолютных конкурентных преимуществ объективно требует значительных временных, ма­териальных и финансовых ресурсов. В противном случае неизбежно сущест­венное сокращение имеющегося промышленного и экономического потенциала государства, что мы и наблюдали на протяжении почти всего переходного пе­риода развития России. Однако «целесообразная политика со стороны прави­тельства по отношению к промышленности претерпевает изменения по мере

1 Таблицы и графики параграфа построены на основе данных предприятий НГХК РТ и ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» (если нет ссылок на другие источники).

112

перехода страны к последующим этапам конкурентного развития. Набор поли­тических подходов на данный момент должен отличаться внутренней взаимной увязанностью и отражать природу конкурентного преимущества»[142, с. 733]. Действительно, по мере становления рыночных отношений и перехода на каж­дую последующую стадию социально-экономических трансформаций в стране степень и формы участия государства в процессе обеспечения конкурентоспо­собности отечественных производителей должны меняться. При этом, безус­ловно, акценты должны смещаться в сторону максимального задействования резервов повышения конкурентоспособности самих хозяйствующих субъектов. В этой связи стратегию развития регионального отраслевого комплекса также необходимо разрабатывать с учетом специфики конкретного этапа трансформаций в стране и стадии развития рыночных отношений, а также дру­гих многочисленных факторов внешней и внутренней среды. На этой основе формируются и перспективные контуры региональной модели управления раз­витием отрасли. Определение основных стратегических направлений развития регионального отраслевого комплекса в соответствии с методическими реко­мендациями, изложенными в параграфе 1.2., предполагает проведение анализа состояния внешней и внутренней среды комплекса и выделение на этой основе его сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз внешней среды (метод SWOT-анализа). Далее, с использованием в качестве вспомогательного инструмента матрицы, представленной на рис.4 (параграф 1.2.), определяются и группируются соответствующие стратегические направления развития ком­плекса. Применительно к нефтегазохимическому комплексу Республики Татар­стан данное стратегическое пространство описано ниже. Сильные стороны:

1. Достаточно высокие на момент исследования конкурентные позиции пред­приятий нефтегазохимического комплекса РТ по сравнению с российскими конкурентами (из других регионов РФ). Как было обосновано нами в главе 2, созданная в республике в условиях кризиса модель управления развитием НГХК РТ способствовала сохранению потенциала основных предприятий ком-

из

плекса, ускоренному выведению его из состояния стагнации и обеспечила ди­намичное развитие.

2. На предприятиях нефтехимического и химического комплекса РТ сосредо­
точены самые крупные в России комплексы производств мономеров — этилена,
пропилена, стирола,
что позволяет им занять в перспективе положение лидеров
на рынках полистирола, полипропилена, полиэтилена и изделий из данных пла­
стмасс.

3. В НГХКРТ на протяжении последних лет (начиная с 1999г.) имеет место
повышение инновационной и инвестиционной активности.
В значительной сте­
пени это связано с реализацией инновационной политики, инициированной
ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» в рамках региональной модели управле­
ния развитием НГХК, что позволило, в частности, только в 2001г. рассмотреть
проекты более чем 20 зарубежных инжиниринговых компаний и фирм-
лицензиаров на предмет выбора технологий для модернизации и строительства
новых производств в НГХК РТ, а также осуществить их экспертизу. Спектр во­
просов широк — нефтепереработка, развитие мономерной базы нефтехимии, по­
лимеры, изделия из различных видов пластмасс и др. Наряду с этим в текущем
режиме дают заключения по важнейшим для комплекса технологическим и ин­
новационным проблемам специально созданные отраслевые рабочие группы, а
также Научно-технический совет, действующий при ТНХИ-Х с 1999г. К реше­
нию проблем привлекаются ученые, специалисты предприятий НГХК, предста­
вители инновационных и технологических центров, НИИ, инвестиционных ор­
ганизаций России и Татарстана. Кроме того, уже в конце 2002г. должен начать
работу венчурный фонд, созданный при ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» в
целях содействия реализации наиболее перспективных инновационных проек­
тов, прежде всего в малой нефтехимии.

Следует также отметить, что повысилась и инновационная активность са­мих производителей комплекса. Нефтехимия и химия РТ обладают сегодня наибольшим инновационным потенциалом среди всех отраслей промышленно­сти. Ежегодно в объеме реализованной продукции порядка 8-11% составляет























114

инновационная (рис. 20). Три предприятия имеют собственные научно-технические центры.


 


 


 

Рис. 20. Доля инновационной продукции в объеме отгруженной продукции в разрезе отраслей промышленности РТ, %.!

4. Активизация политики поддержки и создание нормативно-правовой базы
для развития малого предпринимательства в нефтегазохимическом комплексе
РТ.
Это также один из основных вопросов, решаемых в рамках модели управ­
ления развитием НГХК РТ, что было показано в параграфе 2.1.

5. Крупнейшие компании НГХК РТ (ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамск-
нефтехим», ОАО «Казанъоргсинтез», ОАО «Нижнекамскшина») имеют
имидж; стабильно развивающихся, кредитоспособных региональных компаний,
обеспеченный долгосрочной региональной политикой его поддержки и разви­
тия, стабильным финансово-экономическим положением предприятий и в це­
лом экономико-политической стабильностью и инвестиционной привлекатель­
ностью Республики Татарстан. Это позволяет рассчитывать на успешное инве­
стиционное, инновационное и торговое сотрудничество предприятий комплекса
с зарубежными компаниями.

Таким образом, комплекс на современном этапе развития аккумулировал уже достаточный потенциал для реализации стратегии лидерства на российском рынке, что обусловлено такими его «сильными сторонами», как: высокие кон-

1 Социально-экономическое положение Республики Татарстан / Комплексный информаци­онно-аналитический доклад. Госкомстат РТ. 2002. №4. С. 19.

115

курентные позиции по сравнению с российскими производителями; крупней­шие в России производства продуктов-мономеров; активизация в рамках моде­ли управления развитием НГХК РТ инвестиционной, инновационной деятель­ности, политики стимулирования и поддержки малого и среднего бизнеса, ре­шение ряда сырьевых проблем и т.д. Слабые стороны;

Главное, что следует отнести к слабым сторонам комплекса - это низкую кон­курентоспособность компаний в сравнении с зарубежными производителями в силу следующих причин:

1. Высокий физический и моральный износ основных фондов, использование устаревших технологий, высокая ресурсо- и энергоемкость производства и как следствие, существенно более высокий по сравнению с мировым уровень из­держек. Неудовлетворительное состояние технической и технологической базы производства является одной из основных проблем нефтехимических предпри­ятий комплекса. Износ основных средств в нефтехимии республики составляет более 57% (рис. 21). Порядка 80% эксплуатируемого технологического обору­дования имеет срок службы свыше 15 лет. При этом за последнее десятилетие на предприятиях комплекса наблюдались крайне низкие темпы обновления производства (в пределах 0,5-0,7%). Большинство компаний не имеют доста­точных средств для осуществления коренной модернизации производств, пе­риодически проводя лишь текущий ремонт оборудования, что не способно зна­чительно улучшить сложившуюся ситуацию. Хотя в 1999-2001гг. основные фонды нефтехимических и химических предприятий обновлялись уже на 4 -5%, но и этот показатель далек от требуемого. Серьезным бременем на себе­стоимость ложится и «энергетическая» составляющая — в 1 кв. 2002г. она со­ставила уже 24,5% в структуре себестоимости (рис. 22), тогда как в среднем по промышленности развитых стран данный показатель составляет порядка 3-7%. В результате в условиях ухудшения конъюнктуры рынков, а также действия прочих «угроз», о которых речь пойдет ниже, себестоимость производства по­стоянно увеличивается. По состоянию на 1 кв. 2002г. затраты на 1 рубль товар-















116

ной продукции в нефтехимии и химии РТ увеличились до 93 копеек с 78 копеек в 1999г.

 

ХЗ им.Карпова   """""""1 50,1%
  •1  
Минниб.ГПЗ    
Техуглерод   1 52,6%
Нижнекамскаииа   . ''•'•'... г | 52,5%
  \  
КаааньОС   _.,., |5Я,0%
  ■л  
Нефтехим у '..... "........... """""'•''"""""'"I в7-в%

0%      20%    40%      60%     SO*    100%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"h 8»% -

s;\«e% -:£:-■*•*.■-

 

 

 

13,8   13,9

 

24,5

Т,0

 

8,1

7,0

2«4

28,5

 

22,7

7,7

18,7

SS,3

49,6   «0,7 49,1



Энергия

оплата, труда.:::;;

материала

Рис. 21. Износ основных фондов на   Рис. 22. Структура себестоимости в
предприятиях НГХК РТ, %                нефтехимии и химии РТ

2. Низкая по сравнению с мировым уровнем единичная мощность установок, а
следовательно, их меньшая экономичность.
Из общемировой практики извест­
но, что «абсолютно» конкурентоспособной по цене является нефтехимическая
продукция (в частности, этилен и полиэтилен), произведенная на установке
производительностью не менее 1 млн. тонн. Несмотря на то, что многие нефте­
химические производства в РТ являются максимальными по мощности в Рос­
сии, однако, в мировом масштабе они считаются «мелкими» или «ниже средне­
го» (максимальную мощность имеет установка этилена в ОАО «Нижнекамск-
нефтехим», не более 450 тыс.т, планируемое увеличение мощности - до 600
тыс.т).

3. «Незавершенность» технологических цепочек в нефтехимическом и хими­
ческом комплексе РТ начальной и конечной стадиями передела.
Комплекс
включает крупнейшие в России интегрированные нефтехимические и химиче­
ские производства, которые при этом не имеют достаточного сырьевого обес­
печения и развитых полимерных производств, не говоря уже о выпуске изделий
из полимеров. Как следствие, в структуре товарного портфеля преобладают
продукты невысокой степени передела (преимущественно мономеры).

117

4. Недостаточная по мировым масштабам инновационная активность пред­
приятий НГХК и региональной науки.
Хотя налицо тенденция к росту иннова­
ционной активности, однако, для достойной конкуренции с зарубежными про­
изводителями темпы роста и объемы инвестиций на развитие «инновационного
вектора» стратегии НГХК РТ явно недостаточны. Кроме того, по-прежнему
проблемами остаются недостаток научных кадров, разрозненность потенциала
отраслевой и фундаментальной науки, дублирование разработок, тиражирова­
ние заведомо неконкурентоспособных технологий и т.п. Успехи достигаются
сегодня в основном в области «дешифровки» зарубежных разработок, а также
небольших усовершенствований отечественных технологий, незначительно ме­
няющих их «экономику».

5. Низкий уровень развития маркетинговой и сбытовой деятельности на пред­
приятиях НГХК РТ.
По нашему мнению, компании недостаточно эффективно
воспользовались возможностями стабильного присутствия на различных рын­
ках в условиях переходной экономики. Очевидно, что период, когда татарстан-
ские компании были практически единственными предприятиями среди анало­
гичных российских производителей, сохранившими свой производственный
потенциал и высокие позиции на рынках, проходит. И начало этим процессам
было положено в 1999г. в силу улучшения конъюнктуры рынков, разворачива­
ния восстановительных процессов в НГХК РФ, усиления конкуренции на рос­
сийском и зарубежных рынках. Именно тогда к важнейшим составляющим
конкурентоспособности продукта (цена и качество) добавились такие, как мар­
кетинговое сопровождение, наличие эффективных каналов сбыта и продвиже­
ния. Однако, как показывает анализ, целенаправленные действия компаний
комплекса (даже крупнейших) по созданию отлаженных систем маркетинга и
сбыта, в частности, по формированию дилерских сетей, отмечены только со 2
полугодия 2001г., когда ситуация на рынках уже достаточно ухудшилась: сни­
зился спрос, усилилась конкуренция.

6. Недостаточный уровень развития инженерно-технического персонала ком­
плекса в силу его работы на изношенном оборудовании и устаревших техноло-












































118

гиях, а также незначительных финансовых вложений в повышение квалифика­ции кадров. В частности, уровень затрат на организацию внутрифирменного обучения составляет сегодня в среднем порядка 1% от фонда оплаты труда (рис. 23). А для того, чтобы осуществлять хотя бы простое воспроизводство профессионального кадрового потенциала предприятия, это соотношение должно быть не менее 2%. «Проблема кадров» особенно остро стоит на сред­них и малых предприятиях, на которых именно недостаточные профессио­нальные навыки, интеллектуальный потенциал, способность к инновациям и риску управленческого и производственного персонала становятся причинами сдерживания развития данного сектора даже в условиях благоприятной конъ­юнктуры рынков.

Рис. 23. Объем затрат на обучение и повышение квалификации кадров предприятий НГХК РТ в 2001г., в % от фонда оплаты труда.

7. Недостаточное развитие малого и среднего бизнеса в НГХК РТ. Данный
сектор находится в состоянии развития, темпы которого должны быть сущест­
венно увеличены. Кроме обозначенной выше «проблемы кадров» и низкого
уровня «интеллектуальной» составляющей малого и среднего нефтехимическо­
го бизнеса, необходимо также устранить комплекс инвестиционных, техноло­
гических, сырьевых, бюрократических и прочих ограничений.

8. Ухудшение финансово-экономического положения НГХК РТ. Хотя в 1999-
2000гг. наблюдался рост экономического потенциала предприятий нефтехимии
РТ, однако, резкое ухудшение факторов внешней среды в 200Ыполуг.2002г.








119

показало, что это положение весьма неустойчивое. Так, индекс производства в нефтехимии РТ в 1999г. составлял 107,7%, в 2000г.-113,3%, в 2001г.-109,6%, в 1полуг.2002г.-100,3%. Рентабельность производства соответственно имела следующую динамику: 21,9%, 20%, 8,3%, 6% (рис. 24). Соответственно резко уменьшилась доля добавленной стоимости в объеме промышленной продукции комплекса (рис. 25).

О Индекс производства (левая шкала) -*~ Рентабельность (правая шкала)

Гиь

50% 1

21,9%

44%

Г—1 2<

\

I

29%

3%

8,3'/, V

25% 1999

[7

Н---- Ч

2000

2001

Н----- М

1 кв. 02

Ив. 02 в мес 02

Рис. 25. Доля добавленной стоимости в объеме товарной продукции в нефтехимии и химии РТ

Рис. 24. Индекс физического объема производства и рентабельность в нефтехимии и химии РТ

В структуре сбыта нефтехимической продукции произошли изменения,

обусловленные ухудшением конъюнктуры мирового рынка: по сравнению, на­пример, с 1 полуг. 2000г. доля экспорта сократилась на 11% (рис. 26). Пока продолжается улучшение структуры расчетов за реализованную продукцию. Доля денежных средств сохраняется на уровне 72% (рис. 27). Это почти един­ственная тенденция в развитии комплекса, сохранившая положительный тренд в первой половине 2002г. Можно отметить также ухудшение некоторых пока­зателей финансового состояния предприятий НГХК РТ. В частности, дебитор­ская задолженность не увеличивается, однако, сохраняется на достаточно высо­ком уровне. Кредиторская задолженность динамично растет. Соответственно отношение кредиторской задолженности к дебиторской все более превышает норму. Это означает, что в современных условиях предприятиям нужно обра-

120

тить особое внимание на оптимизацию своей кредитно-долговой политики (рис. 28).

Взаимозачет Бартер :.:Щх:;:;:


Q Экспорт:

О РФ

Денежные расчеты


:;ОРТ


 

 

 

 

 

 

 

 

34%   95%   48% :   44%
28,4%            
 

а

22,6%

 

81%

щ

30%

37,6%

26%

22,4%   21%

- ■ 89.

 :.02 ■

 .. во.


 99


 

Рис 26. Структура реализации продукции в разрезе сегментов

 Рис. 27. Структура реализации  продукции по формам







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow