double arrow

Основные виды административных наказаний.


Разделение правоохранительных санкций, применяемых к нарушителю, в зависимости от вариантов назначения на основные и дополнительные используется не только в действующем административном законодательстве, но предусмотрено и ст. 45 УК. Хотя в принципе деление на данные виды наказаний встречается редко.

К основным ст.3.2 КоАП РФ относит следующие виды административных наказаний: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация. Они не могут применяться в дополнение к другим. Санкции законодательства субъектов РФ также могут предусматривать основные наказания в виде предупреждения или штрафа, что вытекает из смысла п.3 ч.1 ст.3.2 КоАП, который не предусматривает прерогативу Федерации при установлении этих видов наказания. Очевидно, законодательство субъектов РФ об административной ответственности в части установления и применения административного наказания должно быть приведено в соответствие с федеральным законодательством.

 

Предупреждение- мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ст.3.4 КоАП РФ).




 Предупреждение является особой разновидностью санкций за правонарушения в сфере государственного управления, так как не влечет за собой ограничений конституционных прав и свобод нарушителя в отличие от других видов административных наказаний, предусмотренных КоАП.

Предупреждение характеризуется следующими чертами:

1. оно находит свое выражение в официальном порицании, выражает неодобрение, осуждение противоправного деяния нарушителя;

2. применяется как к физическому, так и к юридическому лицу;

3. налагается только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда.

Основная цель вынесения указанного наказания - превентивное воздействие на волю нарушителя, препятствующее рецидиву проступка. Предупреждение корригирует нравственные устои нарушителя и тем самым содействует его социальной адаптации.

Особенность предупреждения выражается также в форме его применения: специальное указание в КоАП на письменную форму вынесения предупреждения свойственно только данному административному наказанию. При этом устное замечание правонарушителю, предусмотренное ст.2.9 КоАП при малозначительности совершенного проступка, не является наказанием. Ранее, в предусмотренных законодательством случаях, предупреждение оформлялось и иным установленным способом. Действующий Кодекс, кроме письменной, иных форм вынесения предупреждения не предусматривает. Кроме того, согласно ст.28.6 КоАП назначение предупреждения за совершение административного правонарушения осуществляется в порядке упрощенного производства, т.е. без составления протокола.



Предупреждение как вид административного наказания устанавливается и применяется только в качестве основного. Соответственно к нему может быть присоединено дополнительное наказание, если таковое предусмотрено санкцией определенной соответствующей нормы.

Лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года.
Если в течение года данное лицо совершит однородное административное правонарушение, то данное обстоятельство может быть признано отягчающим административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ).

Административный штраф- денежное взыскание, применяемое к лицу, совершившему административное правонарушение (ст. 3.5 КоАП РФ). Применение этого вида административного наказания предусмотрено законодателем за совершение большинства административных правонарушений. Юридическое содержание административного штрафа проявляется в следующем:

1. является основным наказанием (ст.3.3 КоАП РФ);

2. возможность его установления не только КоАП, другим федеральным законодательством, но и в том числе законами субъектов РФ об административной ответственности (ст.3.2 КоАП РФ);



3. штраф, представляя собой административное наказание имущественного характера, в отличие от гражданско-правового не выполняет компенсационной функции.

Размеры административных штрафов и способы их установления весьма разнообразны:

1) согласно п.1) ч.1 ст.3.5 КоАП РФ административный штраф кратен минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

Под минимальным размером оплаты труда понимается гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

 Максимальный размер штрафа зависит как от порядка его исчисления, так и от субъекта, привлекаемого к административной ответственности. Административный штраф определяется в зависимости от статуса субъекта административного правонарушения: физического лица, должностного лица, юридического лица, - в размерах, определенных ч.2-4 ст.3.5 КоАП. Так, размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Но дело в том, что административный штраф, назначенный юридическому лицу даже по нижнему пределу санкции (а это 2000 МРОТ (200000 рублей)), для некоторых предприятий может стать началом возбуждения дела о банкротстве.

Например, что касается административной ответственности за нарушение требований антимонопольного органа, то ст. 12 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" представлен достаточно широкий перечень действий, о прекращении которых либо об обязании совершить которые выдаются предписания антимонопольными органами. В ряде случаев, хозяйствующие субъекты, совершившие правонарушения, выразившиеся в неисполнении в установленный срок предписания антимонопольного органа, не обладают ни активами, ни оборотными средствами, позволяющими произвести уплату санкции. На расчетных счетах у данных предприятий денежные средства отсутствуют, а действия судебного пристава-исполнителя, направленные на розыск имущества, заканчиваются вынесением постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания1.   Конституционный суд РФ в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами арбитражного суда Воронежской области, арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский" определил, что размер административной ответственности определяется с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Размер взыскания назначается с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств и может быть снижен правоприменителем. В противном случае, отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ, несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

В целях соблюдения конституционных принципов, а также повышения эффективности деятельности антимонопольных органов и обеспечения реальной возможности взыскания (уплаты) административных санкций представляется целесообразным снижение нижнего предела санкции (административного штрафа), предусмотренной частью 2 ст. 19.5 КоАП РФ для юридических лиц, установив, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда1

Таким образам, Снижение нижнего предела административного наказания делает возможным при привлечении к административной ответственности нарушителя учитывать как обстоятельства совершения правонарушения, так и степень вины, размер социальной опасности правонарушения, тем самым обеспечив соответствие размера назначенного наказания совершенному административному правонарушению.

2) кратны стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
3) сумме неоплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа, исчисляемого таким образом, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов. Порядок исчисления размера штрафа, исходя из стоимости предмета административного правонарушения, например, предусмотрен за незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ (ст.16.1); за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст.16.2). Размер штрафа, исчисляемый исходя из суммы неуплаченных налогов и сборов, в конкретных составах пока не предусмотрен.

Таким образом, данной статьей предусматриваются различные варианты определения размеров штрафа. При этом штраф является величиной переменной и зависящей от условий развития экономической жизни. Например, с учетом темпов инфляции минимальный размер оплаты труда постоянно корректируется, следовательно, изменяется и размер штрафа.

 Размер административного штрафа не может быть менее 1/10 минимального размера оплаты труда.

В КоАП значительно возросло количество норм, которыми установлены повышенные размеры административных штрафов, что увязывается с характером правонарушения, размером причиненного вреда, степенью вины правонарушителя, его имущественным положением и иными существенными обстоятельствами деяния.

Административный штраф за нарушение федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства, а также законодательства о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть установлен с превышением размеров, но не может превышать для должностных лиц - двухсот минимальных размеров оплаты труда; для юридических лиц - пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

В КоАП РФ наиболее часто применяется метод исчисления размера административного штрафа в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения; другие два критерия исчисления размера административного штрафа используются крайне редко.

Размер штрафа, как и любого административного наказания физическому лицу, должен определяться органом, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуально с учетом характера правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, в пределах между минимальным и максимальным размером, установленным законом за конкретное административное правонарушение.

Лишение специального права физического лица, совершившего административное правонарушение, устанавливается ст. 3.7 КоАП РФ за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

КоАП предусматривает следующие виды лишения физического лица специального права: лишение права управления транспортным средством; лишение права управления судном; лишение права охоты. В отличие от прежнего КоАП не предусмотрено лишение специального права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Специальное право подтверждается разрешительными документами. К таковым относятся: водительское удостоверение; удостоверение на право управления судном (в том числе маломерным); удостоверение тракториста - машиниста (тракториста); охотничий билет.

Применение лишения специального права управления влечет за собой запрет заниматься определенной деятельностью: для водителя-профессионала - запрет работать по специальности, а для водителя-любителя - запрет управлять принадлежащим ему транспортным средством, лишение права охоты означает запрет заниматься охотой. Соответственно данный вид наказания ограничивает возможности правонарушителей, которые своими противоправными действиями могут нанести значительный вред и ущерб безопасности, здоровью, жизни отдельных граждан, что особенно касается права на управление транспортным средством. Транспортное средство является источником повышенной опасности и требует определенных навыков вождения, знания правил дорожного движения, достижения определенного возраста, соответствующего состояния здоровья.

По смыслу данной статьи лишение специального права применяется к физическим лицам. Ее предписания предусматривают следующие ограничения применения лишения специального права:

1) лишение специального права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся;

2) лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Объективная сторона административного правонарушения, за которое предусмотрен данный вид наказания, характеризуется грубым или систематическим нарушением порядка пользования этим правом. Это указывает на применение данного наказания в исключительных случаях.

Как и прежде, срок лишения специального права имеет относительно-определенный характер и назначается в пределах санкций статей Особенной части. Например, превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час может повлечь лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев (ст.12.9). Однако изменились общие минимальные и максимальные их временные границы. Минимальный срок лишения специального права не может быть менее одного месяца, а максимальный - более двух лет.

Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов. Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.

При повторном назначении лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права течение срока наказания исчисляется со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.

Ранее право налагать административное наказание в виде лишения специального права относилось к компетенции различных надзорных органов. Теперь лишение специального права назначается судьей.
Административный аресткак мера административной ответственности существенно отличается от других видов административного наказания, предусмотренных КоАП. Его правовая сущность заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этой цели учреждениях. К таким учреждениям относятся специальные приемники при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Режим содержания является одним из средств достижения целей данного административного наказания: он обеспечивает охрану и постоянный надзор за арестованными в целях предотвращения совершения ими новых правонарушений. Изоляция от общества правонарушителя путем помещения его в тюрьму, колонию-поселение, исправительные колонии не допускается.

КоАП существенно расширил возможность применения административного наказания в виде административного ареста и ужесточил предусмотренные этим наказанием ограничения: санкции 15 составов административных правонарушений КоАП предусматривают назначение административного ареста, в том числе и на максимальный срок до 30 суток. КоАП РСФСР 1984 г. административный арест с максимальным сроком в 15 суток был установлен лишь семью статьями.

Административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ), как одно из самых строгих административных наказаний, устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений, например:

1. невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием (ст.12.27);

2.  неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст.19.3);

3.  невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом (ст.19.24);

4.  мелкое хулиганство (ст.20.1);

5. нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст.20.2);

6. нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст.20.5);

7.  самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст.20.25).

Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел - центры временной изоляции для несовершеннолетних, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

Срок административного ареста исчисляется сутками. Это означает, что иное исчисление сроков (часами, полусутками) не допускается. При этом срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административный арест носит относительно-определенный характер. Он устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне контртеррористической операции - до тридцати суток.
  Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В указанных случаях административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. "а" ст.3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении". По смыслу п."а", "в"ст.12, п.1 ст.31 и п.2 ст.33 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника ОВД или его заместителя.

Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП (нарушение требований режима чрезвычайного положения).

При совершении административного правонарушения, предусматривающего применение наказания в виде административного ареста, беременной женщиной, женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, лицом, не достигшим возраста 18 лет, инвалидом I и II групп к указанным лицам не может быть применено данное административное наказание.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения.

Порядок отбывания административного ареста определен Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 7261


     Дисквалификациякак мера административной ответственности складывается по существу из двух элементов:

1. лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица. Его сущность состоит в прекращении трудового договора (контракта) с дисквалифицированным лицом, внесении в его трудовую книжку записи, какие должности он лишен права занимать;

2. лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет). Это означает прекращение осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности

 Иными словами, речь идет о запрете занимать определенные должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций юридического лица при осуществлении им предпринимательской деятельности. Два вида запрета тесно связаны между собой. Это обусловлено тем, что запрещение занимать определенные руководящие должности, как правило, предполагает и ограничение предпринимательской деятельности.

До принятия КоАП применение наказания в виде дисквалификации было предусмотрено Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". По смыслу п. 3 ст. 10 указанного Федерального закона нарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности и (или) дисквалифицирован только в случаях, предусмотренных федеральным законом; однако с момента вступления в силу Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" вплоть до принятия КоАП процессуальные действия, сопряженные с установлением и назначением административного наказания в виде дисквалификации, федеральным законом определены не были.

Административное наказание в виде дисквалификации может быть применено только к физическому лицу, наделенному в соответствии с определением, содержащимся в ст.2.4 КоАП, правомочиями должностного лица, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица .

Применение административного наказания в виде дисквалификации к индивидуальным предпринимателям сопряжено с ограничением права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, закрепленного ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. В данном случае в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ допускается легитимное, установленное законом ограничение конституционного права.

Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, действующим в коммерческих, некоммерческих организациях, являющихся юридическими лицами, независимо от их организационно - правовой формы.

 По смыслу ч.3 ст.3.11 КоАП РФ под органами юридического лица понимаются органы, посредством которых юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Статус органов юридического лица определяется ГК РФ, федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, указами Президента и принятыми (заключенными или утвержденными) в соответствии с ними учредительными документами - уставом и (или) учредительным договором. В случаях, предусмотренных федеральным законом, юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. К органам юридического лица не относятся его обособленные подразделения - представительства и филиалы, они в соответствии с ч.3 ст.55 ГК не могут быть наделены правомочиями юридического лица.

 В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи дисквалификация может быть применена также к арбитражному управляющему - лицу, назначенному арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". В соответствии с п.3 ст.19 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дисквалифицированное лицо не может быть назначено арбитражным управляющим.

Таким образом, уполномоченными лицами по управлению юридическим лицом являются: руководители постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредители (учредитель) юридического лица; руководитель юридического лица, выступающего учредителем другого юридического лица; иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного актом государственного органа или органа местного самоуправления; лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе конкурсный управляющий (арбитражный управляющий) или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.

Дисквалификация может быть применена в том случае, если она предусмотрена в санкциях соответствующих статей КоАП. Так, указанная мера административного наказания устанавливается за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст.5.27); нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц (ст.14.25). В целом составы административных правонарушений, санкциями которых установлена данная мера административной ответственности, немногочисленны. Однако по степени общественной опасности данные правонарушения граничат с преступлениями, отсюда и весьма строгое наказание.

За совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.12 (фиктивное банкротство), ч. 2 ст. 14.12 (преднамеренное банкротство), ст. 14.13 (неправомерные действия при банкротстве), ст. 14.21 (ненадлежащее управление юридическим лицом), ст. 14.22 (совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий) КоАП, административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей арбитражного суда. При совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 КоАП, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда.

Дисквалификация носит относительно-определенный характер, устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и может быть назначена только в качестве основного наказания.
Суд, устанавливая административное наказание в виде дисквалификации, руководствуется тем, что характер правонарушения, личность виновного, обстоятельства дела не позволяют сохранить за нарушителем право занимать определенные должности или заниматься предпринимательской деятельностью.
По смыслу данной статьи речь идет о запрете заниматься не в целом предпринимательской деятельностью, а конкретным ее видом. Запрещение осуществлять предпринимательскую деятельность распространяется на виды деятельности, для занятия которыми необходимы определенные навыки, требующие специальной подготовки или позволяющие совершать определенные действия или принимать решения, характер которых устанавливается законодательством. Например, законодательством предусмотрено, что для проведения процедур банкротства судом назначается арбитражный управляющий: временный, внешний или конкурсный. Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредитора. Совершение указанным лицом противоправных действий может повлечь дисквалификацию в виде запрета заниматься конкретным видом предпринимательской деятельности.

 Дисквалификация может быть установлена и применена только в качестве основного административного наказания.

     

 














Сейчас читают про: