double arrow

Понятие, сущность, виды административных наказаний.

Административное наказание является видом юридической ответственности, и, соответственно, как мера ответственности заключает в себе определенный объем правовой нагрузки, за рамки которого никто не вправе выходить. Судьи, уполномоченные органы исполнительной власти и должностные лица применяют административное наказание к конкретному лицу в рамках количественных и качественных характеристик, установленных действующим кодексом об административных правонарушениях

Административное наказание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения. Назначаемое от имени государства, административное наказание представляет собой обязанность лица, совершившего правонарушение, претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения и заключается в предусмотренном КоАП РФ ограничении прав и свобод физического лица либо правомочий юридического лица - нарушителя.

Меры административного принуждения применяются не только при исполнении административных наказаний, и поэтому их следует отграничивать от:

§ административно-предупредительных мер, целью которых является предотвращение и предупреждение правонарушений. Они не связаны с совершением конкретного правонарушения и применяются при определенных условиях, например, проведении массовых мероприятий. К ним можно отнести: проверку документов, ограничение движения транспорта и пешеходов, различные надзорные проверки и т.д.
мер административного пресечения, направленных на принудительное прекращение противоправных действий, на предотвращение их вредных последствий, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел об административном правонарушении и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;

§ мер воздействия принудительно-воспитательного характера, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. К числу этих мер относятся следующие: обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей.

 Цели также определяют сущность наказания как меры административной ответственности, которая, согласно ст.3.1 КоАП РФ, применяется для предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Таким образом, субъективным фактором предотвращения повторного совершения лицом правонарушения является осознание им неотвратимости применения карательных санкций, предусмотренных законом. Превентивная цель применения административных санкций заключена в предотвращении совершения не только административного проступка, но и других правонарушений - дисциплинарных проступков, преступлений и т.п., в том числе и их рецидивов.

Административное наказание, согласно все той же ст.3.1 КоАП РФ, не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Она вытекает из положений Международного пакта о гражданских и политических правах. Статья 10 пакта гласит: "Все лица имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности". Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ). При этом необходимо также принимать во внимание, что Российской Федерацией ратифицирована Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. и протоколы к ней от 4 ноября 1993 г., подписанные от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 28 февраля 1996 г. (см. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 44-ФЗ). КоАП впервые закрепил данное положение, что было крайне необходимо в связи с провозглашением Конституцией Российской Федерации демократическим государством.

При этом достоинство личности определяется самооценкой физического лица, совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе. Под деловой репутацией понимается оценка его профессиональных качеств, которыми может обладать любой гражданин, а также любое юридическое лицо: коммерческая и некоммерческая организация.

Унижение человеческого достоинства могут вызвать незаконные или неэтичные действия должностных лиц органов административной юрисдикции. Поэтому в КоАП есть ряд норм, запрещающих уполномоченным должностным лицам проведение всякого рода процессуальных действий, способных причинить вред достоинству личности. Так, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Что касается юридических лиц, то они вправе требовать опровержения порочащих их деловую репутацию сведений, имеют право на помещение ответа в средствах массовой информации и на установление в судебном порядке факта несоответствия распространенных порочащих сведений действительности, а также на возмещение причиненного в связи с этими посягательствами имущественного вреда.

 Стоит отметить, что, тем не менее, применение административных наказаний может объективно причинить как физический, так и психологический дискомфорт, что в первую очередь связано с характером, природой наказания.

 Административное наказание может быть назначено судьей, мировыми судьями, уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами. Новый КоАП существенно ограничил административно - юрисдикционную деятельность должностных лиц в области производства по делам об                                                                                                                       административных правонарушениях, отнеся отныне к ведению должностных лиц назначение предупреждения, а также в некоторых случаях - административного штрафа и административного выдворения. Остальные виды административных наказаний назначаются судьями.

Ст.3.2 КоАП РФ содержит перечень наказаний, которые могут применяться уполномоченными органами и должностными лицами:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация.

Административные наказания различны по своему характеру, содержанию и правовым последствиям. В отличие от КоАП 1984 г., ч. 1 данной статьи уточняет наименование отдельных видов административных наказаний, а также предусматривает новое наказание в виде дисквалификации. Применяемый в прошлом такой вид административного взыскания как исправительные работы в настоящее время в кодексе не предусмотрен, поскольку их реализация предполагает принудительный труд, что противоречит ст.37 Конституции РФ и общепринятым международным стандартам. Кроме того, данный вид наказаний сходен с уплатой штрафов в рассрочку, что также могло послужить причиной исключения.

Предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – те виды административных наказаний, которые впервые могут применяться в отношении юридического лица. При применении административных наказаний к юридическим лицам следует учитывать обе разновидности противоправного деяния. Не только действие, но и бездействие, выражающееся в уклонении юридического лица от исполнения обязательств, обусловленных его статусом, может явиться причиной правонарушения. Так же, как и при квалификации вины, бездействие юридического лица опосредовано бездействием его должностных лиц.

В данной системе административных наказаний можно выделить ряд особенностей:

1) она является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны1;

2) часть административных наказаний могут быть установлена законодательными актами РФ и субъектов РФ;

3) деление административных наказаний на основные и дополнительные;

4) включение в систему мер различного характера, а именно морального, денежного и имущественного, а также наказаний, обращенных на личность нарушителя.

Вторая особенность вытекает из Конституции, которая в п.к) ч.1 ст.72 относит административное законодательство к совместному ведения РФ и её субъектов. Ч.1 ст.1.3 КоАП к ведению РФ относит установление перечня видов административных наказаний, а также административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение. В то же время по смыслу ч.1 ст. 2.1 допускается установление административной ответственности также и в законах субъектов Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению.

Таким образом, возникает проблема соотношения федеральных правоустанавливающих актов с законами субъектов Федерации. КоАП допускает противоречивое истолкование предписаний о разграничении предметов ведения РФ и субъектов в ее составе в области законодательства об административных правонарушениях1. В данном случае действительно можно усмотреть ограничение конституционных прав и свобод, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 35 Конституции РФ (при применении административных наказаний в виде административного штрафа, возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения), ч.1 ст.22 Конституции РФ (при применении административного наказания в виде административного ареста), а также в ряде иных случаев.

В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ ограничение конституционных прав и свобод возможно только федеральным законом. Вместе с тем КоАП РФ допускает, что субъекты РФ вправе устанавливать административное наказание в виде административного штрафа и соответственно ограничивать имущественные права лица данным законом. Такого рода подход нельзя назвать легитимным, так как ч.3 ст.55 Конституции РФ содержит положение о возможности ограничения прав и свобод граждан РФ только в форме федерального закона. КоАП, напротив, допускает ограничения в зависимости от того, к чьему ведению отнесена защита охраняемых интересов, Российской Федерации или субъектов в ее составе (п.3 ч.1 ст.1.3, ч.1 ст.2.1 КоАП). Таким образом, с правовой точки зрения применение административных наказаний, установленных законами субъектов Федерации, даже если они не противоречат КоАП РФ, можно было бы оспорить.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: