Маркетинговые исследования, сегментирование рынка и позиционирование товара

Исследование внешней Среды - проводится с целью оценки влияния политических, макроэкономических, демографических и иных факторов на соотношение спроса и предложения на рынке.

 

Анализируются:

 

 m Общие сведения о рынке (размеры территории, численность населения, социально -

    культурные особенности).

m Сведения о развитии экономических процессов (динамика макроэкономических

   показателей, демографические прогнозы, прогнозы по распределению дохода и

   сведения о платежеспособности различных категорий населения).

m Сведения о предполагаемом направлении законодательного регулирования,

   экономической, денежной и фискальной политике, налоговой системе.

 

Исследование рыночного спроса для определения емкости исследуемого рынка, уровня покупательной способности потребителя и перспектив роста потребности в товаре.

Анализируются:

m Фактический объем продаж в стоимостном выражении (включая всех конкурентов).

m Процентный объем продаж товара конкретного производителя в общем объеме продаж

   на рынке.

 

m Абсолютный рыночный потенциал при условии, что все потенциальные потребители

   приобретают товар оптимальными размерами и с оптимальной частотой.

Наиболее существенными факторами при анализе являются:

ü Степень соответствия характеристики товара рыночным потребностям;

ü Соответствие ценности товара уровню доходов потенциальных потребителей. При этом

фирма может определять свою ценовую политику по отношению к различным категориям

населения.

ü Неценовые факторы маркетингового воздействия, включающие различные формы сбыта и

продвижения товара;

ü Стадия развития рынка;

 

Исследование требований потребителя к товару и мотивация покупателей

Требования покупателей:

ü Новизна и высокое качество продукции;

ü Уровень послепродажного обслуживания и характеристики услуг;

ü Рациональное соотношение цены товара и полезного эффекта от его использования;

 

При анализе потребительских предпочтений важное значение имеет характер и назначение товара. Для товаров производственного назначения характерно, что спрос организаций - потребителей является производным от спроса конечных потребителей и, следовательно, зависит от конечного спроса. Фирмы - производители географически более концентрированы, а каналы товародвижения являются более короткими. На рынке потребительских товаров определяющими являются исследование мотивации покупателя, то есть комплекса факторов, побуждающих его к покупке.

Исследование мотивации покупателя ведется по двум направлениям:

 

Изучение мотивов поведения покупателя

1.1. Функциональный метод основан на изучении внешних факторов;

1.2. Динамический метод основан на изучении изменения мотивации с возрастом;

 

Анализ способов эффективного воздействия на принятие решений о покупке

    Объектом анализа являются факторы воздействия рекламы, торговых марок, методов

сбыта и т.п.

 

Исследование субъектов, действующих на рынке

По фирмам - конкурентам:

ü Позиция на рынке;

ü Характеристики выпускаемой продукции;

ü Виды и формы услуг, предоставляемым конкурентам;

ü Маркетинговая деятельность конкурентов (используемые стратегии, ассортиментная

политика, сбытовая политика);

ü Финансовое положение конкурентов;

ü Научно - технический и производственный потенциал конкурентов;

 

По фирмам - покупателям:

ü Позиция на рынке;

ü Доля фирмы в общем потреблении;

ü Стабильность спроса;

ü Основные поставщики потребляемой продукции;

ü Ожидаемая смена продукции;

ü Требования фирмы - потребителя к технико - экономическим показателям потребляемой

продукции;

 

По фирмам - поставщикам:

ü Характеристики, аналогичные фирмам - конкурентам;

ü Объем покупок другими фирмами у поставщика;

ü Предполагаемые направления развития фирмы - поставщика и применяемые ею

технологии;

 

По фирмам - посредникам:

ü Методы розничной продажи и условия предоставления льгот покупателю;

ü Характер и содержание проводимых рекламных кампаний, средства рекламы и

стимулирование сбыта;

ü Предпочтения покупателей посредническим фирмам;

По характеру используемой информации, способам проведения исследований и их конечным результатам выделяют следующие основные виды маркетинговых исследований:

 

1. Кабинетные исследования осуществляются на основе информации периодических

изданий, статистических публикаций, а также сведений, поступающих через торговую

сеть. Такие исследования используют методы экономического анализа и эконометрики и

являются относительно недорогими.

 

2. Полевые исследования предназначены для изучения рынка “на месте”. Это наиболее

сложные и эффективные методы изучения рынка, использующиеся средними и крупными

фирмами. При проведении широко используются различные виды информационных

панелей.

Информационная панель -постоянный круг потребителей, отобранных

репрезентативными методами. Этот круг лиц, которые продолжительное время,

постоянно или в определенные сроки, устно или письменно, представляют в орган,

проводящий опрос, информацию по установленной тематике.

 

3. Метод пробных продаж используют в тех случаях, когда отсутствуют необходимые

сведения о рынке или представлении новых (редких) товаров.

 

4. Деловые контакты со специализированными организациями, представителями фирм на

ярмарках, выставках.

 




double arrow
Сейчас читают про: