Анализ Конкурентоспособности кредитной организации ОАО « Банка Москвы» на рынке кредитования физических лиц

Общая картина конкурентной среды в банковском секторе экономики.

Конкуренция сегодня между банками усиливается, однако пока рынок далек от насыщения. Сейчас на рынке можно выделить две группы банков: первые привлекают процентными ставками, но отталкивают неудобным обслуживанием или долгими процедурами проверки заемщиков. Вторые повышают качество и быстроту обслуживания, компенсируя риски не возврата более высокой платой по кредиту. Пока места хватает и тем и другим. Однако по мере насыщения платежеспособного спроса можно ожидать выравнивания условий кредитования.

Только за последние полгода о намерениях развивать частное кредитование заявили четыре из десяти крупнейших банков - Альфа-банк, Банк Москвы, приступивший к реализации программы "Быстрокредит", МДМ-банк, выпустивший кредитные карты для физических лиц, и Росбанк, который собирается активно наращивать розничную сеть.

Что же получают банки, кредитуя население? Помимо банковского процента в доходную статью банка входит комиссия. Часто комиссионные платежи за совершение различных операций - открытие и ведение счета, обналичивание денег и проч. - банк взимает с клиента: платежи могут рассчитываться как процент от суммы кредита или как фиксированная величина и взиматься единовременно (например, при открытии счета) или на периодической основе. Стоит заметить, что прежде, чем обратиться к банку за кредитом, надо осведомиться о размере комиссии - она может перевесить процентные платежи по долгу.

Однако по мере усиления конкуренции между банками можно ожидать, что такая практика будет все менее популярна[36].

В области кредитования физических лиц на современном этапе теория конкурентоспособности выделяет всего два вида конкурентного преимущества.         

Это:

- более низкие издержки и цены в сфере банковских услуг, в частности

в области кредитования;

- разнообразие видов кредитования физических лиц.

Необходимо поставить во главу угла профессионализм и сделать ставку на цель кредитной политики банка, то есть на получение БАНКОМ стабильных до­ходов на условиях максимального снижения уровня риска по предоставлению коммерче­ских кредитов и полной их возвратности мобильность банковского бизнеса. Надо сделать цены привлекательными для потенциального клиента и постараться извлечь максимум прибыли из возможного из предлагаемой среды бизнеса.

Рассмотрим 3-х основных – банков конкурентов в области кредитования физических лиц Сбербанк России, Русский Стандарт, ОАО «Альфа Банк» и наконец, ОАО «Банк Москвы».

 Произведем оценку конкурентных качеств: Рассмотрим таблицу № 3.4. конкурентоспособности.

Таблица №3.4.

Конкурентная таблица.

Фирма

 

Критерии

ОАО «Банк Москвы».

ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ

Сбербанк России Русский Стандарт ОАО «Альфа Банк»
Соответствие запросам клиентам (физ. Лиц) Частичное соответствие Полное соответствие Частичное соответствие Частичное соответствие
Надежность Высокая степень Высокая степень Средняя степень Средняя степень
Цена (% ставка) средняя высокая средняя высокая
Быстрота обслуживания Очень быстро средне Достаточно быстро быстро
Круг охватываемых проблем широкий широкий средний средний
Сопровождение кредитного договора Высокая степень Высокая степень Средняя степень Высокая степень
Время работы 9.00-21.00 10.00-19.00 10.00-19.00 9.00-21.00  
Репутация банка Надежный, постоянные клиенты. Надежный, постоянные клиенты. Надежный, постоянные клиенты Надежный, постоянные клиенты.
         

 

Анализ банковских операций по кредитованию физических лиц и их аналогов у банков-конкурентов. Обоснование конкурентных преимуществ предлагаемых услуг по кредитованию физических лиц.

Проведем сравнительный анализ потребительских свойств предполагаемых банковских услуг покредитованию физических лиц в ОАО «Банке Москвы» с банками -аналогами, в баллах в табл.3.5.

Таблица №3.5.

Сравнение потребительских свойств банковских услуг по кредитованию физических лиц с банками -аналогами, в баллах

№ показателя

 

Потребительские свойства

ОАО «Банк Москвы»

 

АНАЛОГИ

Сбербанк России Русский Стандарт ОАО «Альфа Банк»
1. Производительность 5 5 4 4
2. Безотказность 3 4 4 3
3.                        Точность 5 5 4 4
4. Послекредитное обслуживание, консультации 4 5 3 4
6. Сопровождение кредитного договора 5 5 3 4
7. Ценовая доступность 5 4 5 4

 


Для наглядности конкурентных преимуществ строят «профиль качества», где показаны соотношения в показателях качества у предполагаемой услуги и аналога.

Рисунок №3.1 «Профиль качества».

 

Выводы: Преимущества ОАО «Банка Москвы»[37] выше, чем аналогичные преимущества конкурента  банка «Русский Стандарт» [38], конкурента ОАО «Альфа Банк» [39].

Однако ОАО «Банку Москвы» следует обратить особое внимание на такого сильного конкурента, как Сбербанк России, ко торый по некоторым показателям имеет преимущество.

Далее анализируют банки-конкуренты, их сильные и слабые стороны. Результаты анализа заносят в форму таблицы № 3.6.

Таблица №3.6

Аналитическая информация о фирмах-конкурентах

 

 

Сведения о банке

ОАО «Банк   Москвы»

  Сбербанк России Банк «Русский Стандарт» ОАО «Альфа Банк»
1

2

3 4 5
1.Объем выданных кредитов физ. лицам или доля на рынке

26%

 

20,1% 18,8% 35,4%
2. Характеристика финансовой устойчивости и платежеспособности коммерческих банков

****+

Высокое

***** Очень высокое ***- Удовлетворительное ****+ Высокое
3.Является ли данная продукция профильной для банка

да

нет да нет
4.Сколько лет постав­ляет данную продук­цию на рассматривае­мый сегмент рынка?

9

10 5 7
5.Характеристика отзывов клиентов о процессе кредитования 

высокие

высокие средние высокие
6.Какой вид рекламы использует журналы, га­зеты, интернет-реклама, телевидение

газеты, бук­леты,

интернет-реклама, телевидение

журналы, га­зеты, интернет-реклама Газеты, интернет-реклама, телевидение
7.Место расположения (адрес). Насколько уда­лено от региона находится в центре региона, Москва

находится в центре региона, Москва

находится в регионе, Москва находится в регионе, Москва
9.Общий вывод о сте­пени конкурентоспо­собности высокая

высокая

средняя средняя
           

На основе анализа кредитной политики банков - конкурентов предполагается выработать общую стратегию проведения кредитной политики ОАО «Банка Москвы» на рынке банковских услуг и обосновать долю (в процентах) завоевываемого рынка. Как уже говорилось доля рынка, завоеванная ОАО «Банком Москвы» в сфере кредитования физических лиц составила 26 %.

Для того чтобы определить среднюю цену банковских услуг проанализируем основные параметры банков – конкурентов в области кредитования физических лиц и определим среднюю цену на услуги в сравнении с банками – аналогами.[40]

Таблица №3. 7

Расчет конкурентоспособности

Факторы

Весо-мость факто-ров

ОАО «Банк Москвы»

 

ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ

Сбербанк России

Банк «Русский Стандарт»

ОАО «Альфа Банк»

 

p a ap a аp a ap a ap

1.Соответствие запросам потребителя

0,15 0,95 0,143 0,7 0,105 0,95 0,143 0,7 0,105

2.Надежность

0,10 0,9 0,09 0,9 0,09 0,9 0,09 0,6 0,06

3.Качество           0,20

1,0 0,2 0,8 0,16 0,8 0,16 0,7 0,14
4.Цена

1,05

0,7 0,035 2,05 0,04 2,04 0,035 1,08 0,04
5.Быстрота

0,20

1,0 0,2 0,9 0,18 0,8 0,16 0,7 0,14
6.Круг охватываемых проблем

0,18

0,8 0,144 0,8 0,144 0,6 0,108 0,5 0,09
7.Послепродажное обслуживание  

0,04

0,8 0,032 0,7 0,028 0 0 0 0
8.Время работы

0,02

0,7 0,014 0,6 0,012 0,65 0,013 0,65 0,013
9.Репутация

0,06

0 0 0,048 0,048 0,9 0,054 0,6 0,036
Сумма ap

1,0

0,858

0,807

0,763

0,624

                     

Выводы: Преимущества ОАО «Банка Москвы» выше, чем аналогичные преимущества конкурента Банка «Русский Стандарт» на 24 %.Этот конкурент не очень опасен, наше положение на рынке относительно этого банка устойчивое. Однако ОАО «Банку Москвы» следует обратить особое внимание на конкурента такого, как Сбербанк России и на конкурента ОАО «Альфа Банк». Эти банки имеют сложившуюся, прочную репутацию, пользуются уважением клиентов. ОАО «Банку Москвы» следует предпринять меры по улучшению качества услуг, чтобы завоевать симпатии клиентов. Наш самый большой плюс быстрота и качество услуг, не высокие цены.

 Это позволит привлечь значительное количество физических лиц в сферу кредитования и обеспечит не последнее место на рынке банковских услуг в сфере кредитования физических лиц.

Как мы видим из таблицы средняя цена на наши услуги будет примерно 1,05 от среднего значения, что не очень высоко.

ОАО «Банк Москвы» будет придерживаться следующей ценовой политики:

Первый шаг – использование гибких цен, в зависимости от модификации и комплектации услуг в сфере кредитования.

Второй шаг – ценообразование исходя из нормы прибыли банка.

Особое внимание предполагается уделить следующим мерам в сфере ценовой политики банка. Предполагается сделать цены привлекательными для потенциального клиента. Предложить покупателю несколько схем выплаты кредита, что бы он мог выбрать оплату удобную для себя. Постараться завуалировать дополнительные расходы, или сделать их скрытыми.

Совершенно очевидно, что ОАО «Банк Москвы» достаточно четко определился с видами банковских услуг в сфере кредитования физических лиц, которые она собирается оказывать, и о более высокой специализации не может быть никаких разговоров. А вот более низкие цены, чем у конкурентов, могут и должны привлекать достаточно большое число клиентов, эта особенность приобретает жизненно важный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: