Игра «Поможем Незнайке»

Цель. Тренировать в правильном употреблении предлогов в предложениях.

Оборудование. Карточки с предложениями (платок лежит на/ в/ кармане; дети играют над/ под/ деревом; и т.п.)

Ход игры. Логопед предлагает оценить предложения, написанные Незнайкой. Дети определяют ошибки Незнайки, заменяют неправильно употребленный предлог правильным.

Игра «Что ты любишь?»

 Цель. Учить детей составлять распространенное предложение, пользоваться предлогом «с».

Оборудование. Предметные картинки.

Ход игры. Сообщаем детям: «Сегодня к нам в гости прилетел Карлсон. Вы все помните, какой он сладкоежка. Он вам расскажет, что он любит и вас расспросит. А вы не зевайте, ему дружно отвечайте».

«Я люблю хлеб с вареньем, а вы?»;

«Я люблю пирог с черникой, а вы?»

«Я люблю играть с мячом, ну а вы?»

Дети поочередно отвечают: «Я люблю хлеб с сыром, с колбасой, с маслом» и т.д.

Игра «Про Потому и Почему»

Цель: учить детей пользоваться союзом «потому что», составлять сложноподчиненное предложение.

Описание игры. Читаем детям сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему».

«Жили - были Почему и Потому. Видят они, – катится бревно.

- Почему оно катится? – спросило Почему.

- Потому что оно круглое, - ответило Потому.

- А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросило Почему.

Стали тогда Потому и Почему строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся и видят: летит птица.

- Почему она летит? - спросило Почему.

- Потому что у нее крылья есть, - ответило Потому.

- А почему бы нам не сделать крылья? – спросило Почему.

Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился самолет. И полетели они дальше удивляться.

- Вот, ребята потому все и делается на свете, что есть почему.»

Далее мы задавали вопросы по сказке (почему?..), дети отвечали (потому.)

Игра «Закончи предложение»

Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предложение.

Оборудование. Предметные картинки.

Ход игры. Логопед  показывает детям две картинки с изображением фруктов и овощей и начинали предложение, а дети должны закончить и повторить целиком.

Лимон кислый, а арбуз …(сладкий).

Дыня сладкая, а редька … (горькая).

Рыба соленая, а сахар … (сладкий).

Виноград сладкий, а лук … (горький).

Перец горький, а мед … (сладкий) и т.д.

Игра «Исправьте Незнайкины ошибки»

Ход игры. Логопед берет тетрадь и читает предложения, которые «составил и написал» давний знакомый детей Незнайка. Дети изменяют порядок слов в предложениях.

Испекла большой бабушка пирог. Красивого дети попугая увидели. Ежика котенок колючего испугался. Варенье вишневое варила мама. Змея воздушного Петя запускал. И т.п.

Игра «Незнайка в лесу». Правильное употребление в речи предлогов. Развитие слухового восприятия и логического мышления.

Ход игры. Логопед. Однажды Незнайка пошел в лес, идет он по лесу и рассказывает:«Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землей. Гусеница ползет над веточкой. Бабочка порхает в цветке. Цветы растут над деревом». И т. д.

Дети должны исправить ошибки Незнайки.

Игра «Кто в домике?»

Цель: Усвоение названий детенышей животных. Составление предложений с предлогом «с».

Ход игры. Логопед показывает картинки, а дети составляют предложения.

В домике кошка с котятами. В домике собака со щенятами. В домике свинья с поросятами. В домике лошадь с жеребятами. В домике овечка с ягнятами. В домике корова с телятами. В домике коза с козлятами.

Приложение 3

Результаты исследования состояния лексико-грамматического строя речи ЭГ

 

  Алина К. Юля С. Полина В. Вера К. Илья И. Женя Ш. Коля Ф. Артем Н. ЛёшаМ. Ваня К.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Состояние грамматического строя речи

1.Повторение предложений 3,5 3,5 3,5 2,5 2,5 2,25 2,25 2 2 1,75
2.Верификация предложений 3 2,5 3 2,25 1,5 1,25 1,5 1,25 1,25 1
3.Составление предложений из слов в начальной форме 3,25 3,25 3,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2 2,25 1,75
4.Добавление предлогов в предложение 3,25 2,75 3,25 2,5 2 2 1,75 1,25 1,75 1
5.Образование сущ. Мн. ч. В И.п., Р.п. 6 4 4,75 4,25 3 3 2,5 2,5 2,25 2,25
Итого 3,8 3,2 3,6 2,75 2,3 2,2 2,1 1,8 1,9 1,6

Уровень сформированности словаря и навыков словообразования

1.Название детенышей животных 6 5,5 6 5,75 5,5 4,5 5,5 4,5 3 3

2.Образование прилагательных

а) относительных 5,75 5,5 5,75 5,5 5,25 4,5 4,5 4,25 3 2,75
б) притяжательных 3 2,75 2,75 2,75 2,75 2,25 2,25 1,75 1,75 1,75

3.Действие по предъявляемому предмету

а) Что делают? 3,5 3 3,5 2,75 3 2,75 2,5 2,5 2,25 2
б) Кто как голос подает 3,25 3 3 3 3 2,75 2,75 2,25 2,25 2

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
4.Образование         уменьшительно-ласкательных форм существительных 3,5 3,25 3,5 2,75 2,5 2,5 2,5 2 2,5 1,75
5. Скажи наоборот 3,5 3,25 3,5 2,75 2,75 2 2 1 1,25 1
6. Уровень обобщений 3 3 3 3 2,5 2,5 2,5 1,25 2,5 1
Итого 3,9 3,6 3,9 3,5 3,4 2,9 3 2,4 2,3 2

 

                                                      Приложение 4



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: