Исторически Россия почти всегда была страной, закрытой для иностранцев, и потому миграционный обмен с другими государствами мира происходил не спонтанно, а исключительно по «государеву дозволению» или в нарушение оного. Наиболее известные примеры такого дозволения: в XVIII–XIX вв. — приглашение в Россию немецких колонистов-меннонитов для заселения земель Новороссии, в XIX веке — разрешение селиться на территории империи представителям православных балканских народов (грекам, сербам, болгарам), в ХХ веке — переселение на Дальний Восток китайских и корейских рабочих для строительства Транссибирской магистрали.
Однако чаще иноплеменники попадали в Российскую империю по мере ее территориального расширения: финны, поляки, грузины, молдаване, аджарцы, азербайджанцы, армяне, казахи и народы Средней Азии становились российскими подданными, не меняя своего места жительства, а затем, обретя новую отчизну, расселялись за пределы своей исторической родины по всей территории России.
Авторы доклада отмечают особенности формирования русского национального государства (через политику инкорпорации и натурализации иноплеменников) в различные исторические периоды, иллюстрирующие гибкость государственной политики по отношению к «чужим» территориям и «чужому» населению, входящему в состав Империи:
— в XIII-XVI вв. более трети дворянских родов России имели татарские корни;
— свой язык и исповедание ислама не являлись препятствием положительной комплементарности русского и тюркских этносов;
— в XVI-XVIII вв. интеграция в состав Русского государства финно-угорских и тюркских народов европейского Севера, Поволжья, Урала и Сибири происходила как через их культурно-языковую ассимиляцию, посредством обращения в православие, так и через гражданскую натурализацию, с распространением на них всех прав и обязанностей русских подданных;
— в XVIII веке население балтийских провинций России было в разной степени подвергнуто ассимиляции немцами, шведами, поляками, но только не основным государствообразующим этносом Российской империи;
— в 1809 г., с присоединением Финляндии, на «финляндских уроженцев» не были распространены подати и повинности, которые несло остальное население Империи, а русские подданные в Финляндии были, по сути, приравнены к иностранцам;
— было решено отказаться от полной натурализации горского населения Северного Кавказа, плохо вписывавшегося в существовавшую в России гражданско-правовую систему;
— во второй половине XIX века, при включении в состав Российской Империи территорий Степного края (современный Казахстан) и Средней Азии, даже не предпринимались попытки натурализации «туземного» населения и распространения на него норм общероссийского законодательства.
С XIX века характер русской колонизации коренным образом меняется по двум основным причинам: приняв обширные территории Закавказья, Средней Азии и Казахстана, Россия перешагнула естественные ландшафтные границы ареала расселения русского этноса, а выйдя за пределы естественного ареала расселения, русские столкнулись с этносами, имевшими совершенно иную культурно-историческую традицию, а нередко и отрицательную комплементарность. В результатеземли и народы, включенные в Российскую Империю в разные исторические периоды, получили различный политико-административный и гражданский статус. С административно-правовой точки зрения, Российская империя стала представлять собой сложную мозаику земель и народов.
Принципиально новый период натурализационной политики начался с отречением от престола Николая II. Именно Временному правительству принадлежит честь распространения гражданских прав на всех бывших подданных упраздненной, но не исчезнувшей Империи.
В советский период программа колонизации была наполнена новым содержанием. Вместо «трудовых навыков русского крестьянства» главную роль стали играть рабочие, научные, инженерные и управленческие квалификации. Масштабная индустриализация, научно-техническая революция и энтузиазм советского человека позволили продолжить освоенческий процесс окраин на совершенно иной основе.
В период до Великой Отечественной войны наиболее масштабные миграционные потоки были направлены в восточные районы России, что определялось задачами хозяйственного освоения последних и нередко носило насильственный характер (перемещения заключенных, высланных, депортированных). В послевоенные годы миграционные потоки сопровождали интенсивное хозяйственное освоение Казахстана (распашка целинных земель), а также индустриализацию неславянских республик СССР, что привело к формированию стабильного оттока населения из РСФСР.
Ситуация стала меняться на рубеже 1960–70-х гг., а с начала 70-х и до настоящего времени РФ сохраняет положительный миграционный баланс.
Иной пространственный рисунок имели эмиграционные потоки:
— крестьянская и казачья колонизация южных и восточных окраин и старообрядческая (после церковного раскола XVII века) западных территорий опережала вхождение этих земель в состав Русского государства; неоднократно государство «догоняло» своих бывших подданных, пытавшихся избежать его тяжелой десницы, и новые земли входили в состав Российской империи вместе с потомками русских эмигрантов;
— в XIX веке имела место массовая безвозвратная эмиграция в «добровольно-принудительном порядке» адыгских племен западной части Северного Кавказа; аналогичным образом крымские татары и ногайцы покинули пределы Империи несколькими волнами: после покорения Крыма в конце XVIII века и по окончании Крымской войны в середине XIX-го;
— в XIX веке начался один из наиболее значительных эмиграционных процессов в истории России, продолжившийся и в первые десятилетия ХХ века, — выезд населения в Северную Америку; большую часть эмигрантов, направлявшихся в США, составило еврейское население западных губерний Российской империи;
— в результате Гражданской войны эмиграционная волна вынесла за пределы страны, по разным оценкам, от 2 до 5 млн. человек.
Опустившийся «железный занавес» свел на нет возможность внешней миграции. Миграционные процессы стали развиваться исключительно внутри государственных границ СССР. Снятие сословных и этнических ограничений, существовавших в Российской империи, формальное уравнивание в правах всех граждан страны Советов способствовали интеграции населения иноэтничных окраин, его социокультурной переработке. Но если проблема натурализации «инородцев», проживавших на территории бывшей Российской империи, в правовом отношении была решена сравнительно легко, то государственная политика по стиранию национальных различий и стандартизации образа жизни населения СССР имела неоднозначные последствия, наиболее негативные из которых в полной мере проявились после распада Союза.






