Античный идеализм: Пифагор, Сократ, Платон

Идеализм (от греч. idea – идея) – категория философского дискурса, характеризующая мировоззрение, которое либо отожествляет мир в целом с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания, а внешний мир считает проявлением духовного бытия, универсального сознания, абсолюта. (5, с. 73) Термин “идеализм” ввел Г.В. Лейбниц. Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле.

Уже первые философские школы древней Греции 6 в. до н. э. вели острую идеологическую борьбу: материалистические школы Милета и Эфеса боролись с пифагорейской и элейской школами философии, которые обнаруживали идеалистические тенденции. В 5-4 вв. до н. э. эта борьба первых философских школ сменилась еще упорной и глубокой борьбой между материалистическими и идеалистическими школами, между “линиями Демокрита” и “линией Платона”.

В отличие от античных материалистов, которые были противниками объяснения явлений природы божественных сил, идеалисты древней Греции, наоборот, тяготели к мифологии в ее теологическом изменении.

  К источникам античного идеализма относятся также восточные религиозные учения, которые перенесенные на греческую почву, оказали влияние на идеалистические учения древних греков.

Идеалисты защищали как теоретически, так и в политической практике рабовладельческое государство в его аристократической или монархической форме.

Рассмотрим учения философов античного идеализма: Пифагора, Сократа, Платона.

Пифагор ( ок.570 до н.э.-ок 497 – древнегреческий философ, ученый, религиозно-нравственный реформатор и политик. Родина Пифагора о. Самос. Ок. 532 Пифагор покидает Самос из-за тирании Поликрата и поселяется в Кротоне. Благодаря своим талантам и красноречию он нашел здесь немало сторонников, которые образовали гетерию (неформальное политическое общество).Эта гетерия, ставшая вместе с тем ядром философской и научной школы, добилась политического господства в Кротоне. В ходе демократического движения гетерия перестала существовать, далее пифагореизм существует как научно-философская школа и особый образ жизни.

Сравнительно надежно к Пифагору можно отнести лишь отдельные идеи и открытия. Его интересы лежат в той же области, что и у ионийцев: космология, астрономия, математика. Космогония Пифагора объясняла зарождение мира взаимодействием двух начал, “предела” и “беспредельного”. Последнее отождествлялось с пустотой и одновременно с бесконечной пневмой, воздухом, окружавшим космос. Космос “вдыхает” внутрь себя пневму, где она ограничивается “пределом”, и кладет начало новым вещам. Противоположные начала, придавшие динамизм этой космогонии, играют важную роль как у пифагорейцев, так в античной философии в целом. Он положил начало канонической системе двух сфер, небесной и земной, разделил обе сферы на зоны.Согласно Аристотелю, Пифагор утверждал, что “человек создан богом для познания и созерцания”(5,с.236), ему приписывают и авторство термина “философия”, понимаемой как предпочтение жизни, посвященной познанию. 

“Все есть число” – вот исходная позиция Пифагора. Ему принадлежит доказательство теоремы Пифагора и метод “пифагоровых троек”, созданная им теория пропорций стала связующим звеном между всеми точными науками. Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства, что способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления. Пифагорейцы одними из первых тонко осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Важно подчеркнуть, что пифагорейцы хоть и абсолютизировали числа, достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает собой все сущее, прежде всего явления Космоса. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью.

Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других, животворяя их телесность.

Идеи гармонии, порядка и соразмерности играли важную роль в этическом учении пифагореизма. Но поскольку Пифагор ничего не писал, а источники о раннем этапе пифагореизма малочисленны и противоречивы, пифагорейский вопрос, возникший в 19 в., окончательно не решен и поныне. Его основной аспект: каково соотношение в нем научно-философского и религиозного? В чем заключалась суть религиозно-нравственной реформы, предложенной Пифагором, остается загадкой. Он не вводил новых богов, ни новых культов, даже приписываемые ему суеверия по большей части традиционны. Вполне вероятно, что Пифагор лишь перегруппировал традиционные ценности, сделав акцент на сознательном отношении к ним. Почитание богов и родителей, нравственная и телесная чистота, верность дружбе и др. Он придал этим вещам новый смысл и укрепил их своим авторитетом, знавшего и умевшего больше других.

Поворотным пунктом в развитии античной философии явилисьвоззрения Сократа (469-399). Сократ из Афин – легендарный античный философ, воплощенный идеал мудреца в исторической памяти человечества. Учение Сократа было устным; все свободное время он проводил в беседах философских спорах на темы: что добро и что зло, что прекрасно, а что безобразно, что добродетель и что порок, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание.

Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать “лучшим”. C его точки зрения: “Худшее – это большинство!”(4,с.52). Сократ критически относился к афинской демократии и принятой практике решения серьезных вопросов большинством голосов.

Философия Сократа, которую сам он никому не предлагал и которая по существу совпадала с образом его жизни, на основании “Апологии Сократа” и ранних диалогов Платона, имеет следующие особенности:

 1) Ее разговорный (диалектический) характер.

2)Обращенность к духовному миру;

3)Этический рационализм, добродетель есть знание.  

        Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в  смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Свой метод собеседования Сократ называл майевтикой (“повивальным искусством”), имея в виду, что только помогает рождению знания, но сам не является его источником: “знающим” считался собеседник, а Сократ, оставаясь “незнающим”, оценивал это знание, в результате чего оно неизменно оказывалось ложным. В спорах Сократ пытался доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Сократ говорил, что ничего не знает, а его собеседники считали, что он притворяется. На самом деле Сократ хотел указать на ничтожность человеческого знания с божественной мудростью, сам не скрывая своего незнания, он хотел привести к такому же состоянию своих собеседников, так как никто из людей и не может быть мудр. Свое разоблачение неистинного знания (человеческого знания) Сократ рассматривал как служение Богу. Сократ явился провозвестников идеи личного Бога, т.е. монотеизма.

Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром была более отчетливо обозначена именно Сократом. Он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из ее бессмертия, что увязывалось с его верой в бога.

Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутреннее противоречие его души. Знаменитое изречение дельфийского оракула “Познай самого себя” Сократ понимал как призыв к моральному самосовершенствованию и видел в этом истинное религиозное благочестие. Главный смысл занятий философией – измениться самому, быть достойным и хорошим человеком.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. По Сократу, не только истинно моральное всегда сознательно, но и сознательное – всегда хорошо, а бессознательное плохо. Если кто-то поступает плохо, значит, он еще не знает, как надо поступить, когда его душа будет очищена от ложных предрассудков (в чем Сократ и видел свою миссию), в ней проявится природная любовь к добру, а добро самоочевидно. В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть демон-покровитель. Свой внутренний голос Сократ считал своеобразным оракулом, посредством которого бог сообщает ему свою волю – соответственно Сократ не мог ослушаться божественных указаний. Именно за это подозрительное с точки зрения государственной религии мнение в конце жизни Сократ был обвинен в нечестии.

То, что философия Сократа воплощена в самой его личности и в его собственном образе жизни было сформулировано только после того, как долгая жизнь Сократа закончилась неожиданным судом над ним. “Сократ первый показал, что во всякое время и во всяком возрасте, что бы с нами не происходило и что бы мы не делали, - в жизни всегда есть место философии”. (5,c.593)

Объективный идеализм зародился в мифах и религии, но рефлективную форму получил вфилософии. Материя на первых этапах понималась не как продукт духа, а как совечная ему бесформенная и бездуховная субстанция, из которой дух создает реальные предметы. Дух рассматривался, таким образом, не как создатель мира, а лишь как формообразователь. Именно таков идеализм Платона. Платон (427-347 до н. э.) – древнегреческий философ, великий мыслитель, ученик Сократа. В Афинах он организовал собственную школу или, скорее, общину желающих вести философский образ жизни, по образу пифагорейских. Школа Платона (Академия) практически сразу стала центром философского исследования и воспитания.

По Платону Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей, вечных, нетленных. Идея – центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи – нечто среднее между бытием и небытием. Как тени относятся к реальным существам, их отбрасывающим, так вся область чувственно воспринимаемого относится к вещам умопостигаемым (по греч. идея означает то, что видно не просто глазом, а умным глазом), и в той же мере идея – источник бытия эмпирической вещи. “Большим и малым” Платон называет принцип, в силу которого эмпирический материальный мир отличается от мира идеального. Т.е. для материального можно применить градацию, а для идеи нет, нельзя быть в большей или меньшей степени равным или неравным.  Платоновские идеи – дискретны, определенны, тождественны себе, также они просты, неизменны, вечны. Душа бессмертна, поскольку проста и не имеет частей. Кроме того, идеи – ценности. Чаще всего, у Платона рассматриваются такие идеи, как красота, справедливость, благоразумие, добродетель. Помимо определенности, простоты, вечности и ценности платоновскую идею отличает познаваемость. Платон различает собственно знание и мнение. Относительно эмпирических вещей возможно только мнение. Знание не основывается на данных ощущения, не бывает ложным, не может относиться к эмпирии.

В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь. Идеи трактовались как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления. Высшая идея – это идея абсолютного добра, своего рода мировой Разум.

Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой, которое есть в наших душах. Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов. Он ее считал очень важным условием сохранения общественного миропорядка.

Теория идей у Платона возникла на осознании того, что такое вещи и что возможно познавание. Поэтому он понимал невозможность полного отделения царства идей от самых обыкновенных материальных вещей. В античной философии до Платона не существовало понятия “идеальное” в собственном смысле этого слова. Платон же обозначил идеи как изначально отдельное от чувственного мира, самостоятельное бытие. Это является, в сущности, удвоением бытия, что составляет суть объективного идеализма.

Философия Платона, также как и Сократа, почти вся пронизана нравственными проблемами. Он рассматривает такие вопросы как природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Идеал абсолютной объективной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противопоставляется приятному. Этот идеал правды приводит Платона к признанию иного сверхчувственного мира, где эта правда живет и раскрывается во всей своей истинной полноте. По Платону, чувственный мир несовершенен – он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы освободить свою душу от всякого телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным.

Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека пребывает до его рождения в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Разумная часть души – основа добродетели и мудрости, пылкая – мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.  

Платон подробно разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Он анализировал диалектику понятий, предложил первую систему из пяти основных категорий: сущее, движение, покой, тождество, различие. Платон отличал знание от субъективного ощущения. Связь, вносимая нами в суждения об ощущениях, не есть ощущения: чтобы познавать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его. По Платону получается, что нашей субъективной мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас. В этом-то и состоит суть его объективного идеализма.   

Платон – великий мыслитель, все его философствование является выражением его жизни, а его жизнь – выражение его философии.

 

 

Заключение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: