Специфика профессиональной деятельности социального педагога

 

Социально-педагогическая деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, из которой она выделилась, однако имеет и свою специфику. Чтобы выявить ее отличительные особенности, рассмотрим эти виды деятельности в сопоставлении.

Педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых  [5, с.22].

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется педагогами – работниками дошкольных учреждений, учителями, преподавателями профессиональных учебных заведений и др. - в образовательных учреждениях различных типов и видов: дошкольных, общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального и дополнительного образования и др. Деятельность в таких учреждениях носит нормативный характер, поскольку она регламентирована образовательными стандартами, учебными планами, программами, предполагает использование установленных форм и средств обучения и воспитания, методической литературы и других атрибутов образовательного процесса.

Педагогическая деятельность имеет непрерывный, планомерный характер, поскольку все дети обязательно должны пройти определенные образовательные уровни, т. е. она равно направлена на всех детей. Кроме того, объектом педагогической деятельности могут быть и взрослые, как, например, в системе профессионального образования.

Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе  [5, с.24].

Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.

Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.

Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:

· деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;

· деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:

· непосредственную работу с ребенком;

· посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.

По содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна.

М.А.Галагузова отмечает, что выделение ее разновидностей с точки зрения содержания имеет важное значение не только для развития науки и практики, но и для профессиональной подготовки социальных педагогов, так как это даст надежный критерий и для выделения специализаций. Однако в настоящее время это задача непростая, поскольку сфера практической социально-педагогической деятельности находится в стадии становления и не охватывает все потенциально возможные области ее применения  [5, с.29].

Теоретически можно предположить, что профилактическая деятельность должна осуществляться во всех учреждениях и организациях, где проводится массовая работа с детьми. С этой точки зрения могут быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:

· социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;

· социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;

· социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;

· социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей;

· социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

Работа по социальной реабилитации детей, имеющих отклонения от нормы, должна быть содержательно ориентирована на различные категории таких детей, что дает основание выделить несколько видов социально-педагогической деятельности, каждый из которых требует применения особых, специфических подходов, методик и технологий:

· социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии;

· социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими педагогические отклонения;

· социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей;

· социально-педагогическая деятельность с детьми отклоняющегося (девиантного) поведения  [5, с.30-31].

Каждый социальный педагог должен иметь представление обо всех видах социально-педагогической деятельности, хотя в своей практической работе он скорее всего будет осуществлять лишь несколько из них, может быть даже какой-то один, что зависит от специфики того учреждения, где он будет работать.

Социальный педагог – специалист в области социально-педагогической деятельности и социального воспитания [22, с.199]

В профессиональной деятельности социального педагога следует выделить главные направления. Это его практическая, образовательная и исследовательская деятельность.

Практическая деятельность сводится к решению проблем ребенка, а также к координации деятельности различных ведомственных служб в оказании ему помощи.

Социальный педагог должен постоянно совершенствовать свое мастерство, заниматься самообразованием, пополнять знания. В этом состоит его образовательная деятельность.

Практическая деятельность социального педагога начинается с исследовательской работы, анализа, изучения ребенка, семьи, психологических и возрастных особенностей всех, с кем ему необходимо работать. Он изучается задатки и способности ребенка, его интересы, условия жизни, моральный климат его ближайшего окружения, его положительные и отрицательные качества, обстановку в семье, в школе, его физическое и психическое здоровье  [3, с.8-9].

Методы работы социального педагога могут быть групповыми и индивидуальными, но, работая с группой, педагог в первую очередь имеет дело с личностью ребенка. Ученые классифицируют методы социального воспитания, определив их как способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и ее культурно-образовательной средой, обеспечивающие формирование социально значимых отношений и качеств личности  [11, с.12].

Деятельность социального педагога осуществляется, как правило, методами общей педагогики (воспитания и обучения) – убеждением, научением, побуждением, поддержкой и др., что является отражением общепедагогических функций в социальной педагогике; ее собственными методами (уточнение которых является одной из актуальных задач науки).

Социальный педагог обязан делать следующее: вести работу по созданию условий для полноценной социализации, развития и воспитания ребенка в сфере ближайшего окружения, учебно-воспитательном учреждении, семье, по месту жительства, в детских формированиях; осуществлять процесс социального воспитания, участвуя в создании и реализации региональных программ; защищать права и интересы детей и молодежи; обеспечивать социально-педагогическую помощь и поддержку семье, вести работу с семьями групп социального «риска»; организовывать учет детей и молодежи, которые испытывают трудности в социализации, нуждаются в опеке и попечительстве, находятся в экстремальных ситуациях, принимать адекватные меры по оказанию им социально-педагогической помощи; осуществлять работу по профилактике и предупреждению правонарушений, преступлений, наркомании, СПИДа и т.д.; содействовать внедрению в жизнедеятельность детей, молодежи, семей и всего населения здорового образа жизни; обеспечивать социально-педагогическую помощь и поддержку детям, имеющим особенности в психофизическом развитии, способствуя их социальной адаптации, оказывать помощь детям и молодежи в организации и осуществлении социально значимой деятельности и инициатив, свободного времени и досуга, содействовать их социальному самоопределению, трудоустройству, оздоровлению; вести консультационную работу с различными группами детей и молодежи, отдельной личностью, семьей; налаживать взаимодействия и взаимоотношения с органами власти, местного самоуправления, различными ведомствами, учреждениями и предприятиями в целях разрешения социально-педагогических проблем отдельной личности и социума. Социальный педагог обязан постоянно повышать свое профессиональное мастерство и компетентность [20, с.199-200]

Таким образом, специфика профессиональной деятельности социального педагога заключается в том, что она осуществляется в открытом социуме, «на улице», в сфере ближайшего окружения личности. При этом главная задача социального педагога – способствовать активизации воспитательных сил общества, оказанию педагогически ориентированной помощи и поддержки личности в ее социализации, освоении социокультурных ценностей и норм, подготовке к жизни. Основной лейтмотив помощи – содействие саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию человека, семьи.

Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь и поддержку, реализует, по мнению А.С.Никончук, следующие функции:

· воспитательную – обеспечение процесса социального воспитания, целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей, взрослых в социуме, по месту жительства, в детских формированиях, совершенствование воспитательного потенциала микросреды, распространение педагогических знаний и образованности среди различных категорий населения;

· диагностическую – изучение медико-психолого-педагогических и возрастных особенностей личности, ее интересов и потребностей, направленности влияний условий жизни, социума, круга общения, семьи, учреждений образования и воспитания, средств массовой информации и т.п. на процесс социального становления личности;

· прогностическую – участие в прогнозировании и проектировании целевых комплексных программ социальной помощи и поддержки семьи, групп социального «риска», программ социального развития конкретного микросоциума;

· организаторскую – организация той или иной социально значимой деятельности, досуга детей, оздоровлении, работа по налаживанию взаимодействий с различными социальными институтами в целях разрешения социально-педагогических проблем;

· социально-терапевтическую – осуществление социально-терапевтической, психолого-педагогической, коррекционно-реабилитационной, предупредительно-профилактической помощи и защиты личности, охрана ее физического, психического и нравственного здоровья;

· охранно-защитную – осуществление защиты интересов и прав ребенка, семьи, социально уязвимых слоев населения, нейтрализация антипедагогического воздействия на растущую личность, обучение ее способам самозащиты;

· коммуникативную – обеспечение уважения человеческого достоинства, построение отношений с личностью на основе диалога, развитие контактов и взаимодействий с социумом, социальными институтами, участвующими в социальном формировании личности, привлечение к социально-педагогической деятельности помощников-добровольцев, волонтеров [16, с.175]

    Как отмечает Н.И.Мицкевич, специфика деятельности социального педагога предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, таких, как: гуманность, профессиональная компетентность, коммуникативность, честность и справедливость, деликатность, моральная ответственность, альтруизм, а также высокую общую и профессиональную культуру [13, с.18]

    Таким образом, социально-педагогическая деятельность – особый вид общественной и педагогической деятельности, которая осуществляется в условиях реальной среды и предполагает работу как с личностью, так и со средой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: