Особенности семейного консультирования

    Рассмотрим подробнее особенности социально-педагогического консультирования на примере семейного консультирования.

В посреднической работе социального педагога особое значение имеет социально-педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа социального педагога с семьей является обязательным компонентом его социально-педагогической деятельности со всеми категориями детей с проблемами, а иногда – и в профилактической работе.

Работая с семьей, социальный педагог выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник. Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывает об особенностях развития ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства, вопросам межличностного взаимодействия в семье, разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.

В практике социально-педагогической работы с семьей используются в основном две формы работы – краткосрочная и долгосрочная. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия.

   Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

   Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей. В центре этой модели находится требование к специалистам оказывать помощь в концентрации усилий на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать. Данная модель предписывает решать проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулировании возможностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

   К долгосрочным формам работы относится социально-педагогическое патронирование и надзор. Консультативная работа и образовательный тренинг являются универсальными, так как используются как в краткосрочных, так и в долгосрочных формах работы  [6, с.25].

   Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности социального педагога, на котором основывается система помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т.д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины указанных нарушений.

      Некоторые исследователи считают, что в основе диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения:

· теоретическое положение – причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать в особенностях детско-родительских отношений, стиле воспитания, а также в искажении процесса саморазвития;

· практическое положение – построение диагностики по принципу «ветвящегося дерева», то есть последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем этапе  [11, с.19].

   В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснованной, частично обоснованной и необоснованной. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста. Основное назначение диагностики – составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т. д.

      Работая с семьей, социальный педагог нередко прибегает к социальному патронажу или надзору. Социальный патронаж – это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа ограничен (4-9 месяцев). Одновременно социальный педагог может патронировать не более двух семей, и в то же время под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им ранее. Работа социального педагога в рамках патронажа включает несколько этапов. Однако границы этапов условны.

      1-й этап. Знакомство и заключение договора с семьей. Договор не имеет юридической силы. Его назначение – в определении круга прав и обязанностей членов семьи и социального педагога.

   2-й этап. Вхождение в семью, создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. Для поддержания мотивации необходимо привлечение лиц, пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи.

   3-й этап. Сбор и анализ информации о семье. Сопоставление информации, полученной из различных источников. По мере необходимости социальный педагог прибегает к консультативной помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации социальный педагог формирует отношения с семьей, определяет способы взаимодействия с ней и намечает планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.

   4-й этап. Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их породивших. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Социальный педагог может оказывать семье информационную и организационную помощь.

   5-й этап. Выход из семьи. По окончании интенсивного периода работы социальный педагог составляет карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Социальный педагог продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурно-образовательные и другие мероприятия  [17, с.33-34].

      Социальный педагог использует следующие формы надзора. Официальный надзор – это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органы опеки и попечительства, органы управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за деятельностью соответствующих социальных объектов. Неофициальный контроль – это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный надзор, осуществляемый социальным педагогом, не предполагает активных коррекционно-реабилитационных мероприятий со стороны специалиста; в этом его отличие от социального патронажа  [17, с.42].

Семейное консультирование представляет собой оказание социальным педагогом консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.

   Предметом социально-педагогического консультирования являются:

· в сфере жизнеобеспечения – трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т. д.;

· в сфере организации быта – организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т. д.;

· в сфере семейного здоровья – диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т. д.;

· в сфере духовного и морального здоровья – традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентации членов семьи и т. п.;

· в сфере воспитания детей – решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, педагогическая несостоятельность и неинформированность родителей;

· в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи – восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений  [6, с.17-18].

   В настоящее время наиболее распространенными являются следующие модели консультирования семьи: психоаналитическая, бихевиористическая, системная.

      Нарушения семейных взаимоотношений психоаналитическая модель рассматривает с точки зрения внутренней мотивации поведения супругов, большое значение придается влиянию родительской семьи на семейное поведение супругов.

   Согласно бихевиористической модели, консультирование по поводу нарушений в семейных взаимоотношениях должно быть направлено на изменение поведения партнеров с использованием методов научения.

   Системный подход основывается на принципах циркулярности, гипотетичности, нейтральности. Другими словами, невозможно понять проблему одного человека без анализа того, какое значение она имеет для остальных членов семьи. Еще до работы с семьей необходимо сформулировать гипотезу относительно смысла и цели семейной дисфункции; консультанту необходимо внимательно относиться к каждому члену семьи, понимать его и при этом никого не осуждать и не становиться на чью-либо сторону  [18, с.26].

   Л.А.Шелег отмечает, что можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы консультанта, характерных для любой модели консультирования. Выделение этапов в сложном процессе социально-педагогического консультирования носит условный характер:

1. Установление контакта. На этом этапе важно создание атмосферы поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентом.

2. Сбор информации. Уточняются проблемы семьи, то, как они видятся участникам процесса. Важно, чтобы консультант выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему могут помочь закрытые и открытые вопросы. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент не достигнут одинакового понимания проблемы.

3. Определение целей консультирования, психологический контакт. Целесообразно обсудить с клиентом, как он представляет себе результат консультирования. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у консультанта и клиента могут быть различными. После определения целей заключается контракт на консультирование, то есть стороны договариваются о правах и обязанностях, которые берут на себя.

4. Выработка альтернативных решений. Открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями. Консультант помогает обозначить членам семьи все возможные варианты решения проблемы и отобрать те из них, которые наиболее приемлемы с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменениям.

5. Обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультации результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии  [23, с.342].

   Таким образом, рассмотренные нами основные модели, формы и этапы социально-педагогической деятельности с семьей, прежде всего, способствуют, на наш взгляд, коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны в целом стабилизировать институт современной семьи. Изучение психолого-педагогической литературы, а также опыта социально-педагогической деятельности подчеркивает актуальность проблемы поддержки института современной семьи и позволяет назвать основные направления работы в этой области как на государственном, так и на общественном уровнях:

· упрочение положения семьи в условиях развития современного общества посредством разработки и внедрения законодательных, правовых, нормативных актов. На сегодняшний день в Республике Беларусь действуют следующие программы и законы: Президентская программа «Дети Беларуси», Кодекс «О браке и семье», Закон «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь», «О государственной поддержке детского и семейного отдыха» и многие другие;

· расширение сети семейных социальных служб, организация центров семейного отдыха, социально-педагогических центров, социально-психологических и юридических консультаций, кризисных центров для женщин и т.д.; работа различных общественных движений, целью деятельности которых является защита детства и материнства;

· диагностика семейного неблагополучия, его причин и истоков, прогнозирование последствий; на основе диагностических данных – разработка программ социально-педагогической поддержки, комплексное сопровождение проблемных семей.

   Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, опыта разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-педагогическая деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, из которой она выделилась, однако имеет и свою специфику.

Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.

Функционально социально-педагогическая деятельность осуществляется в сфере «человек-человек» с людьми, нуждающимися в помощи, и решает задачи социального обучения и социального воспитания для успешной интеграции человека в общество, как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений

Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.

Каждый социальный педагог должен иметь представление обо всех видах социально-педагогической деятельности, хотя в своей практической работе он скорее всего будет осуществлять лишь несколько из них, может быть даже какой-то один, что зависит от специфики того учреждения, где он будет работать.

История развития консультативной практики начинается значительно ранее того момента, когда она выделилась в самостоятельную сферу деятельности. Вместе с тем, теоретический анализ литературы свидетельствует об отсутствии четкого определения этого вида деятельности, трудно однозначно указать сферы его применения, поскольку термин «консультирование» уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики (педагогической, медицинской, психологической, социальной работы).

Однако мы выяснили, что в какой бы форме не осуществлялась консультативная помощь, она обладает одной общей характеристикой – направленностью на индивида.

Имея немедицинскую парадигму и заимствуя приемы и техники у психотерапии, любой вид консультирования ориентируется не на лечение, а на помощь здоровому человеку в преодолении его трудностей, нахождении выхода из затруднительных положений

В настоящее время различными учеными выделяется множество функций консультирования, в частности: социализирующая, просветительская, профилактическая, суггестивная, компенсационная. Однако все исследователи как главную выделяют функцию развития личности человека.

В рамках курсовой работы мы рассмотрели консультирование как звено социально-педагогической деятельности, являющейся разновидностью профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи человеку (и взрослому, и ребенку) в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта.

В процессе консультирования осуществляется социальное обучение и социальное воспитание. Особенности этих процессов заключаются в том, что сложное вхождение каждого человека в социум и дальнейшее его освоение, овладение опытом социальных действий требует зачастую вмешательства специалиста-профессионала. Прежде всего, это касается детей.

Рассмотренные нами во второй части курсовой работы основные модели, формы и этапы социально-педагогической деятельности с семьей, прежде всего, способствуют, на наш взгляд, коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны в целом стабилизировать институт современной семьи.

В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть, что актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, опыта разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирова­ние. – М.: Класс, 1999. – 208 с.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия,1999. – 240 с.

3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2004.

4. Вахромов Е. Консультирование в теории и в школе // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2001. - № 2. – С.13-17.

5. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. и др. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. ВЛАДОС, 2001. – 416 с.

6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Академия, 2004. – 210 с.

7. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Академия, 1996. – 320 с.

8. Липский И.А. Социальная педагогика: опыт моделирования и прогнозирования развития// Педагогика. – 2001. - № 8.

9. Липский И.А. Становление и развитие научных исследований в области социальной педагогики// Социальная педагогика. – 2002. - № 2.

10. Мардахаев Л.В., Липский И.А. Социальная педагогика: пути развития. – М., 1996.

11. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. – М., 1994.

12. Методические рекомендации по социально-педагогическим дисциплинам / Под ред.М.Б.Черновой, П.Р.Галузо, И.А.Карпюк. – Гродно: ГрГУ, 2000.

13. Мицкевич Н.И. Социальный педагог. Рефлексия деятельности и повышения квалификации // Сацыяльна-педагагічная работа. – 1999. - № 4. – С.18-20.

14. Мищик Л.И. Профессиональная подготовка социального педагога (педагогический, психологический и управленческий аспекты). – Киев, 1996.

15. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Под ред.В.А.Сластенина. – М.: Академия, 1999. – 390 с.

16. Никончук А.С. Профессиональная культура социального педагога. – Мн.: Вышэйшая школа, 2001. – 247 с.

17. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: Академия, 2004. – 380 с.

18. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 325 с.

19. Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы: Учебное пособие. – Новосибирск: НГУ, 1999. – 265 с.

20. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И.Калачевой. – Мн.: Харвест, 2003. – 250 с.

21. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общ.ред.М.А.Галагузовой. – М., 2000.

22. Социальная работа / Под ред. В.А.Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 575 с.

23. Шелег Л.А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности // Тезисы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005 г.). В 3 ч. Ч. 3 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. – М., 2005. – 560 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: