Расширение масштаба работы

Одним из методов, способствующих процессу увлекательности работы, является Расширение её масштаба, который заключается в разграничении и увеличении количества функций, выполняемых человеком, с целью повышения увлекательности и разнообразия действий, кроме того, данное направление мотивирования порою приводит к сокращению утомляемости, повышению внимательности и увеличению срока обучения процессу работы, но иногда расширение масштаба подкрепляется и негативными последствиями, в случаях, когда, например, работники воспринимают возложенные на них новые функции или обязанности как дополнительную нагрузку к их обыденной деятельности, отнимающие их свободное время, что способствует нарастанию неудовлетворения.

Анализируя данную модель, можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому принятие решений по внедрению мер расширения масштаба работы следует рассматривать с большой долей внимания:

· Большее концентрирование внимания на скорости работы человека, нежели какой-либо автоматизированной машины.

· Соблюдение баланса полученной пользы и потери в результате произведённых действий.

· Обучение человека или же работника новым навыкам, что способствует большей мотивации к работе, её увлекательности.

Эти и другие рекомендации используются в современной практике принятия управленческих решений с целью повышения уровня заинтересованности человека в его работе.

 

Ротация работы

Другим способом, повышающим мотивацию к работе, является её ротация, принцип которой лежит в изменении структуры и рода деятельности. Данный метод очень схож с моделью расширения масштаба работы, но отличается не простым добавлением функций к уже имеющейся работе, а смене её направления. Если же, например, вся работа в организации является однотипной и неинтересной, то принцип ротации не принесёт должного успеха, в этой связи следует рассмотреть более эффективные модели, опирающиеся на качественные параметры, такие как отношения и сложность.



Обогащение работы

Модель Обогащение работы опирается на принципы добавления к работе человека функций планирования, контроля, оценки и организации собственной работы, что свидетельствует о качественных критериях (сложность и отношения). Существуют различные методы обогащения работы, которые зависят от её конкретных характеристик:

1. Установление отношений с потребителем – человек должен быть в тесной связи с получателем его продукта или услуги, а так же решать все возникающие вопросы непосредственно с ним.

2. Планирование собственной работы – возможность человека планировать свою работу, устанавливать индивидуальный график и темп выполняемой деятельности, в пределах временных рамок, предусмотренных руководством.

3. Человек как собственник процесса работы – степень осознания человеком влияния в создании производимого продукта, которая определяется тем, насколько он принял участие в завершающей стадии производства, и чем больше функций человек выполняет по отношению к воплощению продукта его усилий в жизнь, тем значительней он воспринимает свою ответственность и значимость реализованной работы.

4. Обратная связь – возможность человека получать прямую и незамедлительную информацию о результатах его работы, что даёт ему возможность внести некоторые коррективы.

5. Изучение нового – человек может получать ощущение роста за счёт изучения чего-то нового: функций, обязанностей, что должно подкрепляться соответствующим карьерным и профессиональным продвижением.

6. Уникальность работы – придание работе некой специфичности, редкости, которая бы также способствовала повышению заинтересованности работника.

Данная модель позволяет сконцентрировать особое внимание на повышении профессионального уровня, внимания и консультирования работников, что благотворно сказывается на процессе работы.

 

Социотехническая система (групповая деятельность)

Неотъемлемой частью модели Социотехнической системы является групповая работа, которая основывается на делегировании полномочий не каждому человеку в отдельности, а всей группе в целом. Помимо технологической базы важное место занимает и социальная система, включающая такие факторы как:

· Индивидуальное и групповое влияние.

· Организационная культура.

· Руководство и управление.

· Прочие внутриорганизационные факторы.

Именно эти моменты и влияют как на каждого человека в отдельности, так и на всю рабочую группу, формируя их отношение к выполняемой деятельности и организации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: