Результаты дивергентного анализа эмпирических данных

 

Дивергентный анализ позволяет выявить наиболее значимые различия во взаимосвязях между структурами, образованными показателями представленных качеств исследуемых групп.

Дивергентный анализ показал наличие достоверных различий между структурами групп по взаимосвязям:

№8 «коррекция» и №14 «самоценность». Взаимосвязь данных показателей в первой группе прямая, но не достоверная (р<0.05), во второй группе прямая достоверная (р=0.01).

№11 «самоуверенность» и №13 «зеркальное «Я»». Взаимосвязь данных показателей в первой группе обратная, но не достоверная (р<0.05), во второй группе прямая достоверная (р=0.01).

№11 «самоуверенность» и №19 «оригинальность». Взаимосвязь данных показателей в первой группе прямая (р=0.01), во второй группе прямая, но не достоверная (р<0.05).

№14 «самоценность» и №22 «любознательность». Взаимосвязь данных показателей в первой группе обратная (р=0.01), во второй группе прямая, но не достоверная (р<0.05).

Таким образом, данные дивергентного анализа позволяют сделать следующие выводы:

Для первой группы характерны самоуверенность, дающая представление о себе как о самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать при высоких показателях оригинальности. Также для первой группы характерна самоценность, отражающая заинтересованность в собственном «Я», любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно прилагаемую ценность своего «Я» для других при высоком показателе любознательности.

Для второй группы характерны изменения реальных действий, поведения, общения, переживаний, а также самой системы самоуправления при высоких показателях самоценности. Также для второй группы характерна самоуверенность при представлении субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание.

 

ВЫВОДЫ

 

На основе теоретического исследования креативности как профессионально значимого качества можно сделать следующие выводы:

- творчество является профессионально значимым качеством работников салона красоты и обуславливает его развитие и саморазвитие;

- у творческих людей прослеживается тесная взаимосвязь с личностными характеристиками, такими как: большим желанием экспериментировать и накапливать опыт, учиться, большими умственными способностями, гибкостью и независимостью мышления, свободой от внутренних самоограничений, высокой творческой энергией.

- характеристики креативности присущие работникам салона красоты присущи так же профессиям, связанным с системой «человек-художественный образ», вследствие чего можно данную профессию отнести к системе и «человек-человек» и «человек-художественный образ».

 

На основе эмпирического исследования креативности как профессионально значимого качества можно сделать следующие выводы:

- при равном развитии общей способности к самоуправлению, более творческие люди отличаются меньшей способностью к планированию, то есть планирование не всегда присуще их поведению и действиям;

- для обеих групп характерны высокие показатели самоценности и самопринятия, т.е. заинтересованность в собственном «Я» и одновременно предполагаемой ценности своего «Я» для других и соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, безусловному принятию себя, даже с некоторыми недостатками. Наряду с этим, для более творческих людей характерно еще и саморуководство, т.е. отчетливое переживание собственного «Я» как внутреннего стержня, интегрирующего и организующего его личность и жизнедеятельность;

- у более творческих людей частные показатели креативности имеют тоже высокие значения, а у другой группы, имеющей показатели креативности средние, наблюдается тенденция к выбору сложных задач и их решение при менее развитом воображении;

- более творческие люди характеризуются большей конфликтностью, что свидетельствует о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой;

- на основании линейной корреляции у более творческих людей выявлена прямая взаимосвязь с самоуверенностью и самообвинением, обратная с открытостью, кроме того, в плеядах показательна взаимосвязь творческих характеристик с характеристиками самоотношения и общим показателем самоконтроля, в то время как в сфере показателей самоконтроля существуют только внутренние взаимосвязи. Во второй группе прослеживается другая картина: здесь больше всего внутренних взаимосвязей в области самоконтроля, где находится системообразующий показатель – прогнозирование, который взаимосвязан и с творческими характеристиками и со сферой самоотношения;

- дивергентный анализ выявил основные различия между группами, которые заключаются в следующих взаимосвязях: для творческой – оригинальность-самоуверенность и любознательность-самоценность, для другой – коррекция-самоценность и самоуверенность-зеркальное «Я».

На основании исследования можно сказать, что работники салона красоты обладают уровнем креативности не ниже среднего, т.е. от средних значений (верхняя граница нормы) до высоких по общему показателю и обусловлены различными личностными характеристиками.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Данная работа посвящена исследованию уровня креативности работников салона красоты и его взаимосвязи с характеристиками личности.

В результате эмпирического исследования, проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы:

- творчество является профессионально важным качеством для работников данной сферы и обуславливается следующими характеристиками: общая способность к самоуправлению, самоценность, самопринятие, саморуководство,  оригинальность, уникальность, рискованность, любознательность, сложность задач, воображение, внутренняя конфликтность;

- существует как прямая, так и обратная взаимосвязь уровня креативности и самоотношения, самоконтроля.

 

С целью повышения общего уровня профессионализма и развития творческих способностей работников салона красоты можно рекомендовать следующее:

- обратить внимание сотрудников на эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира и представление о безусловном, эмоциональном принятии себя со своими достоинствами и недостатками;

- для работников с высоким творческим потенциалом стимулировать работу с любознательностью и оригинальностью;

- для работников со средним творческим потенциалом вести работу с коррекцией реальных действий, поведения, общения, переживаний, а также с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: