Дивергентный анализ позволяет выявить наиболее значимые различия во взаимосвязях между структурами, образованными показателями представленных качеств исследуемых групп.
Дивергентный анализ показал наличие достоверных различий между структурами групп по взаимосвязям:
№8 «коррекция» и №14 «самоценность». Взаимосвязь данных показателей в первой группе прямая, но не достоверная (р<0.05), во второй группе прямая достоверная (р=0.01).
№11 «самоуверенность» и №13 «зеркальное «Я»». Взаимосвязь данных показателей в первой группе обратная, но не достоверная (р<0.05), во второй группе прямая достоверная (р=0.01).
№11 «самоуверенность» и №19 «оригинальность». Взаимосвязь данных показателей в первой группе прямая (р=0.01), во второй группе прямая, но не достоверная (р<0.05).
№14 «самоценность» и №22 «любознательность». Взаимосвязь данных показателей в первой группе обратная (р=0.01), во второй группе прямая, но не достоверная (р<0.05).
Таким образом, данные дивергентного анализа позволяют сделать следующие выводы:
|
|
Для первой группы характерны самоуверенность, дающая представление о себе как о самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать при высоких показателях оригинальности. Также для первой группы характерна самоценность, отражающая заинтересованность в собственном «Я», любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно прилагаемую ценность своего «Я» для других при высоком показателе любознательности.
Для второй группы характерны изменения реальных действий, поведения, общения, переживаний, а также самой системы самоуправления при высоких показателях самоценности. Также для второй группы характерна самоуверенность при представлении субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание.
ВЫВОДЫ
На основе теоретического исследования креативности как профессионально значимого качества можно сделать следующие выводы:
- творчество является профессионально значимым качеством работников салона красоты и обуславливает его развитие и саморазвитие;
- у творческих людей прослеживается тесная взаимосвязь с личностными характеристиками, такими как: большим желанием экспериментировать и накапливать опыт, учиться, большими умственными способностями, гибкостью и независимостью мышления, свободой от внутренних самоограничений, высокой творческой энергией.
- характеристики креативности присущие работникам салона красоты присущи так же профессиям, связанным с системой «человек-художественный образ», вследствие чего можно данную профессию отнести к системе и «человек-человек» и «человек-художественный образ».
|
|
На основе эмпирического исследования креативности как профессионально значимого качества можно сделать следующие выводы:
- при равном развитии общей способности к самоуправлению, более творческие люди отличаются меньшей способностью к планированию, то есть планирование не всегда присуще их поведению и действиям;
- для обеих групп характерны высокие показатели самоценности и самопринятия, т.е. заинтересованность в собственном «Я» и одновременно предполагаемой ценности своего «Я» для других и соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, безусловному принятию себя, даже с некоторыми недостатками. Наряду с этим, для более творческих людей характерно еще и саморуководство, т.е. отчетливое переживание собственного «Я» как внутреннего стержня, интегрирующего и организующего его личность и жизнедеятельность;
- у более творческих людей частные показатели креативности имеют тоже высокие значения, а у другой группы, имеющей показатели креативности средние, наблюдается тенденция к выбору сложных задач и их решение при менее развитом воображении;
- более творческие люди характеризуются большей конфликтностью, что свидетельствует о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой;
- на основании линейной корреляции у более творческих людей выявлена прямая взаимосвязь с самоуверенностью и самообвинением, обратная с открытостью, кроме того, в плеядах показательна взаимосвязь творческих характеристик с характеристиками самоотношения и общим показателем самоконтроля, в то время как в сфере показателей самоконтроля существуют только внутренние взаимосвязи. Во второй группе прослеживается другая картина: здесь больше всего внутренних взаимосвязей в области самоконтроля, где находится системообразующий показатель – прогнозирование, который взаимосвязан и с творческими характеристиками и со сферой самоотношения;
- дивергентный анализ выявил основные различия между группами, которые заключаются в следующих взаимосвязях: для творческой – оригинальность-самоуверенность и любознательность-самоценность, для другой – коррекция-самоценность и самоуверенность-зеркальное «Я».
На основании исследования можно сказать, что работники салона красоты обладают уровнем креативности не ниже среднего, т.е. от средних значений (верхняя граница нормы) до высоких по общему показателю и обусловлены различными личностными характеристиками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Данная работа посвящена исследованию уровня креативности работников салона красоты и его взаимосвязи с характеристиками личности.
В результате эмпирического исследования, проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы:
- творчество является профессионально важным качеством для работников данной сферы и обуславливается следующими характеристиками: общая способность к самоуправлению, самоценность, самопринятие, саморуководство, оригинальность, уникальность, рискованность, любознательность, сложность задач, воображение, внутренняя конфликтность;
- существует как прямая, так и обратная взаимосвязь уровня креативности и самоотношения, самоконтроля.
С целью повышения общего уровня профессионализма и развития творческих способностей работников салона красоты можно рекомендовать следующее:
- обратить внимание сотрудников на эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира и представление о безусловном, эмоциональном принятии себя со своими достоинствами и недостатками;
- для работников с высоким творческим потенциалом стимулировать работу с любознательностью и оригинальностью;
- для работников со средним творческим потенциалом вести работу с коррекцией реальных действий, поведения, общения, переживаний, а также с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.