Приемы и упражнения, направленные на создание благоприятного психологического климата для всех участников коллектива

· включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства;

· использование игры;

· формирование общих традиций;

· создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий,

· наличие активной - позиции педагога по отношению к классному коллективу;

· привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива

· "Мой любимый. "

Цель: помогает узнать интересы одноклассников и самим психологически перед ними раскрыться.

Все ребята и учитель садятся в круг. Учитель берет мяч и называет любую тему, например "еда". После этого он озвучивает его любимый предмет по этой теме, например "макароны", и бросает мяч любому ученику, который должен называть свой любимый предмет по этой теме и передать мяч дальше. После некоторого времени можно поменять тему.

· "А вы когда-нибудь делали это?"

Цель: нахождение общего в интересах и увлечениях между учениками

Составьте список из 30 занятий, которые могли совершаться вашими учениками: езда верхом на лошади, пение на сцене, плавание и так далее. Раздайте листок со списком каждому ученику. После этого необходимо пройтись по каждому пункту и выяснить, кто из ребят когда-либо занимался тем или иным занятием, а затем занести его имя в список.

После того, как список будет согласован с именами ребят, вы можете взаимно обсудить его и подчеркнуть, что у каждого ученика есть много общего с интересами класса.

· Три лучшие черты

Цель: развивает способность находить достоинства в одноклассниках.

Раздайте каждому ученику листок, на котором он должен написать свое имя в самом верху. После этого ребята должны передать листок соседу по парте (или ученику за следующей партой), а тот, в свою очередь, должен написать три положительные черты, которые он видит во владельце листка. После того, как листок вернется его хозяину, вы можете начать зачитывание (если посчитаете нужным).

· Семейный очаг

Цель: развитие навыков конструктивной критики, умение объективно оценивать свои успехи и радоваться успехам других детей.

В конце недели после последнего урока (или в конце классного часа) сядьте с ребятами в круг (если это возможно) и проведите игру-беседу "семейный очаг". Обсудите с учениками то, чем вы или они собираетесь заниматься на выходных, вспомните школьные события недели или мировые новости, расскажите друг другу анекдоты. В конце беседы выберите "ученика недели": пускай ребята озвучат кандидатуры и проведут голосования (без права голоса за прошлого победителя). Наградите "ученика недели" благодарностью или символическим подарком.

При проведении игры постарайтесь сделать так, чтобы ребята не видели ответов одноклассников. Также имеет смысл задуматься о том, что именно вы должны получить листок в последнюю очередь, чтобы избежать возможных негативных записей.


Приложение 13

 


Правила общения с подростком для родителей

Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!"

Правило 2. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Правило3. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило 4. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".

Правило 5. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Правило 6. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица, о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Правило 7. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

Правило 8. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

Правило 9. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.

Правило 10. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Правило 11. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

Правило 12. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно‑разъяснительным, чем повелительным.

Правило 13. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.


Приложение 14

 


Как слушать ребенка

Что такое "активное слушание" и когда надо слушать ребенка?

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями - показать, научить, направить - ему не поможешь. В таких случаях лучше всего. его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ "помогающего слушания", иначе его называют " активным слушанием".

Что же это значит - активно слушать ребенка? Начнем с ситуаций.

Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: "Он отнял мою машинку!".

Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: "Больше я туда не пойду!".

Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать "эту уродскую шапку".

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать - это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), "слышите" его.

Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать "по имени" это его чувство или переживание.

Активно слушать ребенка - значит "возвращать" ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Вернемся к нашим примерам и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка:

СЫН: Он отнял мою машинку!

МАМА Ты очень огорчен и рассержен на него.

СЫН: Больше я туда не пойду!

ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.

ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!

МАМА: Тебе она очень не нравится.

Может показаться, что такие ответы непривычны и даже неестественны. Гораздо легче и привычнее было бы сказать:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: