Эффективность изменения условий отбывания наказания путем перевода в исправительные учреждения иного вида режима

 

Практика также показывает большую эффективность применения института изменения вида исправительного учреждения осужденным посредством их перевода в ИУ с меньшим объемом правоограничений. Это проявляется: в стимулировании позитивного поведения лиц, лишенных свободы; обеспечивает стремление к качественному исполнению осужденными своих обязанностей; нейтрализует отрицательное поведение большой массы осужденных, в том числе способствует значительному снижению числа преступлений в местах лишения свободы; высокой значимости для осужденных наличия данной меры поощрения, значительно снижающей объемы правоограничений; в предоставлении возможности в приобретении права осужденным освободиться от дальнейшего отбывания уголовного наказания назначенного судом, условно-досрочно; способствует адаптации лиц к условиям жизни на свободе.

Об эффективности применения института изменения вида исправительного учреждения осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы, свидетельствуют также данные уменьшения переводов осужденных на тюремное заключение из исправительных учреждений общего и строгого видов режимов. Так, в 2006 году численность осужденных, злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания, переведенных на тюремное заключение по данным нашего исследования составила 5 человек, в 2007 году - 3 человека. В первую очередь, эти данные говорят о высокой эффективности применения к злостным нарушителям всех, предусмотренных законом на том или ином виде режима, мер воспитательно-карательного воздействия послуживших значительному сокращению численности совершаемых в местах лишения свободы осужденными правонарушений и соответственно взаимосвязанных с ними переводов их в тюрьму.

Опыт работы исправительных учреждений общего и строгого видов режима показывает, что перевод лиц из этих учреждений в тюрьму не всегда дает положительные результаты. Факт пребывания в тюрьме возвратившиеся в колонию лица (рецидивисты и другие) обычно относят к своего рода "заслугам", которые не каждый осужденный имеет. Исходя из этого, они строят свое дальнейшее поведение в колонии. После возвращения из тюрьмы в колонию лишь 30% осужденных не нарушают режим содержания. Эффективность переводов осужденных из исправительных учреждений в тюрьму определяется не только характером поведения их в самой тюрьме, но и, в не меньшей степени, поведением после отбытия ими тюремного заключения и возврата на прежний вид режима ИУ. Отметим, что наихудшие показатели дисциплины были зарегистрированы среди осужденных строгого вида режима по сравнению с общим, возвращенных из тюрьмы в колонию. После возврата осужденных из тюрьмы в исправительные учреждения имеют место нарушения на строгом виде 70% лиц, на общем 45%. Следовательно, целесообразность применения тюремного наказания не исключается в настоящее время, поскольку дает определенный воспитательный эффект на злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания.

Для переводимых в колонии-поселения важное значение имеют сроки наказания, на который лицо переводится в данное исправительное учреждение. Заметим, что оставшийся к отбыванию срок наказания переведенного осужденного должен позволять не только закрепить результаты оказанного на него в исправительном учреждении исправительного воздействия, но и подготовить его к освобождению. В этой связи, на практике часто встречаются случаи перевода лиц в колонию-поселение с оставшимся сроком наказания менее одного года. Данное явление негативно сказывается на поведении и отношении к труду осужденных. Практика показывает, что более 80% данной категории переведенных лиц, в виду отсутствия дальнейшей перспективы (малый оставшийся срок наказания для приобретения права условно-досрочного освобождения и в тоже время незначителен для возврата на прежний вид режима за грубые, систематические нарушения порядка отбывания наказания), порождают безразличное отношение к труду и поведению, либо нарушения установленного порядка отбывания наказания.

Отсюда ясно, что небольшой оставшийся срок наказания осужденного, переведенного в колонию-поселение, является одним из факторов снижения эффективности реализации этого института.

Практические исследования также показывают, что среди лиц переведенных в колонию-поселение в порядке поощрения на оставшийся срок отбывания наказания превышающий 5 лет, приходится большое число нарушений установленного порядка отбывания наказания. Особое место среди правонарушений, совершаемых в колониях-поселениях данной группой лиц, занимают побеги, которые составляют по данным исследованиям 40% от всех правонарушений.

Здесь, естественно, большие сроки отбывания наказания не сдерживают осужденных, в силу их социально-нравственной запущенности, от допущения правонарушений. Слишком велик срок для достижения цели осужденным условно-досрочного освобождения, требующего силы воли для ежедневного, кропотливого, добросовестного отношения к труду, сдерживанию на протяжении нескольких лет от недопущения нарушений установленного порядка отбывания наказания.

Отсюда, большие сроки отбывания наказания переводимых в колонии-поселения в порядке поощрения лиц, также является одним из факторов снижения эффективности института изменения вида исправительного учреждения осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы. исправительный учреждение наказание отбывание

Немаловажное значение применение института изменения вида исправительного учреждения в порядке поощрения относится к лицам, возрастной категории до 25 лет. Известно, что на данную категорию лиц приходится наибольшее число нарушений установленного порядка отбывания наказания. Здесь вопрос касается не столько степени социально-нравственной запущенности лиц, а в первую очередь молодого возраста осужденных. Практика применения к этой категории осужденных данного вида поощрения, в условиях местных учреждений, в основном приводит к негативным последствиям. Так как колонии-поселения - специфические учреждения полусвободного режима, где нет целого комплекса правоограничений, присущих иным видам исправительных учреждений. Это, в свою очередь, влечет предоставление осужденным, переведенным в колонии-поселения, широкого круга прав, но в то же время влечет и наложение широкого круга обязанностей, что вызывает определенные трудности в адаптации к условиям колоний-поселений. И не случайно на практике данная категория лиц составляет значительную группу возвращаемых за нарушения установленного порядка отбывания наказания на прежние виды режимов, что соответствует, на основании проведенных исследований, более 70% лиц, от числа возвращенных из колоний-поселений.

Значительное влияние на эффективность реализации целей изменения вида исправительного учреждения осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы, оказывают обеспеченность работой и заработок осужденных переведенных в порядке поощрения в колонии-поселения и другие виды режимов ИУ. Немаловажной проблемой в производственной деятельности исправительных учреждений, в настоящее время, является отсутствие самостоятельной способности значительного числа исправительных учреждений иметь возможность вкладывать средства на приобретение и обновление устаревших технологий и оборудования. Указанные и другие причины недостатков в производственной деятельности исправительных учреждений болезненно сказываются на трудовой занятости и стимулировании труда лиц, лишенных свободы.

Исследования, проведенные в исправительных учреждениях, о целях стремления осужденных к переводу в колонию-поселение показывают, что более 60% лиц, проявляют желание заработать своим трудом денежные средства для удовлетворения необходимых жизненных потребностей не только в местах лишения свободы, но и по выходу на свободу. Не имея возможности из-за отсутствия высокой квалификации, профессии и просто навыков к труду немалая часть таких лиц, встают на путь систематических, грубых нарушений установленного порядка отбывания наказания.

Отсюда можно предположить, что решение проблемы стимулирования не только квалифицированного труда, но и вообще труда осужденных к лишению свободы, выраженное в безналичных денежных средствах, окажет большое позитивное влияние на эффективность реализации целей института изменения вида исправительного учреждения для лиц, лишенных свободы. В настоящее время, как показывает практика, немалое число осужденных (примерно 35%), являясь разочарованными оплатой труда за свою трудовую деятельность, становится безразличными к результатам труда и, более того, встают на путь нарушений установленного порядка отбывания наказания.

Исследованиями выявлена тенденция, выражающаяся в изменении доли лиц, впервые отбывающих наказание в местах лишения свободы и увеличение доли неоднократно судимых, переведенных в колонии-поселения. Очевидно, что для последней категории осужденных изменение вида исправительного учреждения путем перевода их из ИУ в колонию-поселение служит существенной мерой поощрения, значительно ограничивающей карательную сторону лишения свободы. Именно поэтому, для лиц, неоднократно отбывающих наказание в местах лишения свободы, институт перевода осужденных в колонии-поселения является не только поощрительной мерой, стимулирующей осужденных к позитивному поведению, но и реальной мерой воздействия значительно облегчающей условия отбывания наказания и способствующей адаптации лиц к условиям жизни на свободе.

Однако на эффективность реализации данного института (как установлено в ходе проведения исследований) влияет то обстоятельство, что в настоящий период времени высока доля лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях строгого вида режима, не желающих использовать предоставляемую им администрацией ИУ меру поощрения в виде перевода в колонию-поселение. Не имея нарушений установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении и отбыв определенный законом срок наказания, неоднократно судимые осужденные предпочитают полное освобождение от отбывания дальнейшего, назначенного судом срока наказания условно-досрочно, нежели быть переведенными в колонии-поселения. Здесь возникают определенные трудности в предоставлении права данной категории лиц, как в условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы, так и в изменении для них вида исправительного учреждения в порядке поощрения.

Как известно, основная категория осужденных, имеющих две и более судимости за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, содержатся в исправительных учреждениях строгого вида режима. Однако закон для этой категории осужденных не делает значительных различий в сравнении с осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях общего вида режима в отношении предоставлении права условно-досрочного освобождения и изменения вида исправительного учреждения в порядке поощрения. Здесь имеет место исключение, составляющее порой незначительную разницу в назначенных судом сроках уголовного наказания. В этой связи значительно высока доля лиц, неоднократно судимых, допускающих в колониях-поселениях не только правонарушения, но и преступления.

Эти и другие данные исследований дают основание полагать, что законом значительно смягчено правовое положение осужденных, которые не всегда по достоинству могут оценить доверия, оказываемого государством, посредством предоставления известных широких прав.

Специфика функционирования колоний-поселений определяет и характер нарушений, допускаемых осужденными в этих учреждениях: 13,3% от числа переведенных в колонии-поселения лиц - это употребление спиртных напитков; 2,8% - отказы от работы; 0,7% - нарушения границ территории колонии-поселения; 23,3% - иные нарушения. Необходимо заметить, что указанные деяния являются следствием не только социально-нравственной запущенности нарушителей, но и в значительной мере недостатком в деятельности колоний, что является важным фактором снижения эффективности реализации целей данного института. К их числу можно отнести: недостатки в организации надзора за поселенцами, в воспитательной работе с ними, в ошибках по профилактике правонарушений среди осужденных.

В частности совершенствование воспитательной работы с лицами, допускающими грубые нарушения установленного порядка отбывания наказания, должно основываться на укреплении взаимодействия всех частей и служб учреждений, основной задачей которых должна стоять цель исправления осужденных посредством последовательной реализации всех указанных в уголовно-исполнительном кодексе мер воспитательного воздействия к ним.

Нарушения границ территории этих учреждений вызывается и тем, что слишком большая площадь, занимаемая колониями-поселениями, затрудняет надлежащую организацию надзора за поселенцами. Побеги, совершаемые в колониях-поселениях осужденными, составляют по данным исследований около 50 %. Особенности побегов выражаются в том, что мал процент лиц, совершивших побег с целью уклонения от дальнейшего отбывания наказания, таких лиц, как правило, бывает около 5%. Следовательно, при совершении побега из колонии-поселения суду необходимо, прежде всего, учитывать его цель и мотивы, данные о личности нарушителя, специфику деятельности колонии-поселения при решении вопроса о привлечении осужденного по статье 313 Уголовного кодекса Российской Федерации.[32]

Немаловажную роль в предупреждении преступлений, в том числе и побегов, предоставлении осужденным возможности решения жилищных и трудовых проблем после освобождения из мест лишения свободы, является предоставление отпусков с выездом за пределы исправительных учреждений. Результатами исследований выявлен слабый показатель использования данного стимулирующего фактора, способствующего побуждению осужденных к позитивному поведению и добросовестному отношению к труду в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы.

Высока эффективность реализации института изменения вида исправительного учреждения для лиц, переводимых в колонии-поселения в порядке поощрения, в связи с открывающейся реальной возможностью приобретения ими права условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы. Опросы лиц, которым был изменен вид исправительного учреждения в прядке поощрения показали, что более 50% из этой категории осужденных имеют дальнейшую цель освободиться условно-досрочно из мест лишения свободы. В связи с этим необходимо отметить большую численность лиц, освобождающихся из колоний-поселений условно-досрочно. Так, в 2007 году из исправительных колоний-поселений условно-досрочно освобождено 25549 осужденных. При этом эффективность реализации института условно-досрочного освобождения неразрывно связана с эффективностью применения института изменения вида исправительного учреждения осужденным к лишению свободы.

Из практической деятельности исправительных учреждений осужденным, отбывающим наказание к лишению свободы, известен тот факт, что освободиться условно-досрочно из колонии-поселения намного легче, чем из исправительных учреждений любого другого вида режима. Так как в колониях-поселениях созданы лучшие условия для широкой позитивной трудовой деятельности в сравнении с исправительными учреждениями других видов режима. Именно поэтому институт перевода осужденных в колонию-поселение является не только поощрительной мерой, стимулирующей осужденных к позитивному поведению, но и реальной мерой воздействия, способствующей полному освобождению осужденного от дальнейшего срока наказания, в виде лишения свободы, назначенного судом.

Заметим, что некоторые юристы, рассматривая правовую природу указанных институтов, связывают ее с изменениями условий содержания осужденных. Так, Г.Л. Аванесов к изменениям условий содержания осужденных относит условно-досрочное освобождение от наказания,[33] а Ю.М. Ткачевский замену неотбытой части срока наказания более мягким.[34] Очевидно, что замену неотбытой части срока наказания в виде лишения свободы полным освобождением от уголовной ответственности, закон связывает с более высокой степенью исправления осужденного, нежели при применении к лицу изменения условий содержания путем перевода его из одного ИУ в другое иного вида режима.



Заключение

 

В последние годы в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство были внесены изменения в практике применения института перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое иного вида.

Проведенные исследования позволяют сформулировать выводы и практические предложения, направленные на совершенствование процесса исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.

1. Несмотря на то, что в уголовно-исполнительном праве не отрицается существование принципа отбывания всего наказания в одном исправительном учреждении, прогрессивная система предполагает установление некоторых исключений, когда поведение осужденного (положительное или отрицательное) может стать основной причиной перевода его в иное исправительное учреждение с более жесткими или мягкими условиями отбывания наказания.

2. Данное противоречие присуще не только уголовно-исполнительному законодательству, но также является предметом дискуссий в научных кругах. В частности, одни авторы склонны отстаивать точку зрения о необходимости его существования, другие, напротив, не видят в нем ничего, кроме негативных моментов.

3. Как и при изменении условий отбывания наказания, при изменении вида исправительного учреждения предусмотрены два основания (материальное и формальное). Как показывает исследование, приоритетным при определении возможности или необходимости перевода в иное исправительное учреждение практики считают: поведение осужденного – 46,4 %, отбытие определенной части срока наказания, установленной законом, – 36,6 %, отношение к труду – 3,2 %, совершение преступления в период отбывания наказания – 13,8 %.

4. В целях непрерывности и высокой эффективности результатов воспитательного воздействия, оказываемых на осужденных в исправительных учреждениях общего и строгого видов режимов, а также наиболее действенной адаптации осужденных к новым условиям и сокращения допущенных ими нарушений установленного порядка отбывания наказания, нецелесообразно изменять вид исправительного учреждения в порядке поощрения, посредством перевода осужденных в колонии-поселения, оставшийся срок уголовного наказания которых менее одного года.

5. Для осужденных, положительно характеризующихся и имеющих незначительный оставшийся срок наказания, целесообразно шире применять институт бесконвойного передвижения за пределами охраняемого объекта, который не в меньшей степени способствует адаптации осужденных к новым условиям жизни на свободе.

6. С целью соразмерности карательно-воспитательного воздействия на осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях строгого вида режима, характеру и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, а также с целью сокращения совершения ими новых преступлений, считаем целесообразным применять для данной категории лиц, условно-досрочное освобождение только после реализации целей института изменения вида исправительного учреждения в порядке поощрения, посредством перевода последних в колонию-поселение. Данное положение также усилит положительное стремление осужденных, содержащихся в ИУ строгого вида режима к достижению цели перевода в колонию-поселение.

Более интенсивно использовать институт предоставления лицам краткосрочных отпусков с выездом за пределы исправительного учреждения по месту жительства, особенно с целью их последующего бытового и трудового устройства после освобождения из мест лишения свободы. Что несомненно скажется на позитивном, правопослушном поведении осужденных, стимулирующим воздействием на них.

7. С целью сокращения допущения правонарушений в исправительных учреждениях общего и строгого видов режимов в отношении определенной категории лиц, возвращенных судом на прежние виды режимов за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания, и вновь своим поведением и отношением к труду заслуживающим положительной характеристики снятием всех имеющихся взыскания с содержанием в облегченных условиях отбывания наказания, с оставшимся сроком уголовного наказания более одного года, шире использовать предоставление им повторной возможности изменения условий отбывания наказания посредством перевода в колонию-поселение. Данное положение несомненно окажет положительное воздействие на поведение осужденных в местах лишения свободы, усилит желание реабилитировать себя перед государством и улучшить при этом свое правовое положение в местах лишения свободы.

8. Применение института изменения вида исправительного учреждения к осужденным к лишению свободы дает наибольший эффект, соответствующий его целям, если в процессе своей реализации будет воздействовать на следующие категории осужденных, переводимых в порядке поощрения в колонии-поселения: возраст которых превышает 25 лет; имеющих специальности, применяемые в производственной деятельности колоний-поселений; оставшийся срок уголовного наказания которых в пределах от 1 до 4 лет; имеющих не более двух судимостей.

В качестве перспектив развития института изменения вида исправительного учреждений можно выделить следующие направления:

- внести изменения в положения ст. 78 УИК РФ в части направления содержащихся в воспитательных колониях и достигших установленного возраста осужденных не в колонию (участок) общего режима, а в колонию-поселение. Такое изменение законодательства оправдано по нашему мнению и с юридической точки зрения, так как позволяет применить институт изменения вида ИУ в отношении положительно характеризующихся лиц, отбывавших наказание в ВК, и сточки зрения педагогической целесообразности в плане исключения негативного влияния со стороны осужденных, содержащихся в исправительной колонии общего режима.

- при переводе в колонию-поселение учитывать наличие инвалидности у переводимых осужденных (с учетом проблем с их трудоустройством).

-закрепить в законодательстве для лиц, отбывающих наказания в колониях строгого режима (по аналогии с колониями общего режима) для перевода в колонию-поселение необходимость отбывания наказания в облегченных условиях.



Список использованной литературы

 

I. Нормативные акты

1.1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. 125 с.

1.2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юрид. лит., 1990. С. 14-20.

1.3. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юрид. лит., 1990. С. 290-319.

1.4. Уголовный кодекс РФ. М.: Омега-Л, 2008.

1.5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М.: Омега-Л, 2008.

1.6. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. М.: Омега-Л, 2009.

1.7. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 Ст. 1316, Ст. 1317 (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 33.

1.8. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205.

1.9. Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН: Приказ Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 259.

1.10. Приказ Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. N 235 "Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения".

1.11. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 8.06.05 № 79 "Об утверждении Положения о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний".

1.12. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31.01.2006 № 16 "Об утверждении Инструкции об организации и осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы".

1.13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. №2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»// Рос. газ. 2001. 12 дек. №239. С. 14.

1.14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. №14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений»// Рос. газ. 2007. 24 янв. №13. С. 14.

1.15. Об итогах деятельности учреждений и органов УИС Минюста России в 2003 году и задачах на 2004 год: Приказ ГУИН Минюста России № 25 от 23 января 2004 г.

II. КНИГИ

2.1. Алферов А.Ю., Маслихин А.В. Социальная активность осужденных в лесных ИТК - поселениях: Учеб. пособие. - Рязань, 1982, 125 с.

2.2. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М.: Политиздат, 1977, 275 с. Бажанов О.И. Прогрессивная система исполнения наказания. Минск, 1981. Бобылева И.Ю. Длительные сроки лишения свободы. Пособие НИИ МВД РФ - М.: НИИ МВД РФ, 1992, 77 с.

2.3. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978, 231 с.

2.4. Васильев А.И., Чувашов А.С. Правовые и организационные основы перевода осужденных из одного исправительно-трудового учреждения в другое. РВШ МВД СССР. Рязань, 1978, 56 с.

2.5. Васильев А.И. Назначение и изменение вида исправительно-трудового учреждения: Учеб. пособие - Рязань: РВШ МВД СССР, 1988, 111 с.

2.6. Васильев А.И. Правовые основы применения мер поощрения и взыскания к осужденным к лишению свободы. Учебное пособие. - Рязань: РВШ МВД СССР, 1982, 78 с.

2.7. Волошин Н.И., Минаков Ю.А. Характеристика осужденных отбывающих наказание в тюрьмах. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1982, 211 с.

2.8. Высотина Л.А. Педагогические основы процесса исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ. - М.: Юрид. лит., 1977, 118 с.

2.9. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность (О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения). - М.: Политиздат, 1982, 221 с.

2.10. Дементьев С.И. Лишение свободы. Уголовно-правовые и исправительно-трудовые аспекты. Ростов: Ростовский ун-т, 1981, 156 с.

2.11. Дровосеков Г.В. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях: Лекция, Рязань, 1985, 35 с.

2.12. Елеонский В.А. Отношение осужденных к наказанию и вопросы повышения эффективности их исправления и перевоспитания в местах лишения свободы. Учебное пособие. - Рязань: РВШ МВД СССР, 1976, 220 с.

2.13. Журавлев М.П., Аванесов Г.А., Квашис В.Е., Новиков А.А. Правонарушения осужденных к лишению свободы и меры дисциплинарной ответственности. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1970, 178 с.

2.14. Корячкин И.М. ИТК-поселения и их роль в социальной адаптации правонарушителей. Учеб. пособие. Рязань: РВШ МВД СССР, 1977, 89 с.

2.15. Крахмальник Л.Г., Сапожников. И.Т. Назначение и изменение вида исправительно-трудового учреждения. М., Юрид. лит., 1974, 107 с.

2.16. Макаренко А.С. Публицистические статьи и заметки. - Соч.: В 7-ми т. М., 1958, т. 7, 345 с.

2.17. Ласточкин В.А. Исправление и перевоспитание впервые осужденных к лишению свободы. М.: ВНИИ МВД СССР, 1974, 261 с.

2.18. Попова И.М. Стимулирование трудовой деятельности как способ управления (Социологический анализ). - Киев: Наукова думка, 1976, 214 с.

2.19. Смирнов С.Н., Зверева О.Н. Реализация принципа индивидуализации наказания при исполнении лишения свободы: Монография. Рязань: Академия ФСИН России, 2006.

2.20. Стручков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. - Саратов: Саратовский ун-т, 1978, 198 с.

2.21. Сизый А.Ф., Васильев А.И. Оценка степени исправления осужденных: Учеб. пособие. - Рязань: РВШ МВД СССР, 1986, - 79 с.

2.22. Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М.: Зерцало, 1997.

2.23. Шевченко А.С. Эффективность исполнения лишения свободы в колониях общего режима. - Киев: Киевская высш. Школа, 1970, 185с.

2.24. Южанин В.Е. Процесс ресоциализации и его обеспечение в уголовном судопроизводстве. - Рязань: РВШ МВД РФ, 1992, - 100с.

III. Статьи

3.1. Аванесов Г.А. Некоторые вопросы эффективности исправительно-трудового воздействия в отношении осужденных к кратким срокам лишения свободы. - Труды ВНИШ ООП, 1967, № 11,с. 57-65.

3.2. Анисимов Ю. Изучение и воспитание осужденных в процессе их трудовой деятельности. - В кн.: Некоторые вопросы изучения и перевоспитания осужденных. Чита, 1972,с. 67-72.

3.3. Беляев Н.А., Гасанов И.М. Основания переводов осужденных из одного вида исправительно-трудовых учреждений в другой. Вестн. Ленингр. ун-та, 1979, № 11. Экономика, философия, право, вып. 2, с. 86-90.

3.4. Беспалов В.Н. Понятие и порядок признания осужденных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. // Человек: преступление и наказание. - 1998, №1, с. 39-41.

3.5. Богозов Н., Довженко Н., Пучков М. На разных режимах. - "К новой жизни", 1969, № 8, с. 42-46.

3.6. Бриллиантов А.В. Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения. // Журнал российского права. - 2000. № 5. С. 126-131.

3.7. Булатов Б., Горобцов В. Деятельность суда, связанная с переводом осужденных в колонию-поселение. Сов. юстиция, 1984, № 8, с. 6-7.

3.8. Васильев Н.Н. Что мешает укреплению режима? - В кн.: Исправительно-трудовые учреждения. Бюллетень ВНИИ МВД СССР. М., 1976, вып. 1, с. 23-29.

3.9. Волошин Н.И. Основания для перевода из колонии в тюрьму. - В кн.: Исправительно-трудовые учреждения, 1980, № 12, с. 52-54.

3.10.  Гайворонский П.Д. Срок содержания на тюремном режиме и исправление осужденного. - Исправительно-трудовые учреждения: Бюллетень ВНИИ МВД СССР, 1980, вып. 10, с. 64-65.

3.11.  Гасанов И.М. Система переводов осужденных из исправительно-трудовых учреждений одного вида или режима в другой. Вест. Моск. ун-та. Сер. 11. Право, 1979, № 2, с. 51-56.

3.12.  Говорухин Э.А. Некоторые особенности исправительно-трудового воздействия на личность осужденных в новых режимных условиях. - В кн.: Труды РВШ МВД СССР. Вып. 6. Личность преступника: Криминологический и исправительно-трудовой аспекты. Рязань, 1978, с. 244-255.

3.13.  Голик Ю.В. Использование свободного времени осужденными, содержащимися в колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности. - В кн: Проблемы борьбы с рецидивной преступностью. Томск, 1984, с. 96-105.

3.14.  Грибов В. Исправлять не только карая // Преступление и наказание - 2000, № 1, с. 45.

3.15.  Гришанов Д. Режим не только для послушных // Преступление и наказание. - 1995, № 8, с. 44-47.

3.16.  Гришанов Д. Режим не только для послушных // Преступление и наказание. - 1995, № 8, с. 44-47.

3.17.  Давыденко В. Общеобразовательное обучение - основное средство исправления осужденных // Преступление и наказание. - 1999, № 5/6, с. 50-53. Состояние, проблемы и перспективы развития системы общеобразовательного обучения осужденных в УИС России.

3.18.  Долгушина Н. Российские тюрьмы: крах системы // Парламентская газета. - 2000. - 17 мая. - с. 4. Законодательное регулирование реформирования уголовно-исполнительной системы.

3.19.  Дровосеков Г.В. Роль социального контроля при применении условно-досрочного освобождения от наказания и замены наказания более легким. - В кн.: Проблемы совершенствования деятельности исправительно-трудовых учреждений. Рязань, 1976, с. 488-494.

3.20.  Иванов М.П. Перевод в тюрьму - действенная мера. - Исправительно-трудовые учреждения: Бюллетень ВНИИ МВД СССР, 1982, вып. 19, с. 69.

3.21.  Иванчук Н.Ф., Потоцкий Н.К. Опыт организации режима и надзора в колониях-поселения лесных ИТУ // Организация деятельности по укреплению правопорядка в учреждениях, исполняющих наказания. Домодедово, 1986, с. 33-41.

3.22.  Кваша Ю.Ф. Основания отнесения осужденного к категории злостных нарушителей режима - В кн.: Вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел по исправлению и перевоспитанию осужденных. М., 1980, с.22-25.

3.23.  Кваша Ю.Ф. Правовые исследования признания осужденного к лишению свободы злостным нарушителем режима. - В кн.: Пути дальнейшего совершенствования деятельности органов внутренних дел. - Киев, 1979, с. 116-118.

3.24.  Клюквин В. Работать должны все. - "К новой жизни", М., 1971, № 5, с. 39. / Отказ осужденных от работы в ИТУ/.

3.25.  Коваль М.И. О месте и роли социально-правовой адаптации в ресоциализиции лиц, отбывающих длительные сроки лишения свободы // Человек: Преступление и наказание - Рязань: РВШ МВД РФ, 1992, с.49-54.

3.26.  Королев И.И. Правовое регулирование отбывания наказания / Проблемы совершенствования исполнения уголовных наказаний. - Рязань, 1992, с. 157-159.

3.27.  Корсакевич А.М., Леконцев Ю.А. О трудовых отпусках лицам, осужденным к лишению свободы. - В кн.: Исправительно-трудовые учреждения. М., 1980, № 11, с. 29-32.

3.28.  Кривошея А.П. социальная сущность режима исполнения и отбывания уголовного наказания. - В кн.: Проблемы совершенствования исполнения уголовных наказаний. - Рязань, 1983, с. 66-69.

3.29.  Кувшинов В.С. Режим как одно из основных средств карательно-воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы. - В кн: Вопросы теории и практики борьбы с преступностью. Л., 1972, с.90-92.

3.30.  Летунов В.Н. Концепция профессионально-технической подготовки осужденных к лишению свободы/ Проблемы совершенствования исполнения уголовных наказаний. - Рязань, 1992, с. 167-172.

3.31.  Маврин А.Г. Мнение сотрудников ИТУ об уголовно-правовых санкциях. - Исправительно-трудовые учреждения. М., 1981, вып. 14, с.35-37.

3.32.  Михлин А.С. Оценка степени исправления осужденного. - В кн.: Проблемы совершенствования законодательства, регулирующего исполнение наказания. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1981, № 58, с. 72-73.

3.33.  Мищенков П.Г. "Тюрьма - дело окаянное, но работать в ней должны люди добрые" [о развитии уголовно-исполнительной системы РФ] // Человек: Преступление и наказание. - 1977. - № 1. - с. 3-6.

3.34.  Поздняков В.И. Анализ обстановки в колонии. - Исправительно-трудовые учреждения, М., 1981, вып 14, с. 27-31.

3.35.  Пономарев П. Перевод осужденных из одного ИТУ в другой // Советская юстиция. - 1986, № 10, с.23-24.

3.36.  Прусаков Н. Практика рассмотрения материалов о переводе осужденных в исправительно-трудовые колонии-поселения и уголовных дел о побегах из этих колоний // Советская юстиция 1975, № 10, с.8-9.

3.37.  Ременсон А.Л. Вопросы индивидуализации уголовного наказания в процессе исполнения лишения свободы. - В кн.: Вопросы предупреждения преступности. - Томск: Томский ун-т, 1967, с. 101.

3.38.  Севрюгин А.С. Поведение осужденных как критерий состояния правопорядка в учреждениях, исполняющих наказания. - Наказание, законность, справедливость, гуманизм. - Рязань: РВШ МВД РФ, 1994, с.96-98.

3.39.  Стручков Н.А., Шмаров И.В. Режим отбывания наказания в исправительно-трудовых колониях. - В кн.: Советское исправительно-трудовое право. - М., Юрид. лит., 1977, с. 132.

3.40.  Сыромятников С. Стимулировать правопослушное поведение. - Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2000. - № 3, с. 26-27.

3.41.  Ткачевкий Ю.М. Проблемы совершенствования прогрессивной системы исполнения уголовных показаний. - Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право, 1981, № 6, с.46, 47, 52.

3.42.  Ткачевский Ю.М. Режим исполнения лишения свободы. - Вест. Моск. ун-та. Сер. 11. Право, 1992, № 3, с. 63-69.

3.43.  Упоров И.В. Опыт реформирования уголовно-исполнительной (тюремной, исправительно-трудовой) системы в России: [История вопроса]. -Проблемы реформирования уголовно-исполнительной системы и подготовки персонала. - Рязань, 1998, с.117-122.

3.44.  Упоров И.В. Состояние тюремной системы в России в конце XIX- начале XX века. - Следователь. - 1998, № 3, с. 59-62.

3.45.  Фирсов Г.А. Меры взыскания, применяемые к осужденным, злостно нарушающим требования режима в исправительно-трудовых колониях (водворение в штрафной изолятор и перевод в помещение камерного типа). - Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. - М., 1976, с. 5.

3.46.  Ялунин В. Система исполнения уголовных наказаний - итоги работы за 1999г. - Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2000. - № 1. - с. 7-10.

IV. Диссертации и авторефераты диссертаций

4.1. Аванесов Г.А. Изменение условий содержания осужденных в процессе отбывания лишения свободы (прогрессивная система). Автореф. дисс… канд. юрид. наук. - М., 1966, с. 9-10.

4.2. Зверева О.Н. Реализация принципа индивидуализации наказания при исполнении лишения свободы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань: Академия ФСИН России, 2005.

4.3. Лыгин Н.Я. Правовое регулирование карательно-воспитательного воздействия в отношении лиц, переведенных в тюрьму из исправительно-трудовых учреждений за злостные нарушения Автореф. дисс… канд. юрид. наук. - М., 1986. - 22с.

4.4. Панарин Д.А. Организационно-правовые основы деятельности структурных подразделений уголовно-исполнительной системы по переводу осужденных из одного исправительного учреждения в другое того же вида: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань: Академия ФСИН России, 2005.

4.5. Перкова Т.И. Изменения условий содержания осужденных к лишению свободы путем перевода в исправительно-трудовые учреждение с иным видом режима: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. - М., 1985, 22с.

4.6. Сизый А.Ф. Поощрительные нормы уголовно-исполнительного права как средства формирования правомерного поведения осужденных: Проблемы теории и практики. - Автореф. дисс… докт. юрид. наук - М., 1995. - 45с.

 


[1] СУ РСФср, 1921, № 22, ст. 138.

[2] СУ РСФСР, 1918, № 5, ст. 598.

[3] См.: СУ РСФСР, 1924, № 86, ст. 870; СУ РСФСР, 1933, № 48, ст. 208.

[4] См.: СУ РСФСР, 1929, № 81, ст.795; СЗ СССР, 1929, № 72, ст.686.

[5] См.: Ведомости Верховного Совета СССР 1977, № 7, ст. ст. 116,118; 1982, № 30, ст. 572; № 42, ст. 793; 1985, №15, ст. 252.

[6] Стручков Н.А., Шмаров И.В. Режим отбывания наказания в исправительно-трудовых колониях. - В кн.: Советское исправительно-трудовое право. Под. ред. Н.А. Стручкова. - М.: Юрид. лит., 1977, с. 132.

[7] См.: Стручков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. - Саратов: Саратовский ун-т, 1978, с. 163; Ткачевский Ю.М. Проблемы совершенствования прогрессивной системы исполнения уголовных наказаний. - Вест. Моск. ун-та. Сер.11. Право, 1981, № 6, с.46.

[8] Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М.: Политиздат, 1977,с. 162.

[9] Попова И.М. Стимулирование трудовой деятельности как способ управления (Социологический анализ). - Киев: Наукова думка, 1976, с. 57; Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву (теоретические проблемы). - М.: МГУ, 1981, с. 20; Тихомиров Ю.А. Теория закона. - М., Наука, 1982, с. 208-209.

[10] Маркс К. Дебаты по поводу закона о краже леса. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 150.

[11] См.: Ткачевский Ю.М. Указ. статья, с. 50.

[12] См.: Радько Т.Н. Теоретические и методологические проблемы функций социалистического права. - Автореф. дисс…. докт. юрид. наук. - М., 1978, с. 25.

[13] См.: Социология в СССР - М.: Мысль, 1966, т. 1, с. 431-439.

[14] См.: Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978, с. 30-38; Олейник П.А. Личность. Демократия. Законность. - М.: Юрид. лит., 1981, с.19.

[15] Смирнов Г.А. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. - 3-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1980, с.57; см. также Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом М., Политиздат, 1977, с. 25-29.

[16] Макаренко А.С. Публицистические статьи и заметки. - Соч.: В 7-ми т. М., 1958, т. 7, с.13.

[17] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977, с. 165.

[18] См.: Руткевич М.Н. Диалектика и социология. - М.: Мысль, 1980, с. 50.

[19] См.: Михлин А.С., Гуськов В.И. Подготовка к освобождению лишенных свободы и закрепление результатов их исправления М.: ВНИИ МВД СССР, 1972, с. 14-15; Михлин А.С. Осужденные: Кто они? М. 2000. С. 124.

[20] Об утверждении перечня профессий для профессиональной подготовки в профессиональных училищах осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях: Приказ Минюста России и Минобразования России от 6 декабря 2000 г. № 3526/377.

[21]См.: Дубинин Н.П., Карнец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность (О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения). - М.: Политиздат, 1982, с. 64.

[22] См.: Мищенков П.Г., Михлин А.С., Шмаров И.В. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ. - М.: 1997, ст. 141,с. 303.

[23] Горобцов В.И. Правовая характеристика колоний-поселений. Монография: Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2004. С. 104.

[24] Высотина Л.А. Педагогические основы процесса исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ. - М.: Юрид. лит., 1977, с. 48.

[25] См.: Васильев А.И. Правовые основы применения мер поощрения и взыскания к осужденным к лишению свободы. Учебное пособие. - Рязань: РВШ МВД СССР, 1982, с. 31-34; Дементьев С.И. Лишение свободы. Уголовно-правовые и исправительно-трудовые аспекты. Ростов: Ростовский ун-т, 1982, с. 60-71; Михлин А.С. Основания уголовного освобождения и возвращения уголовно освобожденных в места лишения свободы. - В кн.: Комплексная разработка проблем исполнения наказания. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1979, № 50, с. 77-78.

[26] См.: Михлин А.С. Оценка степени исправления осужденного. - В кн.: Проблемы совершенствования законодательства, регулирующего исполнение наказания. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1981, № 58, с. 72-73.

[27] См.: Фирсов Г.А. Меры взыскания, применяемые к осужденным, злостно нарушающим требования режима в исправительно-трудовых колониях (водворение в штрафной изолятор и перевод в помещение камерного типа). - Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. - М., 1976, с. 5; Михлин А.С., Комарицкий С.И., Вакуленко В.П. Итоги исполнения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 ноября 1977 года и некоторые вопросы амнистии. - В кн.: Проблемы совершенствования законодательства, регулирующего исполнение наказания. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1981, № 58, с. 9.

[28] См.: Рассолов М.М. Управление, информация и право. - М.: Мысль, 1983, с. 30.

[29] См.: Ткачевский Ю.М. Указ. статья, с. 52.

[30] См.: Стручков Н.А. Новые аспекты исполнения наказания и перевоспитания. - Воспитание и правопорядок, 1981, № 6, с. 57.

[31] Ременсон А.А. Вопросы индивидуализации уголовного наказания в процессе исполнения лишения свободы. - В кн.: Вопросы предупреждения преступности. - Томск: Томский ун-т, 1967, с. 101.

[32] См.: Кузнецова Н.Ф., Миньковский Г.М. Уголовный кодекс Российской Федерации. Постоянный комментарий. М., 1997, с.662.

[33] См.: Аванесов Г.А. Изменение условий содержания осужденных в процессе отбывания лишения свободы (прогрессивная система). Автореф. дисс… канд. юрид. наук. - М., 1966, с. 9-10.

[34] См.: Ткачевкий Ю.М. Проблемы совершенствования прогрессивной системы исполнения уголовных показаний. - Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право, 1981, № 6, с. 47.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: