Место налога на доходы физических лиц в бюджетной системе

Российской Федерации

 

Налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики.

Сравнивая налоговое законодательство стран с развитой рыночной экономикой в сфере подоходного налогообложения физических лиц, можно выделить следующие общие черты.

Первая. НДФЛ – один из важнейших источников государственных доходов. Так, поступления от налога на доходы физических лиц занимают наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета США (около 40%), Великобритании (35%), Дании (примерно 50%). Кроме того, налог на доходы физических лиц с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджетов таких экономически развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия.

Вторая. Во всех странах НДФЛ взимается по прогрессивной шкале. Диапазон ставок налога широк: от 0 до 56,8% во Франции, от 19 до 53% в Германии, от 10 до 50% в Италии. Предельная ставка налога на доходы физических лиц в Дании в 1996 году составляла 61%. Казалось бы, ставки налога очень высоки, но следует учесть, что во всех странах установлены довольно значительные налогооблагаемые минимумы и представлены льготы по различным основаниям.

Третья. Во многих странах в результате проведенных реформ произошло резкое сокращение максимальных ставок налога и их количества.

Сравнивая налоговое законодательство можно сделать выводы о том, что налогообложение граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах.

Первый из них — обязательное участие каждого гражда­нина в поддержке государства частью своих доходов, второй — обеспечение государ­ством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупко­го баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов. Государство должно беречь своих плательщиков, ибо их нельзя поменять. Иначе говоря, плательщика нельзя лишать платежеспособности. В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется действие философского закона единства и борьбы про­тивоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий.

Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться. Снижение же налогов с граждан стимулирует рост доходов населе­ния, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, рост всех налоговых поступлений.

Таким образом, в налоговых системах западноевропейских стран четко прослеживается реализация таких постулатов, как: получаешь больше «неделимых благ» – плати большие налоги, «имеешь сравнительно низкий уровень социального статуса и дохода» – государство установит соответствующие вычеты из него и обеспечит определенный минимальный уровень социальной обеспеченности за счет минимизации налогов. Естественно такой подход способствует как экономическому росту, так и относительному социальному миру в этих странах.

В налоговой системе РФ налог с физических лиц – наиболее значительный по суммам поступлений и кругу плательщиков.

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Основой формирования доходной базы бюджетов всех уровней являются налоговые доходы.

НДФЛ является прямым, федеральным, регулирующим налогом. Он действует на территории всей страны, взимается государством непосредственно с доходов налогоплательщика по единым ставкам, используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

До 1 января 1999 г. суммы этого налога полностью поступали в бюджеты субъектов РФ, из которых до 90% поступлений от него шло в местные бюджеты. Этот порядок зачисления суммы НДФЛ вполне обоснован, ввиду недостаточности средств в местных бюджетах и на том основании, что в соответствии с Федеральным Законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» к собственным доходам местных бюджетов относится не менее 50% НДФЛ. В 1999 году НДФЛ зачислялся в федеральный бюджет по ставке 3% и в бюджеты субъектов РФ – по ставке 9%.

В Федеральном Законе от 23.12.03 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» уже предусматривается передача в бюджеты субъектов РФ 100% налога на доходы физических лиц.

Законом Омской области от 22.12.2003 г. № 486-ОЗ «Об областном бюджете на 2004 год» утверждены нормативы отчислений, закрепленные за бюджетами муниципальных образований Омской области, от регулирующих доходов, оставляемых в распоряжении субъекта РФ, в части НДФЛ, в размере 50%.

Как и любой другой налог, НДФЛ является одним из экономичес­ких рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней, регулирования уровня доходов населения и соответствен­но структуры личного потребления и сбережений граждан, стимулирования наи­более рационального использования получаемых доходов, помощи наименее за­щищенным категориям населения.

 

Таблица 1.1

Удельный вес налога на доходы физических лиц в доходах бюджета Омской области

 

Наименование показателя 2004 г. 2005 г.
1. Всего доходов в бюджет Омской области, млн. руб. 46284,2 50838,6
2. Налог на доходы физических лиц, млн. руб. 4026,5 5069,3
3. Удельный вес налога на доходы физических лиц в бюджете Омской области, % 8,7 11,34
4. Всего доходов в консолидированный бюджет инспекции ФНС России по Кировскому АО г. Омска, млн. руб. 1101,6 1649,0
5. Налог на доходы физических лиц, млн. руб. 279,5 391,7
6. Удельный вес налога на доходы физических лиц в бюджете Кировского АО г. Омска, % 25,4 23,8

 

Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздей­ствия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные до­ходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граж­дан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального налога на доходы физических лиц во мно­гом определяет уровень обложения и другими налогами.

Цели взимания и основные черты НДФЛ в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в на­логовой системе определяется следующими факторами:

 - НДФЛ является личным налогом, т. е. его объектом является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным пла­тельщиком;

- НДФЛ большей степени отвечает основным принципам налого­обложения — всеобщности, равномерности и эффективности;

- налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловаж­но с точки зрения пополнения бюджетных средств;

- основной способ взимания НДФЛ — у источника выплаты до­хода — является достаточно простым и эффективным механизмом контро­ля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы вызвано рядом факторов, определяющих особую роль НДФЛ с населения в общей системе налогообложения.

Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.

Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспо­собное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального.

К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финан­сируются основные расходы, связанные с жизнеобеспече­нием населения.

НДФЛ, пожалуй, самый перспективный в смыс­ле его продуктивности. При прочих равных условиях он лег­че других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогопла­тельщикам.

Одновременно с этим, именно в НДФЛ наглядно реализуются такие важнейшие прин­ципы построения налоговой системы, как всеобщность и рав­номерность налогового бремени.

Указанные особенности НДФЛ накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера нео­благаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

Вместе с тем, в сегодняшних российских условиях НДФЛ не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисле­ния увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему по­ступлений в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета - около 12% - явно недостаточна. В бюджетах экономически разви­тых стран поступления с НДФЛ за­нимают доминирующее положение, достигая, например, в США 60 % всех налоговых поступлений, несмотря на то, что российские налоговые ставки с 2001 г., значительно более либераль­ные, чем ставки налога в других странах. Подтверждением сказанного, могут служить данные, приведенные в приложении 1.

Недостаточная роль НДФЛ в формировании до­ходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами:

- во-первых, низким по сравнению с экономически разви­тыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России, в связи с НДФЛ, в основном, уплачивался в последнее время по минимальной шкале;

- во-вторых, постоянными задержками выплат заработной платы значительной части работников, как сферы материаль­ного производства, так и работающих в организациях, финансируемых из бюджета;

- в-третьих, неразвитостью рыночных отношений, незначи­тельным количеством частных предприятий и лиц, занимаю­щихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

- в-четвертых, получившей широкое распрост­ранение чисто российской практикой массового укрыватель­ства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положен­ных сумм этого налога.

Вместе с тем, как это не парадоксаль­но, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низко обеспе­ченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов. С группы беднейших были собраны все 100% налоговых сумм, тогда как с богатых – лишь 17%.

В то же время, тенденция роста поступлений налога в консолидированный бюджет продолжает оставаться достаточно устойчивой, что подтверждается данными, приведенными в приложении 2.

Кроме того, необходимо учитывать, что из семнадцати развитых стран Европы среднегодовая заработная плата одного работника лишь в двух странах - Греции и Португалии - составляет 10 000 долл., а в остальных значительно выше. Самую высокую заработную плату (35 000 - 40 000 долл.) выплачивают в Дании, Нидерландах и Люксембурге. В I квартале 2005 г. среднемесячная зарплата в Российской Федерации равнялась 4800 руб., а в расчете на год - 576 000 руб., или 1920 долл.

Вышеприведенные данные показывают, что жизненный уровень россиянина в несколько раз ниже уровня жизни работника развитых стран Европы. Это и является основной причиной того, что удельный вес НДФЛ в доходной части бюджета в 2 - 3 раза меньше, чем в любой из вышеприведенных стран: в целом по странам Организации экономического сотрудничества и развития - 38,3%, в Великобритании - 26,7%, в Германии - 28,9% [19, С. 56].

Таким образом, исходя из изложенного, следует признать, что НДФЛ занимает достаточно прочное место в бюджетной системе Российской Федерации и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны.

При этом, необходимо отметить, что, учитывая характеристику и особенности указанного налога, изложенные в данной главе, он является универсальным инструментом государства в области проведения налоговой политики.

В связи с этим, органами государственной власти предпринимаются реальные поступательные шаги по реформированию и увеличению роли НДФЛ в формировании доходной части российского бюджета.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: