Основные пути совершенствования механизма управления источниками формирования оборотных активов

 

Основу управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективности управления этим процессом на предприятии следует разрабатывать специальную финансовую политику, направленную на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.

Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития. Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам:

анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде;

определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах;

оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников;

обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников;

обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников;

оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.

Успешная реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов связана с решением следующих основных задач:

проведением объективной оценки стоимости отдельных элементов собственного капитала;

обеспечением максимизации формирования прибыли предприятия с учетом допустимого уровня финансового риска;

формированием эффективной политики распределения прибыли (дивидендной политики) предприятия;

формированием и эффективным осуществлением политики дополнительной эмиссии акций (эмиссионной политики) или привлечения дополнительного паевого капитала.

Политика привлечения заемных средств заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия. Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы:

анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде;

определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде;

определение предельного объема привлечения заемных средств;

оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников;

определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе;

определение форм привлечения заемных средств и определение состава основных кредиторов;

формирование эффективных условий привлечения кредитов;

обеспечение эффективного использования привлеченных кредитов обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.

Таким образом разработка целенаправленной стратегии в развитии и повышении эффективности финансового обеспечения предпринимательской деятельности определяет круг задач выполняемых в системе управления.

Совершенствование управления капиталом предприятия направлено на решение следующих основных задач:

1. Формирование достаточного объема капитала, обеспечивающего необходимые темпы экономического развития предприятия. Эта задача реализуется путем определения общей потребности в капитале для финансирования необходимых предприятию активов, формирования схем финансирования оборотных и внеоборотных активов, разработки системы мероприятий по привлечению различных форм капитала из предусматриваемых источников;

2. Оптимизация распределения сформированного капитала по видам деятельности и направлениям использования. Эта задача реализуется путем исследования возможностей наиболее эффективного использования капитала в отдельных видах деятельности предприятия и хозяйственных операциях; формирования пропорций предстоящего использования капитала, обеспечивающих достижений условий наиболее эффективного его функционирования и роста рыночной стоимости предприятия;

3. Обеспечение условий достижения максимальной доходности капитала при предусматриваемом уровне финансового риска. Максимальная доходность (рентабельность) капитала может быть обеспечена на стадии его формирования за счет минимизации средневзвешенной его стоимости, оптимизации соотношения собственного и заемного видов привлекаемого капитала, привлечения его в таких формах, которые в конкретных условиях хозяйственной деятельности предприятия генерируют более высокий уровень прибыли;

4. Обеспечение минимизации финансового риска, связанного с использованием капитала, при предусматриваемом уровне его доходности. Если уровень доходности формируемого капитала задан или спланирован заранее, важной задачей является снижение уровня финансового риска операций, обеспечивающих достижение этой доходности. Такая минимизации уровня рисков может быть обеспечена путем диверсификации форм привлекаемого капитала, оптимизации структуры источников его формирования, избежания отдельных финансовых рисков, эффективных форм их внутреннего и внешнего страхования;

5. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития. Такое равновесие характеризуется высоким уровнем финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия на всех этапах его развития и обеспечивается формированием оптимальной структуры капитала и его авансированием в необходимых объемах в высоколиквидные виды активов. Кроме того, финансовое равновесие может быть обеспечено рационализацией состава формируемого капитала по периоду привлечения, в частности, за счет увеличения удельного веса перманентного капитала;

6. Обеспечение достаточного уровня финансового контроля над предприятием со стороны его учредителей. Такой финансовый контроль обеспечивается контрольным пакетом акций (контрольной долей в паевом капитале) в руках первоначальных учредителей предприятия. На стадии последующего формирования капитала в процессе развития предприятия необходимо следить за тем, что привлечение собственного капитала из внешних источников не привело к утрате финансового контроля и поглощению предприятия инвесторами;

7. Обеспечение достаточной финансовой гибкости предприятия. Она характеризует способность предприятия быстро формировать на финансовом рынке необходимый объем дополнительного капитала при неожиданном появлении высокоэффективных инвестиционных предложений или новых возможностях ускорения экономического роста;

8. Оптимизация оборота капитала. Эта задача решается путем эффективного управления потоками различных форм капитала в процессе отдельных циклов его кругооборота на предприятии; обеспечением синхронности формирования отдельных видов потоков капитала, связанных с операционной или инвестиционной деятельностью. Одним из результатов такой оптимизации является минимизация средних размеров капитала, временно не используемого в хозяйственной деятельности предприятия и не участвующего в формировании его доходов;

9. Обеспечение своевременного реинвестирования капитала. В связи с изменением условий внешней экономической среды или внутренних параметров хозяйственной деятельности предприятия, ряд направлений и форм использования капитала могут не обеспечивать предусматриваемый уровень его доходности. В связи с этим важную роль приобретает своевременное реинвестирование капитала в наиболее доходные активы и операции, обеспечивающие необходимый уровень его эффективности.

Рассмотрим альтернативные источники финансирования предпринимательской деятельности. Таковыми на современном этапе развития экономики являются – факторинг, фарфейтинг, весельное финансирование.

Факторинг (от англ. factor - посредник) - переуступка специальной компании неоплаченных долговых требований, прав денежного требования (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита.

Факторинг часто определяют также как переуступку неоплаченных долговых требований или продажу дебиторской задолженности третьему лицу. Часто факторинг включает в себя элементы бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания поставщика, взимание платежей и ведение бухгалтерского учета по поручению клиента.

Предоставление услуг факторинга (финансирования под уступку денежного требования) регулируется статьями 824-833 ГК РФ.

Факторинговые операции активно проводят специализированные факторинговые компании и коммерческие банки (факторы), организующие специализированные отделы, филиалы или компании.

Обычно факторинговые сделки предполагают, что, покупая финансовые обязательства, факторинговая компания или банк полностью берет на себя риск по их исполнению, и в том случае, если плательщик окажется не в состоянии оплатить выставленное на него платежное требование, факторинговая компания или банк понесет убытки. Ценой за факторинг являются комиссионные.

Но в некоторых странах к факторингу относят операции, удовлетворяющие лишь одному из указанных признаков - кредитованию в форме предварительной оплаты долговых требований.

Факторинговые операции различаются по нескольким признакам.

1. По уведомлению должника об участии в сделке факторинговой компании.

открытый факторинг. Должник уведомляется об участии в сделке факторинговой компании. Обычно уведомление должника осуществляется путем соответствующей записи на счете, подтверждающей, что правопреемником по возникающему долгу является определенная факторинговая компания и что платеж должен осуществляться в ее пользу;

закрытый или конфиденциальный факторинг. Должник не уведомляется об участии в сделке факторинговой компании. По праву обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму (по праву регресса).

факторинг без права регресса. Только при заключении договора без права регресса поставщику может обеспечиваться и своевременный приток денежных средств. Поэтому данный вид факторинга предпочтительнее для поставщика. Однако обычно, если долговое обязательство признано недействительным по какой-либо обоснованной причине (например, если поставщик отгрузил клиенту не заказанный им товар и переуступил выставленный за него счет компании), факторинговая компания или банк в любом случае имеет право через какое-то время потребовать погашения задолженности от поставщика;

факторинг с правом регресса. При заключении договора с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным им факторинговой компании или банку. Такие риски возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств. Поэтому договор с правом регресса предпочтительнее для факторинговой компании или банка. Право регресса обычно предусматривается в договоре, если поставщики уверены, что у них не могут появиться сомнительные долговые обязательства;

3. По сроку оплаты проданных требований.

факторинг с условием кредитования поставщика в форме предварительной оплаты. Размер предварительной оплаты представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований, что является основным преимуществом данного вида факторинга для поставщика. При данном виде факторинга поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж. Обычно размер предварительной оплаты составляет до 80 % переуступаемых долговых требований;

факторинг с условием оплаты требований к определенной дате. При данном виде факторинга сумма переуступленных долговых требований за вычетом суммы комиссии факторинговой компании или банка перечисляется поставщику к определенной дате или по истечении определенного срока.

4. По территории, на которой находятся участники факторинговых операций.

внутренний факторинг. Стороны по договору купли-продажи (поставщик и его клиент), а также факторинговая компания или банк находятся в одной и той же стране;

международный факторинг. Стороны по договору купли-продажи и факторинговая компания или банк находятся в разных странах.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних компаний, которые обычно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.

Однако не всякая компания, относящаяся к категории малых или средних, может воспользоваться факторинговыми услугами.

Договор факторинга или соглашение о факторинговом обслуживании заключается между поставщиком (клиентом) и факторинговой компанией или банком обычно на срок от одного года до четырех лет. Третья сторона - плательщик - в договоре не участвует. Договор имеет свои особенности в строении и может быть одного из нескольких видов.

Цена факторинговых услуг значительно зависит от степени автоматизации операций, качественных технологий и наличия опытного персонала. Общая стоимость факторинговых услуг в России (с учетом всех элементов оплаты) составляет сейчас 21-28 % годовых в рублях.

Часто правила исчисления комиссии разрабатывают так, чтобы стимулировать клиентов на развитие бизнеса - при достижении определенных показателей цена факторинга может приблизиться к цене кредита.

В заключении рассмотрим следующий вид финансирования - вексельное. Вексель - это безусловное обязательство уплатить определенную сумму через какое-то время или письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока обязательства требовать от должника или акцептанта уплаты обозначенной на векселе денежной суммы.

Вексель дает держателю бесспорное право получения платежа по векселю. С вексельным оборотом связаны следующие основные понятия:

вексель с оборотом - вексель с отсроченным платежом;

аваль - гарантия третьего лица на векселе;

индоссамент - передаточная надпись на векселе.

Векселя согласно российскому законодательству в отличие от облигаций не являются эмиссионной ценной бумагой, соответственно, они не подлежат государственной регистрации и не требуют лицензии на проведение операций с ними. Это значительно упрощает использование векселей.

По своей форме выделяются следующие векселя:

простой вексель - выписывается заемщиком, деньги по нему может получить только указанное на векселе лицо;

переводной вексель (тратта) - представляет собой письменный приказ кредитора заемщику об уплате последним определенной суммы третьему лицу (ремитенту), деньги может получать третье, заранее не известное лицо.

В мире наиболее распространен переводной вексель. Значительное распространение получили банковские акцепты (переводные векселя, выставленные на банк и им акцептованные).

Вексель - хорошая альтернатива выпуску облигаций или кредиту.

Выпуск облигаций могут себе позволить не все компании, а кредиты под залог товаров на складе или в обороте взять нелегко. Поэтому вексель - оптимальный и предпочтительный инструмент для средних и мелких компаний, банков, государственных структур.

Преимущества векселей по сравнению с другими формами заимствований:

вексель является ценной бумагой, следовательно, если компании необходимо привлечь значительные средства, то можно разбить требуемую сумму на части и выписать несколько векселей, которые попадут к разным инвесторам;

как ценная бумага вексель может быть передан другому лицу или выставлен на торги на вторичном рынке ценных бумаг, что делает его в глазах инвестора более ликвидным, чем кредит;

процедура выпуска и оформления проще, чем выпуск облигаций: не нужно регистрировать выпуск, платить налог на операции с ценными бумагами и комиссионное вознаграждение депозитарию и бирже;

заем через вексель обходится дешевле;

хорошая возможность приобретения кредитной истории для тех, у кого ее еще нет;

следующие после первого удачного погашения выпуски векселей компания сможет разместить гораздо выгоднее: по более низким процентным ставкам и на более длительные периоды времени;

компания получает возможность подготовки для работы на рынке ценных бумаг с более ликвидными инструментами;

держателю векселя проще вернуть деньги в случае отказа должника платить по векселю.

Векселя могут выпускаться только в результате хозяйственных сделок, в которых получатель товаров или услуг выписывает вексель (товарные векселя). В дальнейшем вексель может стать объектом купли продажи на вторичном рынке, однако выпуск векселей, не связанных с реальными сделками (финансовые векселя), может осуществляться только банками.

Вексель традиционно используется для финансирования оборотного капитала и выпускается обычно на срок до шести месяцев. Как правило, выпускать векселя на более длительный срок могут позволить себе лишь крупные компании, имеющие публичную кредитную историю.

Принимая решение о выпуске векселей в первый раз, компания должна учитывать, что, возможно, затраты по привлечению средств будут сравнимы с процентами по кредиту, который можно было бы получить на такой же срок и в таком же размере.

Векселя компаний постепенно становятся хорошим залогом при кредитовании в банках, потому что дают возможность быстрого обращения взыскания и превращения залога в деньги.

Традиционные виды залогов таких как недвижимость, оборудование, автотранспорт, ликвидные ценные бумаги, достаточно сложно оформлять и контролировать, да и обращение взыскания на них - процесс длительный и трудоемкий.

Привлечение новых финансовых инструментов способных обеспечить формирование источников финансирования оборотных активов является важной задачей в системе управления организацией, особенно если сфера деятельности торговля.

Таким образом, видов формирования оборотных активов достаточно много, и руководству организаций следует грамотно формировать структуру источников финансирования в целях повышения эффективности коммерческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: