Общие положения по совершенствованию

 

Обобщая вышеизложенное, следует признать, что, по сути, все причины возникающих конфликтных ситуаций между ЗАО «МИНЕРИТ» и налоговыми органами можно разделить на две основные группы:

– превышение полномочий налоговыми органами и допущение с их стороны расширительного толкования НК РФ;

– неверное оформление и заполнение документов, подтверждающих вывоз товаров в таможенном режиме экспорта. Поэтому налоговые органы и отказывают в возмещении НДС по такому формальному основанию

При этом обе проблемы разрешимы. Первая, как правило, решается в арбитражном суде.

Что касается второй проблемы, то для ее решения необходимо разобраться следствием каких действий или бездействий она является.

Как уже упоминалось, компания существует с 1999 года, а активную экспортную деятельность начала лишь с 2004 года. Ныне действующая структура компании изначально была ориентированная на внутренний рынок. Количество сотрудников в отделах планировалось исходя из этого. После начала экспортной деятельности грамотного налогового планирования не проводилось. Поэтому, под началом главного бухгалтера находятся лишь два человека, которые могли обеспечивать в полной мере учет бухгалтерских и налоговых операций до начала экспортной деятельности компании.

Специфика экспортных операций, а именно возмещения экспортного НДС такова, что в этом процессе задействованы, так или иначе, представители целого ряда отделов. А именно:

1) Контракты и дополнительные соглашения с иностранными покупателями заключаются коммерческим директором, при участии его подчиненных из отдела продаж. В силу того, что организация начала заниматься экспортном сравнительно недавно, пробиться на международный рынок задача не из простых. Товар, продаваемый на экспорт, является ценным и дорогостоящим, поэтому покупатели предпочитают иметь отношения только с проверенными поставщиками. В такой ситуации ЗАО «МИНЕРИТ» пришлось заключать контракты на условиях, выгодных в первую очередь иностранным покупателям. А также, в силу крайней занятости юридического отдела на внутреннем рынке, первоначальные контракты с иностранными покупателями не пересматривались. Сейчас уделяется лишь небольшое внимание дополнительным соглашениям, которые не меняют суть условий и ответственность, а лишь корректируют объем и цену поставок.

2) Далее в процесс включаются сотрудники отдела закупок. С контрагентами-поставщиками ежемесячно заключаются дополнительные соглашения на поставку. Раз в месяц в Набережные Челны, где базируются поставщики, направляются представители отдела закупок, которым и передаются счета-фактуры, по осуществленным поставкам. Представители отдела закупок, всю массу счетов-фактур по возвращении передают в бухгалтерию. В силу крайней занятости сотрудников, и большого количества счетов-фактур, в первую очередь проверяются те, которые относятся к внутреннему рынку и на основании которых предполагается вычет в текущем месяце. Счета-фактуры, относящиеся к экспорту, в силу более длительных сроков возмещения попадают под воздействие человеческого фактора. То есть оставляются «на потом». На лицо полное отсутствие налогового планирования. Кроме того, к договорам и счетам-фактурам добавляются ТТН по экспортным отгрузкам, так как «Татстроой» является и транспортировщиком нашего товара.

3) ГТД оформляются на таможне. Товар не сопровождается представителями ЗАО «МИНЕРИТ». И в бухгалтерию документы доставляет представитель транспортного отдела - водитель-экспедитор.

4) Напрямую в бухгалтерию попадает лишь выписка банка, которую доставляют сами сотрудники бухгалтерии.

Документооборот представлен в виде схемы.

 

Рисунок №8 «Схема документооборот»

 

Ныне действующая схема является обоснованной и удобной для ЗАО «МИНЕРИТ» в силу объективных причин. Но под воздействием форс-мажорных обстоятельств и человеческого фактора, возможны сбои в кажущейся на первый взгляд, оптимальной схеме документооборота. Максимально эффективно эта схема может работать при постоянном контроле за ней со стороны конечного потребителя соответствующих документов в рамках компании, а именно сотрудников бухгалтерии.

Как упоминалось выше, под началом главного бухгалтера трудятся два сотрудника. Изначально один из них занимался расчетом заработной платы, а второй вел 41 и 51 счета. Но с началом экспортной деятельности на них легли еще ряд задач, а именно:

1) Тщательная проверка заполнения и оформления первичных документов, необходимых для возмещения экспортного НДС;

2) Группировка документов по одной отгрузке (напомню, что документы доставляются в разные сроки).

3) Формирование данных в программе «НДС: налогоплательщик». По требованию налогового органа информация должна быть представлена на магнитных носителях с приложением первичных документов;

4) Копирование документов, необходимых для подачи в налоговую инспекцию;

5) Обеспечение своевременной подачи документов в налоговую инспекцию;

6) И самая трудоемкая задача – расчет затрат на экспортную продукцию.

Очевидно, что два человека, на которых и так лежит бремя ведения бухгалтерского учета, не в состоянии на все сто процентов исключить ошибки при проверке, сборе и подаче документов в налоговую инспекцию.

А тот факт, что отказы в возмещении экспортного НДС выносятся инспекцией до сих пор, говорит о том, что в организации плохо налажена система налогового управления.

Для решения этой проблемы необходимо нанять специалиста, который бы отвечал за осуществление экспортной деятельности на конечном этапе, уже после производства экспортной продукции. То есть на этапе возмещения экспортного НДС. Это должен быть налоговый менеджер, разбирающийся во внешнеэкономических операциях.

Помимо перечисленных выше функций, в его обязанности также будут входить следующие необходимые действия:

1) Отслеживать сроки поступления документов. При неполучении документов в ожидаемые сроки, сообщать в соответствующие отелы, отвечающие за их доставку. При сильной загруженности сотрудников, координировать, какие документы нужны в первую очередь;

2) Изучать и анализировать судебную практику для выявления потенциальных рисков и финансовых потерь;

3) Ежемесячно составлять отчеты для руководства о ходе и эффективности проведения экспортной деятельности. А именно: составлять отчеты, об объемах поставок, о суммах, полученных в результате экспортных операциях, о предполагаемых суммах вычета экспортного НДС, о решениях налоговой инспекции и финансовых потерях. А также о влиянии этих показателей на налоговую нагрузку и финансовое состояние предприятия в целом;

4) Но в первую очередь, новый специалист должен тщательно изучить уже имеющиеся решения налоговой инспекции и провести «работу над ошибками».

В силу того, что на данный момент организация имеет небольшое количество иностранных покупателей и работает в течение месяца с одним экспортным контрагентом, с этой задачей справится один человек. Необходимо отметить, что количество сотрудников, занимающихся отдельно экспортом, должно расти пропорционально объему экспортируемой продукции. Как упоминалось ранее, НДС, принимаемый к вычету по экспортным операциям в 2008 году, вырастет с ¼ до ¾ от общего объема. Следовательно в 2008 году возникнет необходимость найма еще одного или двух специалистов по внешнеэкономической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: