Анализ налоговой нагрузки организации

Важное значение при проведении анализа деятельности организации имеет анализ налоговой нагрузки. Он позволяет определить динамику налоговых платежей организации, уплачиваемых в бюджет. В ходе анализа проводят вертикальный и горизонтальный анализ за несколько лет. Выявляют сложившиеся тенденции. Результаты, полученные от такого анализа, позволяют более точно оценить финансовое состояние организации.

В ходе проведения анализа налоговой нагрузки на примере Гомельского райпо рассчитаем абсолютное изменение сумм уплаченных налогов и сборов и определим удельный вес каждого налога в общей сумме налогов и сборов. Для проведения анализа используем данные из формы №5 приложения к балансу. Результаты анализа оформим в табл. 2.3.

Из табл. 2.3. видно, что за 2008-2010 года общая сумма налогов и сборов, уплачиваемых Гомельским райпо увеличилась с 1144 млн. р. в 2008 году до 1842 млн. р. в 2009 году. В 2010 году общая сумма налогов и сборов по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 30 млн. р. и составила 1812 млн. р. Произошли изменения и в структуре налогов и сборов, уплачиваемых Гомельским райпо.

 

Таблица 2.3 − Анализ состава и структуры налогов и сборов, уплач. Гомельским райпо за период 2008-2010 гг.

Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год

Отклон. 2009 от 2008 г.

Отклон. 2010 от 2009 г.

Сумма, млн. р. Удельный вес, % Сумма, млн. р. Удельный вес, % Сумма, млн. р. Удельный вес, % Сумма, млн. р. Удельный вес, % Сумма, млн. р. Удельный вес, %
Прямые налоги                    
В том числе                    
Налог на недвижимость 46 4,0 53 2,9 68 3,8 7 -1,1 15 0,9
Налог на прибыль - - - - 77 4,2 - - 77 4,2
Экологический налог 5 0,4 12 0,6 16 0,9 7 0,2 4 0,2
Земельный налог 6 0,5 34 1,8 33 1,8 28 1,3 -1 0,0
Подоходный налог с физических лиц 86 7,5 109 5,9 148 8,2 24 -1,5 39 2,2
Местные налоги и сборы - - - - 7 0,4 - - 7 0,4
Всего 143 12,5 209 11,3 349 19,3 66 -1,1 141 7,9
Косвенные налоги

 

В том числе:                    
Налог на добавленную стоимость 345 30,2 457 24,8 235 13,0 112 -5,4 -222 -11,8
Инновационный фонд 91 7,9 119 6,4 124 6,8 28 -1,5 6 0,4
Чрезвычайный налог 56 4,9 61 3,3 93 5,1 5 -1,6 33 1,8
Страх. взносы в фонд соц.защиты насел. 253 22,1 295 16,0 469 25,9 42 -6,1 174 9,9
Налог с продаж 257 22,5 703 38,1 542 29,9 446 15,7 -161 -8,2
Всего 1001 87,5 1633 88,7 1463 80,7 632 1,1 -170 -7,9
ИТОГО 1144 100,0 1842 100,0 1812 - 698 - -30 -

Источник: собств. разработка на осн. данных приложения к бухгалтерскому балансу Гомельского райпо.

 

Так, за 2008 и 2009 года удельный вес прямых налогов в общей сумме налогов и сборов снизился с 12,5% до 11,3%, что связанно с нерентабельной деятельностью Гомельского райпо в 2008-2009 годах. Но уже в 2010 году была получена прибыль в размере 364 млн. р., что позволило увеличить долю прямых налогов и сборов до 19,3%. За 2010 год наибольший удельный вес среди прямых налогов занимают подоходный налог с физических лиц 8,2% или 148 млн. р., налог на прибыль 4,2% или 77 млн. р. и налог на недвижимость 3,8% или 68 млн. р. Доля косвенных налогов в сумме налогов и сборов, уплачиваемых Гомельским райпо, очень велика и составляет в 2008 году 87,5%, в 2009 году 88,7%. В 2010 году удельный вес косвенных налогов снизился до 80,7%, но этот показатель по-прежнему является достаточно высоким. В структуре косвенных налогов наибольший удельный вес занимают в 2008 году налог на добавленную стоимость 30,2% или 345 млн. р., налог с продаж 22,5% или 257 млн. р. и страховые взносы в фонд социальной защиты населения 22,1% или 253 млн. р. В 2009 и 2010 году был уплачен налог на добавленную стоимость в размере 457 млн. р. и 235 млн. р. соответственно, а его удельный вес в общей сумме налогов и сборов снизился до 24,8% в 2009 году и до 13,0% в 2010 году, что связано со снижением ставки этого налога с 20% до 18% с 1 января 2010 года. Таким образом, налоговая нагрузка на Гомельское райпо снизилась.

Кроме того, согласно методике, предложенной В.А. Гюрджан для анализа налоговой нагрузки на конкретную организацию рассчитывают показатели номинальной и реальной налоговой нагрузки. Для обеспечения единого подхода к оценке уровня номинальной и реальной налоговой нагрузки предлагается проводить оценку на основании данных баланса организации и приложений к нему или на основании расчетов по налогам и сборам, предоставляемых в налоговую инспекцию.

Реальная налоговая нагрузка организации представляет собой отношение суммы уплачены налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды к валовому доходу организации и свидетельствует о фактическом участии организации в формировании бюджета и внебюджетных фондов. Реальная налоговая нагрузка организации рассчитывается по формуле 2.1:

 

                                                                               (2.1)

 

где ННр – реальная налоговая нагрузка;

Ун – сумма уплаченных налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды; ТО – розничный товарооборот.

Номинальная налоговая нагрузка организации характеризует фискальный потенциал действующей налоговой системы по отношению к данному субъекту предпринимательства и рассчитывается по формуле 2.2:

 

                                                                              (2.2),

 

где ННн – номинальная налоговая нагрузка;

Нн – сумма начисленных налогов и сборов в бюджет и внебюджетные.

Основным фактором, определяющим динамику данного показателя, является изменение налогового законодательства.

Сумма начисленных налогов и сборов определяется по формуле 2.3:

 

                                                                                  (2.3),

 

где Нб – начисленные налоги;

Нс – начисленные страховые взносы в фонд социальной защиты.

Начисленные налоги определяются по формуле 2.4:

 

                           (2.4),


где Пр – сумма всех начисленных налогов;

Ип – сумма всех налогов, израсходованных в организации исключением налога на добавленную стоимость;

Пн – сумма начисленного подоходного налога;

Дн – сумма начисленного налога на доходы;

Сн – сумма начисленных экономических санкций;

Ин – сумма начисленных отчислений в инновационный фонд;

НДСу – начисленный налог на добавленную стоимость за минусом “входного” налога плюс налог на добавленную стоимость, уплаченный на таможне.

Сумма уплаченных налогов определяется по формуле 2.5:

 

                                                                                    (2.5),

 

где Уб – уплаченные налоги;

Ус – уплаченные страховые взносы в фонд социальной защиты.

Сумма уплаченных налогов определяется по формуле 2.6:

 

                                      (2.6),

где Пб – сумма всех налогов, перечисленных в бюджет кроме налога на добавленную стоимость и налога с продаж;

Пу – сумма перечисленного подоходного налога;

Ду – сумма перечисленного налога на доходы;

Су – сумма перечисленных экономических санкций;

Иу – сумма перечислений в инновационный фонд;

НДС т – НДС, уплаченный на таможне.

Уплаченные страховые взносы в фонд социальной защиты рассчитываются по формуле 2.7:


                                                                                  (2.7),

 

где Пф – перечислено страховых взносов в фонд социальной защиты;

Ип – израсходовано в организации страховых взносов.

Как следует из приведенных формул, в общую сумму налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды не включаются экономические санкции, отчисления в инновационный фонд, налог на доходы, подоходный налог, налог на добавленную стоимость и налог с продаж.

Кроме того, многие экономисты считают, что при расчете номинального и реального уровня налоговой нагрузки сумма начисленных и уплаченных налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды соотносится не с товарооборотом, а с валовым доходом. В этом случае в расчет не принимается сумма налога на добавленную стоимость и налога с продаж, так как они уплачиваются из выручки от реализации.

Рассчитаем номинальную налоговую нагрузку на Гомельское райпо за 2008-2010 года. Расчеты оформим в виде табл. 2.4.

 

Таблица 2.4 − Расчет номинальной налоговой нагрузки на Гомельское

райпо за 2008-2010 гг. (к товарообороту) млн. р.

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

1. Товарооборот

17518

28136

41586

2. Сумма всех начисленных налогов

2361

4276

6054

3. Сумма налогов, израсходованных в организации

1554

2829

4708

4. Сумма начисленного подоходного налога

86

109

148

5. Сумма экономических санкций, причитающихся по расчету

7

19

3

6. Сумма отчислений в инновац. фонд, причитающаяся по расчету

90

119

124

7. Начисленные налоги (п.2-п.3-п.4.-п.5-п.6)

624

1200

1071

8. Начисленные страховые взносы в фонд социальной защиты

381

473

674

9. Сумма начисленных налогов и сборов, уплач. в бюджет (п.6+п.7)

1005

1673

1745

10. Номинальная налоговая нагрузка (п.8×100:п.1)

5,7

5,9

4,2

Источник: собст. разраб. на осн. данных прилож. к бух. балансу Гомельского райпо


Рассчитаем реальную налоговую нагрузку на Гомельское райпо за 2008-2010 года, оформив результаты в виде табл. 2.5

 

Таблица 2.5 − Расчет реальной налоговой нагрузки на Гомельское

райпо за 2008-2010 гг. (к товарообороту) млн. р.

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

1. Товарооборот

17518

28136

41586

2. Сумма всех налогов перечисленных в бюджет

863

1368

1351

3. Сумма перечисленного подоходного налога

86

110

143

4. Сумма перечисленных экономических санкций

7

19

3

5. Сумма перечислений в инновационный фонд

86

128

124

6. Уплаченные налоги (п.2-п.3-п.4.-п.5)

684

1111

1081

7. Уплаченные страховые взносы в фонд социальной защиты

260

313

438

8. Израсходовано в организации страховых взносов

129

178

205

9. Сумма уплаченных налогов и сборов в бюджет (п.6+п.7+п.8)

1073

1602

1724

10. Реальная налоговая нагрузка (п.9×100:п.1)

6,1

5,7

4,1

Источник: собст. разраб. на осн. данных прилож. к бух. балансу Гомельского райпо

 

Таким образом, из табл. 2.4 видно, что размер номинальной налоговой нагрузки на Гомельское райпо за анализируемый период достигает в 2008 году 5,2% к товарообороту, в 2009 году номинальная налоговая нагрузка увеличилась до 5,9% к товарообороту. Показатель номинальной налоговой нагрузки не имеет четко выраженной тенденции. Это свидетельствует о том, что система налогообложения постоянно корректируется. В итоге размер номинальной налоговой нагрузки за 2010 год снизился на 1,6% по сравнению с 2009 годом и составил 4,1% к товарообороту – это положительный момент в реформировании налоговой системы. Реальная налоговая нагрузка за 2009 и 2010 года ниже номинальной налоговой нагрузки на 0,1-0,4%. Это говорит о том, что Гомельское райпо не в полном объеме перечисляло начисленные налоги и сборы в бюджет.

Рассчитаем теперь показатели номинальной и реальной налоговой нагрузки к валовому доходу. Расчеты оформим в виде табл. 2.6 и 2.7.


Таблица 2.6 − Расчет номинальной налоговой нагрузки на Гомельское

райпо за 2008-2010 гг. (к валовому доходу) млн. р.

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

1. Валовой доход

2550

3127

4720

2. Сумма всех начисленных налогов

1759

3116

5277

3. Сумма налогов, израсходованных в организации

1554

2829

4708

4. Сумма начисленного подоходного налога

86

109

148

5. Сумма экономических санкций, причитающихся по расчету

7

19

3

6. Сумма отчислений в инновац. фонд, причитающаяся по расчету

90

119

124

7. Начисленные налоги (п.2-п.3-п.4.-п.5-п.6)

22

40

294

8. Начисленные страховые взносы в фонд социальной защиты

381

473

674

9. Сумма начисл. налогов и сборов уплачиваемых в бюджет (п.6+п.7)

403

513

968

10. Номинальная налоговая нагрузка (п.8×100:п.1)

15,8

16,4

20,5

 

Таблица 2.7 − Расчет реальной налоговой нагрузки на Гомельское

райпо за 2008-2010 гг. (к валовому доходу) млн. р.

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

1. Валовой доход

2550

3127

4720

2. Сумма всех налогов перечисленных в бюджет

214

298

561

3. Сумма перечисленного подоходного налога

86

110

143

4. Сумма перечисленных экономических санкций

7

19

3

5. Сумма перечислений в инновационный фонд

86

128

124

6. Уплаченные налоги (п.2-п.3-п.4.-п.5)

35

41

291

7. Уплаченные страховые взносы в фонд социальной защиты

260

313

438

8. Израсходовано в организации страховых взносов

129

178

205

9. Сумма уплаченных налогов и сборов в бюджет (п.6+п.7+п.8)

424

532

934

10. Реальная налоговая нагрузка (п.9×100:п.1)

16,6

17,0

19,8

Источник: собств. разраб. на осн. данных прилож. к бух. балансу Гомельского райпо

 

Из табл. 2.6 и 2.7 видно, что номинальная и реальная налоговая нагрузка, рассчитанная к валовому доходу за 2008-2010 годы постоянно увеличивается. Так номинальная налоговая нагрузка с 15,8% в 2008 году увеличилась до 20,5% а 2010 году, а реальная налоговая нагрузка с 16,6% в 2008 году до 19,8 в 2010 году.










double arrow
Сейчас читают про: