Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя

При проектировании рекомендуется один из методов расчета и воспроизведения скоростной характеристики ДВС по координатам одной точки (Nemax, nN) (метод профессора С.Р. Лейдермана).

Изменение мощности ДВС можно представить в виде функциональной зависимости:

 


 (10)

 

где a=b=c=1 для карбюраторных ДВС.

Наименее устойчивое число оборотов коленчатого вала двигателя (nemin) принимаем nemin =0,13nN=0,13*4500=585 об/мин.

Равномерно разбив диапазон чисел оборотов в котором работает ДВС (nemin - nemax) на 7 частей, воспроизводим всю кривую внешней скоростной характеристики.

Одновременно с мощностной характеристикой получаем характеристику изменения крутящего момента на валу ДВС (Ме), значение которого получаем по формуле, в кг*м:

 

 (11)

 

где Ne – эффективная мощность, л.с.;

ne – частота вращения коленчатого вала, соответствующая Ne.

Или, в Н*м:

 

 (12)

 

где Ne – эффективная мощность, кВт.

Расчёт заносим в таблицу 1.

 

Таблица 1 – Параметры внешней скоростной характеристики

Параметры

Число оборотов коленчатого вала

585

1000

1500

2500

3500

4500

5500

Ne, кВт

10,98

19,78

30,92

52,58

69,24

75,90

67,57

Me, Н*м

179,28

188,90

196,86

200,83

188,90

161,06

117,32

Ne, л.с.

14,94

26,90

42,05

71,51

94,16

103,00

91,90

Me, кг*м

18,28

19,26

20,07

20,47

19,26

16,42

11,96

 

По данным таблицы 1 строим график внешней скоростной характеристики (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Внешняя скоростная характеристика.

 

3. Расчет передаточных чисел трансмиссии

 

Передаточное число трансмиссии автомобиля определяется выражением:

iTP=ik* io, (13)

 

где iK и io - передаточные числа соответственно КПП и главной передачи.

Следовательно, для определения передаточного числа трансмиссии автомобиля необходимо отдельно определить передаточное число главной передачи (io) и передаточное число коробки передач (ik).

Расчёт передаточного числа главной передачи

Передаточное главной передачи равно:

 

, (14)

 

где rk - радиус качения колеса;

nN – число оборотов вала ДВС, соответствующие максимальной мощности;

vN – скорость автомобиля, соответствующие максимальной мощности.

 

 

Расчёт передаточного числа первой передачи

Определение передаточного числа первой передачи производится по условиям:

1. Преодоление максимальных сопротивлений движению.

2. Сцепление колес с дорогой.

Выполнение первого условия обеспечивает неравенство:

 

, (15)

 

где Memax - максимальный крутящий момент на валу ДВС, определяемый по внешней скоростной характеристике; ψmax - максимальная величина коэффициента дорожного сопротивления.

При работе двигателя с полной нагрузкой можно считать, что

ηтр~χ,

 

где χ – коэффициент влияния нагрузки.

, (16)

 

где с, к, n – число пар цилиндрических, конических и количество карданов, передающих крутящий момент двигателя на ведущие колеса автомобиля.

По кинематической схеме автомобиля:

с=2; к=1; n=2,

 

Для легкового автомобиля примем ψmax=0,27:

 

 

Второе условие требует выполнения неравенства:

 

, (17)

 

где Gсц - вес приходящийся на ведущие колёса автомобиля;

mp - коэффициент перераспределения реакций при разгоне автомобиля.

Так как проектируемый автомобиль заднеприводной, то mp=1,2.

 

С учетом обоих условий примем i1=3,5, как у аналога.

Расчёт передаточных чисел промежуточных передач

Количество ступеней (передач) в коробке передач и соотношения передаточных чисел определяют величину ускорений при разгоне автомобиля. Но главное - это использование мощности ДВС. Чем больше число ступеней, тем лучше использование мощности, но при этом увеличиваются вес и габаритные параметры коробки передач и осложняются условия управления ей. Именно поэтому количество передач в коробке принимаем равным 5. С целью лучшего использования мощности ДВС передаточные числа коробки подбирают так, чтобы разгон на каждой передаче начинать при одинаковой скорости вращения коленчатого вала ДВС и заканчивать при скорости коленчатого вала, соответствующей максимальной мощности ДВС. С учетом всех требований передаточные числа равны:

 

 (18)

 

4. Тяговая характеристика автомобиля

 

Тяговой характеристикой называют зависимость силы тяги от скорости автомобиля на определенной передаче при полной подаче топлива.

При движении автомобиля на первой передаче при ne=585об/мин и Мe=179,28 Н*м со скоростью:

 

, (19)

 

сила тяги будет равна:

 

, (20)

 

Расчеты скоростей движения автомобиля на передачах ивеличины силы тяги РТ им соответствующие сводим в таблицу 2 и строим график тяговой характеристики (рисунок 2).

 

Таблица 2 - Скорости движения и сила тяги на передачах

Параметры

Число оборотов коленчатого вала, об/мин

585

1000

1500

2500

3500

4500

5500

Ne, кВт

10,98

19,78

30,92

52,58

69,24

75,90

67,57

Me, Н*м

179,28

188,90

196,86

200,83

188,90

161,06

117,32

V1, км/ч

6,00

10,26

15,39

25,64

35,90

46,16

56,42

V2, км/ч

9,13

15,61

23,41

39,02

54,63

70,24

85,85

V3, км/ч

13,82

23,62

35,43

59,05

82,67

106,29

129,91

V4, км/ч

21,00

35,90

53,85

89,75

125,65

161,56

197,46

Pт1, Н; η1=0,9

5379,74

5668,46

5907,14

6026,47

5668,46

4833,11

3520,42

Pт2, Н; η1=0,91

3574,54

3766,38

3924,96

4004,26

3766,38

3211,33

2339,12

Pт3, Н; η1=0,92

2388,26

2516,44

2622,39

2675,37

2516,44

2145,59

1562,84

Pт4, Н; η1=0,93

1588,30

1673,55

1744,01

1779,24

1673,55

1426,92

1039,36

 

Длины шкал чисел оборотов при движении на третьей, второй и первой передачах соответственно равны:

 

; ; ; (21)

 

Рисунок 2 – Скоростные характеристика тяговой силы.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: