Цель и содержание контрольной работы
Целью контрольной работы является закрепление и расширение теоретических знаний, полученных при изучении второй части курса «Автомобили» и приобретение навыков в использовании справочной литературы.
Контрольная работа состоит из пояснительной записки и графической части.
Графическая часть состоит из двух листов формата А4. На первом листе приводится кинематическая схема рассчитанной коробки перемены передач, на втором – кинематическая схема трансмиссии с блокируемым дифференциалом.
Пояснительная записка содержит:
- титульный лист;
- бланк задания;
- введение;
- характеристику прототипа;
- расчет внешней скоростной характеристики двигателя;
- определение КПД трансмиссии автомобиля;
- определение передаточных чисел коробки перемены передач;
- определение числа зубьев шестерен;
- расчет тяговой диаграммы автомобиля;
- построение тяговой диаграммы автомобиля;
- приложения.
Объем записки 7-10 листов формата А4.
Теоретический раздел
Техническую характеристику автомобиля-прототипа предлагается свести в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 – Характеристика прототипа
| Модель автомобиля | |
| Габаритные размеры, мм | |
| Длина | |
| Ширина | |
| Высота | |
| База | |
| Колея, мм | |
| Передних колес | |
| Задних колес | |
| Двигатель | |
| Минимальная частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин | |
| Максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин | |
| Номинальная мощность, кВт при об/мин | |
| Крутящий момент, Нм, при об/мин | |
| Весовые характеристики | |
| Масса в снаряженном состоянии, кг | |
| Грузоподъемность, кг | |
| Полная масса, кг | |
| Скоростные характеристики | |
| Максимальная скорость, км/ч | |
| Расход топлива на 100 км, л | |
| при 90 км/ч | |
| при 120 км/ч | |
| городской цикл | |
| Передаточные отношения трансмиссии | |
| 1-я передача | |
| 2-я передача | |
| 3-я передача | |
| 4-я передача | |
| 5-я передача | |
| Главная передача | |
| Задний ход | |
| 1-я передача раздаточной коробки (демультипликатора) | |
| 2-я передача раздаточной коробки (демультипликатора) | |
| Шины | |
| Статический радиус шины, м |
Расчет внешней скоростной характеристики двигателя
Скоростная характеристика двигателя представляет собой выраженную графическую зависимость основных параметров, характеризующих работу двигателя (мощность, крутящий момент и др.), от угловой скорости коленчатого вала.
В контрольной работе необходимо определить изменение мощности и крутящего момента в зависимости от частоты вращения двигателя по приближённым формулам:
, кВт, (2.2)
, Н∙м, (2.3)
где
- максимальная мощность двигателя, кВт (таблица 3.3);
,
- последовательные значения соответственно мощности, крутящего момента в зависимости от текущего значения частоты вращения;
- частота вращения при максимальной мощности, об/мин;
- текущие значения частоты вращения коленчатого вала двигателя, об/мин. Необходимо принять 8 значений в промежутке от
=800 об/мин до
, минимальную частоту вращения можно принять по прототипу.
,
,
- постоянные коэффициенты, зависят от типа двигателя (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Значение коэффициентов
,
и 
| Коэффициент | Тип двигателя | |||
| карбюраторный | дизельный | |||
| легкового автомобиля или автобуса | грузового автомобиля | грузового автомобиля или автобуса | легкового автомобиля | |
| 0,9 | 1,0 | 0,7 | 0,8 |
| 1,1 | 1,0 | 1,3 | 1,2 |
|
В карбюраторных двигателях легковых автомобилей и автобусов малых классов (без ограничителя частоты вращения) максимальная частота вращения
.
Для карбюраторных двигателей грузовых автомобилей и автобусов с ограничителями частоты вращения принимаем
.
Для дизельных двигателей
.
Результаты расчетов для построения внешней скоростной характеристики двигателя сводят в таблицу 2.3.
Таблица 2.3 - Параметры внешней скоростной характеристики двигателя.
, об/мин | ||||||||
, кВт | ||||||||
, Н·м |






