Введение
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективной их работы. В условиях рыночной экономики получение максимально возможной суммы прибыли является целью любого производства, в виду того, что прибыль является основным источником пополнения фондов накопления, инвестиций, пополнения оборотных средств и т.д. C другой стороны результативным оценочным показателем, источником ее развития и финансирования. В прибыльной работе предприятий заинтересовано общество, т.к. именно прибыль обеспечивает платежи в бюджет.
Основными задачами данной работы является:
- исследование динамики прибыли предприятия;
- выявления причин ее изменения;
- изучение и количественная оценка влияния факторов;
- выявление резервов увеличения прибыли и разработка их реализации.
Цель работы – изучение факторов, влияющих на прибыль предприятия и повышение суммы прибыли на предприятии.
Объектом исследования является СП ООО «Данинвест». Главный вид деятельности это деревообработка. В основном продукция поставляется на экспорт.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
изучение экономического смысла понятия прибыли, рассмотрение методик анализа финансовых результатов, проведение анализа производственно-хозяйственной деятельности. В данной работе также нашли отражение и такие вопросы как изготовление печатной платы, проектирование и расчет искусственного освещения. При написании данной работы использовалась научно-методическая, учебная литература отечественных и зарубежных авторов, периодическая печать, документация ООО СП «Данинвест» (приложение А).
Прибыль предприятия как объект исследования
Понятие, виды и функции прибыли
Прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости и выступает одной из форм чистого дохода общества, образующегося в сфере материального производства, и реализована в сфере обращения, которое получает предприятие. Прибыль как результативный показатель характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, результатов в бизнесе, изменение объемов деятельности, а как качественный показатель – представляет собой часть выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки, и затрат на производство.
Прибыль как экономическая категория выступает:
-в качестве целевого ориентира деятельности предприятия;
-результативным оценочным показателем деятельности предприятия;
-источником развития предприятия и финансирования его деятельности.
Наличие прибыли позволяет удовлетворить экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников.
Удовлетворение экономических интересов государства обеспечивается через уплату налогов, которые затем государство использует для решения социальных задач.
Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении и направляемой на его развитие.
Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием дополнительных возможностей для их материального стимулирования.
Собственники также заинтересованы в росте прибыли, так как рост прибыли означает увеличение ресурсов их собственности и увеличение получаемых ими дивидендов.
Сущность прибыли может рассматриваться и с других позиций. Наиболее распространенным является рассмотрение прибыли с функциональной точки зрения и с позиции происхождения.
Основоположником функционального подхода является американский экономист П. Самуэльсон [1]. Он определял прибыль как безусловный доход от факторов производства; как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности; как монополистический доход в определенных рыночных ситуациях; как этическую категорию.
Сторонники немецкой экономической школы (Ф.Хайек [2], Д.Сахал) рассматривают прибыль с позиции ее происхождения, а именно как «награду», заработанную благодаря предпринимательской инициативе; прибыль «неожиданную», полученную при благоприятной рыночной ситуации и обстоятельствах, признанную органом государственной власти или соответствующим законодательством (легализованную).
В хозяйственной практике выделяют следующие виды прибыли – балансовая, прибыль от реализации товаров и услуг, налогооблагаемую прибыль, льготируемую прибыль. В экономической литературе встречают, и другие виды прибыли - номинальная, минимальная, нормальная, целевая, максимальная, консолидированная, экономическая, бухгалтерская, чистая и т.д. Виды прибыли и их содержание представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1 – Виды прибыли
Вид прибыли | Содержание | |
1 | 2 | |
Прибыль предприятия
| Прибыль предприятия характеризует конечный результат производственно-финансовой деятельности предприятия; | |
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) | Представляет собой разность между выручкой от реализации за минусом всех налогов включенных в цену, и себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг); | |
Налогооблагаемая прибыль | Это прибыль, с которой берется налог на прибыль; | |
Льготируемая прибыль | Прибыль, освобождаемая от уплаты налога на прибыль | |
Бухгалтерская прибыль | Разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками (явными). Ее величина тождественна балансовой прибыли [3, с. 237-238]; | |
Экономическая прибыль
| Представляет собой разность между выручкой (валовой доход) и экономическими издержками (сумма явных и неявных издержек); | |
Чистая (нераспределенная прибыль) | Прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений в бюджет; | |
Номинальная прибыль | Характеризует фактический размер полученной прибыли; | |
Максимальная прибыль | Определяет целевую установку при планировании деятельности предприятия. Ее достижение означает снижение издержек производства и реализации до минимума; | |
Минимальная прибыль | Прибыль, которая обеспечивает предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал. | |
Прибыль на предприятии рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие его деловой активности. Оценивая уровень или изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактически полученной.
С учетом этого различают следующие функции прибыли:
– инвестиционная – прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
– результативная – фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия;
– финансирующая – часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;
– стимулирующая – часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала;
– оценочная – прибыль показывает, насколько эффективно работает предприятие.