Факторы и резервы увеличения прибыли

 

Под факторами понимают различные причины, вызывающие изменение прибыли предприятия.

Во французском языке имеется слово reserve, которое переводится как «запас»; в латинском – reservere, что означает «экономить, сохранять». Восприятие любого понятия с течением времени изменяется, трансформируется, приобретает новые смысловые оттенки. Так произошло и с понятием «резервы». В настоящее время в специальной литературе, относящейся к хозяйственной деятельности и практике, оно употребляется в двояком значении [7]:

1) как запасы производственных ресурсов, необходимые для бесперебойного осуществления процесса производства, оказания услуг и т.п.;

2) как измеримые, еще неиспользованные возможности развития и совершенствования основного или других видов деятельности относительно уже достигнутого уровня. Примером резервов такого рода являются резервы роста объема производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, роста прибыли и т.п.

В экономической литературе и на практике часто употребляются такие понятия, как «факторы», «пути», «резервы» и «источники» роста прибыли.

Уровень и динамика прибыли предприятия формируется и изменяется под влиянием многих факторов.

Факторы увеличения прибыли – это объективные и субъективные причины, определяющие характер и динамику ее развития.

Пути повышения - это конкретные направления действия факторов роста прибыли.

Основными факторами роста прибыли от реализации продукции являются: снижение издержек производства и реализации продукции, повышение качества продукции и связанной с ним цены изделия, увеличение объема продаж. Мероприятия, воздействующие на указанные факторы представлены на рисунке 1.1

Пути увеличения прибыли

Технические Организационные Экономические

Создание новой и повышение качества выпускаемой продукции Обновление техники и технологии производства Рационализация производства Механизация, автоматизация, компьютеризация производства Совершенствование организации производства, труда и управления Стандартизация и сертификация продукции Реинжиниринг бизнеса Выработка стратегии развития предприятия Стоимостной подход к управлению Экономическое стимулирование персонала Увеличение объема производства Финансирование инвестиций

Рисунок 1.1 – Группировка путей увеличения прибыли

 

Технические способы реализуются в более совершенных и производительных средствах труда.

Организационные – предполагают наиболее удачное сочетание во времени и в пространстве соединения средств труда, предметов труда и рабочей силы.

Экономические – воплощаются в создании мотивационных механизмов, обеспечивающих достижение наилучших результатов при наименьших затратах, в альтернативных вариантах решения производственных задач.

Источники увеличения прибыли представляют собой неиспользованные возможности. Они подразделяются на резервы, зависящие и не зависящие от предприятия.

Внутрипроизводственные резервы выявляются в процессе аудита и анализа.

Причинами их существования могут быть объективные и субъективные факторы – условия, обеспечивающие изменение себестоимости. Они многочисленны и классифицируются по ряду признаков.

Факторы увеличения прибыли можно классифицировать на внешние и внутренние (независящие и зависящие от деятельности коллектива предприятия), субъективные и объективные.

Не зависят от предприятия – территориальная удаленность от источников сырья и потребителей продукции, уровень цен на приобретаемое сырье и материалы, топливо, тарифы на электроэнергию и связь, перевозки услуги. А так же - уровень тарифной ставки 1 –го разряда, норм амортизации ОФ, налогов и отчислений, включаемых в себестоимость, изменение спроса на продукцию и др. Перечисленные факторы являются источником повышения или снижения издержек, а значит и роста прибыли, но, как правило, не свидетельствуют ухудшении или улучшении работы предприятия. В то – же время стратегический анализ и стратегическое планирование должны учитывать возможность в перспективе использование таких резервов, которые в настоящее время не поддаются реализации.

Резервы или источники роста прибыли - это неиспользованные, но реально имеющиеся возможности ее повышения за счет наилучшего использования тех или иных факторов роста прибыли.

Они образуются из-за недостаточно полного использования тех или иных факторов роста прибыли.

В количественном выражении резервы роста прибыли представляют собой разницу между фактически достигнутым уровнем прибыли на данном предприятии в отчетном периоде и максимально возможным в данных производственных условиях или с лучшими достижениями в предыдущих периодах, или с лучшими достижениями на аналогичных предприятиях.

Основная цель выявления резервов роста прибыли – использовать их при определении ее уровня в последующий плановый период.

Резервы роста прибыли можно классифицировать:

1) по времени приведения в действие – на текущие, которые могут быть использованы в течение года, и перспективные – реализация которых потребует более года;

2) по месту выявления и использования – на народнохозяйственные, отраслевые и внутрипроизводственные.

Народнохозяйственные и отраслевые резервы определяют возможности роста прибыли соответственно в целом по народному хозяйству республики и в той или другой его отрасли.

Внутрипроизводственные резервы характеризуют возможности роста прибыли непосредственно на предприятии. Они выявляются в процессе аудита и анализа. Причинами их существования могут быть объективные и субъективные факторы.

Динамика роста прибыли в краткосрочном периоде определяется, как правило, использованием резервов субъективного характера, зависящих от усилий персонала. Это факторы, влияющие на рост производительности труда: повышение технического уровня производства, труда и управления, изменение объема и структуры производимой продукции. Они выявляются в процессе более эффективного использования средств и предметов туда, рабочей силы. Под влиянием этой группы факторов себестоимость продукции снижается, а прибыль увеличивается за счет сокращения на единицу продукции прямых расходов (материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; основная и дополнительная заработная плата производственных расходов с отчислениями от нее); условно – постоянных расходов, обусловленных ростом объема производства; амортизационных отчислений.

Экономическая сущность резервов как неиспользованных возможностей заключается в обеспечении более эффективного развития субъекта хозяйствования в конкурентной среде.

Основными источниками увеличения суммы прибыли являются увеличение объема реализации, снижение ее себестоимости и повышение качества, реализация продукции на более выгодных рынках сбыта [8].

 

Резервы увеличения прибыли

 

Внутрипроизводственные Внешние влияние

 

Улучшение использования средств труда Улучшение организации производства, труда и управления Улучшение использования предметов труда
Совершенствование технологии производства Полное использование производственных возможностей Механизации и автоматизация производственных процессов Повышение квалификации персонала Научная организация труда и управления Снижение потерь рабочего времени Совершенствование нормирования и мотивации труда Компьютеризация учета движения оборотных средств Предупреждение потерь от брака Совершенствование нормирование мат. затрат Экономия материальных ресурсов Инфляционные процессы в макроэкономике Цены на потребляемые ресурсы Специализация и кооперация в условиях конкуренции Налоговая нагрузка на предприятии

Рисунок 1.2 Классификация резервов увеличения прибыли

 

Внутрипроизводственные резервы выявляются в процессе аудита и анализа, причинами их существования могут быть объективные и субъективные. Классификация резервов приведена на рисунке 1.2

При использовании чистой прибыли предприятие вправе создавать финансовый резерв, т. е. рисковый фонд.

Размер этого резерва должен составлять не менее 15% уставного фонда. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.

Резервы увеличения прибыли напрямую связаны с суммой чистой прибыли, так как изменение ставок налогов прерогатива государственных органов, то увеличение чистой прибыли на предприятии возможно только при увеличении балансовой прибыли рассмотренными способами, либо вкладывая средства в государственные программы, позволяющие получить льготы по налогам.

 

Методы планирования прибыли

 

Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.

Прибыль планируется в основном по прибыли от реализации продукции и товаров (работ, услуг).

Основными методами планирования прибыли являются [11]: метод прямого счета; аналитический метод; метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью

Аналитический метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:

1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой выпущенной продукции за тот же период;

2) исчисление объема выпущенной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на выпущенную продукцию исходя из базовой рентабельности;

3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

Метод совмещенного расчета сочетает элементы первого и второго способов. Так, стоимость выпущенной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: