В настоящее время предприятие находится в стадии акционирования. Таким образом изменение формы собственности открывает для предприятия новые перспективы развития. Главной стратегической целью развития предприятия совместно с инвестором будет создание прибыльного производства, соответствующего мировому уровню развития техники и технологий, имеющего устойчивый экономический рост и конкурентные преимущества.
Для ее достижения и обеспечения высокой конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятие должно в комплексе в ближайшие годы решить следующие стратегические задачи. (Схема целей и задач в приложении И).
- расширить номенклатуру и освоить выпуск новых видов технологического оборудования для предприятий перерабатывающего комплекса в рамках имеющихся и перспективных технологических платформ. Наиболее целесообразным представляется расширение ассортимента выпускаемой продукции как минимум на 25%;
- за счет внедрения современных конструкторских разработок и применения новых технологий добиться реального снижения, как минимум, на 40-50 % удельного использования материальных, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Этот пункт особенно важен потому, что расходы на материалы занимают одно из главных мест в структуре себестоимости продукции;
|
|
- осуществить коренную модернизацию (полную замену) основных производственных фондов, внедрить сертифицированную систему качества на базе международных стандартов ISO 9000, повысить на этой основе качество продукции и увеличить объемы производства;
- организовать высокоэффективную систему управления производством и финансового менеджмента на основе использования современных программно-технических средств и форматов управления, апробированных в мировой практике и адаптированных к местным условиям;
- улучшить условия труда работающих и реализовать комплекс мероприятий по защите окружающей среды, в том числе путем создания системы экологического менеджмента на базе международных стандартов ISO 14000. В частности позаботиться о современном техническом оснащении рабочих мест, ввести дифференцированную систему оплаты труда, стимулирующую производственную деятельность.
Стратегия - интенсификация роста.
По прогнозам ведущих аналитиков и экспертов ключевыми элементами стратегии производственных корпораций в ближайшие 2-3 года будут: качество продукции и концентрация на узком сегменте рынка.
По оценкам экспертов наиболее успешно развивающейся корпорацией будет предприятие-производитель, активно занимающееся продажами и нацеленное на интенсивный рост в пределах базового рынка через улучшение качества своих товаров.
|
|
Таким образом, чтобы сделать предприятие здоровым, жизнеспособным и прибыльным, предусматривается принять меры по кардинальному улучшению маркетинга и формированию активной наступательной торговой политики, что, в свою очередь, позволит резко увеличить объем продаж, и обеспечить установление прочных позиций на рынке, прежде всего в Республике Беларусь, а также в странах СНГ.
В число мероприятий по финансовому оздоровлению входят: улучшение структуры платежей, внедрение системы эффективного управленческого учета, совершенствование бухгалтерского учета и ведения отчетности в соответствии с международными стандартами, постановка системы управления качеством, оптимизация затрат, улучшение управления инвестициями, постановка действенной системы мотивации персонала и т.д.
Поскольку Предприятие крайне слабо использует свой научно-технический и производственный потенциал, предпочтение нужно отдавать модели интенсивного роста, включающей в себя:
а) организацию производства наиболее привлекательной продукции для новых сегментов рынка;
б) совершенствование продукции:
- введение новой, отличной от предыдущей, продукции, которая бы пользовалась спросом у покупателей;
- выпуск (продажа) запасных частей и комплектующих;
в) создание сервисной службы.
Значение сервиса как относительно самостоятельной деятельности производственного предприятия состоит в следующем:
- сервис как деятельность по оказанию услуг, сопутствующих приобретению товаров покупателем, и услуг, связанных с использованием им этого товара, создает дополнительную ценность в виде так называемого интегрированного товара, или товара с подкреплением;
- сервис является источником дополнительных доходов и прибыли производственного предприятия;
- сервис как деятельность, направленная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и в известной мере влияющая на экономические результаты предприятия, соответственно, определяет и реализует корпоративную миссию корпоративного предприятия;
- сервис, как составляющая цепочки создания ценности, является одним из основных источников конкурентного преимущества предприятия как прямого, так и косвенного эффектов.
Служба сервиса предприятия должна оказывать следующие виды обслуживания:
1. Предпродажное обслуживание, которое бы включало подготовку реального товара к продаже и услуги по его продаже, а именно:
- разработать каталоги и прейскуранты;
- подготовить необходимую техническую документацию и инструкции по использованию (в том числе и на иностранном языке);
- информировать и консультировать потенциальных покупателей;
- организовывать предварительную демонстрацию образцов товаров;
- осуществлять обучение персонала покупателя (в случае последующей передачи);
- доставлять товар к месту его продажи;
- подготовить товар к продаже.
2. Послепродажное обслуживание, которое бы предусматривало оказание услуг покупателю от момента продажи товара до его утилизации:
- укомплектовать, упаковать и доставить;
- подготовить товар к эксплуатации:
- расконсервировать, снять защитное покрытие;
- произвести установку и монтаж;
- подготовить к работе;
- наладить и отрегулировать;
- устранить дефекты и неисправности;
- довести параметры до эксплуатационного уровня;
- произвести опытную эксплуатацию;
- обеспечить запасными частями.
3. Производить гарантийное обслуживание, предусматривающее:
- инспекционные посещения и контроль условий эксплуатации;
- проведение регламентных профилактических работ;
- осмотр, наладка и регулировка;
- текущий ремонт и замена неисправных деталей, узлов и т. д.;
|
|
- инструктаж и консультации пользователей.
4. Производить послегарантийное обслуживание:
- контроль условий эксплуатации;
- осмотр и профилактику неисправностей;
- проводить ремонтные работы разного вида (вплоть до капитального ремонта) и сложности;
- модернизировать;
- поставлять запасные части и комплектующие, вспомогательные и другие материалы;
- обеспечивать дополнительной технологической документацией;
- оказывать техническую помощь и консультирование;
- дополнительно обучать и переподготавливать персонал. (Схема дана в приложении К).
Предусматривается обновить производство до передового уровня с тем, чтобы:
- повысить его эффективность и, при необходимости, расширить производственные мощности;
- повысить качество продукции;
- оптимизировать структуру производственных мощностей в соответствии с требованиями рынка.
Выбор стратегии.
Поскольку Предприятие являлось головным в бывшем СССР и поэтому давно известно потребителям как в Республике Беларусь, так и в странах ближнего зарубежья, одной из стратегических задач маркетинговой политики предприятия рассматривается активизация деятельности с целью максимального вытеснения с внутреннего рынка конкурентов и внешних поставщиков, планомерное укрепление своих позиций на внутреннем рынке.
Концепция развития Предприятия предусматривает также определенное увеличение объёмов поставок на рынки стран ближнего зарубежья, поиск новых партнёров, освоение новых видов продукции.
В рамках избранной концепции базовой маркетинговой стратегией будет являться стратегия лидерства по издержкам, научно-техническому уровню и качеству предлагаемой продукции, предполагающая достижение конкурентных преимуществ предприятия, в том числе и за счет снижения производственных затрат и повышения производительности труда.
Реализация инвестиционного плана потребует обеспечения конкурентных цен, качества и оперативности поставок, дальнейшего совершенствования маркетинговой деятельности. Проводимые в связи с этим мероприятия будут решаться в комплексе всеми структурными подразделениями предприятия.
|
|
Стратегия маркетинга заключается в обеспечении большей доступности товара, снижении цен и сосредоточении усилий на улучшении качества продукции.
Последовательность реализации стратегии.
С учетом крайне негативной, кризисной ситуации, сложившейся на предприятии, определена следующая последовательность реализации его стратегии. В первую очередь необходимо реализовать комплекс мер по восстановлению эффективной работы предприятия. Параллельно с этим необходимо планомерно создать устойчивую организационно-экономическую структуру, гибко и адекватно реагирующую на изменения на рынке и способную вести эффективную хозяйственную деятельность. Эти меры необходимо принимать быстро и целенаправленно, впоследствии, после стабилизации деятельности предприятия и с учетом экономического подъема в стране и странах СНГ, наметить выходы на объемные показатели в соответствии с требованиями рынка.