Теоретические основы социально-педагогической работы с трудного подростками в сельской местности

Амурский государственный университет

(ГОУВПО "АмГУ")

Факультет социальной педагогики

Специальность – Социальный педагог

Кафедра педагогики и психологии

 

 

Дипломная РАБОТА

На тему: Социально-педагогическая работа как направление деятельности с трудными подростками на базе сельского Дома культуры

 

 

Исполнитель

студент 562 С-1 группы

Н.В. Стороженко

Руководитель А.В. Лейфа

 

 

Благовещенск 2009

 



Аннотация

 

Работа представлена на 82 с, состоит из введения, двух глав, заключения. Содержит 7 рисунков, 3 таблицы, 7 приложений, библиографический список включает 51 источник.

Трудные подростки, социальный педагог, отклонения в поведении, Дом культуры, социально педагогическая деятельность, организация досуга, правонарушения.

Причины отклонений в поведении трудного подростка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля поведения трудного подростка, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов, увеличение неблагополучных семей.

Трудные подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток "уходит" из школы, он сближается с другими "отверженными".

Как помочь такому подростку? Что посоветовать его родителям? Как правильно организовать воспитательную работу с ним? Эти вопросы и предстоит решать социальным педагогам.



Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы социально-педагогической работы с трудными подростками в сельской местности

1.1 Современные подходы социально-педагогической работы с трудными подростками

1.2 Социально-педагогические и психологические особенности трудных подростков в сельской местности

1.3 Формы, методы и средства социально-педагогический работы с трудными подростками Дома культуры

2. Организация социально-педагогической работы с трудными подростками в Доме культуры (на материале Дома культуры "Рассвет")

2.1 Диагностика социально-педагогических и психологических особенностей трудных подростков в сельской местности

2.2 Программа социально-педагогической работы с трудными подростками в Доме культуры "Рассвет"

2.3 Реализация программы и её эффективность      

Заключение

Библиографический список

Приложение А

Социальная проблемная карта семьи

Приложение Б

Анкета на изучение взаимоотношения взрослых, проявляемых в быту

Приложение В

Опросник исследования тревожности у трудных подростков (Ч.Д. Спилбергер, адаптация А.Д.Андреева)

Приложение Г

Анкета для трудного подростка о проведении свободного времени

Приложение Д

План мероприятий досуговой деятельности ДК "Рассвет"

Приложение Е

Сценарий проведения праздника "Папа, мама, я – спортивная семья"

Приложение Ж

Вопросы, задаваемые трудного подростками в День открытых дверей в правоохранительных органах

 



Введение

 

Сфера деятельности социального педагога — социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития. Какой социум мы имеем? В последний десяток лет пышным цветом расцвели такие социальные проблемы, как нужда и бедность, алкоголизм и наркомания, безработица, бродяжничество и социальное сиротство, преступность и жестокое поведение. Смена социально-политической ситуации в стране, разрушение старых идеалов и отсутствие новых поставили подрастающее поколение перед серьезной проблемой самоопределения и самоактуализации в новых экономических условиях, эти изменения выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного подростка. Влияние окружающей среды особенно значимо для детско-трудных подросткового возраста, поскольку именно в этот период происходит формирование характерологических свойств личности, потребностей, ценностных ориентаций, мотивации поведения /25, с.123/.

С каждым годом отмечается рост трудных подростковой преступности, наркомании, алкоголизации. Прослеживается тенденция к увеличению числа трудных подростков с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении трудного подростка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля поведения трудного подростка, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов, увеличение неблагополучных семей /8,с110/.

Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых. На равне со всеми социально-педагогическими причинами распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем трудных подростков является школа, и в плохом поведении и плохой успеваемости трудного подростка виноваты учителя, воспитатели и т.д. В аморальности трудного подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность подростка. Слабеет внимание к личности трудного подростка, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере, стараясь определить такого трудного подростка в специализированные воспитательные учреждения. Все это подрывает уверенность трудного подростка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности. Такие трудные подростки, как правило, отвержены от коллектива, они начинают вести себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. И все же, несмотря, на их резкость, грубость, внешнюю решительность, на самом деле, это несчастные, тревожные и беспокойные трудные подростки, не имеющие поддержки со стороны окружающих, ощущающие только порицание со стороны мира /9,с.115/.

Именно такие трудные подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток "уходит" из школы, он сближается с другими "отверженными".

Как помочь такому подростку? Что посоветовать его родителям? Как правильно организовать воспитательную работу с ним? Эти вопросы и предстоит решать социальным педагогам /8,с115/.

Трудность решения поставленных вопросов связана ещё и с тем, что многие годы замалчивания проблем, связанных с девиантным поведением трудных подростков, привели к тому, что в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а предпринимались главным образом предупредительно-карательные меры. В результате, которых наказание, которое подросток получал за тот или иной проступок, не только не нейтрализовало накопления девиантного потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения.

Поставленные вопросы перед социальными педагогами в сельской местности требуют неотлагательного решения, однако внешкольное воспитание не предлагает бесплатного многообразия выбора видов деятельности, не гарантирует относительной независимости от взрослых, но имеет широкие возможности для саморегуляции и самоопределения трудного подростка /8,с.121/.

Актуальность темы исследования определяется потребностью в глубоком социально-педагогическом анализе трудновоспитуемости, содержания, структуры и динамики отклоняющегося поведения трудных подростков, в определении путей и средств своевременного предупреждения противоправного поведения трудных подростков, особенно трудных подростков в сельской местности, так как социально-педагогическая среда в сельской местности носит в основном отрицательный характер.

Цель исследования: на основе теоретического и практического исследования разработать программу социально-педагогической работы с трудными подростками на базе сельского Дома культуры и реализовать ее.

Объект исследования: процесс социально-педагогической работы с трудными подростками.

Предмет: формы, методы и средства социально-педагогической работы с трудными трудного подростками в сельской местности.

Задачи исследования:

1)  изучить теоретические основы социально-педагогической работы с трудными трудного подростками в сельской местности

2) определить социально-педагогические и психологические особенности трудных подростков сельской местности

3)  разработать программу социально-педагогической работы с трудными подростками в сельском Доме культуры и определить её эффективность

Гипотеза исследования: если в социально-педагогической деятельности в сельском Доме культуры с трудными подростками сделать акцент на подавление у подростков предпосылки к негативному поведению, путем организации досуговой деятельности, то это приведет к стимулированию позитивного поведения подростка.

В исследовании использовались следующие методы:

- анализ научной и учебно-методической литературы;

- анкетирование, опрос

- тестирование

- педагогическое наблюдение;

- педагогический эксперимент;

- методы математической статистики.

    База исследования:

Дом культуры "Рассвет" в с. Садовое. В исследовании принимали участие 38 трудных подростков в возрасте от 14-17 лет. Исследование проводилось анонимно и с полного согласия испытуемых.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать при составлении методических указаний, программ в работе социальных педагогов не только ДК, но и других образовательных учреждений.

 



Теоретические основы социально-педагогической работы с трудного подростками в сельской местности

 

1.1 Современные подходы социально-педагогической работы с трудными подростками

 

Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем.

Будущий социальный педагог оказывается перед проблемой; как, каким путем помочь подростку стать личностью, каким образом предупредить отклоняющееся поведение. Цели деятельности социального педагога — содействие саморазвитию личности, организация профилактической работы и защита прав трудного подростка /4, с.156/

Хотя направления работы и перечислены в квалификационной характеристике, но практически их круг значительно шире. Социальный педагог должен быть главным посредником между подростком и теми, кто его окружает: учителями, классным руководителем, администрацией, представителями милиции, суда, других ведомств, а иногда и родителями или опекунами.

Основные направления деятельности социального педагога:

1. Постановка социального диагноза. Определение социокультурной ситуации, социальных и личностных проблем взрослых, попадающих в сферу влияния социального педагога. Информация может быть из разных источников (педагогическая, родительская, психологическая, медицинская, другая). Выявление запросов, потребностей разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.

2. Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком. Посредничество между различными специалистами и организациями (учреждением образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и пр.).

3. Помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учебного учреждения. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростка. Предотвращение серьезных последствий развития сложных для подростка событий.

4. Профилактика правонарушений, девиантного поведения трудных подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.

5. Привлечение трудных подростков, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций. Организация разнообразной социально-значимой деятельности трудных подростков в социуме (досуг, отдых, воспитательные мероприятия). Включение в процесс творчества, поддержка социальной инициативы.

6. Индивидуальное и групповое консультирование трудных подростков, родителей, педагогов и администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания трудных подростков в семье.

7. Организация взаимодействия различных групп взрослых, содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в семьях, детских и взрослых коллективах. Помощь педагогам в разрешении конфликтов с подростками.

8. Пропаганда и разъяснение прав трудных подростков, семьи и педагогов. В качестве особой функции может быть выделена защита прав подростка на основе конвенции о правах подростка и других правовых документов. Социальный педагог имеет полномочия быть представителем образовательного учреждения в суде, на конфликтных комиссиях, где решается судьба подростка /20, с.113/.

Важно, чтобы были охвачены все основные направления социально-педагогической работы, независимо от ставок специалистов. Но, в связи с тем что круг и объем обязанностей широк, для более результативной работы целесообразно иметь в учреждении несколько социальных педагогов и распределять их обязанности по профилю деятельности: охрана здоровья и гигиена, профилактика школьной и социальной дезадаптации, культурно-досуговая деятельность, педагогическое просвещение и работа с родителями, опека и попечительство и т.д. Либо разделение обязанностей может идти по классам, группам, параллелям в зависимости от количества учащихся, это — так называемая кураторская система.

Как бы ни велика была роль социального педагога и других специалистов, работающих с трудного подростками, в осмыслении реальной действительности, процессов развития знаний о природе человека, их взгляды не могут быть истиной в последней инстанции. Тем не менее, как высказывался Л. С. Выготский: "Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития подростка... Опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение — значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем..."/9,с.89/.

Сущность социально-педагогической деятельности заключается в том, что в поле зрения находится подросток и окружающая его социальная среда, а социальный педагог помогает решению проблем трудного подростка в процессе его социализации. Он может решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с подростком в течение длительного времени. С помощью методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства трудного подростка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.

Следует отметить, что поскольку социальная педагогика — молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно оформилась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся в стадии становления. Поэтому пока социальный педагог в своей практической работе широко применяет методы, используемые в педагогике, психологии и социальной работе.

Кроме метода в социально-педагогической деятельности, как и в педагогике, широко используются приемы и средства. Однако приемы могут использоваться социальным педагогом и вне зависимости от методов. Э. Ш. Натанзон выделил так называемые "созидающие" и "тормозящие" приемы /26,с.156/:

1) к созидающим приемам он относит такие, как:

- поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения,

- укрепление веры в собственные силы подростка, доверие и др.

2) к тормозящим он относит такие, как:

- приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие,

- мнимое недоверие, проявление возмущения,

- осуждение, предупреждение, взрыв и др.

Применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения трудного подростка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации.

Средства — это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. Средства сами по себе, по своей сути не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели. Так, игра может быть отдыхом, развлечением и пр. Однако если она организована таким образом, что будят служить достижению определенной цели, например формированию каких-то социальных умений, то игра выступает средством социально-педагогической деятельности. В качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое. Подчас эти средства не зависят от социального педагога, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы — это те пути, с помощью которых он это сделает /5,с.67/.

Связь между этими тремя понятиями можно условно изобразить так, как это показано на Рисунке 1.

 

Рис. 1 – Связь между методами, средствами и приемами в социально-педагогической деятельности (СПД)

Наиболее широко в социально-педагогической деятельности используются такие методы, как убеждение и упражнение. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный педагог имеет дело с подростками, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения.

Приобщение к нормам жизни, принятым в данном обществе, морали, труду, создание ясных и точных представлений о них, которые в конечном итоге формируют убеждения личности, ее жизненную позицию, зависят от знаний, представлений о них.

Совершаемые поступки, действия, привычки без осознания их общественной значимости могут носить случайный характер, они не имеют действенной силы. Метод убеждения содействует трансформации принятых норм в обществе в мотивы деятельности и поведения трудного подростка, что способствует формированию убеждений /5,с.68/.

Чтобы методы убеждения достигли своей цели, необходимо учитывать психологические особенности трудных подростков, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт. Убеждать, прежде всего, можно словом, его сила велика, поэтому умение говорить правильно, глубоко по содержанию, ярко и образно по форме, способность убеждать трудного подростка в правоте его взглядов – неотъемлемая часть профессиональной деятельности социального педагога.

Еще А. С. Макаренко говорил "о внутреннем сопротивлении личности воспитательным процессам" (я и сам знаю, как нужно поступать, нечего меня учить и т. п.). Тем более социальному педагогу приходится иметь дело с трудным подростком, у которого накоплен определенный негативный опыт, а поэтому действия и поступки совершаются им согласно определенным убеждениям /25,с.213/.

Психологические особенности восприятия содержания речи должны быть таковы, чтобы вызвать у трудного подростка надежду, гордость, чувства раскаяния в содеянном поступке и другие положительные эмоции.

Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.

Для трудных подростков и юношей используются диспут — метод, способствующий формированию суждений. Однако положительный исход диспута зависит от тщательной подготовки к нему социального педагога: выбор темы диспута, понятной и близкой детям, тщательный отбор вопросов, которые будут предложены для обсуждения. Таких вопросов может быть немного, но каждый из них должен предполагать разные ответы; необходимо заранее согласовать с подростками тему диспута, подобрать соответствующую литературу, с которой дети знакомятся до диспута, использовать различные средства, например, видеофильмы, картины, фотографии и др. /10,с.78/.

Важным в деятельности социального педагога является учет нравственного идеала, которому следует ребенок. Нравственный идеал — это эмоционально окрашенный, внутренне принятый ребенком образ, который становится регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. Сила воспитательного примера основывается на подражательности трудных подростков, на их способности копировать те действия и поступки, которые с их точки зрения кажутся значительными и соответствуют их взглядам. Еще древнегреческий философ говорил, что "длинен путь через наставления, короток через пример". К. Д. Ушинский писал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. В конечном итоге убеждение — это разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения /36,с.93/.

Сложность работы социального педагога заключается в том, что нравственные привычки большинства трудных подростков, с которыми он работает, подчас или не сформированы или же они имеют вредные привычки. Так, несовершеннолетние бродяги, поступающие в детские дома, не обладают элементарными гигиеническими навыками. В литературе и в выступлениях журналистов часто встречается слово "маугли", но оно относится не к тем детям, которые выросли среди животных — известные нам примеры, а к, детям улицы, подвалов, живущим на свалках и пр. Они не умеют чистить зубы, умываться по утрам, следить за своей одеждой и пр. Поэтому для социального педагога в этом случае метод упражнения один из основных.

Другая трудность в работе с такими подростками — укоренившиеся вредные привычки: курить, пить спиртное, сквернословить, быть агрессивными. В этом случае социальный педагог занимается фактически перевоспитанием трудных подростков, приобщением их к нормам и правилам общества /20,с.113/.

Эффективность использования метода упражнения повышается, если социальный педагог прибегает к таким формам организации метода упражнения, как игра; творческая, сюжетно-ролевая и другие виды игр. Ценность игры заключается в том, что собственными потребностями трудного подростка становятся те нормы, следовать которым мы его хотим приучить.

Методы убеждения и упражнения тесно между собой взаимосвязаны. А. С. Макаренко все время подчеркивал мысль о слиянии слова и дела, убеждения и упражнения. Самое упорное натаскивание на похвальных мыслях и знаниях, неоднократно подчеркивал он, без соответствующей практики может приводить к формированию "ханжей" и "графоманов".

Среди социально-педагогических методов особую группу составляют методы поощрения и наказания. Они направлены к одной цели — формировать определенные нравственные качества поведения и характера подростка /25,с.110/. Эти методы не всегда являются издержками воспитания. Они неизбежны, так как трудного подростка свойственно исследовать границы дозволенного, а следовательно ошибаться и заблуждаться. Поэтому необходимо использование таких приемов, как переубеждение, предупреждение, замена интересов, наказание.

Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для ее достижения и формы организации этой деятельности. Понятно, что содержание, методы и формы не могут существовать независимо друг от друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы, те в свою очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того формы и методы также между собой взаимосвязаны /33,с.67/. Условно взаимосвязь между целью, содержанием деятельности, методами и формами ее осуществления показаны на Рисунке 2.

Применение технологий в работе социального педагога позволяет поэтапно реализовывать выделенные структурные компоненты его деятельности. Общая схема технологически организованной социально-педагогической деятельности представлена на Рисунке 3.

Решение любой проблемы трудного подростка, требующей вмешательства социального педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сборе анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение.

 

Рис. 2 – взаимосвязь между целью, содержанием деятельности, методами и формами

 



Рис. 3 – Схема технологически организованной социально-педагогической деятельности

 

Особенностью деятельности социального педагога является то, что подросток не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом с учителями, конфликтом с группой др.). Поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации трудного подростка и поставить диагноз.

Следующий этап — поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и в соответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности.

Понимание целей и задач социальным педагогом подчеркивает необходимость вдумчивого, дифференцированного подхода к профилактической работе, учета возрастных особенностей ребят и максимального использования тех возможностей, которые раскрываются перед воспитателем. Важно, при этом, отметить, что решающее значение в формировании личности трудного подростка имеет социальное окружение, т.е. система условий, в которых воспитывается ребенок с самых первых дней своей жизни. Необходимо, однако, отличать социальную среду в широком понимании (т.е. весь комплекс социальных, экономических и культурных условий жизни данного общества) или макросреду от ближайшего бытового окружения, в котором непосредственно происходит процесс формирования личности (семья, школа, улица и т.д.), известного под названием микросреды /33,с.110/.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что широкая социальная среда в обществе положительная и благоприятствует правильному развитию личности. Но формирование личности происходит не только под воздействием всего общества в целом, всей совокупности средств массовой коммуникации, но и через общение с людьми, которые непосредственно окружают личность. Социально-психологическая ситуация, в которой находится подросток, может оказаться для него настолько неблагоприятной, что вызовет различные нарушения его взаимоотношений с окружающими, вплоть до болезненных неврозов, которые бывают у трудных подростков из-за тяжелых переживаний или длительного нервно-психического напряжения /2,с.189/.

Вот почему в системе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение противоправного поведения, решающее место должна занимать борьба с отрицательными ситуациями.

Таким образом, внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики — диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации. Социальному педагогу при выборе СПД необходимо учитывать социально-педагогические психологические особенности трудных подростков, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: