Комплексная модель муниципального маркетинга ЖКХ

 

Комплекс маркетинга – набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка [24, 324].

Комплекс маркетинга жилищно-коммунальных услуг включает в себя четыре основные группы: товар, цена, продвижение, распространение. Товар – это набор «изделий и услуг», которые фирма предлагает целевому рынку. Цена – денежная сумма, которую потребители должны уплатить за получение товара. Методы продвижения – всевозможная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его. Методы распространения – всевозможная деятельность, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей [25, 274].

Услуга – любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой. Услуга по сути своей является неосязаемой и не приводит к передаче собственности.

В системе договорных взаимоотношений между производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг важное значение имеют интересы потребителя и в первую очередь населения, для которого основу жизненных интересов составляет качество услуг и обслуживания, поскольку потребляются коммунальные услуги ежедневно и они не могут быть заменены ни трудом для себя (домашним трудом), ни услугами других организаций, ни импортированы с других территорий.

Можно отметить три главных свойства коммунальных услуг:

1. это насущный и уникальный характер потребления услуг (свойство незаменимости), который не позволяет потребителям отказываться или сокращать потребление услуг при повышении на них цен и поступать наоборот при снижении;

2. доступность и потребление их в любое время, когда возникает потребность (свойство бесперебойности и надежности предоставления услуг), что собственно, и делает наше жилище уютным и комфортным;

3. возможность удовлетворения потребностей в услугах в полном объеме (свойство насыщения потребностей), что является одним из важных показателей качества коммунального обслуживания. Системы инженерного оборудования изначально рассчитываются так, чтобы производимый в тот или иной период объем услуг в точности соответствовал фактической потребности [33, 29].

Исходя из трех главных свойств услуг, жилищно-коммунальные услуги должны предоставляться в полной мере и необходимого качества.

Система маркетинга должна функционировать таким образом, чтобы улавливать, обслуживать и удовлетворять нужды потребителей и улучшать качество их жизни.

На рисунке 25 показаны жилищно-коммунальные услуги и процент их содержания с общей сумме платы населения за услуги.

 

Рис. 25. Жилищно-коммунальные услуги г. Челябинска

 

Цена (стоимость) – денежное выражение стоимости товара, услуги; то, чем окупается или возмещается производство и поставка товара, услуги.

Тариф – система ценовых ставок за пользование товара, услуги (например, расчеты за коммунальные услуги).

Политика ценообразования и регулирования тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве является составной частью общей ценовой политики Российской Федерации в период становления рыночной экономики и реформирования отрасли [7].

Основными задачами новой системы ценообразования в ЖКХ являются:

- обоснование уровня затрат, непроизводительных потер и стоимости коммунальных услуг, четкий учет и справедливость цен и тарифов;

- формирование социально-экономических обоснованных цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, отражающих финансовые возможности и потребности поставщиков и потребителей ЖКУ;

- оптимизация и регулирование процесса ценообразования в ЖКХ;

- определение стоимости жилищно-коммунальных услуг на всех этапах их производства и поставки потребителю;

- поэтапный переход к введению единых (одинаковых) цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех потребителей в пределах муниципального образования или субъекта Федерации;

- разработка отраслевой нормативной базы формирования и регулирования цен и тарифов на ЖКУ, разграничивающей полномочия каждого уровня управления [7];

Соблюдение основных принципов установления цен и тарифов на ЖКУ:

- деполитизация механизма утверждения цены на основе профессионального и доступного для операторов подхода к формированию стоимости ЖКУ;

- правовая регламентация процедуры представления, рассмотрения и утверждения цен и тарифов;

- определения интервала времени, в течение которого действуют установленные цены и тарифы;

- обеспечение прозрачности расчетов тарифов для исключения повторного учета затрат;

- соблюдение принципа равноправия всех субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг в ходе рассмотрения и согласования цен и тарифов на услуги отрасли [7].

Тарифная политика решает в частности задачи оплаты ЖКУ населением с учетом доли затрат на ЖКУ в совокупном семейном доходе. Предоставления жилищных субсидий и минимизации перекрестного субсидирования различных групп потребителей.

Жилищно-эксплуатационные предприятия города Челябинска, обслуживающие муниципальный жилищный фонд, производят взимания платы за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с утвержденными нормативами и тарифами.

Одним из методов продвижения в жилищно-коммунальном хозяйстве является муниципальный заказ.

Муниципальный заказ можно определить, как поручение хозяйствующему субъекту выполнить работу (предоставить услугу, поставить товар), предназначенную для удовлетворения потребностей муниципального образования, связанных с реализацией законодательно установленных предметов ведения местного самоуправления, и оплачиваемую из средств соответствующих расходных статей местного бюджета и муниципальных внебюджетных фондов.

Характерными признаками муниципального заказа являются:

- обеспеченность средствами муниципального бюджета или внебюджетных фондов муниципального образования;

- особый характер заказываемых (поручаемых) услуг – направленность на обеспечение потребностей самого муниципального образования, т.е. нужд населения в целом;

- правовая природа заказа состоит в поручении выполнения работ другому лицу;

- поручение исходит от муниципального образования, т.е. от местной публичной власти, а не от частного лица.

Как и любой субъект гражданского права, муниципальное образование свободно в выборе партнеров при заключении сделок и размещении заказов.

Сочетание свободы выбора с особым статусом публичной власти достигается использованием процедуры размещения муниципальных заказов (выбора поставщиков товаров и услуг) по конкурсу.

К методам распространения в жилищно-коммунальном хозяйстве можно отнести метод конкурсного размещения муниципального заказа.

Конкурсное размещение муниципального заказа – это нормативно установленная процедура, в ходе которой поставщик (подрядчик) товара (услуги) для муниципальных нужд определяется из числа претендентов по наилучшему соответствию предложенных условий подряда (поставки) одному или нескольким заранее и публично объявленным критериям [7].

Для того, чтобы конкурсное размещение муниципального заказа было успешным, необходимо самое серьезной внимание уделить четкому и однозначному определения его параметров – формированию заказа. Несмотря на широкое разнообразие потребляемых муниципальными образованиями товаров и услуг, формирование любого заказа должно подчиняться некоторым общим правилам:

- заказ формируется исходя из потребностей (а не из наличия средств или случайного предложения, например, со стороны должника местного бюджета);

- заказ формируется с учетом возможностей реального финансирования;

- объем заказа должен быть достаточным, чтобы поставщик был заинтересован в снижении цены и в то же время доступным для достаточно широкого круга конкурирующих между собой поставщиков.

Между тем заказы с целью удовлетворения различных потребностей муниципального образования существенно различаются между собой в отношении подходов к их формированию.

Даже при очень точно сформулированных требованиях к поставляемому товару конкурирующие между собой поставщики могут предложить услуги, отличающиеся не только по цене, но и по послепродажному сервису, условиям оплаты, способам доставки и т.д.

Например, в качестве основы для формирования заказа (подряда) на реконструкцию (капремонт) используется проектная документация. Претендентам на подряд должны быть абсолютно ясны запросы заказчика, в том числе, в отношении уровня комфортабельности реконструируемого объекта, качества его отделки, гигиенических требований к нему и т.д. Не соблюдение этого условия может привести у весьма печальным последствиям.

Прежде чем нанимать подрядчика необходимо разработать и утвердить проект. Совершенно очевидно, что с такой задачей ни одна из структур администрации справиться не сможет. Следует обращаться к специализированной организации.

Например, к проектной мастерской. К какой именно, должна выбрать администрация.

Очень важно исключить заинтересованность заказчика в увеличении объемов формируемого заказа. Оплата его труда должна производиться по фиксированной ставке (гонорар). Иначе муниципалитет обречен быть заказчиком гигантских, неподъемных строек.

Должна быть разработана полноценная тендерная документация. Далеко не в каждой администрации найдется подразделение, способное выполнить эту работу профессионально. Целесообразнее всю работу по формированию заказа на строительный подряд поручать той же проектной мастерской, которая разрабатывала проект.

Это один из главных видов деятельности местных администраций, ведь на их попечении находятся дороги, уличное освещение, водо- и теплопроводные сети, жилые дома, школы, больницы, учреждения культуры. Но, если у организации подрядов на капитальные ремонты администрации относятся с должным вниманием, то текущее содержание и обслуживание воспринимается ими как нечто происходящее само собой.

Корень большинства проблем местных властей именно в качестве текущего содержания и обслуживания муниципальных объектов. Раньше срока выходят из строя плохо обслуживаемые сети, крошатся дороги, без должного ухода разрушаются дома. Аварии стали для коммунальных служб надежным способом выбивания долгов из бюджета.

Для одноразовых закупок широко представленного на рынке товара достаточно использовать самый простой вид конкурса – запрос котировок. Вся работа по закупке выполняется службой – приобретателем и заключается в разработке формулы заказа и размещения объявления о закупке в СМИ, чем обеспечивается равный доступ к получению заказа для конкурирующих поставщиков. Заказчик просто выбирает из поступающих предложений самое выгодное [33, 111].

Для размещения иных заказов используются следующие виды конкурсов:

1. Открытый конкурс – это конкурс, при котором обеспечивается равный доступ к торгам для всех участников.

2. Закрытый конкурс – это конкурс, при котором предложени6е принять в нем участие направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Для размещения муниципальных заказов закрытый конкурс применяется в случаях, когда от подрядчика требуется владение какой-либо уникальной технологией или необходим его допуск к специальным видам работ.

Для размещения же абсолютного большинства муниципальных заказов уместен только открытый конкурс, способы проведения которого различаются по типу торгов:

- Открытые торги – выявление победителя осуществляется по единственному критерию – минимальной стоимости исполнения заказа – в ходе аукционных торгов из числа участников, согласившихся с условиями конкурса.

- Закрытые торги (тендер) – выявление победителя осуществляется конкурсной комиссией по ряду критериев: цена заказа, уровень финансовой и профессиональной самостоятельности, технической обеспеченности, рекомендации предыдущих заказчиков и т.д.

- Смешанные торги – окончательное выявление победителя закрытых торгов при равенстве показателей у двух или более участников осуществляется по минимальной цене заказа в ходе аукционных торгов между ними.

В городе Челябинске муниципальный заказ осуществляется специально созданным для этого предприятием «Муниципальное унитарное предприятие управления муниципальным заказом», которое работает на основе взаимозачета. Все заказы, поступающие от потребителя услуг по ремонту жилого фонда, сортируются по видам необходимого материала. Эти материалы заказываются у того или иного предприятия, которое имеет какую-либо задолженность перед бюджетом. Минусом этой системы является то, что пока исполняется заказ проходит очень много времени. При этом материалы заказываются не в необходимом объеме, а в объеме задолженности предприятия перед городом. Городу не выгодно делать такие заказы, так как предприятия поставляют материалы по завышенным ценам. (на 40–60%).

Существует еще один способ заказа, через управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города. Здесь заказ исполняется зав «живые деньги» потребителя услуг. Заявки исполняются быстро по оптовым ценам. При оплате такого заказа отсутствуют налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Предоплата заказа – 30–50%.

Минусы: существуют долги (кредиторская задолженность), социальные платежи (недофинансирование, отсрочка платежей со стороны населения), отсутствуют договора муниципального заказа на все услуги (виды работ), система только вводится и еще мало распространена. С другой стороны, эта система позволяет контролировать целевое использование заказа [33, 125].

В результате разработки внедрения системы адресных жилищных субсидий позволит улучшить финансирование отрасли; существенно сэкономить средства местного бюджета; осуществить в большей мере социальную защиту малоимущих и средних слоев населения; сохранить социальную стабильность; стимулирует развитие новых форм управления жилищным фондом.

Введение системы адресных жилищных субсидий наиболее продуктивно будет работать в комплексе с антимонопольными мероприятиями, договорными отношениями.

Разработка нормативов коммунальных услуг приведет к усилению контроля за эксплуатацией жилищного фонда, что приведет к созданию действенной системы социальной защиты населения, обеспечивающей одновременно максимально возможное смягчение факторов социального риска и экономическую поддержку самой отрасли как системы жизнеобеспечения населения.

Помимо применения нормативов в разработке системы социальной защиты они могут быть использованы для формирования будущего рынка коммунальных услуг: объем потребления их сверх уровня норматива в дальнейшем может стать предметом коммерческой деятельности предприятий ЖКХ.

Лицензирование: должно стать одной из форм государственного регулирования и контроля качества предоставляемых услуг, поэтому составление программы правовой пропаганды в жилищной сфере, в которой устанавливаются цели, центры тяжести, ответственные органы, формы правовой пропаганды; по мере возможности всестороннее использовать средства массовой информации для общей популяризации новых правовых положений, прав и обязанностей жильцов и собственников жилья, кондоминиумов, ТСЖ, ассоциаций ТСЖ и т.д.; включение в программы переподготовки кадров достаточно широкого и актуального раздела, занимающегося вопросами действующего жилищного права, а также правового воспитания и пропаганды.

 

 



Заключение

 

В ходе работы над дипломным проектом было подготовлено и проведено самостоятельное маркетинговое исследование рынка жилищно-коммунальных услуг. Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:

Очевидным фактом является неприятие реформистских планов местных органов власти и негативная оценка ими первых шагов по ее реализации. Одной из главных причин такого отторжения является явный «неучет» важности информационно пропагандистского обеспечения и продвижения реформы.

До начала реформы существовали и до сих пор существуют объективные и субъективные предпосылки, которые могли бы стать прочной основой положительного отношения населения к реформе. Прежде всего – это объективно плохое состояние жилищно-коммунального хозяйства, адекватная оценка населением существующего положения вещей в этой сфере, убежденность в необходимости преобразований. Однако в таких «Благоприятных» для начала реформы условиях начатая реформа встретила в целом негативную реакцию населения. На первом этапе реализации реформы не было предпринято никаких целенаправленных действий, чтобы, используя информационно-пропагандистские средства, сформировать «положительный» образ реформы. Как следствие – в условиях недоверия общества к любым реформистским начинаниям власти – новые планы были встречены негативно-настороженно. В сознании сложился однозначно-негативный образ реформы – как мероприятий по повышению тарифов, никак не связанных с улучшением качества коммунального обслуживания.

Негативное отношение населения к предстоящей реформе вызвано угрозой резкого повышения тарифов при отсутствии надежной системы социальной защиты. Недоверие населения к системе адресной социальной защиты является следствием серьезных просчетов в информационной политике. Настороженное отношение к адресной системе обусловлено незнанием ее сути и опасениями, что ее введение означает лишь сокращение социальной помощи в условиях роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Мнение населения о том, что местные органы власти, проводя реформу, отказываются от своих обязательств по организации действенной социальной защиты, ведет к усилению социальной напряженности, к углублению недовольства деятельностью местных органов власти. Хотя массовые выступления протеста в ответ на повышение жилищно-коммунальных тарифов представляются малореальными, но вполне вероятный рост числа «неплательщиков» вряд ли позволит власти решить задачу снижения бюджетных затрат на содержание жилищно-коммунального сектора.

На ходе преобразований может отразиться тот факт, что субъектом реформы – ее инициатором и главным «проводником» – воспринимается федеральная власть. Во-первых, это является дополнительным фактором потенциальной напряженности (так как на Правительство страны возлагается ответственность за все возможные негативные последствия реформы, что еще более способно подорвать и без того невысокий авторитет власти). Гораздо более целесообразным было бы равномерное распределение ответственности между уровнями государственной и местной власти. Во-вторых, убеждение, что центральная власть «вершит» все преобразования в жилищно-коммунальной сфере, ведет к самоотстранению жителей от участия в них, значительно снижает их инициативу и стремление к самоорганизации для самостоятельного решения проблем ЖКХ.

На основе анализа реформирования жилищно-коммунального хозяйства и проведенного маркетингового исследования рынка жилищно-коммунальных услуг была выявлена основная проблема реформирования жилищно-коммунального хозяйства – это отсутствие взаимодействия властных структур, в частности, администрации города с населением, как потребителем жилищно-коммунальных услуг. Власти не учитывают потребности населения при решении каких-либо вопросов в области жилищно-коммунального хозяйства, что говорит об отсутствии обратной связи между администрацией и населением.

Концепция маркетингового управления ЖКХ города направлена на удолетворение потребностей не только отдельной личности, но и всего общества. Она направлена на своего рода согласование и увязку прибылей предприятий, потребностей от жилищно-коммунвльных услуг и интересов общества.

В результате разработки внедрения системы адресных жилищных субсидий позволит улучшить финансирование отрасли; существенно сэкономить средства местного бюджета; осуществить в большей мере социальную защиту малоимущих и средних слоев населения; сохранить социальную стабильность; стимулирует развитие новых форм управления жилищным фондом.

Введение системы адресных жилищных субсидий наиболее продуктивно будет работать в комплексе с антимонопольными мероприятиями, договорными отношениями.

Разработка нормативов коммунальных услуг приведет к усилению контроля за эксплуатацией жилищного фонда, что приведет к созданию действенной системы социальной защиты населения, обеспечивающей одновременно максимально возможное смягчение факторов социального риска и экономическую поддержку самой отрасли как системы жизнеобеспечения населения.

Помимо применения нормативов в разработке системы социальной защиты они могут быть использованы для формирования будущего рынка коммунальных услуг: объем потребления их сверх уровня норматива в дальнейшем может стать предметом коммерческой деятельности предприятий ЖКХ.

Лицензирование: должно стать одной из форм государственного регулирования и контроля качества предоставляемых услуг, поэтому составление программы правовой пропаганды в жилищной сфере, в которой устанавливаются цели, центры тяжести, ответственные органы, формы правовой пропаганды; по мере возможности всестороннее использовать средства массовой информации для общей популяризации новых правовых положений, прав и обязанностей жильцов и собственников жилья, кондоминиумов, ТСЖ, ассоциаций ТСЖ и т.д.; включение в программы переподготовки кадров достаточно широкого и актуального раздела, занимающегося вопросами действующего жилищного права, а также правового воспитания и пропаганды.

 

 



Список литературы

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 15 ноября 1999 г.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 17 марта 1997 г.

3. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 8 декабря 1995 г.

4. Закон РФ «О товариществах собственников жилья» от 26 июня 1996 г.

5. Указ Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства РФ» от 28 апреля 1997 г.

6. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в РФ»

7. «Концепция ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве» от 29 января 1999 г.

8. «Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Челябинска на 1998–2005 г.» приложение к решению Челябинской городской Думы от 24 ноября 1998 г. №30/3

9. Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 18 сентября 1997 г. №. 163 «О реализации жилищной реформы Челябинской области на 1997–2003 г.»

10. Прогноз социально-экономического развития города Челябинска на 2001 г.

11. Положение «Об Управлении жилищно-коммунальным хозяйством Администрации города Челябинска» от 29 декабря 1999 г. №1750-п

12. Приложение к постановлению Региональной энергетической комиссии Челябинской области от 28 декабря 2000 г. №87 «О введении в действие тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения»

13. Постановление Региональной энергетической комиссии Челябинской области от 28 февраля 2001 г. №21 «О тарифах за пользование природным газом, реализуемым населению и жилищно-строительным кооперативам»

14. Постановление Главы города от 26 января 2001 г. №76 «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги».

15. Решение Челябинской городской Думы от 26 января 2000 г. «Об исполнении статьи «О введении областных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг» Программы реализации жилищной реформы Челябинской Думы на 1997–2003 г.

16. Академия рынка: Маркетинг. Пер. с фр. Арман Дайан и др. – М.: Экономика, 2000. – 574 с.

17. Багиев Т.Л. и др. Маркетинг: Учеб. Для вузов по экономическим специальностям/Г.Л. Багиев, В.М. Тарасович, X. Анн; Под общ. Ред. Г.Л. Багиева. – М.: Экономика, 1999. – 701 с.

18. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2000. – 218 с.

19. Геммерлин Г. и др. Практический курс предпринимательства: Самоучитель. – М.: Лаб. Базовых Знаний, 1999. – 303 с.

20. Герасимчук В.Г. Маркетинг. Теория и практика. – К.: Высшая школа, 1999. -328 с.

21. Годин А.М. Маркетинг.: Учебно-методическое пособие. – М.: Дашков и К, 2000. – 210 с.

22. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – 2-е изд. – М.: Финпресс, 2000. – 461 с.

23. Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер, с нем. А.М. Макарова; Под ред. И.С. Минько. – М.: Высш. шк., 1999. – 255 с.

24. Елисеев Е.А. Челябинск в 21 веке – выбор будущего городским обществом. Концепция стратегии социально-экономического развития города до 2010 года. – Чел.: Издат. Дом Обухова, 2000. – 56 с.

25. Котлер Ф., Армстронг Г., Основы маркетинга. Пер. с анг. – 2-ое европ. изд. – М.; Издат. Дом «Вильяме», 1998. – 1056 с.

26. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. Анализ, планирование, внедрение и контроль. – СПб.: 1998. – 546 с.

27. Пакрухин А.П. Маркетинг: Учебное пособие для вузов по курсу «Маркетинг»/Институт международного прав и экономики им. А.С. Грибоедова. – М.: ИМПЭ: Триада, 1999. – 397 с.

28. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: ООО Новое знание, 2001. – 261.

29. Секерин В.Д. Маркетинг: Учебно-практическое пособие. – 2-е изд. – М.: ЗАО «Бизнес – школа «Интел-Синтез», 1999. – 350 с. Й. Тамбиев А. X. И др. Региональный маркетинг: Учебное пособие. – М.: т Экономика, 2000. – 320 с.

30. Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 2000. №1.

31. Скоун Т. Управленческий учет / Пер. с англ. под ред. Н.Д. Эрношвили – М.: Аудит ЮНИТИ, 1997. – 348.

32. Современный маркетинг /В.Е. Хруцкий, Е.Э. Автухова. Под ред. В.Е. Хруцкого. – М.: Финансы и статистика, 1991. – 256 с.: ил.

33. Тамбиев А.Х. и др. Региональный маркетинг: Учебное пособие. – М.: Экономика, 2000. – 320 с.

34. Файнберг А.И. Крупицкий Анализ хозяйственной деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства. М.: Стройиздат, 1981. – 185 с.

35. Финансовый менеджмент: теория и практика. / Под ред. С. Стояновой – М.: «Перспектива», 2001. – 656.

36. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.; Под ред. проф. Г.Б. Поляка – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 571.

37. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования / Пер, с англ.: Н. Амид и др. – СПб.: Питер, 2000. – 748 с.

38. Шанкрухин А.П. Маркетинг: Учебное пособие для вузов по курсу «Маркетинга / Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова. – М.: ИМПЭ: Триада, 1999. – 397 с.

39. Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа – М.: ИНФРА-М, 1995. – 357.

40. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. Пер. с анг./науч. Ред. Горячев А.А. – М.: Экономика, 2000. – 308 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: