Стадии прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации

 

Правовую основу службы в органах внутренних дел в соответствии со статьей 3 Положения о службе в органах внутренних дел [12] «составляют Конституция Российской Федерации [1], законы и иные правовые акты Российской Федерации, конституции, законы и правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, настоящее Положение и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел». Так, в статье 37 Конституции РФ закреплено: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». В статье 3 Трудового кодекса РФ [5] записано: «Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника». Поэтому порядок приема на службу в органы внутренних дел в своих основных положениях совпадает с общим порядком приема на работу.

Тем не менее, особый характер службы в этих органах предопределяет повышенные по сравнению с другими сферами общественно полезной деятельности требованиям к личным требованиям кандидата.

Закрепляя право поступления на службу в органы внутренних дел, законодательство устанавливает ряд реализации этого права [22, С. 29]:

1. На службу в органы внутренних дел могут быть приняты в добровольном порядке граждане Российской Федерации, возраст которых соответствует минимальному и предельному требованиям – граждане не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в милицию не старше 35 лет).

2. Владение государственным языком – обязательное условие для поступления на службу в органы внутренних дел.

3. Общеобразовательная и специальная подготовка лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел, должна соответствовать той должности, на которую их принимают.

4. Специфика службы в органах внутренних дел требует от сотрудников высокой физической выносливости, в связи с чем должности рядового и начальствующего состава должны комплектоваться лицами, способными по состоянию здоровья переносить нагрузки, связанные с характером службы.

Основанием для отказа в приеме является наличие у кандидата различного рода заболеваний, препятствующих прохождению службы в органах внутренних дел. Годность к службе по состоянию здоровья определяется военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о Военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123 [11], а также Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России.

Кроме того, учитываются интеллектуальные, личностные и другие качества кандидатов, выявляемые психофизическими диагностическими подразделениями медицинской службы органов внутренних дел.

«Одним из условий, по которому гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, является вступившее в силу решение суда о признании его недееспособным или ограничено дееспособным [50, С. 13]».

Другое основание для отказа в приеме на работу в органы внутренних дел – судимость гражданина, причем здесь учитываются как вступившие в законную силу решения суда, так и прежняя судимость гражданина, которая по истечению определенного срока была снята или погашена.

При приеме граждан на службу в органы внутренних дел принимается во внимание правило, запрещающие лицам, состоящем в близком родстве или свойстве, проходить службу в одном и том же органе, если она связана с непосредственной подчиненностью, «хотя в исключительных случаях по согласию с руководителями соответствующих главных управлений, управлений Министерства внутренних дел разрешается назначать близких родственников на должность рядового и начальствующего состава (кроме должностей, связанной с материальной и финансовой деятельностью) в органах внутренних дел, находящихся в отдаленных районах, где отсутствуют другие органы внутренних дел [50, С. 14]».

Препятствием для приема на службу в органы внутренних дел могут быть следующие причины [39, С. 24]:

а) отказ гражданина пройти процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемым законом тайну, если исполнение его должностных обязанностей будет связано с использованием таких сведений

б) наличие гражданства иностранного государства, за исключением, если двойное гражданство признано официально, право поступать на государственную службу лиц, имеющим двойное гражданство, прямо не урегулировано на взаимной основе межгосударственным соглашением;

в) отказ кандидата от предоставления в органы государственной налоговой службы сведений о доходах и имуществе, принадлежащих ему на праве собственности, и являющихся объектом налогообложения.

При отсутствии причин, препятствующих приему кандидата на службу, и признание его военно-врачебной комиссией годным к службе руководитель органа внутренних дел принимает решение в форме письменного приказа о приеме кандидата на службу в органы внутренних дел, который объявляется сотруднику под расписку.

Должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел замещаются: путем заключения на добровольной основе индивидуальных контрактов; по конкурсу; посредством назначения на должность.

Контракт о службе – новая форма в процессе комплектования должностей рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Контракт, с одной стороны, «способствует демократизации процесса приема на службу в органы внутренних дел и тем самым создает определенные гарантии правовой защищенности сотрудников [23, С. 24]», а другой – «повышает взаимную ответственность участников за выполнение принятых на себя обязательств и договоренностей. Гражданин, поступающий на службу, заключая контракт, принимает обязательство прослужить определенный срок, выполняя возложенные на него обязанности [50, С. 19]». Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице начальника органа внутренних дел обязуется назначить гражданина на должность, соблюдать его права, предоставить ему социальные гарантии.

Проведение конкурса на замещение должностей в органах внутренних дел призвано способствовать реализации права каждого гражданина на равный доступ к службе в органах внутренних дел, а также подбору на службу таких граждан, которые способны по своим нравственным, профессиональным, деловым качествам выполнять возложенные на них обязанности. «Перечень должностей, замещаемых на конкурсной основе, порядок и условия назначения на должность по конкурсу определяет министр внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством [58, С. 34]».

Назначение – самый распространенный способ замещения должностей в органах внутренних дел. Оно осуществляется путем издания письменного приказа начальника внутренних дел. «Приказ о назначении на должность служит официальным закреплением правоотношений между сотрудником и органом внутренних дел и объявляется сотруднику под расписку не позднее трех дней с момента его поступления в подразделение соответствующим начальником согласно требованиям российского законодательства [50, С. 20]».

До присвоения специального звания и зачисления в кадры МВД России лица, назначенные на должность среднего, старшего и высшего начальствующего состава, исполняют служебные обязанности в качестве гражданского персонала органов внутренних дел. Льготы, установленные для сотрудников, предоставляются им после присвоения специального звания.

Для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может устанавливаться испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года. В соответствии со статьей 19 Закона «О милиции» [9] испытательный срок для сотрудников, поступающих на службу в милицию, обязателен и ограничен шестью месяцами. Решение об установлении испытательного срока и его продолжительность принимает начальник, имеющий право назначать на должность.

В период испытания стажер, наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности, проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного начальника и наставника, назначаемого приказом из числа опытных работников. При прохождении испытательного срока стажеру не разрешается ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Запрещено использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению законности, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан.

По окончании испытательного срока руководитель органа внутренних дел дает заключение, которое служит основанием для издания приказа о назначении стажера на должность либо увольнении как не выдержавшего испытательного срока.

Прохождение службы в органах внутренних дел – сложное, многогранное явление, охватывающие довольно широкий круг проблем [50, С. 22].

Под прохождением государственной службы в органах внутренних дел А. Н. Позднышев понимает «совокупность определенных юридических фактов, характеризующих служебно-правовое положение сотрудников, отражаемых в их личных делах. К таким фактам относятся: замещение вышестоящей вакантной должности, присвоение очередного специального звания, увеличение размера денежного содержания, аттестация, зачисление в списки резерва кадров для выдвижения, направление на переподготовку и повышение квалификации, направление на стажировку и др. [46, С. 28]».

Ключевыми элементами прохождения государственной службы являются: принятие присяги, присвоение специальных званий, перемещение по службе [50, С. 21].

Смысл присяги заключается в тождественной клятве служить закону и народу, что подчеркивает особое положение и характер деятельности сотрудника органов внутренних дел. Ее текст содержит правовые и этические нормы – беззаветно служить Родине, ее гражданам, охранять их жизнь, здоровье, честь и достоинство, личную неприкосновенность от противоправных посягательств, соблюдать права и свободы граждан.

Лицам, находящимся на службе в органах внутренних дел, с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет, занимаемой должности и иных условий, предусмотренных Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, персонально присваиваются специальные звания милиции, внутренней службы или юстиции.

В зависимости от последовательности присвоения специального звания подразделяются на первые и очередные.

Первые специальные звания рядового состава присваиваются лицам, принятым на службу в органы внутренних дел на должности рядового и младшего начальствующего состава или зачисленным на учебу в образовательные учреждения МВД России, если они не имеют по запасу воинского звания сержантского и офицерского состава, а также специального звания начальствующего состава органов внутренних дел.

Первое специальное звание младшего начальствующего состава присваивается лицам, принятым на службу в органы внутренних дел на должности рядового или младшего начальствующего состава, а также зачисленных на учебу в системе МВД России и имеющим по запасу воинское звание сержантского состава.

Лица, назначенные на должность среднего, старшего или высшего начальствующего состава, могут быть представлены к присвоению первого специального звания сразу после назначения их на должность.

Очередные специальные звания начальствующего состава присваиваются в последовательном порядке при условии, если соответствующее звание предусмотрено по занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем звании.

За достижение высоких результатов в службе и образцовое выполнение служебных обязанностей сотрудникам в порядке поощрения может быть присвоено очередное специальное звание досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности.

«Сотрудникам органов внутренних дел может быть задержано присвоение очередного специального звания в следующих случаях»:

- при прохождении сотрудника в распоряжении соответствующего органа внутренних дел – до назначения на должность;

- если сотрудник имеет дисциплинарное взыскание, кроме объявленных устно – до его снятии;

- когда в отношении сотрудника проводится служебная проверка по фактам нарушения служебной дисциплины – после ее окончания, если проверка дала положительные результаты;

- при возбуждении уголовного дела – до его прекращения по реабилитирующим основаниям [26, С. 15].

О задержки представления к присвоению специального очередного звания по установленной министром форме оформляется решением, которое объявляется сотруднику, в отношении которого представление к присвоению специального очередного звания задержано, под расписку и приобщается к материалам его личного дела.

Если сотруднику не правомерно задержано присвоение специального звания, то «начальник органа внутренних дел, виновный в этом, несет дисциплинарную ответственность, а сотруднику компенсируется денежное и вещевое довольствие, которое он получал бы при своевременном присвоении специального звания [29, С. 36]».

При прекращении гражданства Российской Федерации или при осуждении за совершенное преступление сотрудники органов внутренних дел могут быть лишены специальных званий. При этом они исключаются из списков личного состава органов внутренних дел и подлежат увольнению в соответствии с трудовым законодательством.

«Особенностью службы в органах внутренних дел является изменение служебного положения сотрудника, предусмотренное перемещением по службе и перемещением в другую местность. Поскольку перемещение может быть связано с существенным изменением объема служебных обязанностей, а также денежного содержания сотрудника, оно должно производиться только в соответствии с законодательством [25, С. 12]».

Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены следующие виду перемещения:

1. На вышестоящую должность – в порядке продвижения по службе – осуществляется с согласия сотрудника. Основанием для перемещения на высшую должность должны быть исключительно деловые и нравственные качества сотрудника, проявленные в служебной деятельности.

2. На равнозначную должность – с согласия сотрудника органов внутренних дел при необходимости замещения другой должности либо для более целесообразного его использования, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту.

3. На нижестоящую должность – при сокращении штатов в случае невозможности перемещения на равнозначную должность – с согласия сотрудника; по состоянию здоровья – в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; по личной просьбе; по служебному несоответствию – в соответствии с выводами аттестации; в порядке дисциплинарного взыскания.

4. При поступлении на учебу с освобождением от занимаемой должности, а также при назначении на должность после окончания учебы.

5. В порядке прикомандирования к представительным органам государственной власти и органам государственного управления.

В крайних, не терпящих отлагательств, случаях допускается временное отстранение от службы. Причинами такого отстранения от должности могут послужить: привлечение сотрудника в качестве обвиняемого в совершении преступления; грубое нарушение служебной дисциплины, делающее невозможным исполнение им своих обязанностей.

«При проведении организационно-штатных мероприятий сотрудник может быть освобожден от занимаемой должности с зачислением его в распоряжение органа внутренних дел на срок не более двух месяцев, по истечении которых должен быть решен вопрос о его трудоустройстве. При временном освобождении от должности и нахождении в распоряжении органа внутренних дел сотруднику в полном размере выплачивается денежное довольствие [28, С. 31]».

«В целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами МВД России осуществляет профессиональную подготовку сотрудников, которая заключается в организованном и целенаправленном процессе овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации [39, С. 43]».

Основными задачами профессиональной подготовки сотрудников являются:

1. Подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с требованиями современной правоохранительной деятельности;

2. Обучение сотрудников умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач;

3. Совершенствование навыков руководящего состава по управлению, обучению и воспитанию подчиненных, по внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижение науки и техники, передовых форм и методов работы, основ научной организации труда;

4. Формирование профессионального самосознания сотрудников, чувство ответственности за свои действия, стремление к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства, с учетом специфики деятельности, в конкретных подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации;

5. В поддержании у сотрудников в постоянной готовности решительно и умело пресекать различные противоправные проявления, используя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;

6. Формирование высокой психологической устойчивости личности сотрудника, развитие у них наблюдательности, бдительности, памяти, мышления и других профессионально-психологических качеств и психических процессов [50, С. 32].

Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел включает в себя:

1. Специальное первоначальное обучение.

2. Обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования МВД России.

3. Повышение квалификации и переподготовка.

4. Обучение в процессе оперативно-служебной деятельности.

Лица, впервые принятые на службу в органы внутренних дел на должности рядового или начальствующего состава, в обязательном порядке проходят специальное первоначальное обучение – процесс ускоренного приобретения знаний, умений, навыков и норм поведения, необходимых для выполнения служебных обязанностей по конкретной должности в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел до самостоятельного исполнения служебных обязанностей. Продолжительность, структура и содержание специального первоначального обучения для каждой должностной категории сотрудников определяются соответствующими учебными, тематическими планами и программами, разрабатываемыми МВД России [51, С. 36].

Слушателям-стажерам по должности во время специального первоначального обучения в учебном центре устанавливается испытательный срок продолжительностью три месяца, по окончании которого кадровыми подразделениями комплектующих органов внутренних дел совместно с учебным центром на основании решения аттестационной комиссии готовится заключение о соответствии стажера занимаемой должности.

Организация обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования МВД России регламентируется соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования России и МВД России и осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами, примерными учебными планами и программами учебных дисциплин [49, С. 43].

Повышение квалификации и переподготовка проводятся в целях непрерывного пополнения и обновления профессиональных знаний сотрудников, приобретение новых умений и навыков.

Повышение квалификации по конкретной должности осуществляется в обязательном порядке не реже одного раза в три года на основе ежегодных планов, которые разрабатываются кадровыми подразделениями органов внутренних дел по каждой должностной категории сотрудников.

«Внеочередное повышение квалификации по конкретной должности осуществляется при назначении на вышестоящую должность (от начальника отделения, им равных, и выше) в образовательных учреждениях МВД России, других федеральных органов исполнительной власти, на курсах (сборах), в учебных центрах [33, С. 64]».

Органы внутренних дел на основе плана МВД России составляют пофамильные списки сотрудников, направляемых на обучение, доводят их до сведения соответствующих руководителей и кандидатов на учебу. «Непосредственные начальники должны заблаговременно спланировать отпуск кандидатов на учебу, контролировать процесс изучения ими законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, подготовку рефератов по заданию образовательных учреждений».

По прибытии на учебу с сотрудниками, направленными на повышение квалификации, проводится собеседование или тестирование по знанию законодательных актов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих деятельность подразделений органов внутренних дел по направлениям оперативно-служебной деятельности. Образовательные учреждения на основании этих данных анализируют уровень подготовленности сотрудников, при необходимости вносят изменения и дополнения в учебные программы, направляют предложения в органы внутренних дел по улучшению качества обучения сотрудников в процессе служебной деятельности.

«По окончании сборов повышения квалификации сотрудники сдают зачеты и экзамены, после чего им выдается удостоверение установленного образца [33, С. 68]».

Переподготовка проводится в целях приобретения знаний, умений и навыков для выполнения служебных обязанностей по новой должности, осуществляется в обязательном порядке при перемещении их на другую новую должность и организуется на базе образовательных учреждений МВД России, других федеральных органов исполнительной власти, учебных центров и по месту жительства сотрудников.

«Стажировка проводится по месту службы или в иных органах внутренних дел по занимаемым должностям либо по должностям, на которые сотрудники зачислены в резерв кадров для выдвижения, а также в других федеральных органах исполнительной власти и иностранных государств».

Сотруднику, проходящему стажировку, назначается руководитель. Планы и руководители стажировки утверждаются соответствующими руководителями органов внутренних дел.

По итогам стажировки руководителем составляется справка-отзыв, в которой указываются: орган внутренних дел, где проводилась стажировка, время ее проведения, а также намеченные и выполненные мероприятия. Данную справу-отзыв вместе с отчетом о стажировке направляют по месту службы сотрудника для приобщения к его личному делу.

Самостоятельная подготовка сотрудника, как форма непрерывного, систематического пополнения и углубления знаний, закрепление практических умений и навыков, включает в себя: изучение текущих и вновь принятых законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, актов субъектов Российской Федерации, актов МВД России с обязательным конспектированием в служебных тетрадях основных положений и требований данных документов применительно к специфике оперативно-служебной деятельности конкретного сотрудника; регулярное ознакомление с новой юридической, общественно-государственной и специальной литературой, материалами средств массовой информации; практическую работу по совершенствованию навыков владения специальной техникой и специальными средствами; формирование профессионально важных психологических и физических качеств, а также другие вопросы самостоятельного повышения своего профессионального мастерства.

Для периодической проверки квалификации сотрудника, его служебного соответствия, деловых и моральных качеств, а также выявления компетентных и высокопрофессиональных сотрудников с последующим выдвижением на должности, соответствующие их способностям, в органах внутренних дел проводится аттестация личного состава.

Аттестация может носить как плановый, так и внеплановый характер [37, С. 14]. В первом случае сотрудник, заключивший контракт о службе в органах внутренних дел на определенный срок, проходит аттестацию при его продлении; сотрудники, заключившие контракт на неопределенный срок или проходящие службу без заключения контракта, - каждые пять лет службы. Плановая аттестация проводится и по окончании сотрудником учебного заведения.

Внеплановая аттестация осуществляется: при представлении сотрудника к назначению на вышестоящую должность; при перемещении на нижестоящую должность, в другую службу или подразделение органов внутренних дел, кроме случаев понижения в порядке дисциплинарного взыскания; при увольнении по служебному несоответствию за грубое либо систематическое нарушение служебной дисциплины, за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми личным нравственным качествам сотрудника органа внутренних дел и в связи с осуждением за преступления, после вступления обвинительного приговора в законную силу.

Не подлежат аттестации сотрудники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, кроме лиц, представляемых к увольнению по дискредитирующим мотивам, а также сотрудники – женщины в период их беременности и ухода за детьми в возрасте до трех лет, которые проходят аттестацию не ранее чем через год после выхода их на службу.

Основные задачи аттестации:

1. Объективная оценка нравственных, деловых и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков аттестуемых на основе глубокого и всестороннего их изучения.

2. Определение степени соответствия аттестуемых сотрудников занимаемым должностям и перспективы их служебного использования.

3. Исключение возможности проявления кадрового протекционизма, создание условий для формирования высококвалифицированного кадрового потенциала органов внутренних дел.

4. Создание стимулов для развития профессиональной активности аттестуемых [37, С. 16].

Для утверждения плана проведения аттестации необходимо знать, кто и в какие сроки подлежит аттестации. План утверждается начальником органа внутренних дел. В нем отражается наименование органа внутренних дел, дата и время проведения аттестации, дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов.

Процедура рассмотрения аттестацией включает в себя: изучение предоставленных документов; сообщение непосредственного начальника, составившего аттестацию; сообщение аттестуемого сотрудника; обсуждение членами комиссии аттестации и сообщений начальника и аттестуемого.

На основе всестороннего и объективного рассмотрения деловых, нравственных и личных качеств аттестуемого, его отношения к выполнению служебных обязанностей аттестационная комиссия делает один из следующих выводов: соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через шесть месяцев или один год; не соответствует занимаемой должности.

Если сотрудник не согласен с выводами аттестационной комиссии, он вправе подать жалобу на имя прямого начальника лица, утвердившего аттестацию, а также в установленном законом порядке. «Рассмотрение жалобы должно быть закончено в месячный срок со дня подачи. В случаях признания жалобы обоснованной и в аттестацию вносятся соответствующие изменения или составляется новая аттестация, а прежняя уничтожается. Измененная или новая аттестация подлежит рассмотрению на аттестационной комиссии [23, С. 31]».

Положительные результаты аттестации могут служить основанием для включения аттестуемого в резерв кадров для выдвижения, который «создается с целью своевременного и объективного комплектования руководящими кадрами соответствующих должностей [37, С. 16]».

Основанием для прекращения службы в органах внутренних дел могут служить увольнение, прекращение гражданства, признание сотрудника безвестно отсутствующим или его смерть.

В соответствии с Положением о службе сотрудник органов внутренних дел может быть уволен:

а) по собственному желанию.

б) по достижении предельного возраста.

в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.

г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.

д) в связи с нарушением условий контракта.

е) по сокращению штатов – при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел.

ж) по болезни увольнение производится на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе и может быть связано как с противопоказаниями для самого сотрудника, так и с опасностью для окружающих его лиц.

з) по ограниченному состоянию здоровья.

и) по служебному несоответствию в аттестационном порядке.

к) за грубое или систематическое нарушение дисциплины.

л) за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника.

м) в связи с осуждением за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции» сотрудник милиции может быть уволен и в связи с восстановлением на должность сотрудника, ранее занимавшего эту должность.

Во всех случаях прекращения службы в органах внутренних дел оформляется приказами соответствующих начальников об увольнении сотрудников из органов внутренних дел либо исключения из списков личного состава лиц, прекративших гражданство Российской Федерации или признанных судом безвестно отсутствующими, а также умерших или погибших сотрудников.

«О предстоящем увольнении со службы сотрудники ставятся в известность непосредственными начальниками путем официального уведомления не позднее, чем за два месяца до увольнения, за исключением увольнения по подпунктам «д», «к», «м» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел [23, С. 37]». Кроме того, с ним проводится беседа, в ходе которой сообщаются основания увольнения, разъясняются льготы, преимущества по трудовому устройству и материально-бытовому обеспечению и другие вопросы.

До представления к увольнению сотрудники направляются для освидетельствования на военно-врачебную комиссию с целью установления степени годности к военной службе. Заключения комиссии учитываются при определении основания увольнения.

Сотрудники органов внутренних дел, уволенные со службы, снимаются со специального учета МВД России и «передаются на воинский учет в военные комиссариаты по месту жительства для зачисления в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, если они не достигли предельного возраста, либо в отставку, если достигли предельного возраста пребывания в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации или признаны негодными к военной службе по состоянию здоровья либо для призыва на военную службу [50, С. 29]».

Сотрудники органов внутренних дел имеют право в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении обжаловать его в суд. Документом для такого обращения является копия приказа об увольнении, вручаемая сотруднику под расписку. Кроме того, до направления жалобы в суд они могут обратиться в вышестоящий орган внутренних дел за разъяснением или решением вопроса о восстановлении на службе.

Сотрудникам, восстановленным на службе в органах внутренних дел, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для присвоения очередного специального звания, выплаты процентной надбавки и назначения пенсии, засчитывается время с момента их увольнения до даты подписания приказа о восстановлении на службе.

Должностное лицо органов внутренних дел, принявшее соответствующее решение несет дисциплинарную ответственность и возмещает ущерб, причиненный органу внутренних дел в связи с выплатами сотруднику, произведенными по причине незаконного или необоснованного перемещения по службе, понижения в должности либо снижения в специальном звании, увольнения из органов внутренних дел, в размерах, установленных законодательством о труде Российской Федерации.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Прохождение государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации – процесс, протекающий во времени, связанный с зачислением на должность, ее прохождением и прекращением.

Таким образом, процесс прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации состоит из таких стадий, как прием на службу, прохождение службы, включающая в себя аттестацию, повышение квалификации, присвоение чинов, и прекращение службы. Факультативными стадиями являются перевод на другую должность или в другую местность, поощрение и привлечение к ответственности.

Следовательно, служба в органах внутренних дел Российской Федерации по своему содержанию не существенно отличается от государственной службы в иных государственных органах. Специфика же ее проявляется в отличительных званиях и установленных законодательством требованиях для их получения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: