Проблемы соблюдения служебной дисциплины и законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

 

В правовом государстве, ориентированном на личность, ее права и свободы, на строгое определение форм и границ вмешательства в сферу гражданского общества, законность становится прерогативой государственных учреждений и общественных объединений. Говоря об идее правового государства применительно к современной России необходимо отметить, что она формально закреплена в действующей Конституцией, но это начальный этап ее реализации и до полного воплощения, гарантирующего невозможность возврата к любой форме антидемократического режима, требуется время и усилия.

С точки зрения законности государство является правовым, если его нормативные установки, выраженные в действующем законодательстве, демократичны и строго обязательны для исполнения теми, к кому они обращены; если законы гарантируют реализацию и защищают права человека от произвола самой власти, ее должностных лиц. Законность как принцип деятельности государственных учреждений и их должностных лиц призвана обеспечить безопасность личности и оградить общество от опасных деяний.

Данный принцип исходит из того, что все органы исполнительной власти и их должностные лица надлежащим образом реализуют свои права и обязанности, обеспечивают государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 45 Конституции РФ) [1].

Принцип законности в органах внутренних дел может рассматриваться в трех плоскостях:

1) принцип законности означает само ее содержание, так как определяет правовую основу деятельности сотрудников, их права, обязанности, ответственность и правовую защиту;

2) он определяет содержание работы сотрудников с позиции следования ими в своей деятельности духу и букве закона;

3) законность выступает результатом деятельности органа внутренних дел и их сотрудников, мерой ее эффективности.

«В механизме реализации сотрудниками органов внутренних дел отводится особая роль, так как они реализуют представленные им права и обязанности при охране правопорядка и обеспечивают реализацию гражданами своих прав и законных интересов [30, С. 201]». При этом многие задачи обеспечения нормальных условий реализации гражданами своих прав решаются намного успешнее при знании тех правовых последствий, которые влекут за собой действия сотрудников милиции.

Правопорядок складывается в процессе реализации правовых норм – это результат осуществления законности. Устойчивости, стабильность правового порядка обеспечивается реальным существований требований законности. Законность и правопорядок – тесно связанные между собой явления.

Нужно заметить, что, с одной стороны, правопорядок выступает в качестве непосредственного объекта охраны милиции, с другой – правомерное поведение сотрудников милиции является важным компонентом содержания правопорядка. В качестве отличительных черт правомерного поведения сотрудника органа внутренних дел как должностного лица является «не столько выражение воли государства и общества в целом в форме активных правомерных действий, сколько понимание ответственности и долга перед обществом [30, С, 201]».

В настоящее время много говорится об ответственности граждан, но практически не затрагивается вопрос юридической ответственности государственных органов и их должностных лиц, наделенных властью и действующих от имени государства. Именно в их деятельности зачастую наблюдается потеря чувства ответственности, без которого невозможна государственная служба, и даже прямое злоупотребление своим положением, теми полномочиями, которыми их наделило государство, и именно некомпетентные решения могут причинить ущерб общественным отношениям, что в итоге ведет к нарушению государственной дисциплины.

«Служебная дисциплина сотрудников органов внутренних дел является одной из разновидностей государственной дисциплины, так как складывается в государственной сфере деятельности и необходимым элементом ее организации. Ее можно рассматривать в двух аспектах: как совокупность нравственно-правовых норм, устанавливающих служебные обязанности и права сотрудников, и как практическое соблюдение этих правил или фактическое поведение сотрудников при выполнении ими служебных полномочий [47, С. 19]».

В Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации служебной дисциплины посвящено 9 статей (статья 34 - 42), которые содержат определение служебной дисциплины, перечень поощрений и взысканий и порядок их применения, а также права и ответственность начальников органов внутренних дел по применению поощрений и наложения дисциплинарных взысканий, обязанности начальника по поддержанию служебной дисциплины и другие аспекты.

Появление отдельной главы, регулирующие вопросы дисциплины, в таком правовом акте необходимо рассматривать как новое направление в развитии правового статуса сотрудника органа внутренних дел и, в первую очередь, как защиту государственным служащим своих прав и свобод.

Л. М. Ведерников определяет служебную дисциплину как систему общественных отношений, субъектами которой являются сотрудники внутренних дел, строго и точно исполняющие в соответствии с порядком и правилами, установленные законодательством Российской Федерации, прямых начальников, должностные обязанности, реализующие полномочия и соблюдающие ограничения по должности в процессе своей профессиональной деятельности [21, С. 9].

Служебная дисциплина выступает основополагающим фактором повышения эффективности и оптимальности деятельности органов внутренних дел и требует постоянного осуществления мер по ее укреплению. В свою очередь, укрепление дисциплины требует комплексного подхода, заключающегося в точном учете и соблюдении организационно-правовых, социальных и моральных факторов, влияющих на ее состояние, к которым относятся:

1. Совершенствование правового регулирования отношений в сфере служебной дисциплины.

2. Совершенствование системы мер по осуществлению кадровой политики.

3. Повышения уровня научной организации труда, его оплаты и стимулирования.

4. Решения социальных проблем.

5. Усиление индивидуально-воспитательной работы с личным составом.

Важным фактором осуществления служебной дисциплины следует считать повышение социального статуса сотрудников органов внутренних дел. «Механизм реализации данного фактора можно кратко сформулировать как «интерес – квалификация - перспектива», который может создать условия к искоренению проявления нарушений дисциплины [48, С. 24]».

Сотрудники правоохранительных органов в последние годы несут службу «на фоне разрыва между стремительно возросшими нагрузками и низким уровнем материальной обеспеченности, постоянным расширением предпринимательского сектора, нуждающегося в большом количестве специалистов по безопасности своей деятельности. Не имея возможности обеспечить сотрудникам высокий уровень денежного содержания, реализовать в полной мере предусмотренные законодательством социальные гарантии и льготы, государственные структуры «уступили» и продолжают «уступать» негосударственным свои лучшие кадры [56, С. 17]». Это объективно не могло не привести к оттоку значительной части профессионалов, ощутимому размыванию кадрового потенциала, резкому снижению престижа службы в органах внутренних дел.

Материальные права и привилегии имеют важное значение для социального статуса. Размеры зарплаты определяются значимостью того или иного вида деятельности и тем, как соотносятся потребности и предложения специалистов соответствующего профиля и квалификации. «Денежное содержание государственных служащих является платой не только за труд, но и за лояльность к существующей системе власти и готовности защищать ее [48, С. 26]».

Следует признать, что в современных условиях система гарантий для сотрудников органа внутренних дел и других государственных служащих столь незначительна по сравнению с возможностями, предоставляемыми не государственными секторами, что в условиях социальной значимости их деятельности коррупционное преступление становится основным источником доходов служащего, мотивом его деятельности.

Таким образом, правовой кризис проявляется в несовершенстве самого законодательства, регулирующего и обеспечивающего в правовом отношении профессиональную деятельность сотрудников, а также нарушение законности и служебной дисциплины.

«Существенную роль играет анализ информации правоприменительной деятельности [36, С. 134]». Именно он может дать сведения об устаревании нормативных актов, о влиянии их качества на законность и обоснованность принимаемых решений. В этих целях возможно использование информации, содержащейся в материалах о работе органов внутренних дел, которые имеются в прокуратуре, судах, иных государственных органах, общественных организациях, в письмах и жалобах граждан.

Правовое регулирование достигает своей цели лишь в том случае, если структура органа соответствует выполняемым функциям. Правильность определения структуры, функций, распределения функциональных обязанностей играет важную роль в укреплении законности [47, С. 16].

«В настоящее время в России существует три вида надзора за деятельностью государственных органов: судебный, прокурорский и административный [59, С. 36]».

«Немаловажное значение в укреплении законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел имеет контроль за их деятельностью со стороны общественности [56, С. 38]». В последние годы особое внимание уделяется вопросам, связанных с построением доверительных отношений органов внутренних дел с населением, а также с использованием позитивного потенциала общественного мнения для выявления и решения внутриорганизационных проблем, включая укрепление состояния законности и служебной дисциплины. В связи с этим проводится политика установления модели взаимодействия граждан и органов внутренних дел на основе социального партнерства, которая преследует цель создания необходимых условий, как для роста правовой активности людей, так и для их большей правовой защищенности.

Однако в социальных отношениях между населением и органами внутренних дел все еще существует устойчивая напряженность и разобщенность, сформировавшаяся в течении длительного времени. При этом в глазах значительной части населения не только неэффективно выполняет свою функцию гаранта безопасности и защитника прав граждан, но и сама зачастую выступает в роли их нарушителя. В связи с этим в настоящее время не вызывает сомнений, что восстановление авторитета органов внутренних дел среди населения невозможно без жесткой и бескомпромиссной борьбы с нарушениями законности, преступностью и коррупцией внутри системы МВД России.

Поэтому необходимо, прежде всего, на законодательном уровне выработать стандарты поведения должностных лиц и государственных служащих, которые должны корреспондировать с ответственностью, что могло бы существенно ограничить возможность мотивировать применение решения корыстными интересами.

Следует отметить, что в настоящее время борьба с коррупцией в государственном аппарате осуществляется преимущественно с помощью уголовно-правовых средств, а административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы явно недооценивается [40, С. 35].

Низкий уровень профессиональной культуры и профессионального правосознания как ее элемента является существенной причиной нарушения законности. Каждому сотруднику необходимо устойчиво положительное отношение к праву и к практике его применения. Наличие профессиональных умений, приемов и навыков образует стержень профессиональной культуры и профессионального правосознания.

Основными этапами формирования правовой культуры сотрудников органов внутренних дел можно назвать следующие:

1. Знание действующего законодательства.

2. Соответствие личностных качеств сотрудника органа внутренних дел тем квалификационным требованиям, которые предъявляются к соответствующей должности.

3. Уважение правовых требований, убеждение в правильности и необходимости правовых предписаний.

4. Привычное отношение к соблюдению закона.

Принцип законности имеет основополагающие значение для функционирования и развития любого демократического общества и государства и никакими объективными причинами нельзя оправдать любой факт нарушения законности в работе сотрудников органов внутренних дел, так как это приводит к необратимым последствиям, отражающимся на судьбе граждан. «Нейтрализация и устранение данных негативных явлений в органах внутренних дел должны быть неотъемлемым условием обеспечения правопорядка и общественной безопасности, повышения авторитета и престижа всей государственной службы в целом [46, С. 147]».

Анализ причин нарушений законности и служебной дисциплины лицами, находящимися на государственной службе в системе МВД России, позволяет предположить, что природа этих негативных явлений в той или иной степени связана с профессиональной деформацией личности сотрудника правоохранительных органов.

Под деформацией личности, как правило, понимают «изменение профессиональных возможностей и личности человека в социально-негативную сторону [20, С. 106]».

По наличию тесных контактов с различными категориями людей, многофункциональности обязанностей и разнообразию социальных отношений многочисленные должности, специальности, профессии в государственной службе следует отнести к сложным видам профессиональной деятельности.

Сотрудникам правоохранительных органов приходится иметь дело с наиболее трудным в социальном отношении контингентом, для которого характерно наличие асоциальных установок.

Спецификой государственной службы является такой фактор, как регламентированный характер деятельности служащих, означающий необходимость руководствоваться определенно фиксированными и заранее предписанными правилами. Положительным здесь является возможность выработки волевых качеств, аккуратности, четкости. Но чрезмерное их проявление ведет к возникновению соответствующих шаблонов поведения, что влечет за собой поверхностную оценку сотрудником конкретной правовой ситуации и стремление как можно быстрее ее разрешить «по шаблону», не вникая глубоко в ее содержание.

В случае, когда сотрудники органов внутренних дел сталкиваются с недостаточно продуманными с правовой точки зрения, а зачастую с противоречивыми моментами службы, возникает ситуация, приводящая к появлению формального отношения к своим функциональным обязанностям, ориентацией на отчет, а не на улучшение содержательной стороны профессиональной деятельности. «Не четкий перечень служебных функций ставит сотрудников в уязвимую позицию в отношении с гражданами. Если они не вмешиваются в ситуацию, то это может быть истолковано как бездействие; если же проявляют и инициативу, то в отдельных случаях это воспринимается как превышение полномочий. Частота возникновения таких противоречий сказывается отрицательно и ведет к изменению профессиональных возможностей и личностных особенностей сотрудника [52, С. 6]».

Низкая социальная оценка деятельности сотрудника органов внутренних дел как следствие недостаточного денежного и технического обеспечения системы «препятствуют качественному выполнению функциональных обязанностей сотрудников, вызывая ощущение профессионального бессилия и неудовлетворенности трудом [52, С. 7]».

Тенденция снижения уровня жизни сотрудников правоохранительных органов побуждает их искать дополнительные доходы вне системы МВД и идти на совершение различных проступков и преступлений.

Оказывает свое влияние и корпоративность, присущая государственным органам. Так, деятельность органов внутренних дел многие года рассматривалась как самодостаточная, замкнутая на решении остросоциальных проблем. Это отчуждение от общества, от имени которого они выступают, способствует, с одной стороны, формированию отрицательного имиджа МВД, с другой – иерархичности и авторитарности. Таким образом, отрицательные моменты корпоративности оказывают свое влияние на формирование профессиональной документации сотрудников.

«Деятельность правоохранительных органов предоставляет властные полномочия, которые предоставлены для более полной реализации должностных обязанностей, направленных на обеспечение безопасности, благополучия и спокойствия граждан. Они проявляются в возможности применения мер принуждения, выяснения подробных обстоятельств личной жизни людей, ограничения свободы отдельных граждан, применение силы и др.» Опасность заключается в том, что у сотрудников может выработаться склонность к чрезмерному использованию названных методов работы. Недостаточная профессиональная подготовка и отсутствие должностных специальных знаний и умений так же побуждают действовать с позиции силы и ведут к профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел.

Специфика службы в органах внутренних дел отличаются повышенной ответственностью за характер и результаты своих действий, когда успехи могут оказаться незамеченными, но почти каждая ошибка становится объектом пристального внимания руководства и может быть наказуема законом. Сотрудники большинства подразделений ориентированы на граждан, обратившихся за профессиональной помощью. Осознание сотрудником важности принимаемых решений и учет возможных отрицательных последствий вызывает состояние напряженности и тревоги. В результате степень ответственности и нагрузке по службе возрастает, что создает предпосылки для формирования дезадаптивных характеристик личности [45, С. 41].

Деятельность сотрудников органов внутренних дел характеризуется эмоциональной насыщенностью при дефиците позитивных впечатлений. Постоянное пребывание в эмоциональных условиях приводит к потере психической энергии и физических сил. В одних случаях преобладает снижение трудоспособности, затруднения в концентрации внимания и принятия самостоятельных решений, эмоциональная неустойчивость и быстрая утомляемость, в других – агрессивные тенденции [17,С. 36].

Особое значение в возникновении предпосылок к развитию профессиональной деформации имеет период профессиональной адаптации. Наиболее сложной в этот период является сфера служебного взаимодействия начальника и подчиненного, так как руководитель представляет собой объект подражания для молодого сотрудника, и если он является носителем профессиональной деформации, это обязательно найдет отражение на личности подчиненного.

Кроме того, у сотрудника органа внутренних дел возможны «нереалистично высокие требования, трудиться в полную силу, но недоволен результатом. При этом он может сформулировать точные критерии оценки своего успеха, с одной стороны, и собственных усилий, с другой [55, С. 14]».

Таким образом. На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел – явление достаточно реальное, которое требует к себе достаточного внимания с целью его объяснения и разрешения.

В общем виде профилактика профессиональной деформации представляет собой систему предупредительных мероприятий, направленных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений данного явления и включающих в себя проведение мер аналитического, организационно-управленческого, воспитательного и психологического характера.

Серьезную профилактическую роль играет правосознание, а в его формировании довольно значимое место отводится воспитанию и формированию духовно-нравственных качеств у сотрудников органов внутренних дел. Материальным подкреплением воспитательного процесса является меры по укреплению социальной защищенности сотрудников, которые должны распространяться также на ветеранов и пенсионеров. Такая забота рождает у сотрудников сегодня чувство уверенности в будущем.

Действенным средством улучшения кадрового состава государственного аппарата является организация государственной службы на принципах служебной карьеры [27, С. 27].

Первоначальное присвоение того или иного звания, дальнейшее продвижение сотрудника по служебной лестнице должны завесить только от объективных факторов: образовательного уровня, способностей, стажа работы, ее результативности. Стремление к успешной карьере необходимо стимулировать всей системой официальных и не официальных норм, существующих в обществе.

При действии данного механизма на решении о поступлении на службу в правоохранительные органы будет влиять не только желание защищать закон и обеспечивать безопасность граждан, а также возможность сделать карьеру, повысить социальный статус и материальное положение.

Самостоятельным аспектом выступает профессиональная деформация, связанная с личностными особенностями сотрудников правоохранительных органов. Здесь важным моментом выступают знания и умения сотрудников применять различные методы коррекции личностных качеств. Не каждый может выдержать длительные интенсивные эмоциональные нагрузки, но каждый способен научиться регулировать свое эмоциональное состояние.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что феномен профессиональной деформации является сложным по своей природе, поэтому решение данной проблемы также должно иметь комплексный характер и не ограничиваться одним лишь направлением.

Таким образом, государственная политика должна быть нацелена на устранение факторов, приводящих к развитию профессиональной деформации сотрудника внутренних дел и на ее коррекцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: