Основными направлениями совершенствования экономической работы в области анализа хозяйственной деятельности является:
- внедрение систем анализа с применением современных информационных технологий;
- внедрение в практику работы планово-экономического отдела проведения факторного анализа товарооборота, который в свою очередь включает в себя:
а) анализ влияния товарного обеспечения и скорости обращения товаров на объем продаж;
б) анализ влияния обеспеченности предприятия основными средствами (торговой площадью, торговым оборудованием) и эффективности их использования; анализ влияния изменения численности персонала и производительности труда на товарооборот; изучение стохастических зависимостей товарооборота от параметров воздействия на сбыт.
в) оценку критического объема продаж по фактическим данным о затратах и доходах от реализации;
- применение в прогнозировании и планировании методики определение критического объема продаж с учетом предполагаемых изменений в издержках и доходах, а также построение альтернативных вариантов структуры товарооборота и выбор оптимального соотношения в реализации товаров.
В организационной структуре предприятия деятельностью по экономическому анализу занимается планово-экономический отдел, состоящий из начальника, ведущего специалиста и 2 экономистов. Основной работой в их деятельности является анализ и планирование розничного товарооборота. Основой планирования являются данные бухгалтерской отчетности. При этом отчетность составляется в основном помесячно или поквартально, что существенно осложняет анализ и планирование.
Рассмотрим состав документов составляемых для анализа. Структура товарооборота и соотношение реализации товаров по отдельным группам анализируются в соответствии с формой № 3-торг. Действующая система учета и отчетности позволяет изучить внутригрупповую ассортиментную структуру, которая является источником информации для деятельности планово-экономического отдела. Необходима дифференциация товарооборота соответствующих групп товаров по видам, артикулам, сортам.
Источниками информации для анализа товарооборота являются статистическая отчетность, первичные бухгалтерские документы.
Используются формы статистической отчетности:
- Форма № 3-торг - отчет о продаже и остатках товаров, представляет собой товарный баланс, в котором отражается движение товаров, предназначенных для продажи в порядке розничной торговли. Форма составляется за I полугодие, год.
- Форма № 3-торг (краткая) - месячная.
- бланк регистрации цен и тарифов на товары народного потребления и платные услуги за месяц - месячная.
- Форма №7-торг (розница) - отчет о наличии торговой сети - годовая.
Основным первичным документом, используемым в качестве источника данных для анализа, являются товарно-денежный отчет и прилагаемые к нему документы, подтверждающие сдачу выручки и расходы, произведенные из выручки (квитанции учреждений банков, почтового отделения, приходно-кассовые ордера и т.д.), продажу товаров в кредит, а также стоимость стеклопосуды в обмен на товар.
Планово-экономический отдел проводит следующие виды анализа товарооборота:
- построение динамических рядов товарооборота по общему объему;
- анализ товарооборота по составу;
- анализ товарооборота по структуре ассортимента;
- анализ товарооборота по внутригрупповой ассортиментной структуре.
На их основании проводиться планирование на предстоящие периоды при этом отметим, что основу составляют месячные отчетные данные. Это является существенным недостатком в аналитической работе. Оптимальным периодом для оперативного анализа является одна неделя, а в торговых точках с системой работы супермаркета такой анализ следует проводить ежедневно.
Внедрение систем единой автоматизации процесса реализации в торговую деятельность Липецкого райпо позволит проводить оперативный анализ оборота розничной торговли фактически ежедневно, что значительным образом повысит эффективность деятельности.
Частично в Липецком райпо применяется программный комплекс 1С «Торговля и склад».
"1С:Торговля и склад" автоматизирует работу на всех этапах деятельности предприятия. Типовая конфигурация позволяет вести раздельный управленческий и финансовый учет, вести учет от имени нескольких юридических лиц, вести партионный учет товарного запаса с возможностью выбора метода списания себестоимости (FIFO, LIFO, по средней), вести раздельный учет собственных товаров и товаров, взятых на реализацию, оформлять закупку и продажу товаров, выполнять резервирование товаров и контроль оплаты.
При этом в "1С:Торговля и склад" можно задать для каждого товара необходимое количество цен разного типа, хранить цены поставщиков, автоматически контролировать и оперативно изменять уровень цен, выполнять автоматический расчет цен списания товаров, быстро вносить изменения с помощью групповых обработок справочников и документов, получать самую разнообразную отчетную и аналитическую информацию о движении товаров и денег, автоматически формировать бухгалтерские проводки для 1С:Бухгалтерии.
Главная особенность это работа с распределенными информационными базами. Основное назначение средств работы с распределенными информационными базами - организация единой системы автоматизированного учета на предприятиях, имеющих территориально удаленные объекты: филиалы, склады, магазины, пункты приема заказов и иные подобные подразделения, не связанные локальной сетью. Система предоставляет при этом ведение неограниченного количества автономно работающих информационных баз, полная или выборочная синхронизация данных.
При этом "1С:Торговля и склад" может быть адаптирована к любым особенностям учета на конкретном предприятии. В состав системы входит Конфигуратор, который позволяет при необходимости настроить все основные элементы системы:
"1С:Торговля и склад" обеспечивает работу с торговым оборудованием: контрольно-кассовыми машинами, чековыми принтерами, сканерами и принтерами штрих-кодов, электронными весами, терминалами сбора данных, дисплеями покупателя и другими видами оборудования. "Интеллектуальное" взаимодействие с торговым оборудованием позволяет, например, заполнять документы путем считывания штрих-кодов товаров сканером.
Что же касается товарооборота, программный комплекс имеет специальные средства, помогающие в управлении товарооборотом. Что-то продается, что-то залеживается, летом процент продаж один, зимой другой, в выходные торговля бойкая, в будни вялая... Одним словом, процесс товарооборота может показаться хаотичным и непредсказуемым. Закупка товара «на глаз» может привести к настоящему краху, поэтому функция планирования продаж и закупок, анализ товарооборота предприятия - функция не лишняя и не вторичная. Без грамотного планирования розничный бизнес невозможен. Программа позволяет составлять план закупок товара с учетом сезона и количества складских остатков. Программа позволяет выстраивать ценовую политику, предлагает несколько сценариев ценообразования и позволяет анализировать сводные отчеты за определенный период работы. Возможна выработка стратегии расчета суммы при операциях закупки и стратегии начисления скидок в течение какого-либо отчетного периода.
Перечисленные выше предложения по совершенствованию экономической работы по анализу розничного товарооборота не исчерпываются. В анализе могут также применяться различные схему многовариантного планирования товарооборота, а также применяться экономико-математические методы. Другими словами для достижения высокой конкурентоспособности и устойчивости на рынке, а также для повышения эффективности торгово-коммерческой деятельности планово-экономическому отделу стоит применять полный арсенал средств и методов анализа.
Заключение
В дипломной работе была рассмотрена тема ««Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия и пути ее повышения». Объектом исследования выступало Липецкое районное потребительское общество.
В теоретической части работы были рассмотрены теоретические основы анализа хозяйственной деятельности. Изложены понятие, задачи и методика оценки финансово-хозяйственной деятельности.
Во второй части на примере Липецкого райпо было проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности Липецкого райпо за последние 3 года и выявлены недостатки и намечены пути совершенствования.
В третьей главе изложены основные направления повышения эффективности деятельности Липецкого райпо. Рассмотрен рост объемов деятельности предприятия как фактор повышения эффективности. Намечены пути снижения издержек обращения. Даны рекомендации по совершенствованию системы экономического анализа в Липецком райпо.
Основные экономические показатели Липецкого райпо представлены в таблице 2. Данные таблицы показали, что в целом 2007 г. по сравнению с 2006 г. можно назвать положительным, о чем свидетельствуют следующие экономические показатели Липецкого райпо.
Доход от проданных товаров в 2007 снизился на 5%, при этом себестоимость проданных товаров, работ снизилась на 1,76%. Прибыль по итогам работы за год составила сумма 4578 тыс.руб. Численность работников фактически осталась на прежнем уровне, произошло увеличение средней зарплаты на 1 работника на 29,6 %.
Эффективность деятельности торговой организации зависит в первую очередь от товарооборота. Анализ показал, что в 2005 году запланированный объем товарооборота был достигнут, а в 2006-2007 г. выполнение плана составляло 84-92 %, при этом снижение товарооборота по сравнению с планом проходило фактически по всем подразделениям. При этом можно отметить, что данные тенденции имели место и в 2006 году. В связи с этим достаточно нелогичным представляется значительное завышение плана по данным подразделениям. В отличии от розничной торговли по Хлебозаводу и общепиту план выполняется с небольшим ростом (1-4%).
Исходя из этого, руководству организации следует уделять внимание анализу факторов снижающих товарооборот и соответственно более точно осуществлять планирование, так как завышение плана приводит к образованию излишних остатков на складах и повышает риск получения убытков.
Наибольший удельный вес в структуре оборота занимает Отвержское РТП 33,5 % при том, что численность населения значительно ниже, чем по другим подразделениям. Производство представленное хлебозаводом составляет в структуре 12,4 %. Общепит занимает всего 6,8 %.
Так прирост товарооборота в общем произошел за счет роста в объеме продовольственных товаров на сумму 9396 тыс.руб. или на 9,5%., по непродовольственным на 6828 тыс.руб. или на 46,3 %, что в итоге привело приросту товарооборота на 14,3 %.
Наибольший прирост отмечается по таким товарным группам как колбасные изделия (856 тыс.руб. или 10%),молоко и молочная продукция (623 тыс.руб. или 16 %), кондитерские изделия (1026 тыс.руб. или 13,1%), по всей спиртосодержащей продукции (15-35% на сумму более 4000 тыс.руб.).
Отрицательно на товарооборот оказали влияние следующие статьи – по маслу растительному и жирам снижение составило от 10-35 %, на сумму 306 тыс.руб., по муке и хлебобулочной продукции на 521 тыс.руб..
Основным фактором, влияющим на эффективность деятельности торгового предприятия является скорость оборота товаров. Данный аспект можно рассмотреть с двух точек зрения – по структурным подразделениям и по ассортименту товаров. Самая высокая товарооборачиваемость отмечается в Дубравском и Отвержском РТП (34 и 29).
Оборачиваемость по группам товаров наибольшая: хлеб и хлебобулочные изделия (159), овощи (48) мороженое(28,8), колбасные изделия (36,3). Самая низкая оборачиваемость по дорогим продуктам таким, как коньяк (7) или шампанское (3,8).
В 2007 году снижение оборачиваемости отмечено по таким группам хлеб и хлебобулочные изделия (на 61), по овощам (на 94,5) и мороженому (25,5). Прирост отмечен по сельди (24,3 в итоге 43), по вину и шампанскому (15,7). Остальные товарные группы фактически остались без изменений.
Подводя итог вышесказанному товарооборот Липецкого райпо имеет тенденцию к росту, но при этом система планирования не является достаточно эффективной имеются значительные отклонения плановых показателей от фактических. В данном случае завышение планов ведет к дополнительному использованию оборотных средств, что снижает эффективность деятельности торгового предприятия.
Эффективность финансово-хозяйственной деятельности зависит напрямую от уровня издержек обращения, уровня использования торгового оборудования и состояния основных фондов, а также наличия и движения трудовых ресурсов.
Издержки обращения Липецкого райпо увеличиваются более быстрыми темпами (23,4%), чем розничный товарооборот (19,2%). По сравнению с 2005 годом в 2007 году удельный вес издержек обращения в товарообороте возрос на 0,46%, а в сравнении с 2006 годом – на 0,74%. В 2007 году по сравнению с 2005 годом наблюдается более интенсивный рост издержек обращения в общепите (78,4%), издержки обращения в розничной торговле за данный период увеличились всего на 32,7%.
По наиболее крупным подразделениям наблюдается большая нагрузка на продавца, при этом растет производительность и средний уровень оплаты труда.
Состояние основных производственных фондов можно оценить как удовлетворительное, коэффициент годности в 2007 году составляет 67,73 % что несомненно сказывается положительно на эффективности хозяйственной деятельности организации.
Производительность труда на 1 работника выросла, а также выросла и фондовооруженность труда на 17,3 %, фондоотдача выросла на 6,3 %, при этом фондоотдача активной части немного снизилась.
Финансовым результатом хозяйственной деятельности явилась чистая прибыль, однако она снизилась по сравнению с 2006 годом на 1554 тыс.руб.. и составила 1357 тыс.руб. При этом прибыль снижается более быстрыми темпами, чем выручка от реализации продукции и коммерческие расходы. В 2007 году по сравнению с 2006 годом валовая прибыль райпо снизилась и составила 94 % от уровня прошлого года. Снижение чистой прибыли связано с ростом себестоимости на 2332 тыс.руб..
Общественное питание хоть по объемам выручки в 10 раз меньше однако прирост ее за 2 года фактически составил 2 кратный размер, в связи с чем данному направлению стоит уделят внимание.
Производство для Липецкого райпо является новым видом деятельности, однако за короткий срок в 3 года он занимает значительный размер в объемах выручки по Липецкому райпо и составляет в 2007 году сумму 35756 тыс.руб.
Себестоимость имеет постоянную тенденцию к росту. Так наибольший размер приходиться на розничную торговлю, себестоимость по которой в 2007 году составила 91439 тыс.руб..
Наибольший объем прибыли приходиться на торговлю, которая при этом в 2006-2007 году дала значительный прирост результата который в 2007 году составил 28768 тыс.руб. При этом по общественному питанию прибыль составила всего 3831 тыс.руб. Производство в 2006 году дала прибыли в сумме 5009 тыс.руб., но в 2007 г. всего 1443 тыс.руб.
По розничной торговле рентабельность в 2007 году по сравнению с 2006 годом выросла и составила 23,93 %. Что отражает положительные тенденции. А вот по другим видам деятельности данный показатель имеет отрицательные тенденции. Так в общественном питании рентабельность за два года снизилась с 34,05 %, до 31,38 %. Производственная деятельность в Липецком райпо развивается, объемы производства и реализации растут, однако тем роста затрат в 2007 году был на столько значительным, что рентабельность сократилась с 15,44 % до 4,03 %. Что говорит о необходимости уделять этому направлению больше внимания и контролировать объемы производства с необходимым условием роста доходности данного направления деятельности.
Прочие бытовые услугу не смотря на незначительность в объемах деятельности, но при выручке от реализации 2181 тыс.руб., расходы составили всего 554 тыс.руб., то есть прибыль 1627 тыс.руб., что сравнимо с прибылью по хлебозаводу, и соответственно уровень рентабельности составил 74 %. Данный финансовый результат показывает необходимость развития в этом направлении.
Основными направлениями повышения эффективности хозяйственной деятельности могут стать рост объемов розничной торговли, расширение сети общественного питания, развитие прочих бытовых услуг обладающих высоким показателем рентабельности.
В целях совершенствования экономического анализа применяемого в Липецком райпо следует провести следующие мероприятия:
- внедрить системы анализа с применением современных информационных технологий;
- использовать в практике работы планово-экономического отдела проведения факторного анализа товарооборота;
- использовать в прогнозировании и планировании методики определение критического объема продаж с учетом предполагаемых изменений в издержках и доходах, а также построение альтернативных вариантов структуры товарооборота и выбор оптимального соотношения в реализации товаров.
Для повышения эффективности деятельности следует проводить внедрение систем многовариантного планирования и прогнозирования. Так же применение экономико-математических методов в анализе товарооборота приведет к повышению эффективности деятельности.






