Согласно полученным данным, уже сейчас в деятельности страховых организаций достаточно отчетливо проявляется ориентация на различные сегменты рынка потребителей страховых услуг. Большинство страховых компаний нацелено на обслуживание как организаций, так и отдельных граждан, а некоторые из них обслуживают целевые группы клиентов. Так, на страхование только первой категории клиентов ориентировано около 30%, а второй - 12% всех обследованных страховых компаний. Среди юридических лиц основными потребителями страховых услуг являются промышленные предприятия. Большая доля этих услуг приходится на торговые фирмы - 48% и коммерческие банки - 34%. Далее следуют сельскохозяйственные предприятия - 27% и сфера услуг - 25%. Реже встречаются промышленно-финансовые компании - 17%. Наибольшая часть (47%) страховых компаний, работающих с населением, в равной мере ориентирована на все группы граждан. Вместе с тем 14% этих компаний оказывают услуги в основном высокодоходным группам населения. 30% - обслуживают граждан со средним доходом. При этом каждая десятая организация работает с низкодоходными группами населения. По-видимому, их привлекает большой объем соответствующего сегмента рынка и, прежде всего такая группа, как пенсионеры.
|
|
Государственные компании (три четверти) больше других ориентированы на выполнение услуг для всех категорий клиентов. Большинство обследованных государственных компаний (88%) заключило договора и обслуживает клиентов из числа физических лиц. АО открытого типа имеет клиентов как среди госпредприятий, так и среди коммерческих структур. Большая часть АО закрытого типа имеет возможность работать только с ограниченным числом клиентов (до 100 юр. и физ. лиц): госпредприятий (57%) и коммерческих структур (60%). Это относится и к значительной части ТОО (42% и 47% соответственно). Практически ни одна из страховых фирм ТОО не заключила договора с более чем 500 госпредприятиями и коммерческими структурами; в то же время ни одна государственная компания не работает с менее, чем 100 государственными предприятиями.
Современное состояние страхового рынка России
Страховой рынок России переживает фазу глубинных преобразований и выходит на новую ступень своего развития. При всем многообразии изменений, наиболее важные, ведущие к долгосрочным последствиям, происходят в сегменте массового страхования.
Здесь под термином «массовое страхование» следует понимать полный комплекс страхования физических лиц и малого бизнеса от всех рисков. Однако следует отметить, что если решение о страховании физического лица принимается юридическим лицом (за исключением малого бизнеса), то этот договор не относится к сегменту массового страхования.
|
|
Последние годы в России можно определить как период экономической и политической стабилизации в обществе. Социальным следствием и результатом этого стало формирование российского среднего класса со всеми присущими ему поведенческими особенностями. Рост доходов сформировал платежеспособный спрос, представитель среднего класса наделён собственностью в ее многочисленных проявлениях, изменилась структура его расходов. По мере дальнейшего роста благосостояния удовлетворяются все первоочередные потребности, возникает желание защитить появившуюся собственность, свой жизненный уклад. А преодолев порог «страховой бедности» (по различным оценкам - $200-300 в месяц в семье на человека), представитель среднего класса уже имеет возможность оплатить страховую защиту.
Бурный рост автомобилизации привел к резкому росту числа дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий. Риски на дорогах возросли. Обострилась сложнейшая проблема гарантированного возмещения ущерба, нанесенного транспортными средствами третьим лицам. Согласно этой логике, при всех случайностях нашей политической жизни, появление закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств абсолютно закономерно.
Для выявления текущего состояния страхового рынка проанализируем структуру страховщиков в России. Она представлена следующим образом: Кэптивные страховщики, входящие в Ассоциацию страховщиков топливноэнергетического комплекса ("Лукойл", "ЮКОС-Гарант", "Нефтеполис", "Сургутнефтегаз", "Чулпан" и др.), совокупные премии которых составляют почти треть суммарных показателей всех российских страховщиков; страховые компании, обслуживающие предприятия металлургии и машиностроения ("Интеррос-Согласие”, "РСЦ", "Геополис"); страховщики-универсалы, осуществляющие комплексное страхование юридических лиц ("СОГАЗ", "Лукойл", "Ингосстрах", "Энер-гогараит", "Ресо-Гарантия"); по страхованию ответственности при эксплуатации опасных производств ("Интеррос-Согласие” “Лукойл","Энергогарант"); ядерный пул, в рамках которого работают восемь компаний (инициатор "МАКС"); льготное страхование жилья ("макс"). "Национальная страховая группа"; компании, проводящие обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел учреждений уголовно-исправительной системы, федеральных органов налоговой полиции и ряда других министерств и ведомств ("Военно-страховая компания"); компании, специализирующиеся на добровольном медицинском страховании (РОСНО, "Ресо-Гарантия", "МАКС", "Ингосстрах", "Медведь ЛК"); страхование от несчастных случаев ("Росгосстрах". "Ингосстрах", "РОСНО", "ПСК", "Национальная страховая группа"); страхование автотранспорта ("Ингосстрах", "РОСНО", "РЕСО-Гарантия, "Спасские ворота"); страхование воздушного и водного транспорта ("Ингосстрах", "ВЕСТа", "Москва", "Авикос", "АФЕС"); страхование грузов ("Ин-гострах", "Интеррос-Согласие", "ЮКОС-Гарант", "РОСНО", "ПСК"), страхование имущества юридических лиц ("Интеррос-Согласие", "Энергогарант", "Спасские ворота", "Ингострах", "РОСНО"); страхование строений и имущества физических лиц ("РОСНО", "ПСК", "РЕСО-Гарантия", "Стандарт-Резерв", "Защита жизни"). Как следует из приведенного перечня, существует ряд универсальных компаний, в частности "Ингосстрах", лидирующих в большинстве проводимых видов страхования.
|
|
В целом потенциал страховщиков растет, и это отрадный факт, хотя в перспективе ожидать значительного прироста не приходится. Страховые рынки крупных городов практически разделены между страховщиками. Так, московский и петербургский рынок уже насыщены до предела. Однако ситуация в Санкт-Петербуре отличается от общероссийской, т.к. там обосновались в основном иностранные компании. Главный игрок на рынке Северо-Западного региона компания "AlteLeiptziger", которая посредством приобретения ею "Руси" захватила около 60% местного рынка. И если осуществятся планы немецкой страховой компании "Hermes", которая намеревается начать работу в Санкт-Петербурге в ближайшее время, то Северо-Западный регион можно будет считать мини-моделью России, времен открытия российского рынка западным компаниям в результате вступления страны в ВТО.
Относительно других регионов можно сказать, что страховщики в этих регионах в большой степени связаны с ТЭКом, тем более что помимо страхования самого топливно-энергетического комплекса эти компании все шире развивают традиционно ориентированные виды страхования, в том числе физических лиц (например, СК "Сургутнефтегаз"). У подобных компаний прогноз развития весьма хорош.11
Новый импульс развитию страхования дала и другая недавно сформировавшаяся отличительная черта среднего класса - готовность жить в кредит. Развитие массового страхования приводит к знаковым изменениям в конкурентной среде страховой отрасли. Уже сейчас можно с полной уверенностью говорить, что российское массовое страхование развивается в конкурентной рыночной среде. Проникновение конкуренции осуществляется одновременно с развитием массовости - и касается прежде всего автострахования, т.к это наиболее конкурентный сегмент рынка (это выражается в выравнивании тарифов, шлифовке условий страхования и в многообразии сопутствующих услуг).
|
|
Таким образом, при всей своей случайности, неоднозначности и проблемности, рынок страхования в России к настоящему моменту появился, и оформилась его первичная инфраструктура. При этом вектор развития массового страхования определяет его главный потенциальный потребитель - средний класс.
В перспективе, развитие массового страхования приведет к важнейшим преобразованиям в страховой отрасли - концентрации, увеличению капитализации его участников. В средне- и долгосрочной перспективе, при условии государственной поддержки развитие массового страхования приведет к вовлечению в хозяйственный оборот значительной части частных сбережений. В результате, становится очевидно, что развитие массового страхования в перспективе ускорит динамику целого ряда других отраслей экономики РФ.
Таким образом, уже в обозримой перспективе в условиях экономической и политической стабильности, страховая отрасль займет достойное место в национальной экономике.10
Но есть и другая сторона. Страхование как важный элемент современного образа жизни ещё не стало фактором обеспечения устойчивости бизнеса и уверенности общества в завтрашнем дне. Объём страховых операций продолжает оставаться мизерным и охватывает лишь 5— 10% всех доступных страхованию рисков против 90—95% в большинстве развитых стран; 90% собственности предприятий не обеспечено должной страховой защитой.
Более 86% страховых взносов собирается в Москве и Центральном федеральном округе, что свидетельствует об огромном отставании регионального рынка. О сельском страховом рынке пока говорить вообще не приходится. Реальное долгосрочное страхование жизни, пенсионное страхование, страхование предпринимательских рисков не развито.
В целом надо признать, что страховой рынок России и её регионов, включая Москву, развивается в значительной степени стихийно и весьма специфически в силу ряда объективных и субъективных причин, К ним, прежде всего, относятся:
ü несогласованность действий страховщиков, превалирование в их деятельности борьбы за рынок вместо его совместной организации и расширения, интересы узкого бизнеса конкретной компании заслоняют необходимость параллельных и адекватных консолидаци-онных процессов;
ü неэффективная система управления страхованием со стороны государства и региональных органов власти, недооценка центральными и региональными властями огромного потенциала страхования, неразвитая и во многом противоречивая правовая база страхования в России;
ü объединения страховщиков пока не востребованы в полной мере, ведущие страховые компании решают проблемы взятками чиновникам, а не через свои профессиональные объединения;11