Основные потребители страховых услуг в Российской Федерации

    Согласно полученным данным, уже сейчас в деятель­ности страховых организаций достаточно отчетливо прояв­ляется ориентация на различные сегменты рынка потреби­телей страховых услуг. Большинство страховых компаний нацелено на обслуживание как организаций, так и отдель­ных граждан, а некоторые из них обслуживают целевые группы клиентов. Так, на страхование только первой кате­гории клиентов ориентировано около 30%, а второй - 12% всех обследованных страховых компаний. Среди юридических лиц основными потребителями страховых услуг являются промышленные предприятия. Боль­шая доля этих услуг приходится на торговые фирмы - 48% и коммерческие банки - 34%. Далее следуют сельскохозяй­ственные предприятия - 27% и сфера услуг - 25%. Реже встречаются промышленно-финансовые компании - 17%. Наибольшая часть (47%) страховых компаний, работающих с населением, в равной мере ориентирована на все группы граждан. Вместе с тем 14% этих компаний оказывают услуги в основном высокодоходным группам населения. 30% - об­служивают граждан со средним доходом. При этом каждая десятая организация работает с низкодоходными группами населения. По-видимому, их привлекает большой объем со­ответствующего сегмента рынка и, прежде всего такая груп­па, как пенсионеры.

    Государственные компании (три четверти) больше дру­гих ориентированы на выполнение услуг для всех категорий клиентов. Большинство обследованных государ­ственных компаний (88%) заключило договора и обслужи­вает клиентов из числа физических лиц. АО открытого типа имеет клиентов как среди госпредприятий, так и среди коммерческих структур. Большая часть АО закрытого типа имеет возможность работать только с ограниченным числом клиентов (до 100 юр. и физ. лиц): госпред­приятий (57%) и коммерческих структур (60%). Это отно­сится и к значительной части ТОО (42% и 47% соответ­ственно). Практически ни одна из страховых фирм ТОО не заключила договора с более чем 500 госпредприятиями и коммерческими структурами; в то же время ни одна госу­дарственная компания не работает с менее, чем 100 государ­ственными предприятиями.

Современное состояние страхового рынка России

 

Страховой рынок России переживает фазу глубинных преобразований и выходит на новую ступень своего развития. При всем многообразии изменений, наиболее важные, ведущие к долгосрочным последствиям, происходят в сегменте массового страхования.

Здесь под термином «массовое страхование» следует понимать полный комплекс страхования физических лиц и малого бизнеса от всех рисков. Однако следует отметить, что если решение о страховании физического лица принимается юридическим лицом (за исключением малого бизнеса), то этот договор не относится к сегменту массового страхования.

Последние годы в России можно определить как период экономической и политической стабилизации в обществе. Социальным следствием и результатом этого стало формирование российского среднего класса со всеми присущими ему поведенческими особенностями. Рост доходов сформировал платежеспособный спрос, представитель среднего класса наделён собственностью в ее многочисленных проявлениях, изменилась структура его расходов. По мере дальнейшего роста благосостояния удовлетворяются все первоочередные потребности, возникает желание защитить появившуюся собственность, свой жизненный уклад. А преодолев порог «страховой бедности» (по различным оценкам - $200-300 в месяц в семье на человека), представитель среднего класса уже имеет возможность оплатить страховую защиту.

Бурный рост автомобилизации привел к резкому росту числа дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий. Риски на дорогах возросли. Обострилась сложнейшая проблема гарантированного возмещения ущерба, нанесенного транспортными средствами третьим лицам. Согласно этой логике, при всех случайностях нашей политической жизни, появление закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств абсолютно закономерно.

Для выявления текущего состояния страхового рынка проанализируем структуру страховщиков в России. Она представлена следующим образом: Кэптивные страховщи­ки, входящие в Ассоциацию страховщиков топливноэнерге­тического комплекса ("Лукойл", "ЮКОС-Гарант", "Нефтеполис", "Сургутнефтегаз", "Чулпан" и др.), совокупные премии которых составляют почти треть суммарных показа­телей всех российских страховщиков; страховые компании, обслуживающие предприятия металлургии и машиностроения ("Интеррос-Согласие”, "РСЦ", "Геополис"); страховщики-универсалы, осуществляющие комплексное страхование юридических лиц ("СОГАЗ", "Лукойл", "Ингосстрах", "Энер-гогараит", "Ресо-Гарантия"); по страхованию ответственности при эксплуатации опасных производств ("Ин­террос-Согласие” “Лукойл","Энергогарант"); ядерный пул, в рамках которого работают восемь компаний (инициатор "МАКС"); льготное страхование жилья ("макс"). "Нацио­нальная страховая группа"; компании, проводящие обязатель­ное государственное страхование жизни и здоровья военнос­лужащих, сотрудников органов внутренних дел учреждений уголовно-исправительной системы, федеральных органов налоговой полиции и ряда других министерств и ведомств ("Военно-страховая компания"); компании, специализирую­щиеся на добровольном медицинском страховании (РОСНО, "Ресо-Гарантия", "МАКС", "Ингосстрах", "Медведь ЛК"); страхование от несчастных случаев ("Росгосстрах". "Ингос­страх", "РОСНО", "ПСК", "Национальная страховая груп­па"); страхование автотранспорта ("Ингосстрах", "РОС­НО", "РЕСО-Гарантия, "Спасские ворота"); страхование воздушного и водного транспорта ("Ингосстрах", "ВЕСТа", "Москва", "Авикос", "АФЕС"); страхование грузов ("Ин-гострах", "Интеррос-Согласие", "ЮКОС-Гарант", "РОС­НО", "ПСК"), страхование имущества юридических лиц ("Интеррос-Согласие", "Энергогарант", "Спасские ворота", "Ингострах", "РОСНО"); страхование строений и имуще­ства физических лиц ("РОСНО", "ПСК", "РЕСО-Гаран­тия", "Стандарт-Резерв", "Защита жизни"). Как следует из приведенного перечня, существует ряд универсальных ком­паний, в частности "Ингосстрах", лидирующих в большин­стве проводимых видов страхования.

В целом потенциал страховщиков растет, и это отрад­ный факт, хотя в перспективе ожидать значительного при­роста не приходится. Страховые рынки крупных городов практически разделены между страховщиками. Так, московский и петербургский рынок уже насыщены до предела. Од­нако ситуация в Санкт-Петербуре отличается от общерос­сийской, т.к. там обосновались в основном иностранные компании. Главный игрок на рынке Северо-Западного реги­она компания "AlteLeiptziger", которая посредством приоб­ретения ею "Руси" захватила около 60% местного рынка. И если осуществятся планы немецкой страховой компании "Hermes", которая намеревается начать работу в Санкт-Пе­тербурге в ближайшее время, то Северо-Западный регион можно будет считать мини-моделью России, времен откры­тия российского рынка западным компаниям в результате вступления страны в ВТО.

Относительно других регионов можно сказать, что стра­ховщики в этих регионах в большой степени связаны с ТЭ­Ком, тем более что помимо страхования самого топливно-энергетического комплекса эти компании все шире развивают традиционно ориентированные виды страхования, в том чис­ле физических лиц (например, СК "Сургутнефтегаз"). У по­добных компаний прогноз развития весьма хорош.11

Новый импульс развитию страхования дала и другая недавно сформировавшаяся отличительная черта среднего класса - готовность жить в кредит. Развитие массового страхования приводит к знаковым изменениям в конкурентной среде страховой отрасли. Уже сейчас можно с полной уверенностью говорить, что российское массовое страхование развивается в конкурентной рыночной среде. Проникновение конкуренции осуществляется одновременно с развитием массовости - и касается прежде всего автострахования, т.к это наиболее конкурентный сегмент рынка (это выражается в выравнивании тарифов, шлифовке условий страхования и в многообразии сопутствующих услуг).

Таким образом, при всей своей случайности, неоднозначности и проблемности, рынок страхования в России к настоящему моменту появился, и оформилась его первичная инфраструктура. При этом вектор развития массового страхования определяет его главный потенциальный потребитель - средний класс.

В перспективе, развитие массового страхования приведет к важнейшим преобразованиям в страховой отрасли - концентрации, увеличению капитализации его участников. В средне- и долгосрочной перспективе, при условии государственной поддержки развитие массового страхования приведет к вовлечению в хозяйственный оборот значительной части частных сбережений. В результате, становится очевидно, что развитие массового страхования в перспективе ускорит динамику целого ряда других отраслей экономики РФ.

Таким образом, уже в обозримой перспективе в условиях экономической и политической стабильности, страховая отрасль займет достойное место в национальной экономике.10

Но есть и другая сторона. Страхование как важный элемент современного образа жизни ещё не стало фак­тором обеспечения устойчивости бизнеса и уверенности общества в завтрашнем дне. Объём страховых операций продолжает оставаться мизерным и охватывает лишь 5— 10% всех доступных страхованию рисков против 90—95% в большинстве развитых стран; 90% собственности пред­приятий не обеспечено должной страховой защитой.

Более 86% страховых взносов собирается в Москве и Центральном федеральном округе, что свидетель­ствует об огромном отставании регионального рынка. О сельском страховом рынке пока говорить вообще не приходится. Реальное долгосрочное страхование жиз­ни, пенсионное страхование, страхование предприни­мательских рисков не развито.

В целом надо признать, что страховой рынок Рос­сии и её регионов, включая Москву, развивается в зна­чительной степени стихийно и весьма специфически в силу ряда объективных и субъективных причин, К ним, прежде всего, относятся:

ü несогласованность действий страховщиков, превали­рование в их деятельности борьбы за рынок вместо его совместной организации и расширения, интересы узкого бизнеса конкретной компании заслоняют не­обходимость параллельных и адекватных консолидаци-онных процессов;

ü неэффективная система управления страхованием со стороны государства и региональных органов власти, недо­оценка центральными и региональными властями огром­ного потенциала страхования, неразвитая и во многом противоречивая правовая база страхования в России;

ü объединения страховщиков пока не востребованы в полной мере, ведущие страховые компании решают проблемы взятками чиновникам, а не через свои про­фессиональные объединения;11

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: