Классификация международных стандартов аудита

Введение

 

Разработкой, внедрением и продвижением международных стандартов аудита непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) – международное объединение бухгалтерской профессии. Целью Федерации является развитие и совершенствование бухгалтерской профессии, что позволит ей оказывать услуги на высоком качественном уровне в интересах всего общества. В настоящее время в ее состав входят 153 профессиональных организаций бухгалтеров из 113 стран, в том числе и России, представляющих более двух миллионов бухгалтеров, занимающихся частной практикой, преподаванием, состоящих на государственной службе, занятых в промышленности и торговле.

Международная федерация бухгалтеров и крупнейшие международные компании выступили с новой инициативой, направленной на повышение качества международных стандартов аудита и финансовой отчетности во всем мире, что позволит защитить интересы международных инвесторов и будет способствовать более активному перемещению капитала между странами. В соответствии с данной инициативой планируется создать новое объединение фирм под эгидой Международной федерации бухгалтеров, которое совместно с Федерацией будет разрабатывать международные стандарты аудита и бухучета и оказывать содействие в их внедрении в практику. Кроме того, предлагается установить систему независимого контроля за деятельностью МФБ в сфере защиты интересов общества.

В объединение фирм под эгидой МФБ может вступить любая компания, клиентами которой являются транснациональные корпорации, при этом компания должна соблюдать жесткие требования в отношении качества, в том числе:

– руководствоваться Международными стандартами аудита и Кодексом этики МФБ при проведении аудиторских проверок;

– обеспечивать наличие эффективной системы внутреннего контроля, в том числе анализ организации работы внутри фирмы;

– проводить обучение в области международных стандартов аудита и бухучета, в том числе в сфере Кодекса этики;

– не препятствовать внешним аудиторам проводить регулярные проверки качества своей деятельности;

– оказывать содействие в становлении профессиональных объединений и внедрении международных стандартов аудита и учета в развивающихся странах.

 

 



Назначение международных стандартов аудита

 

Аудиторские стандарты документы, формулирующие единые базовые требования и общие подходы к проведению аудита.

На основе стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а так же единые требования для проведения экзаменов. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудитора.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудитора, вопросы методологии, а так же основные принципы, которым должны следовать все представители этой профессии.

Соблюдение аудиторских стандартов позволяет обеспечить определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. Если аудитор допускает отступление от них, то он должен объяснить причину этого.

Назначение стандартов:

1) обеспечивают высокое качество аудит проверки.

2) содействуют внедрению в аудит практику новых научных достижений.

3) помогают пользователям понять процесс аудита.

4) повышают общественный имидж профессии аудитора.

5) устраняют излишний контроль со стороны государства.

6) помогают аудиторам вести переговоры с клиентом.

7) обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

Аудиторские стандарты должны удовлетворять изменениям экономических условий. В соответствии с этими изменениями стандарты подлежат периодическому пересмотру.

В настоящее время существуют аудиторские стандарты нескольких уровней:

• международные;

• национальные;

• внутренние (стандарты общественных аудиторских организаций и стандарты аудиторских фирм – внутрифирменные стандарты)

Международные стандарты аудита (МСА) призваны унифицировать подход к аудиту в международном масштабе и содействовать развитию аудита в странах, где уровень профессионализма ниже общемирового.

 

Классификация международных стандартов аудита

 

В наст время действуют 49 стандартов, поделенных на 10 групп:

1. «вводные замечания» – содержат 3 стандарта, которые определяют юридический статус МСА, содержат перечень терминов, описывают структуру МСА и приводят классификацию сопутствующих услуг.

100 – предисловие к МСА и сопутствующих услуг.

110 – глоссарий (перечень терминов).

120 – концептуальная основа МСА.

2. «обязательства» – 7 стандартов, определяющих цели и основные принципы аудита, вопросы ответственности аудита и аудируемых лиц, решают вопросы, связанные с контролем качества работы аудиторов, формой и содержанием рабочей документации, определяют понятия «мошенничество» и «ошибка».

200 – цели и общие принципы аудита финансовой отчетности.

210 – договоренности об аудите.

220 – контроль качества работы аудиторов.

230 – документация.

240 – мошенничество и ошибка.

250 – учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности.

260 – сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями

3. «планирование» – 3 стандарта описывают процесс планирования аудиторских проверок, вопросы понимания аудитором бизнеса клиента, дается трактовка концепции существенности в аудите.

300 – планирование.

310 – знание бизнеса.

320 – существенность в аудите.

В МСА «Планирование» говорится, что аудитор должен планировать свою работу с целью эффективного проведения аудита.

План проведения аудита должен быть составлен так, чтобы охватывать следующие вопросы:

– приобретение достаточных знаний о бизнесе клиента и достаточного понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

– оценку уровня аудиторского риска, который включает в себя риск возникновения существенных искажений (неотъемлемый риск), риск того, что система внутреннего контроля клиента не предотвратит или не выявит искажений (риск системы внутреннего контроля), и риск того, что любые оставшиеся существенные искажения не будут выявлены аудитором (риск необнаружения);

– определение и программирование характера, сроков и масштаба аудиторских процедур;

– рассмотрение допущения о непрерывности деятельности банка, касающегося возможности субъекта продолжать свою деятельность в обозримом будущем, обычно в течение периода, не превышающего одного года после даты составления баланса.

В ходе аудиторской проверки планы следует разрабатывать более детально и пересматривать, если возникает необходимость. МСА 300 «Планирование» подробно описывает этот принцип в основном в контексте последующих аудиторских проверок.

В процессе планирования необходимо рассмотреть множество аспектов, для того чтобы разработать и оформить документально общий план аудита, оценить предполагаемый масштаб и порядок аудиторских действий, составить программу аудита, определить характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, а также обеспечить порядок рабочих взаимоотношений с клиентом. Экономическом субъекте, достаточных с позиций разумной уверенности, для возможностях аудита в данных обстоятельствах, а также знаний об процесс накопления, анализа и подтверждения информации о целях и планирования. Такой подход подразумевает планомерный, документальный эффективности аудита необходим системный подход к организации. Учитывая сложность и значение этих действий для повышения принятия своевременных решений.

Системный подход к планированию аудита предполагает ряд действий, описывающих методику формирования задания по сбору и оформлению информации об экономическом субъекте, необходимую для принятия дальнейших решений.

4. «средства (система) внутреннего контроля» – 3 стандарта, описывают процессы оценки аудит риска и систем внутреннего контроля клиента, в том числе при использовании клиентом компьютерных информационных систем, а также если бухучет клиента ведется сервисными организациями (бух. и аудиторскими фирмами).

400 – оценка рисков и систем внутреннего контроля.

401 – аудит в условиях компьютерных и информационных систем (КИС)

402 – аудит клиентов, пользующихся услугами сервисными организациями

5. «аудиторские доказательства» – 11 стандартов, определяют процесс сбора аудит доказательств в различных ситуациях, раскрывает содержание и характер аналитических процедур, выборочных проверок.

500 – аудиторские доказательства.

501 – аудиторские доказательства – дополнительных рассмотрение специальных статей.

505 – внешние подтверждения.

510 – первая аудиторская проверка – начальное сальдо.

520 – аналитические процедуры.

530 – аудиторская выборка и другие процедуры выборочной проверки.

540 – аудит оценочных значений.

550 – связанные стороны.

560 – последующие события.

570 – допущения о непрерывности деятельности предприятий.

580 – заявление руководства.

МСА 520 отмечает целесообразность применения в ходе аудита процедур, включающих: сопоставление показателей текущего и предыдущего периодов; сравнение фактических показателей с прогнозировавшимися; оценку показателей проверяемой компании в контексте отраслевой статистики; рассмотрение взаимосвязей между финансовыми показателями текущего периода, а также между финансовой и иной информацией (например, между расходами на оплату труда и численностью работников).

6. «использование работы третьих лиц» – 3 стандарта, описывают процессы использования в ходе аудиторских проверок работы других независимых аудиторов, внутренних аудиторов клиента, экспертов и специалистов в различных областях.

600 – использование работы другого аудитора.

610 – рассмотрение работы внутреннего аудитора.

620 – использование работы экспертов.

В МСА 600 «Использование результатов работы другого аудитора» приводятся необходимые понятия и рекомендации по использованию работы аудиторов компонентов (подразделений, филиалов и др.).

Главный аудитор – это аудитор, отвечающий за подготовку заключения по финансовой отчетности субъекта в случае, когда такая отчетность включает информацию по компонентам, проверяемым другим аудитором.

Другой аудитор – это лицо, проверяющее финансовую информацию, представленную компонентами и включенную в финансовую отчетность субъекта. Этот аудитор несет ответственность за подготовку заключения по финансовой информации компонента, включенной в отчетность, проверяемую главным аудитором.

Аудитор должен определить, может ли он действовать в качестве главного аудитора. Для этого рассматриваются:

• значимость проверяемой им части финансовой отчетности;

• его знания о деятельности компонентов;

• риск искажений в отчетности компонентов, проверяемых другим аудитором;

• объем дополнительных процедур, предписанных МСА в отношении компонентов.

Главный аудитор должен проанализировать профессиональную компетентность другого аудитора в контексте конкретного задания следующим путем:

– использовать знания, приобретенные в процессе совместного с другим аудитором членства в профессиональных организациях;

– использовать опыт совместной работы с другим аудитором;

– обратиться в профессиональную организацию, членом которой является другой аудитор;

– опросить лиц, имеющих опыт работы с другим аудитором;

– лично пообщаться с другим аудитором.

Главный аудитор должен проинформировать другого аудитора:

• о требовании независимости в отношении субъекта и компонента;

• о требованиях учета, аудита и отчетности;

• об использовании результатов его работы и координации их совместной деятельности на начальном этапе аудита.

По поводу первых двух требований необходимо получить от другого аудитора письменные заявления, подтверждающие их соблюдение.

Главный аудитор может обсудить с другим аудитором применяемые обеими сторонами процедуры и ознакомиться с его рабочими документами. Без этих действий можно обойтись, если у главного аудитора будут доказательства того, что другой аудитор в своей работе придерживается приемлемой политики и процедур контроля качества работы.

Главный аудитор должен принять во внимание значимые результаты работы другого аудитора. Аспекты, влияющие на финансовую информацию компонента, можно обсудить с другим аудитором и руководством компонента. Главный аудитор может принять решение о проведении дополнительной проверки информации подразделения; при этом он решает, выполнит ли проверку самостоятельно или поручит ее аудитору компонента.

В рабочих документах главный аудитор указывает компоненты, информация которых была проверена другими аудиторами, имена других аудиторов, проведенные процедуры по отношению к их работе и выводы. Если аудитор компонента модифицирует заключение, то главный аудитор должен решить, значимы ли оговорки другого аудитора для отчетности субъекта. Другой аудитор должен сотрудничать с главным аудитором.

Если главный аудитор приходит к выводу о том, что работу другого аудитора нельзя использовать, а сам не может выполнить достаточные процедуры в отношении информации компонентов, то он должен выразить условно-положительное мнение или отказаться от выражения мнения.

Национальные правила некоторых стран позволяют главному аудитору, не проводя дополнительных процедур, формировать мнение исключительно на основе отчетов других аудиторов по компонентам. Тогда в заключении главного аудитора этот факт должен быть указан.

7. «аудиторские выводы и отчеты» – 3 стандарта, дающих рекомендации по форме и содержанию аудиторских заключений, составления отчетов аудиторов, порядок включения в эти отчеты дополнительной информации.

700 – аудит заключение по финансовой отчетности.

710 – сопоставимые значения.

720 – прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность.

МСА 720 вменяет аудиторам в обязанность ознакомиться с прочими документами, публикуемыми клиентом вместе с финансовой отчетностью. Примерами таких документов являются отчет руководства или Совета директоров, финансовый обзор и т.д. При наличии значительных расхождений МСА обязывает аудиторов обсудить с клиентом вопрос об устранении противоречий, а в качестве крайней меры рекомендует аудиторам обратиться за юридической помощью.

Международным стандартом аудита (МСА) 720 «Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность» регулируется порядок рассмотрения аудитором прочей информации в документах, содержащих подтвержденную аудитором финансовую отчетность.

МСА 720 применяется в отношении годового отчета проверяемых организаций, но может применяться и в отношении других документов, содержащих подтвержденную аудитором финансовую отчетность, например проспектов эмиссии ценных бумаг.

В обязанности аудитора в соответствии с договором на проведение аудита финансовой отчетности обычно не входят проверка и подтверждение прочей информации, которую публикуют вместе с финансовой отчетностью организации. Тем не менее согласно МСА 720 аудитор должен ознакомиться с прочей информацией, чтобы выявить возможные существенные несоответствия по сравнению с подтвержденной финансовой отчетностью. Существенное несоответствие означает, что прочая информация противоречит данным финансовой отчетности, проверенной аудитором. Такое противоречие может либо поставить под сомнение выводы относительно финансовой отчетности, сделанные на основе ранее полученных аудиторских доказательств, либо свидетельствовать о необходимости корректировки прочей информации.

Прочая информация, содержащаяся в проспектах эмиссии ценных бумаг, также должна проверяться аудитором на предмет того, не противоречит ли она финансовой отчетности.

Аудитор должен получить своевременный доступ к прочей информации, публикуемой вместе с годовой отчетностью. Поэтому аудитору желательно достигнуть договоренности с клиентом о получении данной информации до составления аудиторского заключения.

Если аудитор не получил доступ к прочей информации до составления аудиторского заключения, он должен ознакомиться с ней при первой же возможности.

Если аудитор выявил существенные несоответствия между прочей информацией и финансовой отчетностью, он должен определить, в какой документ необходимо внести поправки: в финансовую отчетность или в прочую информацию.

Если, по мнению аудитора, необходимо скорректировать финансовую отчетность, он должен предложить руководству проверяемой организации внести соответствующие изменения. Если руководство отказывается их вносить, аудитор в зависимости от характера искажений финансовой отчетности должен сформировать условно-положительное или отрицательное аудиторское заключение. В случае, когда в финансовую отчетность вносятся необходимые корректировки, аудитор должен провести проверку новой финансовой отчетности или внесенных корректировок.

Если существенные несоответствия между прочей информацией и финансовой отчетностью выявлены аудитором после даты аудиторского заключения и, по его мнению, следует вносить изменения в финансовую отчетность, он должен действовать в порядке, изложенном в МСА 560 «Последующие события», а также в правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Дата подписания аудиторского заключения и отражение в ним событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности».

В том случае, когда выявлены существенные несоответствия между прочей информацией и финансовой отчетностью и, по мнению аудитора, необходимо корректировать прочую информацию, аудитор должен предложить руководству проверяемой организации внести изменения в прочую информацию. Если руководство проверяемой организации соглашается с аудитором и вносит необходимые изменения в прочую информацию, аудитор должен изучить новую версию прочей информации или внесенные корректировки, дабы выяснить, не противоречат ли они финансовой отчетности. Если руководство проверяемой организации отказывается вносить необходимые изменения в прочую информацию, аудитор должен внести в аудиторское заключение пояснительный абзац с описанием существенного несоответствия прочей информации и данных финансовой отчетности.

8. «специализированные области аудита» – 2 стандарта, определяют действия аудитора при составлении отчетов по специальным аудит заданиям, а также при изучении прогнозируемой аудит информации.

800 – отчет аудитора по специальным аудит заданиям.

810 – проверка прогнозной финансовой информации.

9. «сопутствующие услуги» – 3 стандарта, является руководством для аудиторов при оказании сопутствующих услуг: общим проверкам финансовой отчетности, выполнению согласованных процедур, компиляции (подготовке) финансовой отчетности.

910 – задание по обзору финансовой информации.

920 – выполнение согласованных процедур

930 – задание по подготовке финансовой информации.

10. «положения по международной практике аудита» – 11 стандартов, раскрываются особенности аудита международных банков, а также особенности аудита в случае применения клиентами компьютерных информационных систем. В этой группе также решаются различные вопросы о проведении аудит проверок: общение с руководством клиента, аудит малых предприятий и др.

1000 – процедуры межбанковского подтверждения.

1001 – использование среды КИС – автономных компьютеров.

1002 – использование среды КИС – интерактивных компьютерных систем (on line).

1003 – использование среды КИС – систем баз данных.

1004 – взаимодействие государственных инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов.

1005 – особенности аудита малых предприятий.

1006 – аудит международных коммерческих банков.

1007 – общение с руководством клиента.

1008 – оценка рисков и системы внутреннего контроля в системах КИС и связанные с ними вопросы.

1009 – аудит с применением компьютеров.

1010 – учет экологических вопросов при аудите.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: