Определять общие цели и желаемые результаты обсуждения

Пример микросценария.

(5 кл. История. Первобытные люди. Роль огня в жизни людей) Вам случалось ходить в походы, отдыхать на природе. Давайте с учетом вашего опыта обсудим вопрос о том, как изменилась жизнь человека после овладения огнем.

Определять намерения говорящего.

Определять (предположительно) цели участников будущего обсуждения, их возможные роли в групповом «разделении труда», личные качества и позиции.

Пример микросценария.

 (5 кл. История. Первобытные люди. Роль огня в жизни людей) Распределение ролей: Кто будет вести список выгод, полученных в связи с овладением огнем? Кто будет следить за тем, чтобы уже сказанное не повторялось? И т.д.

3. Планировать свои действия (стратегия) в будущей дискуссии

Пример микросценария.

 (5 кл. История. Первобытные люди. Роль огня в жизни людей) Роль учителя: учителю важно инициировать обсуждение, оставаясь в тени. Лучше назначить кого-то в качестве «жюри» для оценки приводимых примеров использования огня. Учитель «отсутствует» и в случае попытки втянуть его в дискуссию просит обращаться с вопросами к жюри. Он оценивает активность участников и «появляется» только в конце для оценки итогового списка.

4. Придерживаться темы и фокусировать внимание на цели обсуждения

Пример микросценария.

 (5 кл. История. Первобытные люди. Роль огня в жизни людей) Рамки темы: Учитель сообщает жюри, что в его обязанности входит следить за соблюдением рамок темы. Непресеченные жюри попытки уйти от темы (в область рассказа о походе или переключиться на другие способы охоты помимо тех, когда для загона крупного зверя в яму использовался огонь) фиксируются и отмечаются после дискуссии при разборе результатов.

В 5 кл. не рекомендуется пользоваться провокационными приемами (увести тему разговора в сторону, а потом указать классу на неумение держаться темы).

Корректировать цели и предмет обсуждения

Пример микросценария.

 (5 кл. История. Первобытные люди. Роль огня в жизни людей) Корректировка целей: Тема способов добывания огня может вызвать повышенный интерес и увести от разговора о применении огня. Надо показать жюри, как корректно вернуть осуждение в нужное русло. «Хорошо, я понял, о чем речь. Огонь уже есть. Как его будем применять?»

Делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения

Пример микросценария.

 (5 кл. История. Первобытные люди. Роль огня в жизни людей) Обобщение: Жюри может заранее получить рекомендательный список, к которому надо стремиться при обобщении применений огня:

1. Приготовление пищи (включая копчение).

2. Отопление жилища.

3. Защита от хищников.

4. Охота.

5. Расчистка участков для посевов.

6. Приготовление керамики.

7. Гигиена.

8. Другое.

Итог подводится учителем. Не рекомендуется связывать примеры неудачных формулировок с присутствующими. Они обсуждаются без перехода на лица. А удачи надо подкрепить и назвать авторов.

Ограничения на деятельность учителя

Наиболее важным для создания условий формирования коммуникативной компетентности является сочетание двух факторов: 1) учитель постоянно демонстрирует образцы решения коммуникативных задач; 2) учитель постоянно создает ученикам пространство для решения коммуникативных задач.

Первое предполагает, что учитель умеет говорить и много говорит сам, а второе – что учитель умеет молча наблюдать развитие коммуникативного акта. Понятно, что в российской ситуации первоочередной задачей является задача разговорить детей (и создать условия, чтобы замолчал учитель).

 

Риски

Дефицит времени на уроке будет только усиливаться при традиционном подходе. Проблема разработки корректного механизма отказа ученика от части необязательных или вариантных разделов программы не может быть решена, пока мы не научим ребенка корректно обсуждать вопросы в режиме «Это мне нужно, интересно, необходимо, потому что... «Это мне не нужно, неинтересно, неполезно, потому что…». Риск здесь состоит в том, что ребенок может ошибаться и принимать решения, которые отрицательно скажутся на его карьере.

Кроме того, придется работать не с апробированным материалом учебника, а с тем, что выбрали сами дети. Как работать и работать ли на уроке с документами, которые являются подделкой (Протоколы сионских мудрецов), или не выдерживают требований этики и политкорректности (поэзия Баркова, «Майн кампф» Гитлера), не совсем ясно. Действительно, у школы в этой области нет иного опыта, кроме запретительного.

Традиционные формы оценивания достижений учащихся в области компетентности в коммуникации ограничиваются в основном формальной стороной письменной речи.

Пока не разработана «долговременная» форма оценивания эффективности коммуникации с точки зрения достижения реальных целей.

Серьезным фактором, препятствующим развитию коммуникативной компетентности, актуальным для наших, российских условий, является традиция оценивать речевую ошибку (в рамках весьма условных и расплывчатых с научной точки зрения норм) как проступок.

Потребность в самоактуализации в области коммуникации традиционно реализуется в группе социально равных. Как корректировать традиционные социальные ограничения в этой области, также пока не ясно. В этой сфере страх перед независимым и самостоятельным поведением детей связан с представлениями об обязательности ограничений в коммуникации в зависимости от социального статуса говорящего.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: