Диагностика сформированности компетентностей, разработанная в Англии экзаменационным советом Кембриджского и Оксфордского университетов

Материалы по ключевым компетенциям, разработанные в Англии экзаменационным Советом Кембриджского университета предназначены для выпускников школ, школьников и /или сотрудников предприятий, соискателей соответствующего квалификационного сертификата, а также для самодиагностики, самообучения и развития любого желающего.

Материал имеет общую структуру диагностики для всех компетентностей, а также определяет степени освоения или развития соответствующей компетентности. В соответствии с конечной целью – определить степень действительной развитости или сформированности (неразвитости/несформированости) данной компетентности в ситуации естественной жизни, то есть профессиональной деятельности или учения, а не только в ситуации экзамена, соискателю (испытуемому) сначала предлагается (1).ознакомиться с содержанием данной компетенции, (2а). в каких конкретных действиях может проявляться ее сформированность и (2б)какие требования предъявляются к подтверждениям. На этой основе испытуемый (3). проводит наблюдения и протоколирование своих жизненных – профессиональных или учебных – ситуаций, собирает (4). необходимые подтверждения, которые затем и предоставляет аттестационной комиссии.

Например, в первом разделе компетенции решения проблем говорится: 1. Вы должны знать, как работать с соответствующим человеком для того, чтобы убедиться, что Вы четко понимаете поставленную перед Вами проблему. Во втором разделе это описание переводится на операциональный уровень: 2а Вы должны продемонстрировать соответствующему человеку (например, преподавателю), что Вы понимаете поставленную проблему; 2б подтверждение должно показать, что Вы в состоянии убедиться, что Вы четко понимаете поставленную проблему. В следующем разделе описываются возможные жизненные ситуации, в которых может понадобиться данная компетенция решения проблем: (3).у Вас закончились ресурсы, отказало оборудование, Вы помогаете организовать путешествие и т.д.; Вам предлагаются проблемы преподавателем, мастером, наблюдателем или, если Вы сами увидели проблему – сообщите это соответствующему лицу. Подтверждения представляют собой Ваши записи, в которых содержится информация о том, (4). как Вы удостоверились в правильном понимании проблемы. Последнее Вы предоставляете Комиссии.

Кроме этой структуры данные материалы предусматривают пять уровней или степеней овладения компетенциями в зависимости от сложности задач, с которыми сталкивается соискатель. При этом первый уровень является базовым. На нем строится все остальные.

Например, если на первом уровне компетенции решения проблем испытуемому предлагается показать, что он в состоянии убедиться, что правильно понял предлагаемую ему проблему и сделать два предложения по ее решению, то на втором уровне задача усложняется: он должен показать, что в состоянии увидеть проблему (проблемную ситуацию), описать ее основные характеристики и предложить два способа ее решения; на третьем уровне требования значительно повышаются: испытуемый должен показать, что в состоянии изучить комплексную проблему и предложить три способа ее решения; на четвертом уровне испытуемый должен построить стратегию использования компетенции решения проблем и показать, что в состоянии создавать возможности для использования компетенции решения проблем и определять результаты, к которому он стремиться, т.е. он должен показать, какие возможности для развития компетенции решения проблем он видит при различных трудовых или учебных ситуациях, в которые он включен на протяжении, например, трех месяцев. На пятом уровне сложности испытуемый должен показать, что он в состоянии управлять работой группы сотрудников, т.е. занять лидирующую позицию, адоптируя стратегию при необходимости решать по крайней мере две комплексные проблемы и достигнуть при этом необходимого качества результатов. В процессе выполнения от него требуется поддерживать мотивацию сотрудников, установить эффективные отношения, чтобы помочь себе и другим. На этом уровне требуется интеграция и использование других компетенций: коммуникативной и компетенции работы с людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: